Тема: «Путешествие в Литературию» (5 класс).
Цели: - формирование читательской компетенции;
- развитие внимания, мышления, творческих способностей;
- воспитание интереса к литературе.
Тип урока: повторение.
Вид урока: урок – путешествие.
Вступительное слово.
- Вы любите путешествовать? Тогда я предлагаю начать сегодня путешествие по удивительной стране Литературии. Мы заканчиваем с вами 1 часть учебника, но это не конец… В течение нескольких лет мы будем странствовать по этой стране. Знакомится с художественными произведениями, писателями, героями. Будем учиться анализировать прозу и поэзию, сами сочинять произведения разных жанров, знакомится с литературоведческими терминами.
- Итак, наше путешествие начинается! Но что-то вы какие-то сонные, поэтому проведём небольшую разминку. Будьте внимательны и соблюдайте дисциплину.
1 конкурс «Разминка»
1. Устное народное творчество (фольклор)
2. Назовите двух русских пленников из рассказа Л.Н.Толстого. (Жилин и Костылин)
3. Назовите имя мальчика, героя сказки Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители. (Алеша)
4. Узнайте героиню по её описанию: «Белолица, черноброва, нраву кроткого такого».
5. Какое дерево подрывала неблагодарная Свинья в басне Крылова?
6. С армией какого государства сражались русские солдаты на Бородинском поле?
7. Кто раскрыл Елисею местоположение царевны?
8. Какой писатель родился в местечке Большие Сорочинцы?
9. . «Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня»
Кому А. Пушкин посвятил это стихотворение? (своей няне, Арине Родионовне)
10. Чей это портрет?
(слайды:1.- Н.В. Гоголь; 2. – И.А. Крылов; 3. – А.С. Пушкин; 4. – И.С. Тургенев; 5. – М.Ю. Лермонтов, 6. – Л.Н. Толстой)
2 конкурс «Исторический»
- Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете биографию писателей и поэтов.
1. Где родился Л. Н. Толстой? А) В Москве Б) в Ясной Поляне В) в селе Константиново
2. Рассказ, основанный на реальной истории о том, как один дворник завёл собаку и что из этого получилось.
А) «Муму» И.С.Тургенева; Б) «Хирургия» А.П.Чехова; В) «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого
3. Где родился Александр Сергеевич Пушкин?
А) В Петербурге Б) В Москве В) В Киеве
4. Где прошли детские годы Лермонтова?
А) Болдино; Б) в Тарханах; В) в Спасском - Лутовинове
5. Когда было написано стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»?
А) сразу после битвы; Б) спустя год после сражения; В) к 10-летию Бородинского сражения; Г) к 25-летию Бородинского сражения.
6. Прологом (вступлением) какого произведения является «У лукоморья дуб зелёный»?
А) «Спящая царевна»; Б) «Руслан и Людмила»; В) «Сказка о царе Салтане»; Г) « Сказка о рыбаке и рыбке».
7. Кого из приведенных ниже русских знаменитостей можно назвать одновременно физиком, художником, астрономом, металлургом, географом, просветителем и государственным деятелем?
А) Александр Сергеевич Пушкин.
Б) Михаил Васильевич Ломоносов.
В) Василий Андреевич Жуковский
3 конкурс «Путаница» (соедините линиями автора, название произведения и его героя)
1. И.С. Тургенев а) «Свинья под дубом» а) Костылин
2.Л.Н. Толстой. б) «Муму» б) Алёша
3. И.А. Крылов. в) «Чёрная курица» в) Герасим
4. А. Погорельский г) «Кавказский пленник» г) Ворон
4 конкурс «Узнай героя»
Задание: назвать героя, название произведения и его автора.
«Хотел он подняться, а уж на нем два татарина вонючие сидят, крутят ему назад руки. Рванулся он, скинул с себя татар, да еще соскакали с коней трое на него, начали бить прикладами по голове. Помутилось у него в глазах, и зашатался» (Жилин, «Кавказский пленник», Л.Н.Толстой)
2) «Другое занятие его состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день играли и бегали на дворе. Он очень коротко с ними познакомился, всех знал по имени, разнимал их драки, а забияк наказывал тем, что иногда несколько дней сряду не давал им ничего от крошек, которые всегда после обеда и ужина он собирал со скатерти» (Антоний Погорельский, «Чёрная курица, или Подземные жители», Алёша).
3) «Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли, либо так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой…» (Герасим, «Муму», И.С. Тургенев)
Переменка «Наши рисунки»
1. Угадай героя по портрету.
2. Иллюстрация к какому произведению?
- За что отблагодарила его чёрная курица? Как изменился Алёша? А он исправился? Но что произошло?
- Почему Герасим выполнил распоряжение барыни? А потом он как поступил? (взбунтовался).
- Почему Дина стала помогать Жилину?
- Путешествие подходит к концу. Надеюсь, оно вам понравилось? Напоследок книгочеи дают вам несколько полезных советов. Вы сможете их прочитать, если правильно соедините начало и конец пословицы.(Слайд 13)
Книги не говорят, | а правду сказывают. |
Книга в счастье украшает, | а в несчастье утешает. |
Книга мала, | а ума придала. |
Не всякий, кто читает, | в чтении силу знает. |
Читай, книгочей, | не жалей очей. |
Кто много читает, | тот много знает. |
Одна книга | тысячу людей учит. |
- Какую из этих пословиц вы выбрали бы для себя девизом при изучении литературы?
5. Конкурс «Угадай-ка»
Имя и отчество Пушкина | ( Александр Сергеевич) |
В каких произведениях используется рифма | ( в стихотворениях) | |
Что писал И.А.Крылов | (басни) | |
Зеленая и мокрая царевна | (лягушка) | |
Герой народной сказки, который дружит со щукой, | (Емеля) | |
Драгоценный петух из сказки А.С.Пушкина | (золотой) | |
Собеседница вороны, укравшая у нее сыр | (лиса) | |
Какой национальности девочка Дина из рассказа «Кавказский пленник»? | (татарка) | |
1. Сколько было богатырей у мертвой царевны? | (7) | |
Назовите имя, отчество писателя Паустовского. | (Константин Георгиевич) | |
Где хранится смерть Кощея? | (в яйце) | |
Мальчик, превратившийся в козленка | (Иванушка) | |
Сестра Васи из повести «В дурном обществе» | (Соня) | |
Сборник сказок П.П.Бажова | («Малахитовая шкатулка») | |
«Проказница Мартышка, Осел, Козел и…» | (косолапый Мишка) | |
Рыжая плутовка, хитрая да ловкая | (лиса) | |
Назови имя и отчество Лермонтова | (Михаил Юрьевич) | |
Назови имя и отчество Крылова | (Иван Андреевич) |
Кому принадлежит избушка на курьих ножках | (Бабе Яге) |
Название дерева, у которого Свинья подрывала корни | (дуб) |
Что должна была принести Падчерица из леса в сказке С.Маршака «12 месяцев» | (подснежники) |
Герой русской народной сказки, ловивший рыбу хвостом | (волк) |
Самая маленькая сказочная девочка | (Дюймовочка) |
Кого угощала лиса манной кашей из плоской тарелки | (Журавля) |
Что потеряла ворона из-за лести лисы? | (сыр) |
Сочинение – миниатюра «Произведение, которое мне понравилось»
3 конкурс «Путаница» (соедините линиями автора, название произведения и его героя)
1. И.С. Тургенев а) «Свинья под дубом» а) Костылин
2.Л.Н. Толстой. б) «Муму» б) Алёша
3. И.А. Крылов. в) «Чёрная курица» в) Герасим
4. А. Погорельский г) «Кавказский пленник» г) Ворон
…………………………………………………………………………………………………..
3 конкурс «Путаница» (соедините линиями автора, название произведения и его героя)
1. И.С. Тургенев а) «Свинья под дубом» а) Костылин
2.Л.Н. Толстой. б) «Муму» б) Алёша
3. И.А. Крылов. в) «Чёрная курица» в) Герасим
4. А. Погорельский г) «Кавказский пленник» г) Ворон
………………………………………………………………………………………………….
3 конкурс «Путаница» (соедините линиями автора, название произведения и его героя)
1. И.С. Тургенев а) «Свинья под дубом» а) Костылин
2.Л.Н. Толстой. б) «Муму» б) Алёша
3. И.А. Крылов. в) «Чёрная курица» в) Герасим
4. А. Погорельский г) «Кавказский пленник» г) Ворон
…………………………………………………………………………………………………….
3 конкурс «Путаница» (соедините линиями автора, название произведения и его героя)
1. И.С. Тургенев а) «Свинья под дубом» а) Костылин
2.Л.Н. Толстой. б) «Муму» б) Алёша
3. И.А. Крылов. в) «Чёрная курица» в) Герасим
4. А. Погорельский г) «Кавказский пленник» г) Ворон
8