Тема: «Путешествие по сказкам»
Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам.
Задачи:
- приобщать детей к народному творчеству;
- формировать у учащихся доброе взаимоотношение;
- способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих способностей, формированию классного коллектива;
- развивать воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся.
Оборудование:
мультимедиа проектор; компьютер, мультимедийная презентация. выставка книг, оценочные листы для жюри
Ход занятия:
I. Объявление темы классного часа
Здравствуйте, дорогие ребята!
Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Да, да! Именно она, Сказка, будет гостеприимной хозяйкой нашего классного часа, тема которого «Путешествие в мир сказок». (Слайд 1)
II. Вступительное слово учителя
Ребята, а вы любите сказки? (Ответ детей)
И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.
Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.
Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности. (Слайд 2)
Сказки
Народные Авторские (литературные)
А почему сказки называют народными? (Ответ детей)
Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир.
В сказках совершаются самые невероятные чудеса.
Как называются сказки, у которых известен автор? (авторскими или литературными)
И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок.
Я сегодня не просто Фануса Набиулловна, я – Сказочница. И я помогу вам, вспомнить ваши любимые сказки, встретиться с любимыми героями и даже стать героями одной из сказок. Я помогу вам в этом путешествии быть весёлыми, любознательными и остроумными.
Предлагаю вам отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать. И проверить свои знания в ходе литературной викторины. (Слайд 3)
В путешествие по сказкам мы отправляемся 3-мя командами. Представление команд:
1 команда «Смешарики»,
2 команда «Лунтики»,
3 команда « Смурфики»,
За правильные ответы команда зарабатывает баллы.
Самая дисциплинированная команда в конце игры получает дополнительный балл.
Дорожка нам предстоит дальняя, через лес дремучий. На пути нам встретятся препятствия, и мы должны их будем преодолеть.
Я знаю, что вы, ребята, очень дружные и смелые. Во время путешествия вы будете помогать друг другу. Верно, я говорю? (Ответ детей)
Прежде, чем оказаться нам в сказочном лесу, возьмёмся все за руки и закроем глазки. Как только вы услышите волшебные звуки, сразу открывайте глаза. Готовы? Все закрыли глазки?
Тогда – в добрый путь! В мир Чудес и Волшебства!
III. Путешествие-викторина по русским народным сказкам
(Звучит музыка) – Дети открывают глаза.
(Слайд 4)
1 конкурс «Сказка начинается…»
-Какими словами обычно начинаются русские народные сказки?
1)Жили-были…
2)В некотором царстве, в некотором государстве…
3)Давным-давно…
(Слайд5)
Какой необычный домик я вижу? Как он называется? (Избушка на курьих ножках) Кто в нём живет? (Баба Яга)
Баба яга: Если вы хотите продолжить путешествие по сказкам, то ответьте на мой вопрос.
2 конкурс «Сказочные средства передвижения»
-Какие сказочные средства передвижения упоминались в русских народных сказках?
1.Гуси – лебеди, 2.Ступа,
3.Сапоги – скороходы, 4.Печка, 5.Ковер – самолет,
6.Серый волк , 7. Метла, 8.Летучий корабль
(Cлайд 6)
3 конкурс «Из какой сказки?»
-Послушайте отрывки и вспомните названия сказок.
(Слайд 7)
4 конкурс «Сказочные герои»
На этот конкурс к нам пришли телеграммы из сказок. Давайте прочитаем, кто оставил телеграммы.
(Дети зачитывают текст телеграммы, угадывают автора телеграммы)
Телеграмма № 1
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Скоро буду у вас. (Колобок)
Телеграмма № 2
Спасите, нас съел серый волк. (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)
Телеграмма № 3
Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам. (Лиса из сказки «Заюшкина избушка»)
(Слайд 8)
5 конкурс «Волшебное лукошко»
-Кому принадлежат эти вещи?
– 3 деревянных ложки – «Три медведя»
– Лук и стрела - «Царевна-лягушка»
– Вёдра – « По щучьему веленью»
– Репа - «Репка», «Мужик и медведь»
-Молодцы!
6 конкурс «Иллюстрации к сказкам»
-Для чего нужны иллюстрации в книгах?
(Слайд 9) 1к. – «Лисичка-сестричка и серый волк»
(Слайд10) 2 к. –« Снегурочка»
(Слайд 11) 3 к. – «Зимовье зверей»
2. Вот и закончилось наше путешествие в мире Чудес и Волшебства. Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь. Но зато теперь вы сможете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник сказок, и в путь!
Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки? («Был там пир на весь мир, я на том пиру был, мед и пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»; «Стали они жить – поживать и добра наживать» или «Устроили они пир на весь мир»)
Понравилось ли вам путешествие по сказкам? (Ответ детей)
А, что вам больше понравилось? (Ответ детей)
А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей)
Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.