СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие по сказкам Корнея Чуковского

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий игры-путешествия к 140-летию со дня рождения К.И. Чуковского для детей 2 класса.

Просмотр содержимого документа
«Путешествие по сказкам Корнея Чуковского»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»





Муниципальный конкурс методических разработок мероприятий, посвященных творчеству писателей-юбиляров: Д.Н. Мамина-Сибиряка, В.Г. Распутина, К.И. Чуковского, Р.И. Рождественского, С.Я Маршака, Э.Н. Успенского.







Методическая разработка внеурочного мероприятия по теме:





Путешествие по сказкам

Корнея Чуковского







Разработала:

Сметанина Раиса Хамзяновна,

заведующий библиотекой













Буланаш

2022

Путешествие по сказкам Корнея Чуковского

Сценарий игры-путешествия
к 140-летию со дня рождения К.И. Чуковского для детей 2 класса

Ресурсы:

  • компьютер

  • презентация

  • интерактивная доска

  • выставка детских книг К.И.Чуковского

Цель:

1. познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить читательский интерес;
2. показать детям удивительный мир сказок писателя, их мудрость и красоту.

Задачи:

  1. воспитание положительных качеств на примерах героев;

  2. привитие интереса к чтению;

  3. развитие мышления, речи, воображения, памяти

Планируемые результаты:

умение ориентироваться в произведениях К. И.Чуковского;

обращение в школьную библиотеку за книгами К.И.Чуковского

Форма проведения: игра-путешествие

Педагогические технологии:

- игровая;

-здоровьесберегающая,

-технология   сотрудничества.        

Методы: 

– словесные; 

– наглядные;

– практические.                                                

 Приёмы: 

– ребусы;

– загадки;

– игра «Волшебный сундучок»;



Этапы подготовки и проведения мероприятия: создание презентации, выставки книг

Рекомендации:

Данная методическая разработка может быть использована классными руководителями для проведения воспитательного мероприятия  в классе   и на параллели. Педагоги могут использовать данную разработку для проведения нестандартного урока внеклассного чтения по творчеству К. И. Чуковского и на занятиях внеурочной деятельностью духовно-нравственной  направленности. Мероприятие  также может быть адаптировано и для проведения в 1 классе.

Оформление:

  • презентация;

  • выставка детских книг.

Ход мероприятия

Слайд 1

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского. Мы познакомимся с жизнью и творчеством писателя, почувствуем удивительный мир его сказок, их мудрость и красоту, поучимся у героев доброте, умению дружить, любить и радоваться радостями другого, волноваться чужими несчастиями.

Слайд 2

Под Москвой, в писательском городке Переделкино жил в середине прошлого века знаменитый сказочник Корней Иванович Чуковский. В этом году ему исполнилось бы 140 лет. Немыслимо много!

Слайд 3

Он был очень высок. Его дочь вспоминала, как когда она была маленькая и просила посадить её на шкаф, чтобы оттуда, как любят дети, смотреть на всё в комнате сверху, он легко подсаживал её и выходил из комнаты, а она вдруг пугалась, что так и останется жить на шкафу, и молила:

- Глубокоуважаемый папаша… сними меня, пожалуйста, со шкафа. Мне здесь не понравилось жить…

Слайд 4

Он чудесно играл с детьми. Придёт навестить тяжелобольную девочку Иришку, которую уже ничто не радовало, и начнёт показывать фокусы. Её мама вспоминала: «…Взял со стола стакан с водой и на вытянутой руке стал быстро вращать то в одну, то в другую сторону…» Потом «снял стакан с ладони и показал: вода не пролилась, ни капельки… Иришка развеселилась, даже привстала на подушке, и смеялась, и кричала:

- А вот и не пролил! А вот и не пролил!»

Дети его обожали. Ещё бы! Они знали наизусть все его сказки. Вспомните по первым строчкам, как называются сказки Чуковского.

«Одеяло убежало, Улетела простыня…» - (Мойдодыр)

«Муха, Муха-Цокотуха, Позолоченное брюхо!..» - (Муха-Цокотуха)

«Ехали медведи На велосипеде…» - (Тараканище)

«Маленькие дети! Ни за что на свете…» - (Бармалей)

«Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит…» - (Айболит)

«Скачет сито по полям, А корыто по лугам…» - (Федорино горе)

«Жил да был Крокодил. Он по улицам ходил…» - (Крокодил)

Слайд 5

«Ах, как чудно вы помните мои сказки!» - сказал бы Корней Иванович. Конечно, взрослые знали, что, кроме сказок, Чуковский написал множество увлекательных статей и книг почти обо всех известных писателях, которые жили в одно с ним время. Написал мудрую книгу «От двух до пяти» - о том, как говорят маленькие дети…

Каждый день, едва рассветало и в доме все ещё спали, он садился за свой письменный стол и писал. А когда вдосталь поработает, встречал и взрослых и детей, которые приходили к нему в гости.

Слайд 6

Для детей у него в кабинете было немало занятных игрушек, и он тоже играл в них с удовольствием вместе с детьми. Игрушечный паровозик, который гудел и дымил, и сам ходил и поворачивал, когда натыкался на ножки стола или стула. Пружинка-кружинка, которая сама спускалась по лестнице, со ступеньки на ступеньку. Игрушечный лев, который умел разговаривать. «Я добрый лев, - говорил он. – Я самый настоящий лев. Я люблю детей…» Корнею Ивановичу самому нравилось, что говорил лев, и больше всего его слова: «Я люблю детей».

Слайд 7

Ох, как хорошо было детям в обществе Корнея Ивановича и Корнею Ивановичу в обществе детей. Чтобы доставить им радость, он выстроил на своём дачном участке Детскую библиотеку. И дети ходили в неё за книгами и любили там читать, играть, рисовать и даже делать уроки.

Слайд 8

А два раза в год Корней Иванович устраивал на своём участке для всех детей Переделкино, окрестных посёлков и даже тех, кто приезжал из Москвы, весёлые костры: «Здравствуй, лето!» и «Лето, прощай!». Там перед детьми на маленькой эстраде выступали артисты и детские писатели, музыканты, циркачи. И сам Корней Иванович, который приходил в удивительном головном уборе индейского вождя. А потом зажигали костёр и водили вокруг него хоровод.

А сейчас мы с вами отправимся в путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского.

Слайд 9

И поедем мы сперва на поезде.

Слайд 10

Отгадаем ребус и узнаем название сказки.

Слайд 11

«Крокодил»

Самую первую сказку Корней Иванович Чуковский сочинил случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде из г. Хельсинки домой. Мальчик капризничал, стонал, плакал. И чтобы как-нибудь развлечь сына, Корней Иванович стал рассказывать ему сказку. Начав, он не знал, что будет дальше. Важно было не запнуться, не остановиться ни на секунду, а быстро говорить под стук колёс:

Слайд 12

Жил да был крокодил,

Он по улицам ходил,

Папиросы курил,

По-турецки говорил, -

Крокодил, Крокодил Крокодилович!


И мальчик стал слушать отца, затих и успокоился. Для отца было важно отвлечь внимание сына от болезни, и он продолжал, тараторил:

И дать ему в награду

Сто фунтов шоколаду,

Сто фунтов мармеладу,

Сто фунтов винограду

И тысячу порций мороженого.

Мальчик перестал капризничать и заснул. А утром, проснувшись, попросил отца рассказать вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово. Так была написана первая сказка «Крокодил».

Слайд 13

(просмотр отрывка из мультфильма)

Слайд 14

А сейчас мы поедем на автомобиле в гости к Корнею Ивановичу.

Слайд 15

Отгадаем ребус и узнаем название сказки.

Слайд 16

«Мойдодыр»

Однажды работая в своем кабинете, Чуковский услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам

А нечистым трубочистам

Стыд и срам

Стыд и срам!

Слайд 17

Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!


Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, —


И в ванне, и в бане,
Всегда и везде —
Вечная слава воде!



Слайд 18

(просмотр отрывка из мультфильма)


Слайд 19

А сейчас мы поедем на автобусе


Слайд 20

Отгадаем ребус и узнаем название сказки.

Слайд 21

«Муха-Цокотуха»

Корней Иванович рассказывал: «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идешь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным». Один такой день К.И. Чуковский особенно запомнил — 29 августа 1923 года: «Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запыленный бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать веселую поэму о Мухиной свадьбе, причем чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба».

Муха, Муха — Цокотуха,
Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.


Пошла Муха на базар
И купила самовар:

«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»



Слайд 22

(просмотр отрывка из мультфильма)


Слайд 23

А сейчас мы полетим на самолете в Африку.

Слайд 24

Отгадаем ребус и узнаем название сказки.

Слайд 25

«Бармалей»

Корней Иванович дружил с художником, иллюстратором Мстиславом Добужинским. Однажды товарищи прогуливались по петербуржской улице с забавным названием – Бармалеева. Чуковский заинтересовался, кто же дал имя этой улице. Добужинский моментально обрисовал образ злодея, людоеда и разбойника – Бармалея. Таким образом, образ Бармалея родился в результате шутки двух старых друзей. С тех пор африканский разбойник занял головы множества детей.

Слайд 26

Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку,

В Африку гулять!


В Африке акулы,

В Африке гориллы,

В Африке большие

Злые крокодилы


Будут вас кусать,

Бить и обижать,-

Не ходите, дети,

В Африку гулять.


В Африке разбойник,

В Африке злодей,

В Африке ужасный

Бар-ма-лей!


Он бегает по Африке

И кушает детей —

Гадкий, нехороший, жадный Бармалей!



Слайд 27

(просмотр отрывка из мультфильма)

Слайд 28

Сейчас поедем на велосипеде в гости к одной сказочной героине. А для этого…

Слайд 29

Отгадаем ребус и узнаем название сказки.

Слайд 30

«Федорино горе»

Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины стали тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так родилось «Федорино горе».

В сказке рассказывается о бабушке Федоре, которая была женщиной ленивой и беспечной. Она не любила убираться, а потому все хозяйственные принадлежности были грязными. Посуда и другая утварь не смогли больше терпеть свое унизительное положение и взбунтовались.



Слайд 31

(просмотр отрывка из мультфильма)



Слайд 32

А сейчас мы с вами поедем на трамвае.



Слайд 33

Отгадаем ребус и узнаем название сказки.

Слайд 34

«Телефон»

Корней Иванович Чуковский написал сказку в 1926 году. Сказка написана в форме диалога. Главному герою постоянно кто-то звонит и просит помочь. И, конечно же, то ли Доктор Айболит, то ли сам Чуковский никому не отказывает, а всем помогает. Практически все просьбы, кроме последней (спасение бегемота), кажутся взрослому человеку смешными и нелепыми. Он писал сказку не в самый лучший момент своей жизни. Куча навалившихся проблем не давали ему заснуть. И свою проблему он отобразил в сказке «Телефон».


Слайд 35

(просмотр отрывка из мультфильма)

Слайд 36

А сейчас мы отправимся в Африку на теплоходе.

Слайд 37

Отгадаем ребус и узнаем название сказки.

Слайд 38

«Айболит»

История с этой сказкой не так проста. Корней Иванович давно мечтал написать сказку о целителе зверей, но строки её давались с трудом. Однажды на Кавказе он заплыл далеко от берега. Вдруг возникли строки:

О, если я утону,

Если пойду ко дну…

Чуковский поскорее выбрался на берег, нашёл сырую папиросную коробку и мокрыми руками записал на ней около 20 строк. Но начала и конца у сказки не было. Потом появились варианты: И пришла к Айболиту коза:

                   - У меня заболели глаза!

                   Прилетела к нему сова:

                   - Ой, болит у меня голова!

И только через несколько дней появились строки: И пришла к Айболиту лиса:

               - Ой, меня укусила оса!

                 И пришел к Айболиту барбос:

               - Меня курица клюнула в нос.

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!

Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!

Слайд 39

(просмотр отрывка из мультфильма)

Слайды 40 – 47 (на каждый слайд два щелчка: второй щелчок – появление правильного ответа).

А теперь давайте немного поиграем.
Игра: «Волшебный сундучок».

  1. В сундучке то, что сыпалось с горы в сказке "Федорино горе".

(Топоры)

2. В сундучке то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр». (Мочалка)

3. В сундучке то, чем угощали бабочку в сказке «Муха-цокотуха». (Варенье)

4. В сундучке то, на чем летели комарики в сказке «Тараканище». (Воздушный шар)

5. Что девочка Мура закопала в огороде в сказке "Чудо-дерево"? (Туфельку)

6. Чем лисички зажгли море в сказке "Путаница" (Спичками)

7. Что принес шакал, Айболиту? (Телеграмму)

8. В сундучке любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон». (Калоша)

Слайд 48 (при каждом щелчке появляется отгадка на загадку).

Загадки:

1. Был белый дом, Чудесный дом, И что-то застучало в нем. И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо, – Такое теплое, такое Пушистое и золотое. (Яйцо и цыпленок.)

2. Ах, не трогайте меня, Обожгу и без огня! (Крапива.)

3. Два коня у меня, Два коня. По воде они возят меня. А вода Тверда, Словно каменная! (Коньки и лед.)

4. Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою. Но солнце ее припечет – Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

5. Хожу-брожу не по лесам, А по усам, по волосам. И зубы у меня длинней, Чем у волков и медведей. (Расческа.)

6. Вдруг из черной темноты В небе выросли кусты, А на них-то голубые, Пунцовые, золотые Распускаются цветы Небывалой красоты. И все улицы под ними Тоже стали голубыми, Пунцовыми, золотыми, Разноцветными. (Салют.)

7. Вот иголки и булавки Выползают из-под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят. (Ёж.)

8. Маленькие домики по улице бегут, Мальчиков и девочек домики везут. (Автомобили.)

9. Красные двери В пещере моей, Белые звери Сидят У дверей. И мясо, и хлеб – всю добычу мою – Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы и зубы.)

10. Мудрец в нем видел мудреца, Глупец – глупца, Баран – барана, Овцу в нем видела овца, И обезьяну – обезьяна, Но вот подвели к нему Федю Баратова, И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало.)

11. Если бы сосны да ели Бегать и прыгать умели, Они от меня без оглядки умчались бы, И больше со мной никогда не встречались бы, Потому что – скажу вам, не хвастая, – Я стальная, и злая, и очень зубастая. (Пила.)

12. Лежу я у вас под ногами, Топчите меня сапогами, А завтра во двор унесите меня. И бейте меня, колотите меня, Чтоб дети могли поваляться на мне, Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковер.)



Слайд 49

Ребята, наша встреча подошла к концу. Я вижу, что стихи и сказки Корнея Чуковского вам очень нравятся и надеюсь, что каждый из вас прочитает ещё не одно произведение этого замечательного писателя.



Список литературы:

  1. Глоцер В. Волшебник Корней Чуковский// Мурзилка.-2002.-№2.- С. 3-5.

  2. Попов А.В. Сказки дедушки Корнея // Читаем, учимся, играем.-2002.-№1. - С.113-116

  3. Бармалей. [1941] [Электронный ресурс]: мультфильм. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=YZ4ynffisp0&t=14s

  4. Ваня и Крокодил. [1984] [Электронный ресурс]: мультфильм. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=DBq9ZGhOwwg&t=7s

  5. Доктор Айболит. Лимпопо. [1939] [Электронный ресурс]: мультфильм. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=_5q4dZ1fa_M&t=2s

  6. Мойдодыр. [1954] [Электронный ресурс]: мультфильм. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=duK6lwXhxfE

  7. Муха-Цокотуха. [1941] [Электронный ресурс]: мультфильм. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=RGb9kqsgFAw&t=1s

  8. Телефон. [1944] [Электронный ресурс]: мультфильм. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Zhjk8SlblSY&t=13s

  9. Федорино горе. [1974] [Электронный ресурс]: мультфильм. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=WC90NXYlueE&t=5s