Внеурочное занятие по развитию речи
Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием сказкотерапии
«Путешествие с колобком по осеннему лесу»
Учитель: Шемякова С.А.
Цель: Развитие коммуникативной функции речи. Работа над эмоционально-волевой сферой с использованием элементов сказкотерапии.
Образовательные задачи: Знакомство детей с устным народным творчеством, русским бытом, расширение и активизация словаря по сказке «Колобок», «Овощи – Фрукты». Совершенствование грамматического строя речи.
Развивающие задачи: Активизация речевой деятельности, совершенствование диалогической речи, развитие связной речи, фонематических представлений. Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, общей, тонкой и артикуляционной моторики, общих речевых навыков, творческого воображения, фантазии.
Воспитательные задач: Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, преодоление нерешительности перед публичным выступлением и умения оценивать поступки. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Аудиозаписи: Музыкальные композиции «В гостях у сказки», «Песенка о колобке».
Ход занятия
1 часть. Вводная.
Играет музыкальная композиция «В гостях у сказки»
У.: Здравствуйте дети. А вы любите сказки? Сегодня на занятии по развитию речи мы с вами совершим путешествие, а поможет нам сказка о Колобке. А пока я раздам вам кукол – персонажей (детям раздают персонажей сказки Колобок из школьного кукольного театра)
У.:
День сегодня необычный,
Удивить хочу я вас.
В путешествие большое,
Мы отправимся сейчас.
- Но отправимся мы не одни, а со сказочным персонажем, а с каким вы должны отгадать.
(учитель загадывает загадку)
Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол,
И от бабушки ушел.
У него румяный бок...
Вы, узнали? (Колобок)
(в руках у учителя появляется колобок )
У.: Ребята, на какую геометрическую фигуру походит наш колобок? Какого цвета? Сколько у него глаз? (Ответы детей)
У.: Какие вы ребята молодцы, умные, сообразительные, я хочу пригласить вас в осенний лес, для того чтобы попасть туда, нужно выполнить все мои задания.
- Ребята, давайте, образуем круг «Доброты»
(«Круг Доброты»)
Мы построим с вами круг
Слева - друг и справа - друг
Никуда не выходи
Ты из круга «Доброты!»
Мы пойдем сегодня в лес,
Там полным-полно чудес
Ушки, глазки навостри
Ничего не пропусти.
Чтоб не сбиться нам с пути,
С другом мы должны пойти!
(Движения выполняются под музыку)
Зашагали ножки
По осенней, по дорожке,
Будем по лесу шагать
И природу созерцать. (дети шагают)
Выше голову, друзья, небо наблюдаем. (поднимают голову)
Солнце, тучки и тепло, погоду угадаем?
- Какая погода? (хмурая, холодная, ненастная, солнечная, жаркая)
- Тучи быстро бегут по небу, кто их гонит? (ветер) (дети бегут по кругу)
- Солнышко взошло, тучи прогнало.
(Исходн. полож.)
- Солнышко протянуло к нам свои лучики.
(восстановления дыхания вдох-выдох)
- Закройте глаза. (Звучит музыка) Мы очутились в лесу. (ребята, давайте представим, что мы с вами в осеннем лесу) Подумайте чем красив осенний лес?)
2 часть. Основная.
Учитель-Колобок: Ой, а кто это? (у одного из детей в руках появляется фигура Зайца)
Заяц: Колобок, Колобок, я тебя съем!
Учитель-Колобок: А вот и не съешь! Зайцы колобков не едят, а любят разные овощи.
У.: Дети, соберите для зайчишки корзину с овощами.
(Игра «Помоги зайчишке»)
Колобок: Чтобы зубы были крепки, жуйте овощи все детки!
Логопед: И покатился Колобок дальше. (ребята идут змейкой за Колобком)
- Побежал он по дороге, волку серому под ноги.
(у одного из детей появляется фигурка Волка)
Волк: Колобок, Колобок, я тебя съем!
У.: Постой, Волк, не ешь Колобка, хочешь, дети твои песенки пропоют? Мы можем пропеть их громко и тихо.
(По беззвучной артикуляции дети поют звуки А, И, У тихо и громко).
Колобок: а еще мы с ребятами можем охарактеризовать все звуки из твоего любимого предложения «Ах, я ищу уют!». (Задание "Дай характеристику звукам» (раздать всем ребятам листочки с уже напечатанным предложением и предложить сделать звуко-буквенный анализ всех слов).
Колобок: Ну, что не съешь меня? Отпустишь?
Волк: Не трону я тебя, уж больно мне понравилось с вами играть.
У.: Покатился Колобок дальше и увидел в лесу медведя
(у одного из ребят появляется фигурка Медведя).
Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок: Не спеши, успеешь скушать.
Хочешь считалочку послушать?
Медведь: Ну, давай, от чего ж не послушать.
Колобок: (Логоритмика «Мишка»)
За стеклянными дверями (ритмично хлопают)
Стоит мишка с пирогами. (протягивают вперёд обе руки)
Здравствуй, Мишенька, дружок, (кланяются)
Сколько стоит пирожок?
Пирожок-то стоит три, (движения тремя пальцами - показывают три пальца)
А водить-то будешь ты (указательный жест)
(Медведь рычит и хватает детей. Дети отпрыгивают от него, а он допрыгивает до них).
Учитель:
Укатился Колобок, замелькал румяный бок.
А медведь вслед побежал, но куда там, не догнал.
А навстречу, ой, ой, ой, шла лиса тропой лесной.
(появляется ребенок с фигурой Лисы)
Лиса:
Как пригож ты, Колобок, как румян и весел!
Говорят, что ты, дружок, знаешь много песен.
Я хочу с тобой дружить, тебя в подарок получить
У.: Нам всем колобок тоже очень понравился. Давайте, все вместе соберём портрет Колобка.
(Дети из частей целой картинки составляют портрет Колобка)
У.: Каким получился наш Колобок?
Дети: Красивым, весёлым, румяным.
У.: А теперь я предлагаю нарисовать нашего колобка, под музыку.
(под песенку о Колобке ребята выполняют его портрет в ящиках с песком).
3 часть. Заключительная.
Учитель: МОЛОДЦЫ! У вас все получилось. Но время нашего сегодняшнего путешествия подошло к концу, нам пора прощаться, а колобку домой, к бабушке и дедушке возвращаться (дети прощаются с Колобком).
- Ответьте мне, друзья, понравилось ли вам наше путешествие?
- Что больше всего понравилось и запомнилось?
- Было ли трудно?
- А было ли вам интересно?
- Это было наше не первое, но и не последнее путешествие и мы с вами еще не раз отправимся путешествовать.
- А сейчас попрощаемся с нашими гостями и скажем всем «До новых встреч!».