Сценарий занятия по внеурочной деятельности
Кружок «Занимательная грамматика»
Тема: «Умницы и умники»: урок-игра «Путешествие по миру лексики»
Цель:
- проверить знания учащихся по русскому языку; прививать интерес к изучению родного языка;
- способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся; развивать интеллект, внимание, память, воображение;
- создать условия для воспитания любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.
УУД:
Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию, структурируют знания, выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям)
Коммуникативные: сотрудничают с учителем, со сверстниками, доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи; читают и понимают лингвистический текст.
Личностные: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности, понимают личностный смысл учения, усваивают правила здорового образа жизни
Регулятивные: обучающиеся ставят цели учебной деятельности и ищут средства ее осуществления, контролируют правильность выполнения заданий.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, коллективная, индивидуальная
Методы обучения: словесный, метод учебных дискуссий, частично-поисковый
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал.
Ход занятия
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отравимся в мир лингвистики. Сейчас я раздам вам ваши путевые листыю И вы со своей командой отправитесь в путь.
(раздача материалов командам)
Итак, мы отправляемся в наше путеществие. В первую очередь, нам нужно вспомнить из чего состоит наш с вами язык?
Примерные ответы учащихся: звуки, буквы, алфавит, слова и др.
Учитель: Начнем мы с вами со звуков. Открываем свои путевые листы. День 1.
Задание 1:
Прочитайте слово, потом произнесите звуки в обратном порядке – полyчите звуковой перевертыш: из слова шёл – неправду;
ловит мышей – течет по проводам
растение или ткань – число
приказать (попросить), чтобы текла какая-то жидкость – хвойное дерево
Задание 2:
Докажите, что при склонении существительного посол со значениями «посланный, посланец, высший дипломатический чин» исчезает один гласный из основы? В омониме посол (посол огурцов) это происходит? Приведите еще примеры существительных, в которых при склонении «убегают» гласные (минимум 5 примеров)
Учитель: давайте проверим, что у нас получилось (проверка).
Учитель: Мы очень продуктивно провели первый день нашего путешествия. Что же нас ждет дальше? Мы получили защифрованные сообщения – метаграммы. Нужно срочно их расшифровать! День 2.
Задание 1:
Метаграмма – загадка, по условиям которой из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово.
а) Хоть и мала я, но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю.
А к на ц перемени
Я по болоту зашагаю.
б) С п я в доме, с в я в поле,
С м я в море, с г – в футболе,
С к вбивают, с т взрывают,
С д долину называют.
в) С б мучительной бываю,
С м одежду пожираю,
С р актёру я нужна,
С с для повара важна.
г) Нет никакого тут секрета.
Совсем загадка несложна:
Я с у далекая планета,
А с и я в Азии страна.
д) Я цвет одинаковый часто имею:
И с г зеленею, и с к зеленею.
Но с к вам со мною рискованно быть:
Могу и до слез довести, и убить.
Учитель: давайте проверим, что у нас получилось (проверка).
Учитель:Что ж, второй день позади. Мы узнали, что если в слове заменить одну букву или звук, то мы можем получить слово с совершенного новым... (?) значением. Каким?
Примерные ответы учащихся: Лексическим значением.
Учитель: Верно. И третий день нашего путешествия мы посвятим более пристальному изучению лексических значений. Возвращаемся к нащим путевым листам. День 3.
Задание 1:
Уточните одним словом значения следующих слов:
Пол – мужской, деревянный
Брак
Нота
Топить
Стрелка
Задание 2:
Отгадайте загадки.
а) Я в дверях, я в замке,
Я и в нотной строке,
Я и гайку отвинчу,
Я могу, если хочу,
Телеграмму передать
И загадку разгадать.
б) Что можно набрать, ничего не беря в руки?
в) Можно ли считать без чисел?
Учитель: давайте проверим, что у нас получилось (проверка).
Учитель:Вот и третий день мы провели за чаем и разговорами в кают-компании, справились со всеми испытаниями, которые выпали на нашу долю. Мне кажется, скоро мы изучем все особенности лексики, путешествуя по ней. День 4. Настала очередь разобраться в словах и их значениях. Есть ли у нас слова с похожими и противоположными значениями? Как они называются?
Примерные ответы учащихся: Да. Синонимы. Антонимы.
Учитель: Совершенно верно. Их мы и встретили на своем пути в 4 день. Нужно сделать отметку об этом в путевом листе.
Задание 1:
Найдите антонимы в следующих стихотворных отрывках.
а) Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
б) Всегда так будет, как бывало,
Таков издревле белый свет:
Ученых много – умных мало,
Знакомых тьма, а друга нет.
Задание 2:
Подберите к словам синонимы, состоящие из такого же количества букв (сколько букв в исходном слове, столько же должно быть и в синониме).
бор
беда
стужа
ненастье
желать
потемки
твердыня
извещение
диковинный
безучастный
Учитель: давайте проверим, что у нас получилось (проверка).
Учитель: Вот и пожходит наше путешествие к концу. День 5. Финальный. В такие моменты принято подводить итоги. И мне кажется, что идеальным итогом будет синквейн. Кто помнит как составлять синквейны?
Примерные ответы учащихся: 1 строчка – одно слово (название стихотворения, тема, обычно существительное).
2 строчка – два слова (описание темы, прилагательные или причастия).
3 строчка – три слова (действие темы, глаголы).
4 строчка – четыре слова – предложение (фраза, которая показывает отношение автора к теме, заявленной в первой строчке).
5 строчка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот).
Учитель: Пожалуйста, составьте сейчас один синквейн от команды о русском языке.
Учащиеся выполняют работу.
Учитель: давайте проверим, что у нас получилось (проверка).
Учитель: У вас получились отличные синквейны. Большое спасибо. А закончить я бы хотела фразой французского писателя Проспера Мериме о русском языке, да-да, Проспер Мериме – один из первых, кто восхитился нашим языком в Европе, сказал: «Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков». Желаю, постичь вам все тонкости оттенков нашего языка. Спасибо за внимание.
День 1. Начало пути
Задание 1:
Прочитайте слово, потом произнесите звуки в обратном порядке – полyчите звуковой перевертыш: из слова шёл – неправду;
_______________________ - _______________________
_______________________ - _______________________
приказать (попросить), чтобы текла какая-то жидкость – хвойное дерево
_______________________ - _______________________
Задание 2:
Докажите, что при склонении существительного посол со значениями «посланный, посланец, высший дипломатический чин» исчезает один гласный из основы? В омониме посол (посол огурцов) это происходит? Приведите еще примеры существительных, в которых при склонении «убегают» гласные (минимум 5 примеров)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
День 2. Первые трудности
Задание 1:
Разгадай метаграмму. (Метаграмма – загадка, по условиям которой из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово.)
а) Хоть и мала я, но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю.
А к на ц перемени
Я по болоту зашагаю. _________________________
________________________________________________
б) С п я в доме, с в я в поле,
С м я в море, с г – в футболе,
С к вбивают, с т взрывают,
С д долину называют. _________________________
________________________________________________
в) С б мучительной бываю,
С м одежду пожираю,
С р актёру я нужна,
С с для повара важна. ________________________
________________________________________________
г) Нет никакого тут секрета.
Совсем загадка несложна:
Я с у далекая планета,
А с и я в Азии страна. _______________________
________________________________________________
д) Я цвет одинаковый часто имею:
И с г зеленею, и с к зеленею.
Но с к вам со мною рискованно быть:
Могу и до слез довести, и убить. _____________
________________________________________________
День 3. Что там впереди?
Задание 1:
Уточните одним словом значения следующих слов:
Пол – мужской, деревянный
Брак - _________________________________________
Нота - _________________________________________
Топить - _______________________________________
Стрелка - ______________________________________
Задание 2:
Отгадайте загадки.
а) Я в дверях, я в замке,
Я и в нотной строке,
Я и гайку отвинчу,
Я могу, если хочу,
Телеграмму передать
И загадку разгадать.
________________________________________________________________________________________________
б) Что можно набрать, ничего не беря в руки?
________________________________________________________________________________________________
в) Можно ли считать без чисел?
________________________________________________________________________________________________
День 4. Самое трудное позади!
Задание 1:
Найдите антонимы в следующих стихотворных отрывках.
а) Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Всегда так будет, как бывало,
Таков издревле белый свет:
Ученых много – умных мало,
Знакомых тьма, а друга нет.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2:
Подберите к словам синонимы, состоящие из такого же количества букв (сколько букв в исходном слове, столько же должно быть и в синониме).
бор ________________________________________
беда _______________________________________
стужа ______________________________________
ненастье ___________________________________
желать _____________________________________
потемки ____________________________________
твердыня ___________________________________
извещение __________________________________
диковинный _________________________________
безучастный ________________________________
День 5. Пора возвращаться.
Задание 1:
Составьте синквейн о русском языке.
Правила составления синквейна
1 строчка – одно слово (название стихотворения, тема, обычно существительное).
2 строчка – два слова (описание темы, прилагательные или причастия).
3 строчка – три слова (действие темы, глаголы).
4 строчка – четыре слова – предложение (фраза, которая показывает отношение автора к теме, заявленной в первой строчке).
5 строчка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот).
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________