Министерство образования Р.Ф. Управления образования Респуб лики Дагестан. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя образовательная
школа № 10»
Г. Махачкала
Пути активизации познав ательной деятельности учащихся начальных классов.
Проектная работа
Преподавателя родного языка и литературы Рамазановой Хасаибат Гунашевны
1
Кт о - то исцеляет о т болезней
Другой язык, но мне на нем не петь А если завтра мой язык исчезнет, Т о сегодня я гото в умереть.
Расу л Гамзатов Я имею 45-летний педагогический стаж. Из них 33 года работаю
учителем аварского языка. Часто ко мне обращаются - почему я перешла к
преподаванию родного языка (Ав.яз.). Имея большой опыт работы в школе
,я неоднократно сталкивалась с проблемой знания родного языка у учащихся. Многие из моих учащихся не знали даже самых простых слов на родном языке. При общении с ними выяснялись такие аспекты, что их родители сами не владеют родным языком своих предков. Такая несправедливость никого не может оставить равнодушным, ведь мы все должны знать ,откуда мы родом и на каком языке разговаривали наши предки . Эт о и являетс я основно й причино й переквалификаци и с учителя начальных классов на учителя аварского языка, тем самым внести свой вклад в обучении наших детей языку ,на котором разговаривали наши предки. Проработав учителем аварского языка 33 года , для получения результатов качества на уроке я применяю следующие методы работы.
Пути активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов. Развитие познавательнои активности младших школьников в процессе обучения.
..,
Наша школа заинтересована в том, чтобы школа готовила людей активных и творчески мыслящих на родном языке. Учитель прекрасн о понимание , чт о наши завтрашни е успехи в традиции Дагестана, искусстве ,во всем народном хозяйстве зависят от того как мы будем учить детей на родном языке сегодня. Вот почему на первый план выдвигается главнейшая проблема современной
- -
педагогики - учить ребенка быть активным в овладении приемами рационального умственного труда , в приобретении, и применении знаний , как на уроках, так и в жизни.
Творческие поиски путей для успешного решения этой задачи ведутся в различных направлениях. Это поиски условий,
1 .
способствующих развитию познавательной активности и поиски дидак т ических средств , формирующие активную творческую .. деятельность школьников в учении. Учитель должен научить
школьников мыслить правильно , рационально добыват ь знания,
дол ж ::::::::; ь :;::с::е::: : :::: : я эффекrnвным , есл и 1 .
учите л ь не управляет умственным развитием школьников, если ученики занимаются на уроке только воспроизводящей, а не творческой деятельностью. На способность активизации
познавательной деятельности учащихся может , особым влиять , организованная композиция урока, где все вовлекаются в интенсивную творческую деятельность , а
образом ученики учитель
обеспечивает оптимальный темп и ритм работы каждому ученику , предупреждает нерабочие паузы на уроке, дифференцированно дает
особенности в нескольких
учащихся, вариантах
задания, организует различной
учитывая индивидуальные самостоятельную работу трудности и осуществляет
непрерывны й контрол ь (в
сочетании с самоконтролем ученика).
Активизация познавательной деятельности учащихся способствует
улучшению «технологии» урока, при которой создается необходимый эмоциональный настрой , ситуация ожидания, любопьrгств удивления, отчетливая для учащихся целенаправленность. Необходим также оптимально э ффективный психологический режим, при котором ученики трудятся с большим . интересом и старанием, так как учитель д ержит их всех в по л е зрения , своевременно приходит на помощь нуждающимся , всемерно поощряет старания детей, умело
1 .
п о д бирает посильны е познав а т ельны е задачи и постепенно усложняет их . Н а уроке цар и т атмосфер а дружелюбия,
( 1111 ]
- достигаетс я теснейший контак т между
добро желательности , у ч ителе м и учеником.
Многие учителя добиваются развития познавательной активности уч ащихся системой индивидуальных заданий, применяемых на ур оках и в домашней работе. У же в начальных классах следует учить р е бят приобретать знания самостоятельно. Именно в начальной школе должна проводиться работа по родному языку, направленная н а развитие и поддержание познавательных интересов, наблюда тельности и самостоятельности ребенка, его активности.
П роблемное обучение на уроках - одно из важных средств развития учащихся.
Основной проблемой обучения является активный познавательный поиск учащихся при усвоении и применении знаний, чт о призвано способствовать их мыслительной деятельности,
самос тоятельности.Исходным пунктом такого поиска становится
11
предлож енная учителем учебная или познавательная задача. На пример, в 1-ом классе можно поставить такие проблемные вопросы на уро ках: Почему все говорят «У Махача золотые руки?»( авар калам lкл. «Кверал меседил вас»); Как весна. украшает природу? (авар калам lкл. Ц.Гамзат «Весна»).
Например, для проверки правописаний согласных пр идумала такую шуточную загадку :
Гъ ас !t ца ( цlа) буго Хьаги н иб бакl (бакь) буго
С в ерун лъугьун кlодо, гlодилей йиго, Д у н r l адаллъун йиго , бецлъунги йиго, Цl аг и бакьги цоцал ъ рекъун
Къва т l ир е лъуту н руго!
И тогда я ставлю проблемный вопрос:
- Что случилось у бабушки? Чем мы можем ей помочь?
бук в я
i'
1
1
1
1
11
11
1
Дифференцированно е обучение.
Ус в оение учениками учебного
материала процесс
инди в иду альный. Одним детям все даетс · я легко , другим - труднее. Н о в о с принять материал, усвоить программу должны все. Поэтому г ла вная задача учителя - помочь учащимся включиться в учебную деятел ь ност ь , организовать учебный процес с так, чтоб ы каждый уче ник бьш занят посильной для него работой. В этом случае помо жет дифференцированный подход к учащимся.
Д ифференцированноезадание можно давать на тобьrх этапах у р о ка при первоначальном и повторном чтении во время анализа п роч и т анного, при проверке домашних заданий. В 4-ом классе
11
1
1
i
и зуча е т ся т ема « Урок вежливости » (Адабющьул даре) с тихо т в орение Гамзата Цадасы. На уроке проверив, знают ли дети ч то тако е адаб (почитание). Я провожу беседу о том, какое уважение
1
мо ж но оказать ближним. После этого я читаю стихотворение Г.Цад а с ы « Урок вежливости» и провожу беседу о прочитанном. Д алее задания распределяются по группам (в первую группу
1 1
в ьще ляютя более сильные уч-ся, во второю более слабые уч-ся).
П е р вая группа: ! .Самостоятельно прочита1;ь стихотворение по книге. 2.Аккуратно подчеркнуть слова, значение которьrх дети не зн ают . 3 . Подготовиться к выразительному чтению стихотворения вс лух .
Вт орая группа: 1. Чтение вслух и разбор каждого четверостишия. 2 .Объя с нение непонятньrх слов: с гостями - гьалбадерилъ; бедняк - м искин , пакъир; беспомощный - язихъав; нуждающемуся . -
11
!
1'
1
i
хl ажата се ; обездоленные - квачакъал; слабые - загlипал ; старики - ха раб и . После того, как ученики первой группы закончили с амо с то ятельную работу , им предлагается выразительно прочитать
ст ихотво рение и включиться пр оводи ться со всем классом , ( п о ч ита н ие ) .
в словарну ю работу, которая уточняется значение слова « адаб »
1
i
!O!!!!_ ii!!ii!i!![i] !!!!!!!!i!!!!!!!i!!!!!!! ! i !!!!!!!!!!!!!!!
!!!!!!!!i!!!!!!ii
!!!!!!ii!!!!!!ii !!!!!!!!i !!!!!!!! !!!!!!!!!!!!!!! !!!!!!! !!!!!!!! !!!!!!!
_L
1
t
lt
' .
Любая форма познавательной деятельности
ученика при способствует
организации
педагогическ и целесообразно й ее
формированию познавательного интереса. В первую очередь этому содействуют разнообразные самостоятельные работы, которые являются главной магистралью развивающегося обучения, развитие познавательных сил, способностей и интересов школьников. Очень важно, чтобы весь строй предлагаемых ученику самостоятельных работ опирался на активные познавательные процессы, развивал бы их активное восприятие.
Коллективная работа .
Коллективная работа ориентирована на средних учеников, ибо, когда учитель делает упор на более слабых учащихся, снижается интерес сильных детей к учению. Если опираться на сильных учеников, то слабые не усвоят материал. Может случиться, что и при упоре только на средних учеников, сильные и слабые не будут развиваться в должной мере. Однако правильно организованная коллективная работа помогает учителю вести учет пробелов в знании учащихся.
Так, работая над правописанием удвоенных согласных в словах, я прошу поднять карточку с буквой, которую необходимо писать в данном случае, и все ученики по сигналу учителя поднимают карточки. Такой прием способствует активизации мыслительной деятельности . По этим карточкам можно легко учитывать знают ли ученики словарные слова , и взять на заметку тех , ответы которых были неверными. Например при прохождении темы : К, кк; KI, к1кl , я предложила учащимся приготовить карточки с этими буквами.
Работа с карточками проходила так: я говорю слово ккал (плесень), ученики поднимают карточки с удвоенными согласными кк, я говорю слово кlкlал (овраг) ученики поднимают карточки с удвоенными согласными кlкI. Затем эти слова записываются под
диктовку.
e! - !! - - ! - !!!!!lii - !!! - !!! -
1
1 _ ·
1
1
J :
х Чиясул жинс Цiва Ессарухъан Ч l ужу я лъул Халича жинс Гьоркьохъеб жинс Эмен Даци Вехь - ! " width="640"
Индивидуально - групповое занятие.
Можно дать задания по вариантам. Для этог о я раздаю карточки с пропущенными буквами. Это очень э ффективный способ для словарной работы. Например:
1 вариант
Къ ©д
Чв © х и Цiв ©
2 вариант
Гъв©тI М© хх
Сс©н
Дети записывают пропущенные буквы. А самые слабые ученики в это время списывают эти же слова и подчеркивают гласные.
Занимательност ь - один и з эффективных приемов обучения.
Ди д актическиеигры и занимательные упражнения облегчают ученикам преодоление трудностей в работе, делают урок интересным. lllиpoкoe применение на уроках схем , карточек, перфокарт, игр помогает активизировать мьШiление учащихся. Например: работая с перфокартами при изучении « Родимен существительны х
Чиясул жинс
Цiва
Ессарухъан
Ч l ужу я лъул
Халича
жинс
Гьоркьохъеб жинс
Эмен
Даци
Вехь
- !
1 ; !1D m '
'- - - - - - ····- 1
На перфокарте сразу можно увидеть, как он усвоил род имен существительных.
[Jри прохождении темы « Различия имен сущес'fвительных цо
вопросам » я построила урок в таком порядке: 1.Открываю слова, записанные на доске. 2.Затем открываю предметные рисунки, и пре длогаю поставить к слову вопрос- кто? (Щив?Щий?) или что? (Щиб?) и показать предмет, который назван этим словом:
Бацl, охцер, яс, машина, гьветl, хlелеко, релъи, квач, божилъи: Волк, огурец, девочка, машина, дерево, петух, смех, холод, доверие.
Для слов: смех, холод, доверие нет соответствующих рисунков.
Так учащиеся сталкиваются с тем что не все слова обозначают конкретные предметы , хотя и отвечают на вопрос - что ?(Щиб?).
На основе проведенных наблюдений делается обобщение: слова которые отвечают на вопрос кто? или что? (Щив? Щий? яги Щиб?) это название предметов.
Творческая работа на уроках.
Одним из существенных признаков и направлений активизации учебной де ятельности является творческая переработка получаемой информации. В этом отношении хорошо себя зарекомендовали разнообразные ви ды творческих диктантов . Творческие диктанты дают учителю возможность, во первых, определить на сколько учащиеся могут самостоятельно применять полученные теоретические знания в практической деятельности , при этом важно научить их сравнивать изучаемые предметы или явления, объяснять изучаемые факты на основе установления объективных связей и отношений. Обобщать творческий материал. И во вторых , усваивать родную речь практически, в разговоре и письме. Например , при прохождении темы «Глагол» в 4-ом классе дети под диктовку учителя пишут на доске следующие слова: - ахикь, школалда, хуриб.
L
-
Учащиеся устно поставили вопрос к этим словам: - Что делает? (Щиб гьабулеб?). Затем я предложила учащимся с каждым из этих слов придумать предложения и лучшие из них написать на доске и в тетрадь:
В саду растут яблоки и груши. Ахикь бижула гlеч ва гении.
В школе дети учатся.
Школалда лъимал цlалдола. Хуриб ламадур бижула.
Учащиеся самостоятельно подчеркивают слова отвечающие на вопрос Щиб гьабулеб?
А также я провожу сочинения и изложения по картинкам.
Творческие работы должны быть элементом каждого урока при закреплении знаний и формирования умений и навыков при
повторении. Степень трудности каждого упражнения творческого характера зависит от цели и этапа урока. Учитель должен заранее
определить на каком этапе урока он применит ту или иную работу и подготовит учащихся к ее выполнению.
В 3-ем классе учащиеся упражняются в самостоятельном составлении маленьких связных текстов со словами - синонимами.
Развитию речи учащихся способствуют следующие виды творческих работ:
- Сочинения - описание вида из окна класса с использованием синонимов блестеть, сиять (паркъезе, кенчеlезе).
- Описание какого - нибудь домашнего животного .
- Очень любят дети писать маленькие сочинения в несколько предложений по данному началу или концу.
Систематическая тренировка приводит к тому что все ученики справляются с этой работой и развивается мыслительная и устная речь.
Формирование духовных ценностей у учащихся.
Современны й урок родного языка, не може т считаться эффективным , если учитель не
уделяет внимание воспитанию
учащихся на Дагестанских народных традициях. Традиционные праздники на протяжении многих веков являлись школой воспитания подрастающего поколения . К этим праздникам относят такие, как
«Праздник первой борозды», «День чабана», «Праздник урожая».
Главная черта и особенность всех традиционных праздников - это любовь к природе, к земле , к его богатствам, от которых всецело зависел горец в прошлом, когда он бьш, слаб в борьбе со стихией: не было у него ни знания, ни техники. Вместе с тем подготовка и ход этих праздников явились школой воспитания дл я горцев и формирования у них лучших качеств характера: доброты, вежливости, любви к красоте, уважения к старшим, трудолюбия, дружбы и гостеприимства. Современной дагестанской школе необходимо выступить инициатором восстановления лучших традиций прошлого. Многое здесь зависит от учителя и школы.
В любом классе можно провести беседу на тему: «П раз дник первой борозды».
План беседы:
- Слышали ли вы о таком празднике?
- Когда и где он проводится?
- Почему носит такое название?
- Как вы считаете, с каких пор его начали проводить?
- Почему люди начали праздновать начало сева?
- Какие старинные обычаи использовались на празднике?
- Какие проходили спортивные состязания?
- Что вам больше всего понравилось на празднике? 1О. Рассказ учителя о празднике первой борозды:
1
а) История этого праздника.
б) Время и районы проведения. в) Чему учит нас этот праз д ник?
г) Ка к в ваше м селе ег о проводя т ?
11.Выводы.
Этот праздник имел широкое распространение в районах с аварским и даргинским населением. Рассказ учителя должен вызвать большой интерес у учащихся. Детей особенно обрадуют: старинный способ вспашки земли на быках, форма проведения спортивных состязаний, выступлений участников художественной самодеятельности. Учитель должен выделить в своем рассказе то, что в давние времена люди связывали мечту о богатом урожае с таинственными силами природы, чувствуя свою слабость в борьбе со стихией. В наше же время получение хороших урожаев зависит от труда самих людей, у которых на службе находятся не только удобрения и вода, но богатая техника. В современном «Празднике первой борозды» подводятся итоги прошлого года и намечаются задачи на новый сельскохозяйственный год, совершается чествование передовиков. Первую борозду проводит лучший механизатор-тракторист, выступают участники художественной самодеятельности села, а в школах ярко и подготовлено проходят спортивные состязания.
В конце беседы учащихся подводят к выводу о том, что у нашего народа очень много традиционных праздников и обычаев.