Урок № 3
Дата: 16.09.20
Класс: 4-Б
Учитель: Мазур Л. Н.
Тема: Геометрические упражнения «Путешествие в страну Геометрию»
Цель: повторить и обобщить знания, полученные в 2 – 3 классах.
Планируемые результаты.
Предметные УУД: знать что такое:
многоугольники,
виды треугольников,
периметр, площадь прямоугольника,
круг, окружность, радиус, диаметр окружности,
линии: прямая, кривая, замкнутая,
отрезок, луч, угол, виды углов;
Метапредметные УУД.
Познавательные:
Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера;
Регулятивные:
формулировать цель учебных действий;
выполнять учебные действия по алгоритму;
контролировать свою учебную деятельность;
Коммуникативные:
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
уметь учитывать разные мнения и обосновывать своё;
уметь договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах;
оформлять свою мысль в устной речи;
Личностные:
формирование познавательного мотива;
формирование умения определять свою позицию на рефлексивном уровне;
Оборудование для учителя:: мультимедийная презентация, карточки с д/з, фигуры многоугольников на доске и для учащихся, рисунок рюкзака для каждой группы, карточки с углами, карта страны «Геометрия»; для учащихся: тетрадь, линейка, простой карандаш, транспортир, циркуль.
Ход урока
I. Орг. момент.
Дети заранее распределены в группы.
II.Самоопределение в деятельности.
- Ключевое слово урока вы узнаете по его лексическому значению: ездить или передвигаться пешком по каким-нибудь местам, странам, обычно для ознакомления или отдыха.
(путешествовать)
- Как называется человек, который отправился в путешествие?
(путешественник)
- ЗАДАНИЕ № 1 (Приложение № 1)
- Вам нужно собрать рюкзак путешественника. Для этого стрелочкой соедините начало слова и его конец.
- Какие слова получились?
- Что их объединяет?
- Куда отправимся в путешествие? (В страну Геометрию)
- Посмотрите на карту, учитывая, что это первый урок МиК, сформулируйте цель нашего урока.
III. Повторение изученного. Работа в группах. Выполнение заданий на каждой станции путешествия.
1. Графический диктант.
6 клеточек влево
4 вниз
1 влево
1 вниз
2 вправо
1 вверх
2 вправо
2 вниз
7 вправо
1 вверх
2 вправо
1 вниз
1 вправо
1 вверх
1 вправо
1 вверх
1 влево
4 вверх
5 влево
3 вниз
1 влево
1 вверх
1 влево
1 вверх
- На чем же мы отправимся в путешествие?
- Дорисуйте недостающие части машины.
2. Город многоугольников. Беседа.
- Что мы будем повторять?
- Каждая группа сформулирует и задаст вопрос команде-соседке по этой теме.
- А теперь вопросы от меня.
- Треугольник с отрезанной вершиной?
- Найдите трапецию среди многоугольников.
- Сумма длин сторон прямоугольника? (Периметр)
- Как найти площадь прямоугольника?
- Отрезок, который соединяет две не соседние вершины многоугольника? (Диагонали)
Задание № 2
У каждого лежит многоугольник. Напишите его название и сгибанием, покажите одну диагональ. Кто быстро справился, помогает своим товарищам по команде.
- Что за шум, что за гам?
В чем дело? Что случилось?
Прямоугольник раздавили там.
Он зваться стал … ПАРАЛЛЕЛОГРАММ
- Найдите параллелограмм среди многоугольников.
- Кто из жителей этого города про себя может петь:
У нас всего, у нас всего, у нас всего по три...?
- Чего по три у треугольника? (Показать на фигуре у доски)
- Назовите виды треугольников, в зависимости от того, какой угол «начальник»?
- В зависимости от того, какие стороны у треугольника?
ИТОГ: О чем шел разговор на этой станции?
3. Поселок Начертилово. Практическая рабаота.
- Посмотрите, как красивы окрестности поселка, сформулируйте, что мы повторим, побывав здесь?
- Отправимся сначала на берег реки Линий!
- Начертите прямую, кривую, ломаную линию. Приготовьтесь рассказать, что вы знаете о них. 1 группа – о прямой линии, 2 – о кривой, 3 – о ломаной линии. (1 ученик работает у доски)
Главное свойство прямой линии: у нее нет ни начала, ни конца, и мы можем изобразить только маленькую часть прямой линии. Проводим мы ее по линейке. Кривая линия; у нее нет ни начала, ни конца, и мы можем изобразить только маленькую часть кривой линии. Кривые бывают замкнутыми и незамкнутыми. Ломаная линия – линия, состоящая из двух и более отрезков. Конец первого отрезка является началом второго и т.д. Концы каждого отрезка являются вершинами ломаной, а отрезки – звеньями. Ломаная линия незамкнута.
- Что такое отрезок? Луч?
Отрезок – это часть прямой линии, ограниченная с обеих сторон точками. Луч – это часть прямой линии, ограниченная с одной стороны точкой. Эта точка вершина луча или его начало. Конца луч не имеет. Если на прямой линии поставить точку, она разобьет ее на два луча, уходящих в противоположные стороны.
Пройдя через переулок Отрезков, мы оказались в парке Углов.
- Расскажите, какими бывают углы?
- Какой единицей измеряются углы?
- С помощью какого инструмента можно начертить углы заданной градусной меры?
- Расскажите, как измерить величину угла?
Задание № 3 на карточке для работы в парах.
- Измерить величину углов на карточке, результаты записать в тетрадь.
Нельзя не побывать на озере Окружностей.
- Что такое круг?
- Что такое окружность?
- Что называется радиусом окружности?
- Что называется ее диаметром?
- Что такое хорда?
- Что такое сектор круга? Сегмент?
Круг – это часть плоскости, ограниченная окружностью. Окружность – это граница круга, замкнутая линия, состоящая из всех точек плоскости, находящихся на равном расстоянии от центра окружности.. Радиус – это отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку на окружности. Хорда – это отрезок, который соединяет две точки на окружности. Диаметр – это хорда, проходящая через центр окружности. Сектор круга – это часть круга между двумя радиусами. Сегмент – это часть круга между дугой и хордой.
Задание № 4
Начертить две окружности с одним центром, радиус первой 3 см, радиус второй – 5см.
ИТОГ: Что повторили на этой станции?
С какими инструментами работали?
Еще раз вспомним алгоритм измерения углов.
4. Горы вычислений. Самостоятельная работа.
- Что будем делать, у подножия этих гор?
а) Вычисли:
13 м + 17 м 49 см = 65 дм – 46 дм = 34 км 5 10 м + 42 км 4 м =
б) Вырази:
34 дм = … м … дм; 57 мм = … см … мм; 90 м - … см; 700 мм = ... см;
в) Сравни:
8 км 075 м … 875 м; 1 м 1 дм … 1 м 12 дм; 6340 м … 6 км 034 м;
ИТОГ: С какими величинами работали?
Какие действия можно совершать с величинами?
IV. Итог урока.
- Вот и подошло к концу наше путешествие.
- Что понравилось больше всего?
- Какие задания вызвали затруднения?
- Мы будем работать над подобными заданиями на следующих уроках.
- А в какой части страны Геометрия мы не побывали?
- Водопад Симметрии, долине Объемных тел. Как вы думаете почему? Это темы будущих уроков.