СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие по сказкам А.С. Пушкина.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитывать обучающихся через поступки героев: прививать в детях добрые чувства, учить любить друг друга, видеть преимущество добра над злом.

Просмотр содержимого документа
«Путешествие по сказкам А.С. Пушкина.»

Путешествие по сказкам А.С.Пушкина

Учитель русского языка и литературы

Рагимова Т.Г.

МКОУ «Хучнинская СОШ №1»

Дата проведения:13.11.19.

Цели урока:

1.Обобщить знания учащихся по теме «Сказки А.С. Пушкина».

Задачи урока:

1. Учить выделять главное, обобщать.

2. Развивать память, мышление, внимание.

3. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, прививать любовь к

чтению.

4. Учить работать в группе и индивидуально.

5. Развивать творческие способности учащихся.

6. Воспитывать обучающихся через поступки героев: прививать в детях добрые

чувства, учить любить друг друга, видеть преимущество добра над злом.




Оборудование урока:

  1. Портрет А.С. Пушкина

  2. Выставка книг - сказок Пушкина разных изданий.

  3. Выставка иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина.

  4. Кроссворд, материал для викторины.

  5. Иллюстрации к проекту «Одежда русских людей в 18-19 веке».

  6. Реквизиты для разыгрывания сценок.

  7. Песни из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити».




Применяемые технологии:

  1. Групповая технология.

  2. Игровая технология.

  3. Проектная технология.

  4. Уровневая дифференциация.


Ход урока.

«Что за прелесть, эти сказки!

Каждая есть поэма!»



I.Орг. момент. Настрой на урок. Приветствие.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок. Мы будем работать хорошо, активно. И я надеюсь, что урок вызовет у нас только положительные эмоции. Садитесь.



Мотивация учебной деятельности

- Какие книги вы принесли сегодня для работы? (Сказки Пушкина)

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (О сказках Пушкина)

- Сегодня у нас обобщающий урок по сказкам А.С. Пушкина. Давайте вспомним наш девиз и начнём работу.



Учитель: В гости сказка к нам пришла,

В мир фантазий позвала.

Всё про сказку мы расскажем,

Свои знания покажем.



  1. Повторение изученного.

- Что вы знаете об А.С. Пушкине? ( А.С. Пушкин – великий поэт. Он писал стихи, поэмы, сказки. Родился 6 июня 1799 г. Прожил всего 38 лет, погиб на дуэли. Специально для детей не писал, но сказки и стихи читают все: и взрослые, и дети. Пушкин написал 7 сказок, но одна из них осталась недописанной - это «Сказка о медведихе».)

- Кто написал эти строчки?

( На доске: «Что за прелесть, эти сказки! Каждая есть поэма!»)

Если ученики не знают, рассказывает учитель или подготовленный ученик.

- В длинные зимние вечера в старом доме, в селе Михайловском, няня Арина Родионовна рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел в печных трубах ветер, жужжало веретено, и сказочный мир расцветал вокруг Пушкина. Поэт брызгал пером, торопливо записывал нянины сказки и приговаривал: «Что за прелесть, эти сказки! Каждая есть поэма!»



  1. Постановка проблемного вопроса.

Сейчас я предлагаю вам послушать отрывок из песни «Спор Маши и Вити ». Слушайте внимательно. Потом скажете, о чём спорили дети? (Звучит отрывок из песни).



Не бывает в наши дни чудес на свете

Для тех, кто не верит в них сам.

- Нет Кощея - это знают даже дети!

- А сказки живут тут и там.

- Лукоморья нет на карте –

Значит в сказку нет пути!

- Это присказка, не сказка,

Сказка будет впереди.

- О чём спорили Маша и Витя? (Маша говорит, что чудеса есть на свете. А Витя не верит.)



Так если сказка – это фантазия и вымысел, то почему же мы любим сказки, с удовольствием читаем их и почему учимся у них? В чём сила сказок?

(Сказки – это чудеса. Сказки учат добру. Добро всегда побеждает зло.)

- Какое крылатое выражение есть у Пушкина про сказки?

(Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок)

- Из какой сказки эти строки? (Из «Сказки о золотом петушке»)

- Я предлагаю вам сейчас поработать со сказками Пушкина и доказать мудрость этих слов. Вы будете работать по группам.

  1. Групповая работа.

1.Инструктаж.

Чтобы узнать, над какой сказкой вы будете работать, надо составить фразу.

По ней вы догадаетесь, о какой сказке идёт речь. Слова – подсказки лежат в конверте с вопросом. Отгадывать будете всей группой. В конверте с номерами находятся карточки с заданиями. Задания разные по трудности. Вы сами решите в группе, кто за какое задание возьмётся.

Вспомним главные правила работы в группе:

- работаем дружно;

- работаем так, чтобы не мешать другим;

- если группа готова к ответу, поднимаем сигнальную карточку.

2. На подготовку даю 3 минуты. Приступаем к работе.

Задания по карточкам:

№ 1 – Классификация рисунков. Подобрать иллюстрации к своей сказке.

№ 2 – Выйти к доске, взять рисунок, подобрать подходящий отрывок из сказки и выразительно его прочитать вслух.

№ 3 – Объяснить значения слов из сказки.

№ 4 – Какой намёк (урок) даёт эта сказка?

№ 5 - Выбрать пословицу, наиболее подходящую к сказке.

3. Проверка. Группы прекращают работу. По очереди слушают выступления команд. Если есть ошибки, дети из других команд поднимают руки.

  1. Физминутка.

На прошлой неделе мы проводили конкурс на лучшую физминутку к сказкам Пушкина. Это наше совместное творчество. От каждого взяли по-немногу, и вот что у нас получилось.

В Лукоморье мы пришли

И высокий дуб нашли.

Кот учёный ходит кругом,

Повернись и ты друг с другом.

Влево, вправо наклонись,

Сказку слушать не ленись.

Грозен взгляд у злой царицы,

Царевна милая в темнице,

Королевич Елисей

Спешит на помощь ей скорей.

В небе коршун злой летит,

Хочет лебедь захватить.

Рыбка, рыбка, помоги,

Ты старуху усмири.

Знают взрослые и дети –

Чудеса живут на свете! Молодцы! Садитесь.



  1. Проверка домашнего задания.

- Проверим домашнее задание. Ребята подготовили инсценировки. Все удобно сели, повернулись к артистам и тихо слушаем.

1. Инсценировка отрывка из «Сказки о царе Салтане…»

«Три девицы под окном»….

2. Инсценировка отрывка из «Сказки о мёртвой царевне…»

«Свет мой, зеркальце, скажи»… 3. «Ветер, ветер, ты могуч!..



  1. Проектная работа.

Обратили ли вы внимание на костюмы, в которых выступали ребята?

Ученица нашего класса…. (Касимова Эсмира) создала проект. Сейчас она вам сама всё расскажет. Идёт презентация проекта, показ иллюстраций, кукол, сделанных своими руками и наряженных в русскую одежду 18 -19 века.

Мы обязательно дополним проект Эсмиры и на уроке труда сделаем аппликации – нарядим рисованных кукол в соответствии с традициями того времени.



Викторина по сказкам .

1 ВАРИАНТ.

1.Одна из отрицательных черт характера старухи из сказки «О рыбаке и рыбке».

2.Что даёт сказка всем добрым молодцам?

3. Насекомое, в которое превратился князь Гвидон, когда первый раз полетел к отцу

в царство славного Салтана.

4. Что должен был чертёнок заплатить Балде?

5. Одно из природных явлений, за помощью к которому обратился королевич

Елисей в поисках невесты.

6. Кличка собаки из сказки «О мёртвой царевне и семи богатырях».

7. Вещь домашнего обихода, которую старуха променяла на новую избу.

8. С каким драгоценным камнем сравнивались ядра орешков у белочки из сказки

«О царе Салтане».

9.Последняя буква в слове-названии лесного духа, хозяина леса.





2.ВАРИАНТ.

1.Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-ку-ку! Царствуй лёжа на боку!»)

2. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что приговаривал Балда с укоризною? ( «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною!»)

3. Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»?

(«Дурачина, ты, простофиля»)

4. Какое наказание придумала злая царица молодой царевне?

(«Весть царевну в глушь лесную

И, связав её, живую,

Под сосной оставить там

На съедение волкам»).





5. Что вымолвила Золотая Рыбка старику после первой их встречи?

( Не печалься, ступай себе с богом.

Будет тебе новое корыто.)



6. Что за стража обходила дозором славный город? ( 33 богатыря)

7. Какое приданое приготовил царь – отец молодой царевне из «Сказки о мёртвой царевне»? («Семь торговых городов, да сто сорок теремов»)

8. Какого роста был новорождённый сын царя Салтана? ( Аршин)

9. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года)

10. Сколько дней пировал царь Дадон в шатре у шамаханской царицы? (Неделю).



* Узнай от кого пришли телеграммы”.



- Герои сказок отправили нам телеграммы. Давайте отгадаем от кого они пришли.

1) Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить.

2) Ветер весело шумит, судно весело бежит. Ждите нас, мы скоро будем.

3) Прибуду к вам, как только дам задание своему работнику.

4) Приеду с подарками, так как наткала я полотна.

5) Очень жаль, но приехать не могу: “Горе мне! Попались в сети оба наших сокола».

6) Спасибо за приглашение, вижу, что тут люди добрые живут.

Молодцы!



Итог урока.



Подведём итоги урока. В чем сила и ценность сказок?

( Сказка – это добрая фантазия и мечты людей. Сказка не только занимательна, но и поучительна.)

- Будем верить в сказки, в добро, мир. Спешите делать добро сами!









Рефлексия



- Кому урок понравился?

- Кому понравилось работать в группе?

- Кто после уроков будет читать сказки, и не только Пушкина, но и другие

сказки?

- На уроке работали дружно, все были активны, поэтому за урок ставлю всем «отлично»!

  1. Домашнее задание.

Предлагаю вам прочитать сказку о медведихе. Эта сказка не дописана Пушкиным. Предлагаю вам подумать о том, какое может быть продолжение этой сказки. Не забудьте, ведь сказки творят чудеса и добро побеждает зло.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!