УРОК ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ, 7 класс
Тема: Путешествие по Северной Америке
Цель: Закрепить и обобщить знания и умения учащихся по теме.
Формировать умение работать быстро, слаженно; учить логически мыслить.
Развивать познавательный интерес к географии, используя нестандартные формы и методы обучения.
Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи во время групповой работы, экологическое мышление.
Девиз: Играя - проверяем, что умеем и знаем!
Оборудование: физическая карта мира, атласы, контурные карты, раздаточный материал, компьютерные презентации
Ход урока
І. Организационная часть
ІІ. Мотивация учебной деятельности
- Сегодня у нас необычный урок - урок-путешествие.
- Мир - это книга и тот, кто не путешествует, читает только одну страницу.
/ Св. Августин /
- Просто путешествовать - это скучно, а вот путешествовать с целью - это увлекательное и полезно ...
- На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали материк Северную Америку. Познакомились с рельефом, климатом, водами, природными комплексами материка, изучали жизнь и обычаи местного населения.
- Сегодня мы обобщим знания и проверим их прочность, выполнив различные задания.
- Сосредоточьтесь, пожалуйста. Не бойтесь экспериментировать. Используйте все свои знания, которые вы получили в этой теме.
- Будьте доброжелательными, толерантными, помогайте друг другу.
На сегодняшнем уроке принимаются все ответы. Все, что вы скажете, важно.
- Девиз урока: Играя проверяем, что умеем и знаем!
На шаре воздушном в компании дружной
Мы долго летели к Америке Южной,
Но ветер сменил направленье и, вмиг,
Отнес нас совсем на другой материк.
В Америке Северной – штат Аризона –
Индейцы по прериям гонят бизонов.
Охота в разгаре. Охота кипит!..
Но что это?.. Что это?!. Шар наш пробит!..
Мы падаем... на спины бедных бизонов
И скачем на них через штат Аризона.
Индейцы – за нами по прерии мчат,
Кидают в нас копья и громко кричат.
Мы дальше несемся... по штату Невада,...
По городу мчимся,... летим к водопаду...
Напрасно держать нас, напрасно ловить –
Ничто уж не может нас остановить!..
Вот мы у обрыва, где, мощной волною,
Срывается вниз Ниагара стеною...
От брызг водопада не видно ни зги...
Уже окружают нас злые враги...
Но мы не привыкли сдаваться без боя! –
Быков укрощаем не хуже ковбоев!
И слышим мы сквозь оглушительный шум:
– Держитесь, друзья!.. Я на помощь спешу!..
Я рядом, ребята!.. Ответьте мне, где вы?!
Сейчас я устрою такое родео,
Что эти индейцы, почувствовав страх,
Попрячутся, мигом, в соседних кустах!.. –
Потом мы с вождем «трубку мира» курили,
И с ним... по-индейски мы поговорили,
И вместе решили, что нужно дружить,
Не драться, и в мире с соседями жить.
ІІІ. Обобщение знаний, умений, навыков
1. Конкурс «Географическая разминка»
- Крупнейший на Земле остров (Гренландия)
- «Страна агавы» (Мексика)
- Крупнейшая река, впадающая в Мексиканский залив (Миссисипи)
- Северный олень, обитатель североамериканской тундры (карибу)
- Самая высокая точка Аппалачей (Митчелл)
- Река, на которой находится всемирно известный водопад (Ниагара)
- Озеро в северной части материка, название которого на языке индейцев означает «вода» (Виннипег)
- Самая высокая вершина Кордильер (Мак-Кинли)
- Залив, в котором бывают приливы до 18 м (Фанди)
- Самое большое по площади озеро Северной Америки (Верхнее).
- Самая большая по площади страна Северной Америки (Канада).
- Река, которая известна своим каньоном (Колорадо).
- Самый известный национальный природный парк Северной Америки (Йеллоустонский).
- В бассейне какой реки открытия месторождений золота вызвало в конце XIX в. «Золотую лихорадку»? (Юкон).
- Какие три североамериканские рекорды принадлежат Долине Смерти? (Самое низкое, самое жаркое и сухое место на материке).
- Какая североамериканская страна дважды принимала чемпионат мира по футболу? (Мексика).
2. Тестовое задание «Начало путешествия»
- Выпишите цифры верных высказываний. Кто быстрее?
1. Северная Америка омывается водами всех океанов.
2. Большая часть материка расположена в тропическом и субэкваториальном поясах.
3. Аппалачи - молодые горы, в которых продолжается горообразование.
4. Самая высокая точка Кордильер - г. Мак-Кинли.
5. Север материка расположен в арктическом климатическом поясе.
6. Полуостров Калифорния лежит в области субтропического сухого климата.
7. На полуострове Аляска выпадает больше осадков, чем на Лабрадоре.
8. Река Ниагара соединяет озера Эри и Онтарио.
9. Самое большое озеро в группе Великих озер - Атабаска.
10. Прерии - это степи в Северной Америке.
(4, 5, 7, 8, 10)
3. Конкурс «Из записок барона Мюнхаузена»
- Необходимо найти ошибки. Поскольку барон - известный фантазер, то многое в его рассказах не соответствует действительности.
- «Я решил пересечь Северную Америку по 40-й параллели с востока на запад. Сначала на моем пути встретились самые высокие горы Северной Америки Аппалачи. Далее мой путь пролегал через Центральные равнины. На лодке спустился по реке Маккензи до места ее впадения в Миссисипи. Миссисипи - самая чистая река материка с прозрачной водой. Далее я поплыл по реке Миссури, которая является притоком Колорадо. Мне пришлось вступить в схватку с местными жителями - эскимосами. В предгорьях Кордильер я поймал богатую добычу: бизона, страуса нанду, колибри и ленивца. Кордильеры я пересек быстро, потому что они невысокие, и вышел к побережью Атлантического океана. Там сел на корабль и отплыл домой».
- «Я решил пересечь Северную Америку по 100-му меридиану с севера на юг. Сначала было довольно холодно, ведь это зона тундры и лесотундры. Я поймал здесь большого белого медведя. А когда останавливался на отдых у озер, которых здесь очень много, то ловил рыбу. Особенно часто попадались пираньи и анаконды. Далее мой путь пересекли довольно высокие горы Анды. Моими проводниками в горах были алеуты. Пройдя горы, я вышел к реке Рио-Гранде, которая является крупнейшей рекой Северной Америки и протекает по Примексиканской низменности. По ней на лодке я спустился к Карибскому морю. Там сел на корабль и отплыл домой».
4. Конкурс «Что лишнее и почему?»
- Как вы знаете географическую номенклатуру материка?
- Мексиканский, Гудзонов, Гвинейский, Калифорнийский
- Мак-Кинли, Костюшко, Элберт, Митчелл
- Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый, Индийский
- Маккензи, Миссисипи, Амазонка, Колорадо
- Гольфстрим, Лабрадорское, Перуанское, Аляскинское
- Мыс Мерчисон, Париньяс, мыс Марьятто
- Эрик Рыжий, Беринг, Фернан Магеллан
- Анды, Кордильеры, Аппалачи
- Центральные равнины, Великие равнины, Гвианское плоскогорье
- Амазонка, Миссисипи, Маккензи, Колорадо
- Верхнее, Онтарио, Маракайбо, Виннипег
- США, Мексика, Аргентина, Канада
5. Конкурс «Кто такой? Что такое?"
- Например - Миссисипи - река
1. Виннипег (озеро)
2. Койот (животное)
3. Тундра (природная зона)
4. Орисаба (вулкан)
5. Огайо (река)
6. Индейцы (коренное население)
7. Митчелл (гора)
8. Оттава (город в Канаде)
9. Кактус (растение)
10. Гурон (озеро)
11. Торнадо (смерч, ураган)
12. Ниагара (река)
1. Колорадо (река)
2. Секвойя (дерево)
3. Вашингтон (город в США)
4. Онтарио (озеро)
5. Аппалачи (горы)
6. Эскимосы (коренное население)
7. Мичиган (озеро)
8. Гризли (животное)
9. Юкон (река)
10. Флорида (полуостров)
11. Прерия (степь - природная зона)
12. Куба (остров, страна)
6. Конкурс «Открытие и исследование Северной Америки»
- Какой вклад в открытие и исследования Северной Америки сделали эти люди?
- норманны
- Христофор Колумб
- Джон Кабот
- Америго Веспуччи
- Генри Гудзон
- Александр Маккензи
- Витус Беринг
- Алексей Чириков.
7. Конкурс «Путешествие по цифрам» (презентация)
- По цифровым данным на слайдах презентации определить географический объект, которому они соответствуют.
8. Конкурс иностранцев
- Определите названия островов и полуостровов в переводе с различных иностранных языков.
- В переводе с португальского означает «земледелец» (Лабрадор)
- «Мы вас не понимаем», - так ответили жители индейцы на вопрос европейцев: «Как называется эта земля?» (Юкатан)
- Открытый норманнами в X в. остров, с датского «зеленая страна» (Гренландия)
- С испанского переводится, как «горячий горн» (Калифорния)
- С испанского переводится, как «цветущий» (Флорида)
- На русском языке это звучит, как «вновь открыта земля», а на английском? (Ньюфаундленд).
9. Конкурс «Узнай меня»
- По описанию узнайте географический объект
- Этот объект находится на высоте ниже уровня моря на 86 метров. В 1913 году здесь была зафиксирована температура воздуха + 56,7С. (Долина Смерти)
- Эту землю открыл в 982 году норман Эрик Рыжий и назвал на языке скандинавов - «зеленая страна». (Остров Гренландия)
- Впечатляют размеры этого объекта: длина 350 км, высота до 2 км, ширина - от 6 до 28 км. Миллионы туристов здесь бывают каждый год. (Большой каньон Колорадо)
- Этот объект известен своими гейзерами. Здесь есть небольшие фонтанчики высотой 2-3 метра, которые бьют через каждые 3-4 минуты, есть единичные гейзеры, а есть группы. Есть гейзеры гиганты, которые выбрасывают воду на высоту до 90 метров. Здесь живут редкие горные медведи и медведи - гризли. (Йеллоустонский национальный парк)
- Индейцы, жившие на берегах этой реки называли ее «большая вода», а писатель Майн Рид «отец вод». (Миссисипи)
- Название этого объекта возникло случайно, когда испанский капитан Эрнандес Кордуба спросил о названии местности у индейцев. (Полуостров Юкатан)
- Этот объект является одним из самых красивых и самых известных в мире. Название в переводе с языка индейцев - ирокезов означает «гром-вода». Его высота 51м, а общая ширина превышает 1200 м. (Ниагарский водопад)
10. Конкурс «Верю - не верю»
- Верите ли вы, что в Нью-Йорке зима теплее и мягче, чем в Киеве. (Да)
- Верите ли вы, что Северная Америка расположена в южном полушарии. (Нет)
- Верите ли вы, что Северная Америка - третий по величине материк. (Да)
- Верите ли вы, что крайне южная точка материка мыс Марьятто. (Да)
- Верите ли вы, что Северная Америка бедна полезными ископаемыми. (Нет)
- Верите ли вы, что самая высокая вершина Кордильер - гора Мак-Кинли. (Да)
- Верите ли вы, что озеро и река Атабаска названы по названию индейского племени атабаска. (Да)
- Верите ли вы, что на материке не существует экологических проблем. (Нет)
11. Конкурс «Знатоки карты»
- На столе 4 листа бумаги изображением вниз. Нужно взять лист, на котором изображены контуры полуостровов, островов и определить, какие географические объекты изображены на карточках-заданиях.
12. Конкурс «Почемучка»
- Предлагается ответить на вопросы творческого характера.
- Почему вдоль западных берегов Северной Америки часто бывают землетрясения и много действующих вулканов?
- Почему на западном побережье материка выпадает большое количество осадков?
- Как объяснить тот факт, что большая часть озер Северной Америки расположены в северной части материка?
- Объяснить причины формирования береговой пустыни на полуострове Калифорния.
- Объясните, почему в январе в районе мыса Мерчисон не обойтись без теплой одежды. В то же время на мысе Марьятто можно ходить в шортах.
- Объяснить, как изменился бы климат на территории Северной Америки, если бы Кордильеры были расположены на востоке материка?
13. Конкурс «Кроссворд»
1. Самый шумный водопад в мире. (Ниагарский)
2. Самая большая река Северной Америки. (Миссисипи)
3. Река, которая образовала один из самых глубоких на Земле каньонов. (Колорадо)
4. Озеро - одно из пяти Великих североамериканских озер. (Гурон)
5. Река, которая протекает на северо-западе материка. (Юкон)
6. Река, которая несет в Атлантический океан воды из Великих озер. (Святого Лаврентия)
7. Самый крупный левый приток реки Миссисипи. (Огайо)
8. Река, которая дала название всемирно известному водопаду и соединяет озера Эри и Онтарио. (Ниагара)
9. Река, которая несет свои воды в Северный Ледовитый океан. (Маккензи)
10. Река, которая названа в честь первооткрывателя Америки. (Колумбия)
11. Наука, изучающая водные объекты. (Гидрология)
Н | И | А | Г | А | Р | С | К | И | Й | | |
М | И | С | С | И | С | И | П | И | | |
К | О | Л | О | Р | А | Д | О | | |
| Г | У | Р | О | Н | | |
Ю | К | О | Н | | |
С | В | Я | Т | О | Г | О | | Л | А | В | Р | Е | Н | Т | И | Я |
| О | Г | А | Й | О | | |
| Н | И | А | Г | А | Р | А | | |
М | А | К | К | Е | Н | З | И | | |
К | О | Л | У | М | Б | И | Я | |
14. Конкурс «Что такое? Кто такой?»
- По описанию определить животное.
- Это животное вызвало такой интерес и такое удивление, что испанские монархи своими царскими перстами залезали в сумку этого животного. Еще он большой затейник. Может притвориться мертвым, а когда опасность минует, то он быстро уйдет с этого места. (Опоссум)
- Природа наделила этих зверей оружием столь же необычным, как и эффективным. Основное вещество в химической оружия - этилмеркаптан. (Скунс)
- Первые американские дороги легли в основном вдоль троп, проложенных этими животными. Железные дороги принесли им смерть. Инициатива спасения этого животного принадлежит индейцам. (Бизон)
- Это животное имеет странную привычку «мыть, полоскать» в воде свою еду и различные несъедобные предметы. Некоторые даже детенышей своих новорожденных моют. (Енот)
- Это животное живет в Гренландии и на островах Канадского Арктического архипелага. Его туловище покрыто густым мехом темно-бурого цвета. Оно питается лишайниками, мхами, травянистыми растениями. (Овцебык)
- Хозяин хвойных лесов, отличается суровым нравом (Гризли)
- Животное Америки с массой 100 килограмм и длиной туловища до 2 метров, которое прыгает до 5 метров в высоту (Пума)
- Эти животные хорошо приспособлены к жизни в Арктике. Они очень выносливы и могут быстро преодолевать большие расстояния. Их стопы покрыты шерстью, что придает большей устойчивости во время движения по льду. Густой мех и толстый слой жира хорошо защищают организм животного от холода, белый цвет прекрасно маскирует при охоте. Благодаря таким адаптациям способны охотиться на суше, в воде. (Белые медведи)
15. Конкурс знатоков «Знаешь ли ты Северную Америку?»
- «...« Ручку сковородки »омывают воды теплого течения Куросио, что идет от Японии. Западные ветры несут очень много влаги. Встречая снежные вершины Берегового хребта, они обрушиваются ливнями или снежными бурями. Именно здесь, на узкой полоске побережья, остается вся та влага, которая могла бы увлажнить огромные просторы Канады, но ее не пускают туда горы. Поэтому «ручка сковородки» - одно из самых дождливых мест в мире. Там есть места, где 240 дней в году идут дожди». Что называют американцы «ручкой сковороды?» (Аляске принадлежат еще Алеутские острова и узкая, вытянутая в направлении США полоса побережья, которая отделяет северную часть Канады от Тихого океана. Эту полосу и называют американцы «ручкой сковороды»).
- Это коренные жители арктического севера Америки. Их жизнь связана с океаном. Живут они в куполообразных хижинах из снега и льда. Спят в мешках из оленьих шкур. Как зовут этих жителей? (Эскимосы).
- Эти хижины строят из снега и льда. Когда хижина построена, ее стены внутри размораживают, а затем им дают обмерзнуть. Образуется ледяная пленка, которая укрепляет хижину. Это защищает хижину от холодных порывов ветра. Освещается хижина китовым жиром, который горит в каменных светильниках. Живет в такой хижине несколько человек. Как называются эти хижины? (Иглу).
- Специальный комитет ООН признал эту страну лучшей страной для жизни человека, опираясь на данные продолжительности жизни, экологии и получаемого дохода. О какой стране идет речь? (Канада).
- Сахаристое, красивое и ценное дерево! Для канадцев весенний сбор сока этого дерева - национальный семейный праздник: тысячи семей выезжают для этого в специальные «сахарные лагеря». Сироп этого дерева - обязательный компонент многих блюд канадской национальной кухни. Сахарное дерево растет только в северо-западной части Канады на 5% территории. Какое это дерево? (Клен).
- «... горы тянутся на 2600 км параллельными хребтами (ширина гор от 300 до 500 км). Название гор происходит от названия индейского племени, которое здесь когда-то жило. Сквозь легкую туманную мглу склоны этих гор кажутся синеватыми. Видимо, поэтому все крайние восточные хребты называются Голубыми горами...». О каких горах идет речь? (Аппалачи).
- Эта река имеет много названий: «Большая река», «Отец вод», «Толстая грязнуля» ... «Толстая грязнуля» метко сказано. Огромные поля грязи, ила, тины покрывают берега этой реки. Да и сами воды, мутные, серо-желтые катятся лениво, тяжело... Местные жители говорят: «Воду этой реки пить нельзя, потому что она слишком густая, но и пахать нельзя, потому что она слишком жидкая». Что это за река? (Миссисипи)
- М.А. Гвоздецкий писал: «... водопад хоть и не самый большой, но один из самых мощных в мире. Могучая река так плавно и с таким величественным спокойствием падает в бездну, верхняя часть водяной стены кажется неподвижной. Зато нижняя часть исчезает в клубах водяной пыли и брызг. Там, в бешеном водовороте, крутятся обломки скал; они источают в каменистом ложе колодцы, глубина которых больше, чем высота водопада. Шум падающей воды слышен за 25 км, а вблизи, как не кричи, не услышишь свой голос. В переводе с индейского означает «грохочущая вода». Как называется этот водопад? (Ниагарский)
- Ученый ботаник М. Верзилин в книге «Путешествие с домашними растениями» писал: «... они здесь растут и разнообразные по размеру и форме. Одни из них похожи на шары высотой в полтора метра и в два с половиной метра в обхвате, вторые - мелкие колючие шарики, третьи - как многогранные колонны высотой до 15 м, и все они покрыты колючками». Назовите это растение. (Кактус).
- Из района Большого Бассейна не стекает в океан ни одна река, но здесь много озер, и почти все они соленые. Больше всего из них осталось от огромного водного бассейна Бонневиль, что испарился. Глубина этого озера около 6 м. После купания в нем тело покрывается мелкой серебряной пылью - солью. Озеро имеет высокую концентрацию соли (до 250 промилле), поэтому плавать в нем очень легко. Вода будто выталкивает тело на поверхность. Как называется это озеро? (Большое Соленое озеро)
16. Конкурс «Страны Северной Америки»
- По описанию определить страну. Кто быстрее?
- Эта страна омывается водами трех океанов. Ее название происходит от индейского слова, означающего «деревня». Здесь больше озер, чем в любой другой стране мира. Страна двунациональная. (Канада)
- В пределах этой страны расположены арктические и субтропические пустыни, большие леса и бескрайние степи. По объемам выбросов углекислого газа страна занимает первое место в мире. (США)
- Природные условия этой страны малоблагоприятные для ведения сельского хозяйства. Многие земли требуют орошения. Достопримечательности индейской культуры и природные объекты этой страны привлекательны для туристов. (Мексика)
17. Конкурс «Пословицы и поговорки индейцев Северной Америки»
- «Языки представляют собой огромные хранилища человеческих знаний. Большинство языков не имеют письменной формы, а живут исключительно в памяти и культурной деятельности человеческих сообществ, групп, которые в течение тысячелетий находили уникальные системы выживания в самых неблагоприятных обстоятельствах. Человеческие языки - это каталоги растений, животных, насекомых, историй из жизни, явлений природы, болезней, социальных парадигм, песен, шуток, афоризмов, стратегий войны и мира, практик торговли и ведения переговоров… »
- Когда исчезает язык - вместе с ней исчезает вся информация, хранящаяся в ней и благодаря ей. Один из самых печальных примеров в истории человечества - это исчезновение языков коренного населения Американских континентов. По некоторым оценкам, только за полтора столетия после открытия Америки Колумбом населения нового мира сократилось почти на 80% - с 50 млн. (1492) до 8 млн. (1650). Соответственно, вместе с людьми умерли и языки, и все знания, накопленные в них. Согласно оценкам ЮНЕСКО, все коренные языки Северной Америки находятся под угрозой исчезновения, причем большинство из них уже умерли.
- Я предлагаю некоторые пословицы и поговорки индейцев Северной Америки, которым удалось дожить до наших дней. Объясните их значение.
-Только когда последнее дерево высохнет, последнюю рыбу будет выловлено и последняя река будет отравлена, - вы поймете, что не сможете есть деньги.
-В темноте все кошки - леопарды.
- Когда ты родился, ты плакал, а мир радовался. Живи свою жизнь так, чтобы когда пришло твое время умирать, ты радовался, а мир плакал.
- Берегись человека, который молчит, и собаки, которая не лает.
- Слушать лжеца - как пить теплую воду.
- Слушай, или твой язык сделает тебя глухим.
18. Конкурс «Черный ящик»
- Древние майя знали несколько сортов этого растения. А когда европейцы увидели его, сказали: «На полях росли какие-то странные растения высотой больше метра, плоды из чистого золота, а листья из серебра». (Кукуруза)
- Много удивительных явлений увидели испанцы - спутники Христофора Колумба, вступив в открытый им американский континент. Особенно их поразила привычка сворачивать листья одного из неизвестных растений в трубочку и поджигать ее. Что это за растения? (Табак)
- Это растение, которое привезли из Северной Америки, долго оставалось декоративным. Все изменилось в 1859 г., когда крепостной Даниила Бокарев из села Алексеевка Воронежской губернии впервые сделал продукт из семян этого растения. (Подсолнечник)
19. Конкурс «Географическая анаграмма»
- Анаграмма - перестановка букв, в результате которой из одного слова образуется другое.
- В конверте набор букв, из которых нужно составить слово - название какого-то географического объекта Северной Америки.
(Атабаска, Виннипег)
ІV. Итог урока
- Учащимся предлагается самим оценить свою работу на уроке:
1. На уроке я работал активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен / недоволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4. На уроке я не устал / устал
5. Мое настроение стало лучше / стало хуже
6. Материал на уроке мне был понятен / не понятен