Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка № 7 Дзержинского района Волгограда»
400137, г. Волгоград, ул. 8-й Воздушной Армии, 36
ИНН/КПП 3443905565 / 344301001, ОГРН 1023402981030
Тел. 31-61-93, 53-69-39 (факс)
Конспект НОД по речевому развитию
в подготовительной группе
Тема: « Путешествие по сказке времена года»
Подготовила:
воспитатель Карпова Е.И.
г. Волгоград 24 г.
Цель занятия. Закрепить знания детей о временах года.
Задачи.
Обучающие. Обогащать и активизировать словарь детей по лексической теме: «Времена года»; закрепить признаки всех времен года; учить различать перелетных и зимующих птиц, употреблять в речи обобщающие слова.
Развивающие. Развивать связную устную речь, грамматическую сторону речи, мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности. Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные. Воспитывать инициативность ,усидчивость, бережное отношение к природе.
Методические приёмы: беседа, игра-путешествие, дидактические игры, загадки, музыка, игра на развитие речевого дыхания, игры с правилами.
Материалы и оборудование. 4 картинки с изображением дворцов, король – кукла, 4 дочери короля: Зима, Весна, Лето, Осень (рисунки), картинки с изображением птиц, цветов, насекомых, овощей, фруктов, сада, огорода, дерева, картина «Лето», разноцветные листья из бумаги, мяч, письмо с незаконченными предложениями, рисунок зимы (путаница), счетные палочки.
Предварительная работа. Отгадывание загадок, дидактические игры: «Собери букет»,«Лови мяч»,«Закончи предложение»,«Летает, а не птица»,«Бывает - не бывает» ,лото «Овощи и фрукты»,«Вот какое лето»,«Собери кораблик». Составление описательного рассказа по картинам «Времена года».
Ход НОД:
- Сегодня у нас занятие по развитию речи. (дети стоят полукругом). Ребята вы любите сказки? Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по сказке. Готовы? (Да.)
- В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король, и было у него 4 дочери: Зима, Весна, Лето, Осень. Очень любил король своих дочерей, хотя и разные ни все были. У каждой дочери был свой дворец.
- Как вы думаете, какого цвета дворец у Зимы? (Дворец у Зимы белого цвета.)
- Какого цвета дворец у Весны? (Дворец у весны зеленого цвета.)
- Какого цвета дворец у Лета? ( Дворец у лета разноцветный.)
- Какого цвета дворец у Осени? ( Дворец у Осени желтого цвета. )
- Я предлагаю вам вместе с королем отправится в гости к её дочерям. (Дети идут змейкой под музыку). Вот мы и пришли к первой, самой старшей дочери короля. Посмотрите, какой красивый, белоснежный, ледяной неё дворец!
- Как её зовут? (Её зовут Зима.)
- Это очень строгая старшая сестрица. Она любит порядок. Если на что рассердиться – холодом дыхнет. Многие звери и птицы её побаиваются: кто в теплые края улетает, кто на всю зиму спать укладывается, чтобы ей на глаза не попадаться.
Детям предлагается рассмотреть рисунок Зимы.
- Посмотрите, во что она одета? ( в снег, снежную шубу…)
- Скажите, какая бывает зима? (Холодная, морозная, ледяная, студеная, красивая, снежная, белая.)
- Зима приготовила нам свои загадки. Давайте попробуем их отгадать.
Игра «Четвертый лишний». Найдите лишнюю птицу (дятел, кукушка, снегирь, синица; ласточка, скворец, грач, сова; ворона, сорока, воробей, ласточка)
- Очень любит Зима чистоту и порядок. Всё вокруг покрасила белой краской, поля покрыла белым одеялом.
-Что это было за одеяло? (Снег.)
- Оглядывалась Зима вокруг и радовалась, как хорошо уборку сделала. Улыбалась Зима, и выглядывало солнышко, начинал сверкать снег. Она даже попросила художника нарисовать для нее картину – ее портрет, но художник что-то перепутал, а что никак не может понять. Помогите ему, посмотрите внимательно, и скажите, что здесь не так.
Игра « Картина-путаница».
Игра «Лови мяч». Будьте внимательны, ловите мяч только тогда, когда услышите названия зимних месяцев.
- Молодцы, ребята! Разгадали все загадки. Нам нужно идти дальше, нас ждет в гости другая дочь короля. Давайте скажем Зиме: «До свидания!»
Дети идут под музыку змейкой.
- Вот ещё один дворец, посмотрите, какой красивый. Как вы думаете, кто из сестер здесь живет? (Здесь живёт Весна.)
- Как вы догадались? Какой порядок она наводит в природе? Давайте послушаем.
Побежали ручьи, зазвенела капель! Украшает она землю цветами, первой нежной травкой. Прилетели первые весенние птички: грачи, ласточки, соловьи. Всё вокруг просыпается, сверкает, зеленеет, оживает.
Дети рассматривают рисунок дочери короля – Весны, её одежду.
- Во дворце у Весны тоже много интересного, давайте посмотрим. Ребята, Весна написала нам письмо. Но некоторые слова в нем зашифрованы, вместо них рисунки. Давайте попробуем расшифровать его.
Игра « Закончи предложение».
На улице греет весеннее солнышко. Тает снег. Возвращаются из теплых стран перелетные птицы. Бегут ручьи. Дети пускают кораблики. (Вместо подчеркнутых слов – рисунки).
- Весной дети пускают кораблики, а давайте мы с вами тоже построим кораблик из палочек.
Игра «Собери кораблик» (по образцу).
Посмотрите, ребята, что-то ещё нам Весна приготовила.
Игра «Собери букет» из первых весенних цветов. (тюльпаны, подснежники, ландыши, одуванчики, розы, ромашки, колокольчики).
Дети прощаются с красавицей Весной и идут дальше под музыку.
- А вот и дворец средней сестрицы. Дети рассматривают дворец. Эта сестрица всегда за Весною к нам в гости идет, с собой приносит немало забот. Горячие, долгие дарит деньки, чтоб зрели скорей на полях колоски. Кто это? (Это Лето.)
- Правильно. Дети рассматривают одежду Лета.
- Сестрица Лето – очень веселая и любит играть. Она и вам предлагает поиграть с ней. Хотите? (Да.)
- Игра называется «Летает, а не птица» Ребята, кто ещё может летать, кроме птиц?
( Насекомые.)
- Сестрица Лето загадает вам загадки, а отгадки вы разместите на траву или на дерево. Слушайте внимательно.
Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает. (воробей).
Спал цветок и вдруг проснулся, больше спать не захотел, шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и летел. (бабочка).
Верещунья белобока, а зовут её….. (сорока).
На луг живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь (кузнечик).
А теперь давайте рассмотрим картину, которую нарисовал художник. Дети составляют краткий описательный рассказ о Лете.
Игра «Вот какое лето» (с мячом)
Если на улице светит солнце, то погода, какая? (солнечная)
Ели ветер (ветреная).
Ели дождь (дождливая)
Если пасмурно (пасмурная)
Если ясно (ясная)
Если туман (туманная)
Если тепло (теплая)
Если жарко (жаркая)
Если сыро (сырая).
- Молодцы, ребята, нам пора прощаться с Летом и идти дальше.
- Эта сестрица всегда после лета приходит. Многие жалеют, что лето кончилось, а ей это обидно, вот она и плачет часто и подолгу.
- Как её зовут? (Её зовут Осень).
Дети рассматривают рисунок дочери короля и её дворец, называют признаки осени.
- Ну, а теперь пришла пора с осенью поиграть.
Игра на развитие речевого дыхания «Сильный и слабый ветерок». А теперь ветерок подхватил лоточки и закружил в воздухе. (дети кружатся под музыку, затем садятся на стульчики).
Игра «Бывает - не бывает». Если то, о чем я буду говорить, бывает осенью – вы будете хлопать в ладоши, если не бывает – топать ногами.
Осенью все перелетные птицы улетают в теплые края.
Осенью дети катаются на санках.
Осенью на деревьях все листья зеленого цвета.
Осенью бывают хмурые и пасмурные дни.
Молодцы, ребята!
- Осень дарит нам овощи и фрукты. Где растут овощи? (Овощи растут в огороде на грядке.)
- Овощи нам нужно поместить в огород. А где растут фрукты? (Фрукты растут в саду на деревьях.)
- Фрукты нужно поместить в сад. (Каждый ребенок берет по муляжу и размещает в сад или в огород.)
- Молодцы ребята, порадовали Осень.
(Дети получают подарки от времен года.)
- Наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться в детский сад, а король останется со своими дочерями. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза. (звучит музыка) Мы снова в детском саду.