Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29» г. Городца
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
ОО «Социально – коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
в подготовительной к школе группе на тему:
«Путешествие по Городу Мастеров»
Разработчик:
воспитатель
Сутягина Оксана Николаевна
г. Городец 2014 - 2015 уч.год
Цель: Обобщать и систематизировать знания детей о ремеслах родного города Городца. Формировать умение создавать изделие народного ремесла на основе ранее полученных знаний.
Задачи:
Закреплять знания детей о родном городе, его прошлом и настоящем.
Формировать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию.
Развивать познавательную активность детей.
Воспитывать интерес к народному творчеству, народным ремеслам.
Воспитывать уважение к работе народных мастеров.
Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Предполагаемый результат:
Дети знают и называют ремесла родного города, умеют самостоятельно изготовить изделие народного ремесла.
Материалы и оборудование:
Клубок.
Видеопроектор.
Видео – презентация.
Музыкальная гимнастика Железновых «Вертушки».
Дидактическая игра «Сложи картинку».
Ключик
Иллюстрации с изображением ремесел.
Формы для изготовления печатных пряников на каждого ребенка.
Скалки на каждого ребенка.
Разделочные доски на каждого ребенка.
Джем или варенье.
Тесто для пряников.
Фартуки на каждого ребенка.
Влажные салфетки на каждого ребенка.
Предварительная работа:
Цикл занятий: «Прошлое и настоящее города Городца», «Ремесла города Городца», «Знакомство с Городецкой росписью», рисование «Городецкие узоры».
Экскурсии в «Музей пряников», «Краеведческий музей», к памятнику Александру Невскому, в Город Мастеров, по улицам родного города.
Беседа с детьми «Где я люблю гулять в родном городе».
Создание альбомов «Городец – прошлое и настоящее», «Городецкие ремесла».
Дидактические игры: «Собери картинку», «Прогулка по городу», «Русский сувенир».
Видео – экскурсия по знаменитым местам города.
Просмотр мультфильма «Путешествуй с нами. Городец».
Просмотр фильма «Городец – чудо городок», «И я там был. Городец – родной брат Москвы».
Словарная работа: наличники, фасады, лаконичная роспись, глухая резьба, рельеф узора, долото, экспонат, обряд, «разгоня».
Организация и методика проведения
В.: - Ребята, я пришла сегодня к вам не одна, а с маленьким другом. Постарайтесь отгадать, кто же это.
Поскорее мне скажите,
Что за мяч из мягких нитей?
Он похож на колобок,
С длинным хвостиком…
Дети: клубок.
В.: - Правильно, это клубок.
(В группу вкатывается клубок, беру его в руки и прикладываю к уху…)
В.: - Ребята, клубочек пришел к нам с необычной загадкой. Попробуем отгадать?
Д.: Да.
Видео 1.
В.: - Давным-давно, много лет тому назад, князь Юрий Долгорукий основал на левом берегу реки Волги город. Этот город несколько раз сжигали сначала татаро – монголы, а затем только татары. Но город этот все – равно заново отстраивали. Догадались, что это за город?
Дети: Это наш родной город Городец.
Видео 2.
В.: - Верно, это наш город Городец, который сейчас выглядит совершенно по-другому, чем несколько столетий назад. Посмотрите, какие красивые дома и улочки сегодня каждый день встречают нас. Кажется, что прошлое и настоящее тесно переплетены между собой. Можно долго бродить по улицам нашего города, любоваться узорами наличников и фасадов домов с затейливыми кружевами печных труб.
- А клубочек предлагает нам отправиться в путешествие, да не простое, а в Город Мастеров. Вы согласны?
Д.: Да, согласны.
В.: - Ребята, а чем же город Мастеров отличается от других строений нашего города? Почему его так назвали?
Д.: Потому что в нем есть залы, которые относятся к ремеслам нашего города.
В.: - Вы правы, ребята, город Мастеров – это деревянные рубленые строения, соединенные переходами, которые позволяют, не выходя на улицу, посетить мастерские по народным художественным ремеслам и два выставочных зала художественных промыслов.
В.: - А какими ремеслами славен наш город Городец?
Д.: Резьба по дереву, городецкая роспись, пряничное дело и городецкая золотная вышивка.
В.: - Молодцы, ребята, все вспомнили, ничего не забыли. А сейчас давайте закроем глаза и перенесемся в удивительный и неповторимый город Мастеров.
Дети вместе с воспитателем закрывают глаза. (Звук 1). Звучит сказочная волшебная музыка.
Видео 3.
В.: - Посмотрите, ребята, клубочек привел нас в город Мастеров, который уже встречает нас…Но, чтобы попасть внутрь, необходимо найти ключ, который спрятался в картинках. Вам нужно из отдельных фрагментов собрать целое изображение относящееся к какому-то ремеслу нашего города. (Дидактическая игра «Сложи картинку»).
(Дети собирают разрезные картинки с изображением предметов народно-прикладного искусства.)
В.: - Вот мы и нашли ключик от города Мастеров. Давайте зайдем внутрь и посмотрим, что же там нас ждет.
(Входим в 1 зал – Городецкая роспись).
В.: - Посмотрите, какая красивая выставка изделий. Полюбуйтесь на эти чудесные красочные яркие узоры.
В.: - Ребята, вы догадались, в какой зал мы попали?
Д.: В зал Городецкой росписи. Здесь предметы сделаны из дерева, а расписаны городецкой росписью.
В.: - Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит!
Вся земля вокруг дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
В.: - Ребята, скажите, какие элементы городецкой росписи вы знаете?
Д.: Розан, ромашку, глазки, бутоны, листья, оживка (дуги, точки, прямые линии).
В.: - Какие цвета преобладают в росписи?
Д.: Розовый, красный, синий, голубой, белый, черный, зеленый (оранжевый, коричневый).
В.: - Кто может рассказать про Городецкую роспись?
Настя: - Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой - нибудь другой – она очень яркая и лаконичная. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих купавки, бутоны, ромашки. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников на конях, сцены чаепития. Очень нравилось городецким мастерам рисовать различных птиц (фазанов, петухов, кукушек, голубей). А еще городецкой росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери.
В.: - А клубочек приглашает нас уже в другой зал, давайте посмотрим, что там нас ожидает.
(Входим во 2 зал - Резьба по дереву)
В.: - Посмотрите, внимательно и скажите, к какому ремеслу относится этот зал?
Д.: - Это зал резьбы по дереву.
В.: - Да, вы правильно заметили, это зал резьбы по дереву. Сюжетная «глухая резьба» есть только в Городце. Глухой такая резьба называется потому, что в обрабатываемой доске не пробивали отверстий. Мастер формировал на её плоскости рельеф узора с помощью долота. Она пришла с кораблей в петровские времена. Когда традиция украшения кораблей отошла, резьба перешла на дома. Основой узора городецкой глухой резьбы является волнообразно идущая растительная ветвь со сказочными изображениями полуженщин-полурыб (здесь их величают «фараонками»), львов, двуглавых орлов, сказочной птицы Сирин и прочих диковинных существ.
Самый известный образец глухой домовой резьбы в Городце, своего рода символ города – это доска с дельфинами над воротами дома графини Паниной. Щит с двумя дельфинами – родовой герб Паниных.
В.: - Ребята, смотрите, наш друг клубочек покатился дальше, и нам пора за ним.
(Входим в 3 зал – Городецкая золотная вышивка)
В.: - И куда же сейчас привел нас клубочек?
Д.: Клубочек привел нас в зал городецкой золотной вышивки.
В.: - А как вы догадались, что это зал городецкой золотной вышивки?
Д.: Здесь представлены изделия вышитые золотыми нитями.
В.: - Действительно, Городец всегда славился своей вышивкой. Вышивка – это традиционное занятие русской женщины. Ею украшали платки и костюмы. Нередко к городецким мастерицам приезжали со всей округи заказывать такие платки. Городецкие купчихи к тому же очень любили фотографироваться в старинных костюмах.
В.: - Ребята, посмотрите, мы с вами прошли все залы, на все посмотрели и теперь нам пора возвращаться обратно, в наш детский сад. Давайте закроем глаза и перенесемся обратно, а клубочек нам покажет дорогу.
В.: - Вот мы и дома. Ребята, клубочек шепчет мне, что ему уже пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с ним и скажем ему спасибо за это необыкновенное путешествие.
Д.: Спасибо, клубочек! Досвидания!
В.: - Скажите, ребята, все ли ремесла и промыслы мы с вами увидели в доме Мастеров?
Д.: Нет, мы еще не видели городецких печатных пряников.
В.: - Верно, ребята, а где мы можем увидеть экспонаты городецких печатных пряников?
Д.: В музее «Городецкий пряник».
В.: - Правильно, в музее «Городецкого пряника», куда мы с вами недавно ездили. Вы помните, что нам рассказывали о Городецких пряниках?
Д.: Да. Нам рассказывали о том, как пекли пряники, что в них добавляли и показывали, как их можно сделать.
В.: - Вспомните, пожалуйста, откуда произошло слово пряник?
Д.: В пряничное тесто добавляли разные пряности, поэтому их так и назвали – «пряники».
В.: - Какие виды пряников вы запомнили?
Д.: Печатные, вырубные и лепные.
В.: - Как делают лепные пряники?
Д.: Их просто лепят из теста.
В.: - Молодцы, а вырубные пряники?
Д.: Вырубные или по-другому вырезные пряники вырезают из теста.
В.: - А почему пряники называются печатными?
Д.: Потому что, их изготавливают с помощью резных пряничных досок. С их помощью формуют, т.е. печатают лицевую сторону пряника
Видео 4.
В.: - А вы знаете, что пряничная история связана с разными обрядами? Девушки в полнолуние с наговорами и молитвами замешивали тесто с различными травами и этими пряниками угощали людей. Считалось, что Городецкие пряники обладают исцеляющей силой. И, наконец, ни одно торжество на Руси не обходилась без пряников, а заканчивалось пиршество тем, что гостям давали отведать по кусочку особого пряника. Получив этот кусочек, гости знали, что праздник окончен, и пора расходиться по домам. Такой пряник назывался «разгонным» или «разгоня».
Пальчиковая гимнастика Железновой «Тюшки – тютюшки, вареники, ватрушки».
В.: - Ребята, сейчас я хочу вам предложить стать настоящими пряничными мастерами и изготовить свои печатные пряники. Вы согласны?
Д.: Да, мы согласны.
В.: - Тогда надевайте скорее фартуки, протирайте руки салфетками и приступим.
Д. Надевают фартуки, вытирают руки салфетками, встают около своих мест.
В.: - Давайте вспомним, как изготавливают эти пряники. Итак, для начала нам нужно взять форму, смазать ее хорошенько маслом, чтобы тесто не пристало при выпекании.
- Затем мы берем тесто, разрезаем его на равные части. Берем одну часть и раскатываем ее на обильно посыпанной мукой доске в ровный пласт примерно 1-2 сантиметра.
- Далее этот пласт мы выкладываем в форму и приминаем руками, чтобы форма отпечаталась на нашем прянике.
- Потом мы берем ложечку джема и намазываем этот пласт теста в форме.
- Затем берем второй кусочек теста и также раскатываем его, как предыдущий. Накладываем этот пласт теста на джем в форму и прищипываем края, чтобы пряник получился ровным.
- Берем форму и опрокидываем ее на разделочную доску. Отделяем форму от теста с отпечатанным рисунком.
Дети выполняют операции по ходу объяснения.
В.: - Вот какие красивые печатные пряники у нас получились! Сейчас мы с вами попросим наших поваров испечь пряники, которые мы изготовили с вами. А пока они пекутся, мы приведем себя в порядок – вымоем руки и повесим фартучки на место.
(Воспитатель отдает пряники поварам для дальнейшей выпечки)
(В зал входит повар с выпеченными пряниками)
В.: - А вот и наши пряники готовы!
Пряники печатные – вкусные, да сладкие!
Мы сейчас их возьмем, да чайку пойдем попьем!
В.: - Но сначала скажите ребята, вам понравилось наше путешествие?
Д.: Да.
В.: - А что особенно запомнилось?
Дети отвечают, слежу за тем, чтобы отвечали полными ответами.
В.: - Ребята, скажите, пожалуйста, что нового и, может быть, интересного вы для себя сегодня узнали?
Дети отвечают, что нового узнали.
В.: - Скажите, ребята, а что у вас вызвало затруднения?
Дети отвечают полными ответами.
В.: - Мне очень понравилось наше путешествие и то, какими внимательными и организованными путешественниками вы сегодня были. Спасибо вам за внимание!
В.: - Ребята, я слышу, что у нас уже кипит самовар, пойдемте пить чай с нашими вкусными пряниками!
Дети встают и организованной группой выходят из зала.
Итоги деятельности:
Занятие «Путешествие в Город Мастеров» очень запомнилось воспитанникам подготовительной к школе группы. Они с интересом слушали и отвечали на вопросы воспитателя. Особенно ребятам понравилось самостоятельно поучаствовать в процессе изготовления печатных пряников. Они окунулись в мир творчества и смогли почувствовать себя настоящими народными умельцами и мастерами. Ребята проявили себя как настоящие знатоки родного города и его ремесел.
В процессе занятия повышение активности детей достигалось совокупностью методов организации и управления познавательной деятельностью. Активные формы и методы непосредственно - образовательной деятельности способствовали формированию у дошкольников информационной базы, творческого мышления, практических навыков.
Данный конспект можно использовать в работе педагогов старших и подготовительных групп в детских садах Городецкого района.