СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Путешествие по сказке Времена года"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группе по лексической теме: "Времена года"

Просмотр содержимого документа
«"Путешествие по сказке Времена года"»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка № 7 Дзержинского района Волгограда»

400137, г. Волгоград, ул. 8-й Воздушной Армии, 36

ИНН/КПП 3443905565 / 344301001, ОГРН 1023402981030

Тел. 31-61-93, 53-69-39 (факс)












Конспект НОД по речевому развитию

в подготовительной группе

Тема: « Путешествие по сказке времена года»













Подготовила:

воспитатель Карпова Е.И.








г. Волгоград 24 г.


Цель занятия. Закрепить знания детей о временах года.


Задачи.

Обучающие. Обогащать и активизировать словарь детей по лексической теме: «Времена года»; закрепить признаки всех времен года; учить различать перелетных и зимующих птиц, употреблять в речи обобщающие слова.

Развивающие. Развивать связную устную речь, грамматическую сторону речи, мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные. Воспитывать инициативность ,усидчивость, бережное отношение к природе.


Методические приёмы: беседа, игра-путешествие, дидактические игры, загадки, музыка, игра на развитие речевого дыхания, игры с правилами.


Материалы и оборудование. 4 картинки с изображением дворцов, король – кукла, 4 дочери короля: Зима, Весна, Лето, Осень (рисунки), картинки с изображением птиц, цветов, насекомых, овощей, фруктов, сада, огорода, дерева, картина «Лето», разноцветные листья из бумаги, мяч, письмо с незаконченными предложениями, рисунок зимы (путаница), счетные палочки.


Предварительная работа. Отгадывание загадок, дидактические игры: «Собери букет»,«Лови мяч»,«Закончи предложение»,«Летает, а не птица»,«Бывает - не бывает» ,лото «Овощи и фрукты»,«Вот какое лето»,«Собери кораблик». Составление описательного рассказа по картинам «Времена года».





Ход НОД:

- Сегодня у нас занятие по развитию речи. (дети стоят полукругом). Ребята вы любите сказки? Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по сказке. Готовы? (Да.)

- В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король, и было у него 4 дочери: Зима, Весна, Лето, Осень. Очень любил король своих дочерей, хотя и разные ни все были. У каждой дочери был свой дворец.

- Как вы думаете, какого цвета дворец у Зимы? (Дворец у Зимы белого цвета.)

- Какого цвета дворец у Весны? (Дворец у весны зеленого цвета.)

- Какого цвета дворец у Лета? ( Дворец у лета разноцветный.)

- Какого цвета дворец у Осени? ( Дворец у Осени желтого цвета. )

- Я предлагаю вам вместе с королем отправится в гости к её дочерям. (Дети идут змейкой под музыку). Вот мы и пришли к первой, самой старшей дочери короля. Посмотрите, какой красивый, белоснежный, ледяной неё дворец!

- Как её зовут? (Её зовут Зима.)

- Это очень строгая старшая сестрица. Она любит порядок. Если на что рассердиться – холодом дыхнет. Многие звери и птицы её побаиваются: кто в теплые края улетает, кто на всю зиму спать укладывается, чтобы ей на глаза не попадаться.

Детям предлагается рассмотреть рисунок Зимы.

- Посмотрите, во что она одета? ( в снег, снежную шубу…)

- Скажите, какая бывает зима? (Холодная, морозная, ледяная, студеная, красивая, снежная, белая.)

- Зима приготовила нам свои загадки. Давайте попробуем их отгадать.


Игра «Четвертый лишний». Найдите лишнюю птицу (дятел, кукушка, снегирь, синица; ласточка, скворец, грач, сова; ворона, сорока, воробей, ласточка)


- Очень любит Зима чистоту и порядок. Всё вокруг покрасила белой краской, поля покрыла белым одеялом.

-Что это было за одеяло? (Снег.)

- Оглядывалась Зима вокруг и радовалась, как хорошо уборку сделала. Улыбалась Зима, и выглядывало солнышко, начинал сверкать снег. Она даже попросила художника нарисовать для нее картину – ее портрет, но художник что-то перепутал, а что никак не может понять. Помогите ему, посмотрите внимательно, и скажите, что здесь не так.

Игра « Картина-путаница».


Игра «Лови мяч». Будьте внимательны, ловите мяч только тогда, когда услышите названия зимних месяцев.

- Молодцы, ребята! Разгадали все загадки. Нам нужно идти дальше, нас ждет в гости другая дочь короля. Давайте скажем Зиме: «До свидания!»

Дети идут под музыку змейкой.

- Вот ещё один дворец, посмотрите, какой красивый. Как вы думаете, кто из сестер здесь живет? (Здесь живёт Весна.)

- Как вы догадались? Какой порядок она наводит в природе? Давайте послушаем.

Побежали ручьи, зазвенела капель! Украшает она землю цветами, первой нежной травкой. Прилетели первые весенние птички: грачи, ласточки, соловьи. Всё вокруг просыпается, сверкает, зеленеет, оживает.

Дети рассматривают рисунок дочери короля – Весны, её одежду.

- Во дворце у Весны тоже много интересного, давайте посмотрим. Ребята, Весна написала нам письмо. Но некоторые слова в нем зашифрованы, вместо них рисунки. Давайте попробуем расшифровать его.


Игра « Закончи предложение».

На улице греет весеннее солнышко. Тает снег. Возвращаются из теплых стран перелетные птицы. Бегут ручьи. Дети пускают кораблики. (Вместо подчеркнутых слов – рисунки).

- Весной дети пускают кораблики, а давайте мы с вами тоже построим кораблик из палочек.


Игра «Собери кораблик» (по образцу).

Посмотрите, ребята, что-то ещё нам Весна приготовила.

Игра «Собери букет» из первых весенних цветов. (тюльпаны, подснежники, ландыши, одуванчики, розы, ромашки, колокольчики).

Дети прощаются с красавицей Весной и идут дальше под музыку.


- А вот и дворец средней сестрицы. Дети рассматривают дворец. Эта сестрица всегда за Весною к нам в гости идет, с собой приносит немало забот. Горячие, долгие дарит деньки, чтоб зрели скорей на полях колоски. Кто это? (Это Лето.)

- Правильно. Дети рассматривают одежду Лета.

- Сестрица Лето – очень веселая и любит играть. Она и вам предлагает поиграть с ней. Хотите? (Да.)

- Игра называется «Летает, а не птица» Ребята, кто ещё может летать, кроме птиц?

( Насекомые.)

- Сестрица Лето загадает вам загадки, а отгадки вы разместите на траву или на дерево. Слушайте внимательно.

  • Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает. (воробей).

  • Спал цветок и вдруг проснулся, больше спать не захотел, шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и летел. (бабочка).

  • Верещунья белобока, а зовут её….. (сорока).

  • На луг живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь (кузнечик).

А теперь давайте рассмотрим картину, которую нарисовал художник. Дети составляют краткий описательный рассказ о Лете.

Игра «Вот какое лето» (с мячом)

  • Если на улице светит солнце, то погода, какая? (солнечная)

  • Ели ветер (ветреная).

  • Ели дождь (дождливая)

  • Если пасмурно (пасмурная)

  • Если ясно (ясная)

  • Если туман (туманная)

  • Если тепло (теплая)

  • Если жарко (жаркая)

  • Если сыро (сырая).

- Молодцы, ребята, нам пора прощаться с Летом и идти дальше.

- Эта сестрица всегда после лета приходит. Многие жалеют, что лето кончилось, а ей это обидно, вот она и плачет часто и подолгу.

- Как её зовут? (Её зовут Осень).

Дети рассматривают рисунок дочери короля и её дворец, называют признаки осени.

- Ну, а теперь пришла пора с осенью поиграть.


Игра на развитие речевого дыхания «Сильный и слабый ветерок». А теперь ветерок подхватил лоточки и закружил в воздухе. (дети кружатся под музыку, затем садятся на стульчики).


Игра «Бывает - не бывает». Если то, о чем я буду говорить, бывает осенью – вы будете хлопать в ладоши, если не бывает – топать ногами.

  • Осенью все перелетные птицы улетают в теплые края.

  • Осенью дети катаются на санках.

  • Осенью на деревьях все листья зеленого цвета.

  • Осенью бывают хмурые и пасмурные дни.

Молодцы, ребята!

- Осень дарит нам овощи и фрукты. Где растут овощи? (Овощи растут в огороде на грядке.)

- Овощи нам нужно поместить в огород. А где растут фрукты? (Фрукты растут в саду на деревьях.)

- Фрукты нужно поместить в сад. (Каждый ребенок берет по муляжу и размещает в сад или в огород.)

- Молодцы ребята, порадовали Осень.

(Дети получают подарки от времен года.)

- Наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться в детский сад, а король останется со своими дочерями. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза. (звучит музыка) Мы снова в детском саду.