Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Звездочка» «Созвездие»
Конспект НОД
по формированию основ финансовой грамотности
Тема: «Путешествие в страну Экономику»
Подготовила-
воспитатель:
Семенова И.Ф.
г. Новый Уренгой
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок экономического мышления и финансовой грамотности, правильного восприятия денег и денежных отношений.
Доставить детям радость и удовольствие от участия в экономической игре и применения знаний экономического содержания.
Задачи:
Образовательные: закреплять представления детей о таких экономических понятиях как: деньги, бюджет семьи, расход, доход, экономика.
Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь
Развивающие: способствовать развитию внимания, связной речи, формированию коммуникативных способностей. Развивать познавательный интерес, мышление, внимание и воображение.
Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств: бережливость, честность, взаимовыручка и т.д.
Для проведения заданий необходимо:
- презентация «Сказки»;
- схемы к игре «Что можно купить за деньги?»;
- кошелек с монетками (сюрпризный момент).
Ход занятия:
Вводная часть
Воспитатель:
Добрый день ребята! Я очень рада вас видеть. Ребята, а какое у вас сегодня настроение? (ответы детей). А хотите, чтобы у всех настроение стало еще лучше? (ответы детей).
Воспитатель:
Я предлагаю вам улыбнуться и поприветствовать друг друга.
Воспитатель:
Встанем в круг скорее дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю вам всем: «Привет!»,
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука!
Здравствуй друг
Здравствуй друг
Здравствуй, здравствуй дружный круг!
Основная часть
Воспитатель: ребята помните мы читали сказку про Феечку Копеечку? (ответы детей). Так вот, сегодня Феечка Копеечка пришла к нам в гости. Ребята, вы видите она очень грустная, потому что заболела. Ребята поможем ей выздороветь? (ответ детей).
Воспитатель: чтобы помочь Феечке Копеечке, нужно отправиться в путешествие в интересную страну «Экономику» и изучить все правила обращения с деньгами. И тогда она выздоровеет, и будет веселой. Согласны? (ответы детей).
Воспитатель: чтобы попасть в страну Экономику, нам нужно сказать волшебные слова! Раз-два-три повернись, в стране Экономике очутись!
Воспитатель:друзья! Ну вот мы с вами и в стране под названием Экономика! Скажите, что такое Экономика? (ответы детей).
Воспитатель: экономика — это наука, благодаря которой люди учатся правильно распределять деньги, приобретать товары, пользоваться услугами и удовлетворять свои постоянно растущие потребности.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, на какое слово похоже слово Экономика? (созвучно со словом ЭКОНОМИТЬ). Что можно экономить? (ответы детей: выключать свет, выключать воду, ходим пешком, сравниваем цены, покупаем там, где дешевле и качественнее, делаем подарки своими руками).
Воспитатель: чтобы помочь Копеечке выздороветь надо отгадать сложные экономические загадки.
Первое задание: «Загадки».
Воспитатель: я предложу вашему вниманию картинку, потом буду задавать вопрос, а вы должны будете показать отгадку и назвать ее.
Воспитатель:
Как ребенка нет без мамы, сбыта нету без … (рекламы)
Очень вкусная витрина овощного … (магазина)
Люди ходят на базар, там дешевле весь … (товар)
На товаре быть должна обязательна … (цена)
И врачу, и акробату выдают за труд … (зарплату)
В кошелек мы их кладем, с ними в магазин идем …(деньги)
Воспитатель: Поэтому, что нужно экономить, чтобы все наши желания и мечты сбылись? (ответы детей: деньги), правильно, Деньги. Что вы знаете про деньги? Какими бывают деньги? (ответы детей: металлические, бумажные, купюры, наличные и безналичные).
Воспитатель: деньги — это банкноты, которые можно обменять на любые другие товары и услуги. Ребята! Посмотрите Копеечка уже улыбается? (нет) Значит надо продолжить изучать правила из мира экономики.
(Дети проходят к столам).
Воспитатель: тогда предлагаю пройти к столам, и выполнить следующее задание, может быть тогда Копеечка совсем выздоровеет.
Второе задание: «Что можно купить за деньги».
(На столах разложены разрезанные схемы с картинками: дружба, радуга, эскимо, пальто, кошелек, карандаши, природа). Детям предлагается собрать все схемы и ответить на вопросы, что можно купить за деньги, а что нельзя.
Воспитатель: ребята, вы хорошо справились с этим заданием! Продолжаем выполнять задания.
Третье задание: «Доход-расход».
Воспитатель: я буду по очереди бросать вам мяч и читать предложение,
а вы заканчивайте.
(Дети отвечают на вопрос словами доход или расход)
Мама получила зарплату (доход)
Бабушка заболела (расход)
Потеряла кошелек(расход)
Продала бабушка пирожки (доход)
Заплатили за квартиру (расход)
Выиграл приз(доход)
Купили куклу (расход)
Купили билеты в цирк (расход)
Вырастили цветы и продали их (доход)
Ремонт машины (расход)
Воспитатель: молодцы! Вы справились с очередным заданием Феечки Копеечки!
«Физкультминутка»
Воспитатель: чтобы мы могли идти дальше, нам нужно немного отдохнуть. Предлагаю вам сделать физкультминутку.
Физкультминутка «Репка».
Репка выросла большая. Вот какая! (руки в стороны)
Вот какая! (руки вверх, вниз)
Дед и бабка тянут репку, но она засела крепко (наклоны и приседания)
Внучка к ним бежит, бежит, репку вытащить спешит (бег на месте)
Жучка хвостиком виляет, бабке с дедом помогает (повороты направо, налево)
Кошка спинку выгибает, кошка ногти выпускает (прогнуться назад)
Помогает дернуть репку, но она засела крепко (приседания)
С мышкой быстро и умело репку вытянули смело (прыжки вверх на двух ногах).
Воспитатель: и в этот раз вы постарались, но Феечка Копеечка еще не выздоровела.
Четвертое задание «Сказки» (с использованием интерактивной доски)
Воспитатель: я вам предлагаю ответить на вопросы по сказкам:
Какой сказочный герой закопал деньги в ямку для того, чтобы они
подросли? (Буратино) 1 слайд
Как раздобыли деньги кот Матроскин, Шарик и Дядя Федор для покупки коровы? (Клад нашли) 2 слайд
Какое сказочное животное имело искусство изготавливать золотые монетки простым ударом копыта? (Антилопа) 3 слайд
Там царь… над златом чахнет. О каком царе идет речь? (Кощей) 4 слайд
Какая сказочная героиня выполняла все желания старухи (Золотая рыбка) 5 слайд
Героиня, какой сказки нашла денежную единицу и сделала выгодную
покупку к своим именинам? (Муха-Цокотуха) 6 слайд
В какой сказке из-за своей жадности старуха осталась у разбитого
корыта? (Сказка о рыбаке и рыбке)7 слайд
Какая русская народная сказка показывает эффективность
коллективного труда? (Репка) 8 слайд
Пятое задание игра: «Экономика»
1. Для того, чтобы пойти в магазин, что нужно взять с собой?
(Дети: Кошелек с деньгами).
3. Чтобы заработать деньги надо...
(Дети: работать и трудиться).
2. Как сделать так, чтобы денег стало много?
(Дети: экономить, копить, не тратить, беречь, не терять).
4. Деньги можно накопить или ...
(Дети: потратить).
5. Как называются деньги, которые люди получают за труд?
(Дети: заработная плата).
Заключительная часть (Рефлексия)
Воспитатель: итак, ребята, что нужно делать для того, чтобы наши мечты о новой игрушке, самокате, велосипеде, сбылась? (ответы детей: работать, экономить, копить и бережно относиться к деньгам).
Воспитатель: ребята, смотрите, наша Копеечка снова улыбается! А почему? (ответы детей: мы помогли ей вылечиться, и она снова радует нас своей улыбкой). Мы многое узнали и изучили все правила из мира экономики. А что мы узнали интересного? (Ответы детей).
Воспитатель: верно ребята! Нужно правильно и разумно обращаться с деньгами и понимать, что в наше современное время без денег никак не обойтись. Но, есть такие ценности в жизни, как любовь и дружба, которые не купишь ни за какие деньги!
Воспитатель: ребята, вы хорошо отвечали на вопросы, отгадывали загадки и заслужили подарки - монетки от Феи Копеечки. (воспитатель достает монетки из большого кошелька).
Воспитатель: вы молодцы ребята, я вами горжусь!
А теперь дружно за руки возьмемся!
И гостям мы на прощанье! Улыбнемся!
Монетки возьмем и в группу пойдем!