СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Путешествие в шахматное королевство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Путешествие в шахматное королевство"»

Класс 1 класс

Форма проведения: внеклассное занятие

Тема занятия Путешествие в шахматное королевство.

Конспект занятия

Цель: формирование умения ориентироваться на шахматной доске, проводить элементарные комбинации; закрепление шахматных терминов.

Задачи:

-предметная: расширять кругозор; пополнять знания о шахматах; обогащать словарный запас учащихся; работать над развитием речи.

-метапредметная: активизировать мыслительную деятельность; тренировать логическое мышление, память, внимание.

-коммуникативная: вырабатывать у ребенка выдержку, спокойствие, уверенность в своих силах.

Личностные:

прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь. Воспитывать смелость, уверенность, инициативность в усвоении новых приёмов игры в шахматы.

Регулятивные:

учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.


Коммуникативные:

учить культуре общения, приемам сотрудничества в различных видах деятельности.









Ход занятия.


1.Мотивация к познавательной деятельности

1.Организационный момент

Скучно было детворе

Ранним утром во дворе.

Знаю я одну игру, –

Сказал ребятам Петя. –

Где б я ни был – и везде

В неё играют дети.

В игре той есть Ладья и Ферзь,

Слон, конь и пешек ряд,

А возглавляет всех Король –

Его хранит отряд.

Хочу задание вам дать:

Игры название угадать?

Ведущий: – Ребята, а вы догадались о какой игре идёт речь? (шахматы)

Тогда о чём говорится в загадке, вы догадаетесь сразу.

«Не люди, не звери, не часы, а ходят?»

(Шахматные фигуры)         

2.Шахматная разминка

1.Сегодня мы совершим путешествие . Прежде чем его совершить, давайте выберем слова, которые будут помогать нам в течении всего занятия.

Лень, любознательность, грубость, насмешливость, доброта, трудолюбие.

( Дети выбирают слова и обосновывают ответы).

-Молодцы, ребята!

Именно любознательность, доброта и трудолюбие необходимы нам при игре в эту замечательную игру.

2. Разминка.

–А сейчас немножко разомнемся.

- Перед вами слова, давайте составим из них высказывание.

-Что получилось? «Шахматы - гимнастика для ума.»

- Как вы понимаете это выражение? (ответы детей)

-Таким образом, мы в какую страну отправимся в путешествие?

-Шахматную.

-Значит, тема нашего занятия какая?

Путешествие в шахматное королевство».

3. Вспоминаем, как ходят шахматные фигуры.

Смотрите на шахматную доску. (Дети все выходят и смотрят на шахматную доску. А на доске стоят не все фигуры)

- Но можем ли мы начать игру?

-Нет.

-Почему?

-На доске не все фигуры.

- Кого же не хватает?

-Правильно, нет некоторых шахматных фигур.

ИГРА «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК» Описание игры: Опустить руку в мешочек, узнать на ощупь, что это за фигура, назвать ее, достать фигуру, поставить на своё место на шахматной доске.

- Молодцы, скажите, а теперь мы можем начать игру?

- Правильно у нас нет арбитра.

Ученик (арбитр): Арбитр — шахматный судья, который следит за соблюдение правил и  который определяет порядок проведения игры и наказания, предусмотренные в случае нарушения.

Роль арбитра:

 1. Арбитр должен наблюдать, чтобы Правила игры в шахматы строго соблюдались.

 2. Арбитр должен обеспечить честную игру;

3. следить, чтобы игрокам не мешали;

4. контролировать ход соревнования.

А сейчас дети под первым номером начнут игру.

4. Блиц - турнир.

– А теперь проверим, все ли вы знаете об игре «Шахматы».

- Проведем блиц - турнир. Быстро отвечаем на вопросы.

1.  Какую страну считают родиной шахмат? (Индия).

2. В какие фигуры может превратиться пешка, а в какую нет? ( Слон, конь,
ладья, ферзь, / король).

3. Кто назад не ходит? (Пешка)

4. Из скольких клеток состоит шахматная доска? (64).

5.Из каких «дорожек» состоит шахматная доска? (Вертикаль, горизонталь, диагональ).

-Сразу видно, что все вы уже многое знаете о шахматах и в Шахматном государстве не заблудитесь.

Выходят дети под вторым номером и продолжают игру на шахматной доске.

6.Игра «УЗНАЙ, КАКАЯ ФИГУРА»

Каждая команда встает друг против друга и по очереди показывают ходы фигур, другая команда должна угадать.

Дети под номером три продолжают игру. Команды садятся.

5.Игра в загадки.

  1. Маленькая, удаленькая,

Через поле пройдет

И награду найдет. (Пешка)

2. Узнать его легко: он с гривой,

С осанкой важной, горделивой.

Красавца этого не тронь!

Узнал, кто это? Это... (Конь)

3. Я смел, и строен, и высок:

Предпочитаю ходить и бить

Всегда по-своему: наискосок. (Слон)

4. Стою на самом краю,

Путь откроют- пойду.

Как зовут, не скажу (Ладья).

5. Всех он смелее и сильней,

И не узнать его нельзя,

Он победит слонов, коней,

Конечно, ты узнал... (Ферзя)

6 .Этот важный господин

Захватил всю власть один.

Слушаться его изволь.

Кто это такой? (Король)

Дети под номером один продолжают игру на шахматной доске.

7.Игра «Ты – мне, я - тебе»

Сейчас я вам поставлю задачу на время. А задача такая: выбрать себе любую шахматную фигуру (раскраски шахматных фигур, заранее приготовленные учителем.) Но эти фигуры волшебные, потому что их вы покрасите в ваши любимые цвета.

Практическая работа.

8. Итог занятия. Рефлексия.

-А названия шахматных фигур вы запомнили? Давайте их повторим.

Я смотрю на первый ряд – по краям …(ладьи) стоят.

Рядом вижу я …,(коней) нет фигуры их хитрей.

Меж коней заключены наши храбрые…. (слоны)

А ещё два поля есть, а на них …(король) и …. (ферзь)

А теперь без спешки идут на место …. (пешки)

Молодцы.

- Сегодня на занятии вы были добрыми, трудолюбивыми и любознательными, как мы и запланировали с вами в начале, и показали прекрасные знания. Молодцы!!!

А сейчас давайте мы подарим наши волшебные фигуры, которые вы сделали друг другу. Молодцы. Каждый получил подарок. Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Мне очень понравилось с вами работать, надеюсь и вам.



































«Шахматы для

гимнастика ума.» -















лень трудолюбие

______________________________________________________________________________________________________________________________________

любознательность

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

грубость доброта

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

насмешливость
























1.Маленькая, удаленькая,

Через поле пройдет

И награду найдет. (Пешка)

2. Узнать его легко: он с гривой,

С осанкой важной, горделивой.

Красавца этого не тронь!

Узнал, кто это? Это... (Конь)

3. Я смел, и строен, и высок:

Предпочитаю ходить и бить

Всегда по-своему: наискосок. (Слон)


_____________________________________________________________________


4. Стою на самом краю,

Путь откроют- пойду.

Как зовут, не скажу (Ладья).


5. Всех он смелее и сильней,

И не узнать его нельзя,

Он победит слонов, коней,

Конечно, ты узнал... (Ферзя)

6 .Этот важный господин

Захватил всю власть один.

Слушаться его изволь.

Кто это такой? (Король)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!