СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие по стране фольклор.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка занятия - соревнования по русской литературе.

Просмотр содержимого документа
«Путешествие по стране фольклор.»


Цель:

 -привитие интереса к русскому народному творчеству и обычаям;

-в игровой форме познакомить учащихся со старинными русскими, пословицами, поговорками, обычаями и традициями русского народа;

-формировать интерес и уважение к традициям на Руси;

-активизировать интерес у учащихся к истокам и истории своего народа;

-развивать художественно - прикладные навыки в традиционной деятельности ремёсел, любознательность, логическое мышление;

-воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Народные промыслы», карточки с заданиями, выставка книг.

Ход мероприятия

- Здравствуйте, наши юные друзья! Сегодня мы отправимся в путешествие по стране русского языка, в старинный лес «Устное народное творчество». Устное народное творчество - это «народная мудрость». Русский народ создал мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки, прибаутки, потешки.

Они передавались устно из поколения в поколение. Бабушки и дедушки, матери и отцы рассказывали сказки, пели песни, загадывали загадки своим внукам и детям. Когда те вырастали, они пересказывали то, что услышали своим детям.



  • Старинные пословицы и поговорки живут в нашем родном языке и сегодня. Они украшают нашу речь, делают её ярче, живее, остроумнее.



Конкурс «Соберите пословицы».

Каждая команда получает конверт с заданием. Нужно добавить окончание пословице:

1. Семь раз отмерь… (один раз отрежь)

2. Без труда… (не вытащишь и рыбку из пруда)

3. Дареному коню… (в зубы не смотрят)

4. Один в поле… (не воин)

5. С кем поведешься… (от того и наберешься)

6. Слово не воробей… (вылетит не догонишь)

7. Лучше синица в руках,… (чем журавль в небе)

8. Любишь кататься,… (люби и саночки возить)

9. Не имей сто рублей, а… (имей сто друзей)

10. Поспешишь… (людей насмешишь)

11. Под лежачий камень… (вода не течет)

12. Мороз невелик, а… (стоять не велит).



Конкурс «Поговорки»

Каждая команда получает конверт с заданием. Вам нужно подобрать конец поговорки.

Труслив как… заяц.

Хитёр как… лиса.

Голоден как… волк.

Здоров как..бык.

Грязный как..свинья.

Колючий как…ёж.



  • А вот у меня есть задание похитрей! Только малыш появился на свет, а его мама, бабушка, няня поют и приговаривают разные потешки и прибаутки. А вы знаете потешки и прибаутки? (представление потешек)



  1. Кисонька-мурысонька,

Ты где была?

На мельнице.

Кисонька-мурысонька,

Что там делала?

Муку молола.

Кисонька-мурысонька,

Что из муки пекла?

Прянички.

Кисонька-мурысонька,

С кем прянички ела?

Одна.

Не ешь одна! Не ешь одна!



  1. Поехали, поехали

С орехами, с орехами!

Поскакали, поскакали

С калачами, с калачами!

Вприпрыжку, вприскочку

По кочкам, по кочкам –

В ямку – бух!





  • Ещё любили рассказывать небылицы. Небылицы – это вымысел, выдумка, то чего на самом деле не существует.

Небылицы в лицах, сидят в теремах – светлицах,

Щелкают орешки да говорят насмешки.

Вот послушайте.

Инсценировка небылицы



1 - Здорово, Никодим!

2 - Здорово, Егор! Откуда идёшь? С кудыкиных гор?

1 - А как у вас, Никодим, поживают?

2 - На босу ногу топор надевают! Сапогом траву косят! В решете воду носят! Наши сани едут сами, а лошади наши с усами, бегают в подполье за мышами!

1 - Да это же – кошки!

2 - Комара тебе в лукошки! Наши кошки живут в гнезде, летают везде: прилетели во двор, завели разговор: «Кар – р, кар – р!»

1 - Да ведь это же вороны!

2 - Мухомор тебе варёный! Наша-  то ворона ушаста, в огороды шастает часто. Скок да скок через мосток, белым пятнышком хвосток.

1 - Да ведь это же зайчишка!

2 - В нос тебе еловая шишка! Нашего зайца все звери пугаются. Прошлой зимою в лютый мороз, серый зайчище барана унёс.

1 - Да ведь это же волк!

2 - По лбу тебе щёлк! Неужели не слыхал никогда ты, что волки у нас рогаты? Волк трясёт бородою, пообедал лебедою!

1 - Да ведь это же козлище!

2 - Щелчков тебе тыща! Наш козёл под корягу ушёл, хвостом шевелит, ставит сети не велит!

1 - Да ведь это же налим!

2 - Нет, не налим! Мы про налима так говорим: «Налим Никодим гордится собою, налим Никодим носит шубу соболью! Ни перед кем её не ломает и шуток не понимает!» (Кланяются)


  • Ну и порадовали вы нас,

А чтоб пыл веселья не угас,

Чтоб время шло быстрее,

Друзья, я приглашаю вас

 К загадкам поскорее.

Загадка – это мудрёный вопрос, данный человеку для того, чтобы развивать в нём догадливость. Для загадок нет мелочей, нет ничего неинтересного. Это игра на узнавание, угадывание.


Загадки

  • Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).

  • Бычок рогат, в руках зажат еду хватает, а сам голодает (ухват).

  • Гибкий лес на плечи залез (коромысло).

  • Кривой конь лезет в огонь (кочерга).

  • Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).

  • Всех комлю с охотою, а сама безротая (ложка).





  • Скороговорка – весёлая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых фраз. Вся прелесть скороговорки в том, что её с первого раза ни за что не проговоришь. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет. Недаром в народе говорится: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».

Дальше бой скороговорок разрешите нам начать.

Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.



Конкурс «Тараторки»

Команды получают скороговорку. Каждый участник команды должен быстро и четко протараторить свою скороговорку рядом стоящему. Тот, в свою очередь, другому  и так далее.

Ушёл косой козёл с косой.

У пеньков опять пять опят.



  • Ай да молодцы! Все то вы знаете, славно у вас все получается! А частушки петь умеете?

Как известно всем, подружки-мастерицы петь частушки.

И вы, парни не зевайте и девчатам помогайте…

Исполнение частушек.

  • В сказках наши предки передавали свои представления о мире, свой опыт. Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Сказка была интересна древним людям своей занимательностью, необычностью.

Конкурс «Подумайте над сказкой»:

Сказка «Колобок» Сказка «Репка»


-Сколько героев было? Подчеркните.

Дедушка, Бабушка, Дедка, Бабка, Внучка, Петушок, кот, лиса. Колобок. Заяц, Волк, Жучка, Кошка, Мышка. Медведь, Лиса.


-Подчеркните слова, которые чаще всего повторяются в сказке.

«Я Колобок, Колобок, по «Бабка за дедку, дедка за «Петушок, Петушок, золотой амбару метен, по сусекам репку.,., тянут, потянут - гребешок! Выгляни в окошко, скребён, я от бабушки вытянуть не могут!» дам тебе горшка!» ушёл, я от дедушки ушёл и от тебя... у иду!»


  • Есть таланты на Руси,

Говорю уверенно!

Раз народ еще поет –

Знать не все потеряно.

(Исполнение русской народной песни)



Былины – это древнейшие сказания о народных героях, защитниках Родины, о подвигах богатырей, сражающихся с чудовищами или вражеским войском. Все, что рассказывается в былинах, воспринималось как правда, реально происходившие в далеком прошлом события.


  • Конкурс «Узнай богатыря по описанию»

  1. «В городе в Муроме жила семья и был у них сын, который не мог ходить и лежал на печи 30 лет и 3 годика. Однажды к нему постучались калики перехожие и попросили воды испить. Тут случилось чудо чудное: встал он, испил водицы и почувствовал в себе силу богатырскую». Наделён был невиданной силой, избавил людей русских от бусурман, от Соловья-разбойника. (Илья Муромец)


  1. Княжеского рода.  Богатырь образован, тактичен, обходителен,  мастерски играет на гуслях, совершил много подвигов. Вместе с Ильёй Муромцем охраняет Русскую землю от нашествия врагов, наделен добротой. «Ай, да гром гремит, да шум велик идёт: налетело на молодого а и змеинище да то Горынище». (Добрыня Никитич и змей Горыныч)



  1. Смолоду  стоял на богатырской заставе. Сын ростовского батюшки. Часто побеждает не силой, а военной хитростью. Этот богатырь одолел Тугарина Змея. (Алеша Попович)

  2. «Пашет пахарь, понукает,

На кобылку свою погукивает.

Борозды кладет, как рвы глубокие,

Из земли дубы вывертывает,

  Камни – валуны в сторону отбрасывает.

Только кудри у пахаря качаются,

Шелками по плечам рассыпаются».

(Микула Селянинович, растил хлеб  и кормил людей).


  1. «Под гусли звончатые русские старинные

Песни исполнял гусляр древние былинные». Как его зовут? (Садко)

  1. «Был богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался под облако ходячее. Земля-матушка носить его не могла. Конь под ним по колено проваливался, земля под ним прогибалася. Держать богатыря могли только горы – вот там-то и проживал». (Святогор).



  1. Был сильным и хитрым. Умел понимать язык птиц и зверей.Ходил в царство индийское, земли Турец-салтана.( Вольга Святославович).

  2. Новгородский богатырь, который ведет себя «неправильно», поступает вопреки принятому порядку, нарушает запреты и в конце концов гибнет. (Василий Буслаевич).



  • Конкурс «Живая картина» Изобразить картину

  1. В. Васнецова «Богатыри».

  2. М. Авилова «Поединок Перисвета с Челубеем на Куликовом поле».


  • Викторина

1. Расскажите о самом первом подвиге Ильи Муромца. (Бой под Черниговом, схватка с Соловьем-Разбойником.)
2. Назовите князя, правившего в то былинное время, в славный град которого часто созывались богатыри на честные пиры-забавы. (Владимир Красно Солнышко, что правил в Киеве – стольном граде.)

3. Назовите отрицательных персонажей былин. (Соловей-Разбойник, Змей Огненный, Тугарин Змеевич.)
4. Кто из богатырей мог сам себе ковать оружие? (Илья Муромец, он выковал себе меч)
5. Как называлась одежда богатырей, сплетенная из металлических колец? (кольчуга)

6. Как звали коня Ильи Муромца? (Бурушка)

7. Кто из богатырей освободил Забаву Путятичну? (Добрыня Никитич)
8. Назовите имя женщины-богатыря и расскажите про её подвиг. ( Василиса Микулишна, дочь Микулы Селяниновича, спасла своего мужа)


  • Конкурс «Живые страницы»

Показать отрывок из былины пантомимой или кадром фильма.


  • Конкурс «Устаревшие слова» (Изображение летописи)

Как вы думаете, что это такое? Например, очи – глаза

Борзой – быстрый

Мех – мешок

Супостат – злодей

Долонь – ладонь

Полон – плен

Рать – войско

Зыкать – кричать

Чело – лоб


  • Конкурс «Игра на ложках»

Думал, ложкой щи хлебают,

Ложками давно играют.

Посмотри сюда скорей:

Здесь ансамбль ложкарей!

(Игра на музыкальных инструментах «Ах, вы, сени мои, сени»)


  • Конкурс «Древнерусское оружие» (изображение кольчуги и щита)

Каждой команде выдается карточка с названиями различных предметов. Участникам надо вычеркнуть те слова, которые не относятся к древнему русскому оружию.

Палица булатная, кулак, перо, сабля вострая, свист, лук тугой, копье, плеточка шелковая, палка-капалка, мурава, стрела калёная, чело, стремечко булатное, косица (висок), мешок.

Лишние слова: чело, перо, палка-капалка, свист, стремечко булатное, косица (висок), мурава, мешок.

  • Конкурс «Бой со Змеем»

- Я предлагаю нашим богатыря сразиться со змеем Горынычем.

(Мальчикам по очереди завязывают глаза, раскручивают, и они, с помощью подсказок девочек, пытаются победить змея, лопнув шарики).

  • Конкурс "Богатырское толкалище".

Приглашаем всех богатырей на "толкучку". Толкучка — это не рынок, где покупают и продают вещи, а самые настоящие соревнования, на которых силачи толкают друг друга. А точнее меряются силой, выталкивая друг друга из круга. (На полу мелом начерчен круг диаметром 3 метра. Задача богатырей — вытолкнуть соперника из круга. Тот, кому это удается, приносит очко команде. На "толкалище" силачи выходят попарно.

— упираясь спиной в спину соперника;

— упираясь грудью в грудь соперника;

— стоя на четвереньках и упираясь боком в бок соперника;

 —  стоя на одной ноге и упираясь плечом в плечо соперника;



  • Игра «Щит по кругу» (передавая друг другу щит)

Вспомните пословицы о защите родной земли,  называйте пословицу и передавайте щит по кругу.



  • Не родом богатырь славен, а подвигом.

  • Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

  • Смелость силе воевода.

  • Кто смел, тот на коня сел.

  • Своя земля и в горсти мила.
    На чужой сторонушке рад своей воронушке.

  • Жизнь дана на добрые дела.

  • Сам погибай – а товарища выручай.

  • Жить - Родине служить.

  • Если дружба велика, будет Родина крепка!

  • Не доспехи красят богатыря, а подвиги.

  • С родной земли умри не сходи.

  • За правое дело стой смело.

Просмотр презентации «Народные промыслы».

Итог мероприятия.

- Какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:

Защищать свою Родину, беречь её.

Защищать слабых, бедных, стариков и детей.

Быть сильным, храбрым, мужественным, отважным.


Подведение итогов конкурсной программы.
















Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №2




Путешествие по стране фольклор

в 7 – Б классе


Снежное 2018



5