Конспект урока музыки
В 5 классе
«Путешествие в музыкальный театр. Опера»
Цель урока: показать, какую роль играет литература в жанрах музыкально – сценического искусства и в частности в опере, а также в процессе эмоционального восприятия фрагментов из оперы «Садко» Н.А.Римского – Корсакова показать великую силу искусства и дать почувствовать взаимообогащающее действие музыки и литературы.
Задачи урока:
Образовательные: повторение признаков оперного жанра; продолжение знакомства с оперой Н.А.Римского – Корсакова «Садко», как крупным музыкально – сценическим жанром, который не может существовать без литературного источника; укрепление понимания взаимосвязи литературы и музыкального искусства; совершенствование вокально-хоровых навыков.
Воспитательные: приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики; создание эмоционально – положительно, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся; воспитание патриотического отношения к своей родине.
Развивающие: формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы и художественных особенностей оперного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты оперных спектаклей; развивать вокально-хоровые навыки; расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.
Методы:
- повторение пройденного методом устного опроса;
- рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);
- проблемно-поисковый;
- метод контраста и сопоставлений;
- объяснительно-иллюстративный метод;
- метод забегания вперед и возвращения к пройденному;
- анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы.
Технологии:
Технология развития процессов восприятия;
Технология развития ассоциативно-образного мышления школьников;
Технология арттерапевтического воздействия музыки на учащихся;
Информационно-коммуникативные технологии;
5. Технологии проблемного обучения.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- звукоусиливающая аппаратура (колонки);
- музыкальный центр;
- синтезатор .
Материалы:
- видеофрагмент «Высота ль, высота ль поднебесная…» из оперы Н.А.Римского- Корсакова «Садко» (02.28);
- музыкальные фрагменты из оперы «Садко» Н.А.Римского - Корсакова:
«Океан-море синее» - вступление к опере (01.20);
«Песня Варяжского гостя» (03.12);
«Песня Веденецкого гостя» (02.35);
«Песня Индийского гостя» (03.50);
«Колыбельная Волховы» (02.15);
«Заиграйте, мои гусельки…» (исполнение).
Планируемые результаты:
Предметные: научатся определять характерные черты музыкально-сценического жанра; понимать значение оперных терминов на примере фрагментов из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова.
Метапредметные:
- регулятивные: прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой; составление исполнительского плана песни;
- познавательные:
применение полученных знаний об опере и либретто в процессе самообразования, внеурочной проектной творческой деятельности; сравнение былины и либретто оперы;
- коммуникативные: инициирование взаимодействия в паре, группе, коллективе.
3. Личностные: осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влияние на духовно-нравственное становление личности.
Ход урока
Эпиграф: Если горе у нас – ты утешь,
Если радость – ее раздели,
Если трудно идти – ты веди,
Если грустно – развесели.
( А.Фатьянов)
1 Организационный момент
Приветствие.
2.Работа по теме урока: звучит музыка из оперы «Садко» Н.А. Римского -Корсакова
- Что музыка изобразила? (Море)
- Вам знакома эта музыка? (Вступление к опере «Садко» Н.А. Римского – Корсакова).
- На прошлом уроке я просила вас нарисовать рисунки и сочинить стихи к этому музыкальному фрагменту.
- Какое море вы изобразили? (Спокойное, грозное, бушующее…).
- Отражают стихи этот рисунок?
- Какие краски изображают море? (Бирюзовые, синие, свинцовые…) .
- Но ведь в этом произведении была не только грозная музыка, но и спокойная. Почему же вы изобразили в основном суровое бушующее море?
- Почему море всегда грозное, даже если оно спокойное? (Морская стихия очень обманчива и коварна, поэтому даже в ее спокойствии заключена могучая грозная сила).
- Почему мы начали наш урок с этой музыки? (Потому что мы сегодня вновь отправляемся в музыкальное путешествие в мир музыкального театра).
- С каким музыкальным произведением мы сейчас продолжим знакомство? (Опера «Садко»).
- Благодаря чему и кому опера «Садко» увидела свет? ( Былина, композитор Н.А.Римский Корсаков, либретто В.Бельского).
- Давайте вспомним, что же произошло с Садко в первых трех картинах оперы. (Дети кратко пересказывают сюжет оперы).
- Морская царевна Волхова в награду за то, что Садко потешил ее своими песнями, наградила его тремя рыбками - «золотое перо».
И Садко из бедного гусляра превратился в знатного богатого купца. Теперь он может закупить товары и осуществить свою заветную мечту – поехать торговать в заморские страны.
Итак, свет в зале меркнет, медленно открывается занавес, звучит симфонический оркестр и вот начинается четвертая картина оперы.
- Что по этому поводу говорится в либретто оперы?
Ученик цитирует наизусть: «Шумит многоликая, празднично оживленная толпа, с удивлением взирая на товары, привезенные купцами заморскими. Куда же Садко – купец Новгородский направит свои быстрые корабли? И вот гости заморские, с севера, востока и юга, наперебой приглашают Садко в свои страны, расхваливая товары и рассказывая диковинные вещи, каждый, о своей родине.
Садко (иноземным торговым гостям):
- Гой вы, гости иноземные, гой вы, люди заезжие! Вы пропойте-ка нам песни звонкие, про края расскажите далекие, чтоб ведать нам, знать, куда путь держать и где больше чудес повстречается.
3. Слушание и обсуждение.
- Вслушайтесь в музыку и скажите, откуда приехал первый гость - с севера, востока или юга?
Вступление к Песне Варяжского гостя.
- Откуда гость? (С севера).
- Какая природа этой страны изображена? (Море холодное, мрачное, темное, поднимаются огромные волны – интонации грозного морского прибоя).
- Ребята, кто исполняет оперную инструментальную музыку? (Симфонический оркестр).
- Давайте представим, что вы композиторы. Каким инструментам вы бы поручили исполнение этой музыки, чтобы передать суровость северной, угрюмой ледовой стихии?
(Подбор на электронном фортепиано тембров инструментов (медные духовые).
- А как вы думаете, можно по музыке понять как выглядит этот гость, какое у него выражение лица, как он одет, какая у него походка, характер?
- Давайте теперь послушаем его песню (арию), что он нам расскажет о себе, о своей стране, как он называет себя и людей, живущих там?
Песня Варяжского гостя (слушание)
- Опишите портрет и характер этого человека. (Он суровый и строгий, одет в железные латы, он – воин).
- Как он называет себя и свой народ? (Варяги).
- Что главное в жизни варягов? ( Варяги – воины и защитники своего народа).
- Какими средствами музыкальной выразительности или, можно сказать, музыкальными красками создал Римский – Корсаков образ северного могучего воина?
Мелодия маршевая (мужество)
Ритм четкий,
Динамика громкая,
Темп размеренный,
Лад минорный,
Тембр голоса – бас.
И именно эти средства музыкальной выразительности помогли создать композитору истинного варяга – воина и защитника.
4. Слушание и обсуждение.
- И вот настал черед второго гостя. Куда же он приглашает Садко?
Вступление к Песне Веденецкого гостя (играю на фортепиано).
- Эта страна омывается волнами моря? (Да, в музыке слышны интонации мерно покачивающихся волн).
- Какое здесь море? ( Тёплое и очень манящее своей красотой).
- Какая страна, восточная или южная? (Южная).
- Этот гость тоже горячо приглашает Садко в свой родной город. Как он называет его? Что главное для него в любимом городе?
Вторая часть Песни Веденецкого гостя (слушание)
- Опишите внешний облик этого гостя. (Он улыбается, он добрый. Музыка звучит мягко и очень свободно).
- Откуда он прибыл в Новгород Великий? (Он итальянец и всячески восхваляет свой родной город Венецию).
- О чем он с таким вдохновением рассказывает? Чем славится его страна? (Прекрасной музыкой и песнями).
Слушание и обсуждение
- Теперь выходит третий гость.
Вступление к Песне Восточного гостя .
- Что вы можете сказать об этом человеке? Есть ли на его родине море? (Да, это восточная музыка и море здесь волнующее и знойное).
- Давайте послушаем Песню Восточного гостя. Он сам назовет свою страну.
А вы мне скажите, что же такое есть в этой стране, ради чего стоит там побывать?
Песня Индийского гостя (слушание)
- Из какой страны гость? (Он из Индии).
- Какое чувство вызвала музыка? (Покой и умиротворение).
- Не случайно музыка усыпляющая, потому что о ком пел Индийский гость? (О птице Феникс - птице счастья).
- Так в чем же для Индийского гостя состоит счастье? ( В покое, тишине, сне, когда забываешь все невзгоды, все несчастья).
- Как Римский-Корсаков рисует музыкой это счастье, этот покой? (Мелодия плавная, ритм мягкий, динамика тихая, темп медленный, лад мажорный, тембр голоса - тенор).
6. Просмотр детских рисунков и живописных работ художников.
- Римский-Корсаков очень ярко и в то же время тонко музыкальными красками, используя во всех трех песнях образ моря, нарисовал гостей, их характеры, внешний облик, их родные страны. Но все это мы с вами представляли мысленно. А где эти образы мы можем увидеть визуально? (В живописи).
- Давайте начнем с ваших рисунков (Образы угрюмого варяжского моря, полуденных вод у берегов сказочной Индии, синих вод Адриатики, омывающих «Веденец славный»).
( Обсуждение рисунков детей)
- А теперь обратимся к картинам профессиональных художников.
- Природа какой страны близка живописи Айвазовского? (Сравнение картин с песнями иноземных гостей).
- Итак, мы можем увидеть музыкальные образы в живописи. Не случайно, музыка и изобразительное искусство очень тесно связаны между собой и дополняют друг друга.
- И вот все гости - Варяжский, Веденецкий и Индийский, поведали о богатствах своих стран.
- Любят они каждый свою родину? Счастливы они там?
- В чем счастье Варяжского гостя? (В победе в бою).
- В чем счастье Веденецкого гостя? (В красоте и музыке).
- В чем счастье Индийского гостя? (В покое, сне, тишине).
- У каждого счастье свое, как и у нас с вами.
- Интересно, а в чем заключается счастье Садко? Это мы узнаем в конце урока.
7. Просмотр и обсуждение видеофрагмента из оперы.
- Садко благодарит гостей, обещает везде побывать, поднимается на корабль, берет свою дружину и запевает песню удалую, мореходную, народом сложенную.
- Давайте послушаем и посмотрим, какая атмосфера царит на корабле и на пристани.
«Высота ль высота поднебесная…» (видео фрагмент сцены из оперы).
- Какая атмосфера? (Празднично – приподнятая).
- Почему все веселы? (Потому что Садко пролагает пути в заморские страны, а это принесет еще большее процветание и славу Новгороду Великому).
- Кому радостно? (Народу).
- Кто исполняет? (Смешанный хор).
8. Физкультминутка.
- А теперь, ребята, давайте и мы немного повеселимся, а заодно и разомнёмся.
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Бег на месте. Веселей!
И быстрей, быстрей, быстрей!
Делаем вперёд наклоны –
Раз-два-три-четыре-пять.
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
Начинаем приседать –
Раз-два-три-четыре-пять.
А потом прыжки на месте,
Выше прыгаем все вместе.
Руки к солнышку потянем.
Руки в стороны растянем.
А теперь пора учиться,
Да прилежно – не лениться.
Картина 5
Ученик читает наизусть: «12 лет Садко торговал и плавал по океан-морю синему, и вот однажды корабль его встал посередине моря и больше не смог сдвинуться с места. Что же произошло?
Оказывается, Садко не заплатил дань Морскому царю, и по жребию он должен опуститься на дно. На раковине, запряженной касатками опускается Садко в терем Морского царя. Грозно встречает его царь. Но Волхова просит отца не гневаться, а велеть лучше Садко песню спеть».
9. Работа над песней. Исполнение.
- Как вы думаете, какую песню сыграл и спел гусляр-музыкант? ( «Заиграйте, мои гусельки…»)
- Давайте и мы с вами потешим царя.
- Как нужно исполнить песню, чтобы ноги сами в пляс пошли? Что самое главное? (Если сам грустный, а хочешь развеселить кого-то, то ничего не получится. Нужно самому проникнуться задором этой русской народной песни).
«Заиграйте, мои гусельки…» (исполнение)
- Как вы думаете, развеселился Морской царь после нашей песни?
- Почему?
- Могли еще лучше спеть?
Ученик читает наизусть: «Понравились Морскому царю пение и игра молодого гусляра, и решил он женить его на своей дочери. Собрались на пир все чудища морские, стали песни петь, да плясать. Началась на море буря небывалая, стали тонуть корабли, залило берега и села. Народ повсеместно молится Миколе Можайскому. Это он, святой, толкнул Садко в плечо, тихо и строго объяснив гусляру, что пора кончать пляс. Садко возразил, что не может ослушаться приказа царя. «А ты струночки то повырывай»,- научил его седой старик. И еще он дал такой совет. Если Морской царь прикажет ему жениться, обещая несметные сокровища и власть, не спорить с ним, но не целовать царевну морскую Волхову, иначе навсегда суждено ему будет остаться на дне моря.
И вот одним движением Садко рвет струны и ломает любимые гусли. Буря мгновенно стихает. Благодарный за музыку Морской царь предлагает молодому гусляру руку и сердце его любимой дочери. После свадебного пира они остаются одни».
- И не поцеловал Садко Волхову, потому что знал он, что если поцелует, то что произойдет? (Навсегда он останется на дне морском, владея несметными сокровищами и властью, но никогда не увидит он красно солнышко, любимую жену Любаву и, главное, свою родную Новгородскую землю, которой он хотел принести богатство и процветание, отправляясь в заморские страны).
Картина 7.
10. Исполнение песни (солистка и хор) или слушание фонограммы. Обсуждение.
- На крутом берегу Ильмень - озера, на зеленом берегу спит Садко и, вдруг, сквозь сон слышит песню.
- Кто может петь эту песню? (Наигрываю мелодию из песни).
- Это реальная героиня или фантастическая? (Это сказочная героиня – прекрасная морская царевна Волхова).
- Как вы думаете, о чем поёт царевна? (Мелодия песни очень похожа на колыбельную, она нежная и звучит с любовью).
- Сейчас мы послушаем колыбельную Волховы. Скажите, какой была царевна и как она относилась к Садко?
Колыбельная Волховы (слушание)
- Она любит Садко? За что? За красоту или за песни?
- Полюбила Волхова Садко, обещала она ему несметные сокровища, но не захотел он остаться с ней в подводном царстве. Почему?
11. Заключение. Вывод.
- Вы помните, гости заморские любили свою родину? Они были счастливы там? - И Садко - гусляр любит свою родину. За что любит? ( Он родился здесь, здесь его близкие, родные, друзья)
- А еще, как вы думаете, что он хочет сделать для людей, для своего народа, ведь он музыкант.
(Обращаемся к эпиграфу урока.)
Если горе у нас – ты утешь,
Если радость – её раздели,
Если трудно идти – ты веди
Если грустно – развесели…
(А.Фатьянов)
- О чем здесь идет речь? ( О великой преобразующей силе музыки и вообще всего искусства. Садко был музыкантом и хотел своей музыкой нести людям добро, свет, радость и счастье).
Учитель: С первыми лучами зари Морская царевна рассеивается по зеленому лугу алым утренним туманом и оборачивается быстрой речкой.
Садко просыпается, туман расступается и в лучах восходящего солнца предстает сверкающая гладь широкой Волхов - реки, соединенной с Ильмень - озером.
По реке плывет флотилия Садко и его дружины. Народ дивится возвращению Садко и чудесному появлению новой красавицы – реки. Ликует Новгород, которому Садко своим искусством, смелостью и энергией принес счастье и процветание.
- Как вы думаете, Садко реальный герой или выдуманный?
Вот послушайте строки из былины:
«Поздоровался Садко тут со своей женой,
И повыгрузил он с кораблей,
И повыкатил он всю несчетную золоту казну,
И как сделал он церковь соборную Миколе Можайскому.
( Так называли святого Николая Чудотворца, покровителя всех мореплавателей.)
- В новгородской летописи под 1167 годом упоминается имя некого Садко Сытинца, который заложил церковь. Былинный Садко совпадает с реальным историческим лицом.
- Ребята, о ком обычно народ складывал былины? ( О богатырях)
- Почему же о Садко тоже сложили былину, ведь он не защищал Родину, не сражался с врагами, как богатыри? ( Садко своей музыкой помогал людям. В этом и состоит великая сила искусства).
12. Рефлексия
- А теперь, ребята, посмотрите на экран и ответьте на вопросы, чтобы проверить себя, как вы усвоили тему «Путешествие в музыкальный театр. Опера».
12. Домашнее задание
- Разделиться на две группы.
- Каждая группа выбирает любую сказку.
- Написать по сказке либретто.
- В каждой из двух групп выбираются:
писатели (составляют текст либретто);
поэты (сочиняют стихотворный текст арий героев);
музыканты (подбирают музыкальное оформление, сочиняют мелодии арий (с помощью учителя), исполняют арии);
танцоры (сочиняют пластические этюды);
художники проектируют декорации и костюмы актёров;
режиссёр (осуществляет постановку спектакля).
13. Слова благодарности за работу на уроке. Прощание.
Список литературы:
1. Г.П.Сергеева, Е.Д.Крицкая. Уроки музыки 5-6 классы. Пособие для учителя. - Москва: Просвещение, 2007.
2. Г.П.Сергеева, Е.Д.Крицкая. Музыка. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений, 4е издание. - Москва: Просвещение, 2007.
3. Л.А.Рапацкая, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Русская музыка в школе. – Москва: Владос, 2003.