СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие в музыкальный театр. Опера

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: показать, какую роль играет литература в жанрах музыкльно-сценического искусства и в частности в опере, а также в процессе эмиционального восприятия фрагментов из оперы "Садко"....

Просмотр содержимого документа
«Путешествие в музыкальный театр. Опера»

Конспект урока музыки

В 5 классе

«Путешествие в музыкальный театр. Опера»

Цель урока: показать, какую роль играет литература в жанрах музыкально – сценического искусства и в частности в опере, а также в процессе эмоционального восприятия фрагментов из оперы «Садко» Н.А.Римского – Корсакова показать великую силу искусства и дать почувствовать взаимообогащающее действие музыки и литературы.


Задачи урока:


Образовательные: повторение признаков оперного жанра; продолжение знакомства с оперой Н.А.Римского – Корсакова «Садко», как крупным музыкально – сценическим жанром, который не может существовать без литературного источника; укрепление понимания взаимосвязи литературы и музыкального искусства; совершенствование вокально-хоровых навыков.


Воспитательные: приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики; создание эмоционально – положительно, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся; воспитание патриотического отношения к своей родине.


Развивающие: формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы и художественных особенностей оперного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты оперных спектаклей; развивать вокально-хоровые навыки; расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.



Методы:


- повторение пройденного методом устного опроса;

- рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);

- проблемно-поисковый;

- метод контраста и сопоставлений;

- объяснительно-иллюстративный метод;

- метод забегания вперед и возвращения к пройденному;

- анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы.


Технологии:


  1. Технология развития процессов восприятия;

  2. Технология развития ассоциативно-образного мышления школьников;

  3. Технология арттерапевтического воздействия музыки на учащихся;

  4. Информационно-коммуникативные технологии;

5. Технологии проблемного обучения.


Оборудование:


- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- экран;

- звукоусиливающая аппаратура (колонки);

- музыкальный центр;

- синтезатор .


Материалы:

- видеофрагмент «Высота ль, высота ль поднебесная…» из оперы Н.А.Римского- Корсакова «Садко» (02.28);

- музыкальные фрагменты из оперы «Садко» Н.А.Римского - Корсакова:

«Океан-море синее» - вступление к опере (01.20);

«Песня Варяжского гостя» (03.12);

«Песня Веденецкого гостя» (02.35);

«Песня Индийского гостя» (03.50);

«Колыбельная Волховы» (02.15);

«Заиграйте, мои гусельки…» (исполнение).



Планируемые результаты:


  1. Предметные: научатся определять характерные черты музыкально-сценического жанра; понимать значение оперных терминов на примере фрагментов из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова.

  2. Метапредметные:

- регулятивные: прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой; составление исполнительского плана песни;

- познавательные:

применение полученных знаний об опере и либретто в процессе самообразования, внеурочной проектной творческой деятельности; сравнение былины и либретто оперы;

- коммуникативные: инициирование взаимодействия в паре, группе, коллективе.

3. Личностные: осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влияние на духовно-нравственное становление личности.


Ход урока




Эпиграф: Если горе у нас – ты утешь,

Если радость – ее раздели,

Если трудно идти – ты веди,

Если грустно – развесели.

( А.Фатьянов)


1 Организационный момент

Приветствие.


2.Работа по теме урока: звучит музыка из оперы «Садко» Н.А. Римского -Корсакова


- Что музыка изобразила? (Море)

- Вам знакома эта музыка? (Вступление к опере «Садко» Н.А. Римского – Корсакова).

- На прошлом уроке я просила вас нарисовать рисунки и сочинить стихи к этому музыкальному фрагменту.

- Какое море вы изобразили? (Спокойное, грозное, бушующее…).

- Отражают стихи этот рисунок?

- Какие краски изображают море? (Бирюзовые, синие, свинцовые…) .

- Но ведь в этом произведении была не только грозная музыка, но и спокойная. Почему же вы изобразили в основном суровое бушующее море?

- Почему море всегда грозное, даже если оно спокойное? (Морская стихия очень обманчива и коварна, поэтому даже в ее спокойствии заключена могучая грозная сила).


- Почему мы начали наш урок с этой музыки? (Потому что мы сегодня вновь отправляемся в музыкальное путешествие в мир музыкального театра).


- С каким музыкальным произведением мы сейчас продолжим знакомство? (Опера «Садко»).

- Благодаря чему и кому опера «Садко» увидела свет? ( Былина, композитор Н.А.Римский Корсаков, либретто В.Бельского).



- Давайте вспомним, что же произошло с Садко в первых трех картинах оперы. (Дети кратко пересказывают сюжет оперы).


- Морская царевна Волхова в награду за то, что Садко потешил ее своими песнями, наградила его тремя рыбками - «золотое перо».

И Садко из бедного гусляра превратился в знатного богатого купца. Теперь он может закупить товары и осуществить свою заветную мечту – поехать торговать в заморские страны.


Итак, свет в зале меркнет, медленно открывается занавес, звучит симфонический оркестр и вот начинается четвертая картина оперы.

- Что по этому поводу говорится в либретто оперы?



Ученик цитирует наизусть: «Шумит многоликая, празднично оживленная толпа, с удивлением взирая на товары, привезенные купцами заморскими. Куда же Садко – купец Новгородский направит свои быстрые корабли? И вот гости заморские, с севера, востока и юга, наперебой приглашают Садко в свои страны, расхваливая товары и рассказывая диковинные вещи, каждый, о своей родине.

Садко (иноземным торговым гостям):

- Гой вы, гости иноземные, гой вы, люди заезжие! Вы пропойте-ка нам песни звонкие, про края расскажите далекие, чтоб ведать нам, знать, куда путь держать и где больше чудес повстречается.


3. Слушание и обсуждение.


- Вслушайтесь в музыку и скажите, откуда приехал первый гость - с севера, востока или юга?


Вступление к Песне Варяжского гостя.


- Откуда гость? (С севера).

- Какая природа этой страны изображена? (Море холодное, мрачное, темное, поднимаются огромные волны – интонации грозного морского прибоя).

- Ребята, кто исполняет оперную инструментальную музыку? (Симфонический оркестр).

- Давайте представим, что вы композиторы. Каким инструментам вы бы поручили исполнение этой музыки, чтобы передать суровость северной, угрюмой ледовой стихии?


(Подбор на электронном фортепиано тембров инструментов (медные духовые).

- А как вы думаете, можно по музыке понять как выглядит этот гость, какое у него выражение лица, как он одет, какая у него походка, характер?

- Давайте теперь послушаем его песню (арию), что он нам расскажет о себе, о своей стране, как он называет себя и людей, живущих там?


Песня Варяжского гостя (слушание)


- Опишите портрет и характер этого человека. (Он суровый и строгий, одет в железные латы, он – воин).

- Как он называет себя и свой народ? (Варяги).

- Что главное в жизни варягов? ( Варяги – воины и защитники своего народа).


- Какими средствами музыкальной выразительности или, можно сказать, музыкальными красками создал Римский – Корсаков образ северного могучего воина?


Мелодия маршевая (мужество)

Ритм четкий,

Динамика громкая,

Темп размеренный,

Лад минорный,

Тембр голоса – бас.


И именно эти средства музыкальной выразительности помогли создать композитору истинного варяга – воина и защитника.


4. Слушание и обсуждение.


- И вот настал черед второго гостя. Куда же он приглашает Садко?


Вступление к Песне Веденецкого гостя (играю на фортепиано).


- Эта страна омывается волнами моря? (Да, в музыке слышны интонации мерно покачивающихся волн).

- Какое здесь море? ( Тёплое и очень манящее своей красотой).

- Какая страна, восточная или южная? (Южная).

- Этот гость тоже горячо приглашает Садко в свой родной город. Как он называет его? Что главное для него в любимом городе?


Вторая часть Песни Веденецкого гостя (слушание)


- Опишите внешний облик этого гостя. (Он улыбается, он добрый. Музыка звучит мягко и очень свободно).

- Откуда он прибыл в Новгород Великий? (Он итальянец и всячески восхваляет свой родной город Венецию).



- О чем он с таким вдохновением рассказывает? Чем славится его страна? (Прекрасной музыкой и песнями).


  1. Слушание и обсуждение


- Теперь выходит третий гость.


Вступление к Песне Восточного гостя .


- Что вы можете сказать об этом человеке? Есть ли на его родине море? (Да, это восточная музыка и море здесь волнующее и знойное).


- Давайте послушаем Песню Восточного гостя. Он сам назовет свою страну.

А вы мне скажите, что же такое есть в этой стране, ради чего стоит там побывать?


Песня Индийского гостя (слушание)



- Из какой страны гость? (Он из Индии).

- Какое чувство вызвала музыка? (Покой и умиротворение).

- Не случайно музыка усыпляющая, потому что о ком пел Индийский гость? (О птице Феникс - птице счастья).

- Так в чем же для Индийского гостя состоит счастье? ( В покое, тишине, сне, когда забываешь все невзгоды, все несчастья).

- Как Римский-Корсаков рисует музыкой это счастье, этот покой? (Мелодия плавная, ритм мягкий, динамика тихая, темп медленный, лад мажорный, тембр голоса - тенор).


6. Просмотр детских рисунков и живописных работ художников.


- Римский-Корсаков очень ярко и в то же время тонко музыкальными красками, используя во всех трех песнях образ моря, нарисовал гостей, их характеры, внешний облик, их родные страны. Но все это мы с вами представляли мысленно. А где эти образы мы можем увидеть визуально? (В живописи).

- Давайте начнем с ваших рисунков (Образы угрюмого варяжского моря, полуденных вод у берегов сказочной Индии, синих вод Адриатики, омывающих «Веденец славный»).


( Обсуждение рисунков детей)


- А теперь обратимся к картинам профессиональных художников.



- Природа какой страны близка живописи Айвазовского? (Сравнение картин с песнями иноземных гостей).


- Итак, мы можем увидеть музыкальные образы в живописи. Не случайно, музыка и изобразительное искусство очень тесно связаны между собой и дополняют друг друга.



- И вот все гости - Варяжский, Веденецкий и Индийский, поведали о богатствах своих стран.

- Любят они каждый свою родину? Счастливы они там?

- В чем счастье Варяжского гостя? (В победе в бою).

- В чем счастье Веденецкого гостя? (В красоте и музыке).

- В чем счастье Индийского гостя? (В покое, сне, тишине).


- У каждого счастье свое, как и у нас с вами.

- Интересно, а в чем заключается счастье Садко? Это мы узнаем в конце урока.


7. Просмотр и обсуждение видеофрагмента из оперы.


- Садко благодарит гостей, обещает везде побывать, поднимается на корабль, берет свою дружину и запевает песню удалую, мореходную, народом сложенную.

- Давайте послушаем и посмотрим, какая атмосфера царит на корабле и на пристани.


«Высота ль высота поднебесная…» (видео фрагмент сцены из оперы).


- Какая атмосфера? (Празднично – приподнятая).

- Почему все веселы? (Потому что Садко пролагает пути в заморские страны, а это принесет еще большее процветание и славу Новгороду Великому).

- Кому радостно? (Народу).

- Кто исполняет? (Смешанный хор).


8. Физкультминутка.


- А теперь, ребята, давайте и мы немного повеселимся, а заодно и разомнёмся.


Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Бег на месте. Веселей!

И быстрей, быстрей, быстрей!

Делаем вперёд наклоны –

Раз-два-три-четыре-пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять.

Начинаем приседать –

Раз-два-три-четыре-пять.

А потом прыжки на месте,

Выше прыгаем все вместе.

Руки к солнышку потянем.

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться,

Да прилежно – не лениться.



Картина 5


Ученик читает наизусть: «12 лет Садко торговал и плавал по океан-морю синему, и вот однажды корабль его встал посередине моря и больше не смог сдвинуться с места. Что же произошло?

Оказывается, Садко не заплатил дань Морскому царю, и по жребию он должен опуститься на дно. На раковине, запряженной касатками опускается Садко в терем Морского царя. Грозно встречает его царь. Но Волхова просит отца не гневаться, а велеть лучше Садко песню спеть».

9. Работа над песней. Исполнение.


- Как вы думаете, какую песню сыграл и спел гусляр-музыкант? ( «Заиграйте, мои гусельки…»)

- Давайте и мы с вами потешим царя.

- Как нужно исполнить песню, чтобы ноги сами в пляс пошли? Что самое главное? (Если сам грустный, а хочешь развеселить кого-то, то ничего не получится. Нужно самому проникнуться задором этой русской народной песни).



«Заиграйте, мои гусельки…» (исполнение)


- Как вы думаете, развеселился Морской царь после нашей песни?

- Почему?

- Могли еще лучше спеть?


Ученик читает наизусть: «Понравились Морскому царю пение и игра молодого гусляра, и решил он женить его на своей дочери. Собрались на пир все чудища морские, стали песни петь, да плясать. Началась на море буря небывалая, стали тонуть корабли, залило берега и села. Народ повсеместно молится Миколе Можайскому. Это он, святой, толкнул Садко в плечо, тихо и строго объяснив гусляру, что пора кончать пляс. Садко возразил, что не может ослушаться приказа царя. «А ты струночки то повырывай»,- научил его седой старик. И еще он дал такой совет. Если Морской царь прикажет ему жениться, обещая несметные сокровища и власть, не спорить с ним, но не целовать царевну морскую Волхову, иначе навсегда суждено ему будет остаться на дне моря.

И вот одним движением Садко рвет струны и ломает любимые гусли. Буря мгновенно стихает. Благодарный за музыку Морской царь предлагает молодому гусляру руку и сердце его любимой дочери. После свадебного пира они остаются одни».


- И не поцеловал Садко Волхову, потому что знал он, что если поцелует, то что произойдет? (Навсегда он останется на дне морском, владея несметными сокровищами и властью, но никогда не увидит он красно солнышко, любимую жену Любаву и, главное, свою родную Новгородскую землю, которой он хотел принести богатство и процветание, отправляясь в заморские страны).


Картина 7.


10. Исполнение песни (солистка и хор) или слушание фонограммы. Обсуждение.



- На крутом берегу Ильмень - озера, на зеленом берегу спит Садко и, вдруг, сквозь сон слышит песню.

- Кто может петь эту песню? (Наигрываю мелодию из песни).

- Это реальная героиня или фантастическая? (Это сказочная героиня – прекрасная морская царевна Волхова).

- Как вы думаете, о чем поёт царевна? (Мелодия песни очень похожа на колыбельную, она нежная и звучит с любовью).


- Сейчас мы послушаем колыбельную Волховы. Скажите, какой была царевна и как она относилась к Садко?


Колыбельная Волховы (слушание)


- Она любит Садко? За что? За красоту или за песни?

- Полюбила Волхова Садко, обещала она ему несметные сокровища, но не захотел он остаться с ней в подводном царстве. Почему?


11. Заключение. Вывод.


- Вы помните, гости заморские любили свою родину? Они были счастливы там? - И Садко - гусляр любит свою родину. За что любит? ( Он родился здесь, здесь его близкие, родные, друзья)

- А еще, как вы думаете, что он хочет сделать для людей, для своего народа, ведь он музыкант.


(Обращаемся к эпиграфу урока.)


Если горе у нас – ты утешь,

Если радость – её раздели,

Если трудно идти – ты веди

Если грустно – развесели…

(А.Фатьянов)


- О чем здесь идет речь? ( О великой преобразующей силе музыки и вообще всего искусства. Садко был музыкантом и хотел своей музыкой нести людям добро, свет, радость и счастье).


Учитель: С первыми лучами зари Морская царевна рассеивается по зеленому лугу алым утренним туманом и оборачивается быстрой речкой.

Садко просыпается, туман расступается и в лучах восходящего солнца предстает сверкающая гладь широкой Волхов - реки, соединенной с Ильмень - озером.

По реке плывет флотилия Садко и его дружины. Народ дивится возвращению Садко и чудесному появлению новой красавицы – реки. Ликует Новгород, которому Садко своим искусством, смелостью и энергией принес счастье и процветание.


- Как вы думаете, Садко реальный герой или выдуманный?

Вот послушайте строки из былины:


«Поздоровался Садко тут со своей женой,

И повыгрузил он с кораблей,

И повыкатил он всю несчетную золоту казну,

И как сделал он церковь соборную Миколе Можайскому.

( Так называли святого Николая Чудотворца, покровителя всех мореплавателей.)


- В новгородской летописи под 1167 годом упоминается имя некого Садко Сытинца, который заложил церковь. Былинный Садко совпадает с реальным историческим лицом.


- Ребята, о ком обычно народ складывал былины? ( О богатырях)

- Почему же о Садко тоже сложили былину, ведь он не защищал Родину, не сражался с врагами, как богатыри? ( Садко своей музыкой помогал людям. В этом и состоит великая сила искусства).


12. Рефлексия


- А теперь, ребята, посмотрите на экран и ответьте на вопросы, чтобы проверить себя, как вы усвоили тему «Путешествие в музыкальный театр. Опера».



12. Домашнее задание


- Разделиться на две группы.

- Каждая группа выбирает любую сказку.

- Написать по сказке либретто.

- В каждой из двух групп выбираются:

писатели (составляют текст либретто);

поэты (сочиняют стихотворный текст арий героев);

музыканты (подбирают музыкальное оформление, сочиняют мелодии арий (с помощью учителя), исполняют арии);

танцоры (сочиняют пластические этюды);

художники проектируют декорации и костюмы актёров;

режиссёр (осуществляет постановку спектакля).


13. Слова благодарности за работу на уроке. Прощание.







Список литературы:





1. Г.П.Сергеева, Е.Д.Крицкая. Уроки музыки 5-6 классы. Пособие для учителя. - Москва: Просвещение, 2007.

2. Г.П.Сергеева, Е.Д.Крицкая. Музыка. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений, 4е издание. - Москва: Просвещение, 2007.

3. Л.А.Рапацкая, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Русская музыка в школе. – Москва: Владос, 2003.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!