СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческие поиски путей по активизации познавательной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Пути активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов.»

Министерство образования Р.Ф.  Управления образования  Респуб лики  Дагестан.  Муниципальное  бюджетное  образовательное  учреждение  «Средняя  образовательная школа  №  10» Г.  Махачкала Пути активизации познав ательной  деятельности  учащихся  начальных  классов. Проектная  работа Преподавателя  родного  языка  и  литературы  Рамазановой  Хасаибат  Гунашевны

Министерство образования Р.Ф. Управления образования Респуб лики Дагестан. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя образовательная

школа 10»

Г. Махачкала

Пути активизации познав ательной деятельности учащихся начальных классов.

Проектная работа

Преподавателя родного языка и литературы Рамазановой Хасаибат Гунашевны

1

Кт о - то исцеляет о т болезней

Другой язык, но мне на нем не петь А если завтра мой язык исчезнет, Т о сегодня я гото в умереть.

Расу л Гамзатов Я имею 45-летний педагогический стаж. Из них 33 года работаю

учителем аварского языка. Часто ко мне обращаются - почему я перешла к

преподаванию родного языка (Ав.яз.). Имея большой опыт работы в школе

,я неоднократно сталкивалась с проблемой знания родного языка у учащихся. Многие из моих учащихся не знали даже самых простых слов на родном языке. При общении с ними выяснялись такие аспекты, что их родители сами не владеют родным языком своих предков. Такая несправедливость никого не может оставить равнодушным, ведь мы все должны знать ,откуда мы родом и на каком языке разговаривали наши предки . Эт о и являетс я основно й причино й переквалификаци и с учителя начальных классов на учителя аварского языка, тем самым внести свой вклад в обучении наших детей языку ,на котором разговаривали наши предки. Проработав учителем аварского языка 33 года , для получения результатов качества на уроке я применяю следующие методы работы.

Пути активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов. Развитие познавательнои активности младших школьников в процессе обучения.

..,

Наша школа заинтересована в том, чтобы школа готовила людей активных и творчески мыслящих на родном языке. Учитель прекрасн о понимание , чт о наши завтрашни е успехи в традиции Дагестана, искусстве ,во всем народном хозяйстве зависят от того как мы будем учить детей на родном языке сегодня. Вот почему на первый план выдвигается главнейшая проблема современной

- -

педагогики - учить ребенка быть активным в овладении приемами рационального умственного труда , в приобретении, и применении знаний , как на уроках, так и в жизни.

Творческие поиски путей для успешного решения этой задачи ведутся в различных направлениях. Это поиски условий,

1 .

способствующих развитию познавательной активности и поиски дидак т ических средств , формирующие активную творческую .. деятельность школьников в учении. Учитель должен научить

школьников мыслить правильно , рационально добыват ь знания,

дол ж ::::::::; ь :;::с::е::: : :::: : я эффекrnвным , есл и 1 .

учите л ь не управляет умственным развитием школьников, если ученики занимаются на уроке только воспроизводящей, а не творческой деятельностью. На способность активизации

познавательной деятельности учащихся может , особым влиять , организованная композиция урока, где все вовлекаются в интенсивную творческую деятельность , а

образом ученики учитель

обеспечивает оптимальный темп и ритм работы каждому ученику , предупреждает нерабочие паузы на уроке, дифференцированно дает

особенности в нескольких

учащихся, вариантах

задания, организует различной

учитывая индивидуальные самостоятельную работу трудности и осуществляет

непрерывны й контрол ь (в

сочетании с самоконтролем ученика).

Активизация познавательной деятельности учащихся способствует

улучшению «технологии» урока, при которой создается необходимый эмоциональный настрой , ситуация ожидания, любопьrгств удивления, отчетливая для учащихся целенаправленность. Необходим также оптимально э ффективный психологический режим, при котором ученики трудятся с большим . интересом и старанием, так как учитель д ержит их всех в по л е зрения , своевременно приходит на помощь нуждающимся , всемерно поощряет старания детей, умело

1 .

п о д бирает посильны е познав а т ельны е задачи и постепенно усложняет их . Н а уроке цар и т атмосфер а дружелюбия,

( 1111 ]

- достигаетс я теснейший контак т между

добро желательности , у ч ителе м и учеником.

Многие учителя добиваются развития познавательной активности уч ащихся системой индивидуальных заданий, применяемых на ур оках и в домашней работе. У же в начальных классах следует учить р е бят приобретать знания самостоятельно. Именно в начальной школе должна проводиться работа по родному языку, направленная н а развитие и поддержание познавательных интересов, наблюда тельности и самостоятельности ребенка, его активности.

П роблемное обучение на уроках - одно из важных средств развития учащихся.

Основной проблемой обучения является активный познавательный поиск учащихся при усвоении и применении знаний, чт о призвано способствовать их мыслительной деятельности,

самос тоятельности.Исходным пунктом такого поиска становится

11

предлож енная учителем учебная или познавательная задача. На пример, в 1-ом классе можно поставить такие проблемные вопросы на уро ках: Почему все говорят «У Махача золотые руки?»( авар калам lкл. «Кверал меседил вас»); Как весна. украшает природу? (авар калам lкл. Ц.Гамзат «Весна»).

Например, для проверки правописаний согласных пр идумала такую шуточную загадку :

Гъ ас !t ца ( цlа) буго Хьаги н иб бакl (бакь) буго

С в ерун лъугьун кlодо, гlодилей йиго, Д у н r l адаллъун йиго , бецлъунги йиго, Цl аг и бакьги цоцал ъ рекъун

Къва т l ир е лъуту н руго!

И тогда я ставлю проблемный вопрос:

- Что случилось у бабушки? Чем мы можем ей помочь?

бук в я

i'

1

1

1

1

11

11

1

Дифференцированно е обучение.

Ус в оение учениками учебного

материала процесс

инди в иду альный. Одним детям все даетс · я легко , другим - труднее. Н о в о с принять материал, усвоить программу должны все. Поэтому г ла вная задача учителя - помочь учащимся включиться в учебную деятел ь ност ь , организовать учебный процес с так, чтоб ы каждый уче ник бьш занят посильной для него работой. В этом случае помо жет дифференцированный подход к учащимся.

Д ифференцированноезадание можно давать на тобьrх этапах у р о ка при первоначальном и повторном чтении во время анализа п роч и т анного, при проверке домашних заданий. В 4-ом классе

11

1

1

i

и зуча е т ся т ема « Урок вежливости » (Адабющьул даре) с тихо т в орение Гамзата Цадасы. На уроке проверив, знают ли дети ч то тако е адаб (почитание). Я провожу беседу о том, какое уважение

1

мо ж но оказать ближним. После этого я читаю стихотворение Г.Цад а с ы « Урок вежливости» и провожу беседу о прочитанном. Д алее задания распределяются по группам (в первую группу

1 1

в ьще ляютя более сильные уч-ся, во второю более слабые уч-ся).

П е р вая группа: ! .Самостоятельно прочита1;ь стихотворение по книге. 2.Аккуратно подчеркнуть слова, значение которьrх дети не зн ают . 3 . Подготовиться к выразительному чтению стихотворения вс лух .

Вт орая группа: 1. Чтение вслух и разбор каждого четверостишия. 2 .Объя с нение непонятньrх слов: с гостями - гьалбадерилъ; бедняк - м искин , пакъир; беспомощный - язихъав; нуждающемуся . -

11

!

1'

1

i

хl ажата се ; обездоленные - квачакъал; слабые - загlипал ; старики - ха раб и . После того, как ученики первой группы закончили с амо с то ятельную работу , им предлагается выразительно прочитать

ст ихотво рение и включиться пр оводи ться со всем классом , ( п о ч ита н ие ) .

в словарну ю работу, которая уточняется значение слова « адаб »

1

i

!O!!!!_ ii!!ii!i!![i] !!!!!!!!i!!!!!!!i!!!!!!! ! i !!!!!!!!!!!!!!!

!!!!!!!!i!!!!!!ii

!!!!!!ii!!!!!!ii !!!!!!!!i !!!!!!!! !!!!!!!!!!!!!!! !!!!!!! !!!!!!!! !!!!!!!

_L

1

t

lt

' .

Любая форма познавательной деятельности

ученика при способствует

организации

педагогическ и целесообразно й ее

формированию познавательного интереса. В первую очередь этому содействуют разнообразные самостоятельные работы, которые являются главной магистралью развивающегося обучения, развитие познавательных сил, способностей и интересов школьников. Очень важно, чтобы весь строй предлагаемых ученику самостоятельных работ опирался на активные познавательные процессы, развивал бы их активное восприятие.

Коллективная работа .

Коллективная работа ориентирована на средних учеников, ибо, когда учитель делает упор на более слабых учащихся, снижается интерес сильных детей к учению. Если опираться на сильных учеников, то слабые не усвоят материал. Может случиться, что и при упоре только на средних учеников, сильные и слабые не будут развиваться в должной мере. Однако правильно организованная коллективная работа помогает учителю вести учет пробелов в знании учащихся.

Так, работая над правописанием удвоенных согласных в словах, я прошу поднять карточку с буквой, которую необходимо писать в данном случае, и все ученики по сигналу учителя поднимают карточки. Такой прием способствует активизации мыслительной деятельности . По этим карточкам можно легко учитывать знают ли ученики словарные слова , и взять на заметку тех , ответы которых были неверными. Например при прохождении темы : К, кк; KI, к1кl , я предложила учащимся приготовить карточки с этими буквами.

Работа с карточками проходила так: я говорю слово ккал (плесень), ученики поднимают карточки с удвоенными согласными кк, я говорю слово кlкlал (овраг) ученики поднимают карточки с удвоенными согласными кlкI. Затем эти слова записываются под

диктовку.

e! - !! - - ! - !!!!!lii - !!! - !!! -

1

1 _ ·

1

1

J :

х Чиясул жинс Цiва Ессарухъан Ч l ужу я лъул Халича жинс Гьоркьохъеб жинс Эмен Даци Вехь - ! " width="640"

Индивидуально - групповое занятие.

Можно дать задания по вариантам. Для этог о я раздаю карточки с пропущенными буквами. Это очень э ффективный способ для словарной работы. Например:

1 вариант

Къ ©д

Чв © х и Цiв ©

2 вариант

Гъв©тI М© хх

Сс©н

Дети записывают пропущенные буквы. А самые слабые ученики в это время списывают эти же слова и подчеркивают гласные.

Занимательност ь - один и з эффективных приемов обучения.

Ди д актическиеигры и занимательные упражнения облегчают ученикам преодоление трудностей в работе, делают урок интересным. lllиpoкoe применение на уроках схем , карточек, перфокарт, игр помогает активизировать мьШiление учащихся. Например: работая с перфокартами при изучении « Родимен существительны х

Чиясул жинс

Цiва

Ессарухъан

Ч l ужу я лъул

Халича

жинс

Гьоркьохъеб жинс

Эмен

Даци

Вехь

- !

1 ; !1D m '

'- - - - - - ····- 1

На перфокарте сразу можно увидеть, как он усвоил род имен существительных.

[Jри прохождении темы « Различия имен сущес'fвительных цо

вопросам » я построила урок в таком порядке: 1.Открываю слова, записанные на доске. 2.Затем открываю предметные рисунки, и пре длогаю поставить к слову вопрос- кто? (Щив?Щий?) или что? (Щиб?) и показать предмет, который назван этим словом:

Бацl, охцер, яс, машина, гьветl, хlелеко, релъи, квач, божилъи: Волк, огурец, девочка, машина, дерево, петух, смех, холод, доверие.

Для слов: смех, холод, доверие нет соответствующих рисунков.

Так учащиеся сталкиваются с тем что не все слова обозначают конкретные предметы , хотя и отвечают на вопрос - что ?(Щиб?).

На основе проведенных наблюдений делается обобщение: слова которые отвечают на вопрос кто? или что? (Щив? Щий? яги Щиб?)­ это название предметов.

Творческая работа на уроках.

Одним из существенных признаков и направлений активизации учебной де ятельности является творческая переработка получаемой информации. В этом отношении хорошо себя зарекомендовали разнообразные ви ды творческих диктантов . Творческие диктанты дают учителю возможность, во первых, определить на сколько учащиеся могут самостоятельно применять полученные теоретические знания в практической деятельности , при этом важно научить их сравнивать изучаемые предметы или явления, объяснять изучаемые факты на основе установления объективных связей и отношений. Обобщать творческий материал. И во вторых , усваивать родную речь практически, в разговоре и письме. Например , при прохождении темы «Глагол» в 4-ом классе дети под диктовку учителя пишут на доске следующие слова: - ахикь, школалда, хуриб.

L

-

Учащиеся устно поставили вопрос к этим словам: - Что делает? (Щиб гьабулеб?). Затем я предложила учащимся с каждым из этих слов придумать предложения и лучшие из них написать на доске и в тетрадь:

В саду растут яблоки и груши. Ахикь бижула гlеч ва гении.

В школе дети учатся.

Школалда лъимал цlалдола. Хуриб ламадур бижула.

Учащиеся самостоятельно подчеркивают слова отвечающие на вопрос Щиб гьабулеб?

А также я провожу сочинения и изложения по картинкам.

Творческие работы должны быть элементом каждого урока при закреплении знаний и формирования умений и навыков при

повторении. Степень трудности каждого упражнения творческого характера зависит от цели и этапа урока. Учитель должен заранее

определить на каком этапе урока он применит ту или иную работу и подготовит учащихся к ее выполнению.

В 3-ем классе учащиеся упражняются в самостоятельном составлении маленьких связных текстов со словами - синонимами.

Развитию речи учащихся способствуют следующие виды творческих работ:

  • Сочинения - описание вида из окна класса с использованием синонимов блестеть, сиять (паркъезе, кенчеlезе).
  • Описание какого - нибудь домашнего животного .
  • Очень любят дети писать маленькие сочинения в несколько предложений по данному началу или концу.

Систематическая тренировка приводит к тому что все ученики справляются с этой работой и развивается мыслительная и устная речь.

Формирование духовных ценностей у учащихся.

Современны й урок родного языка, не може т считаться эффективным , если учитель не

уделяет внимание воспитанию

учащихся на Дагестанских народных традициях. Традиционные праздники на протяжении многих веков являлись школой воспитания подрастающего поколения . К этим праздникам относят такие, как

«Праздник первой борозды», «День чабана», «Праздник урожая».

Главная черта и особенность всех традиционных праздников - это любовь к природе, к земле , к его богатствам, от которых всецело зависел горец в прошлом, когда он бьш, слаб в борьбе со стихией: не было у него ни знания, ни техники. Вместе с тем подготовка и ход этих праздников явились школой воспитания дл я горцев и формирования у них лучших качеств характера: доброты, вежливости, любви к красоте, уважения к старшим, трудолюбия, дружбы и гостеприимства. Современной дагестанской школе необходимо выступить инициатором восстановления лучших традиций прошлого. Многое здесь зависит от учителя и школы.

В любом классе можно провести беседу на тему: «П раз дник первой борозды».

План беседы:

  • Слышали ли вы о таком празднике?
  • Когда и где он проводится?
  • Почему носит такое название?
  • Как вы считаете, с каких пор его начали проводить?
  • Почему люди начали праздновать начало сева?
  • Как к нему готовились?
  • Какие старинные обычаи использовались на празднике?
  • Какие проходили спортивные состязания?
  • Что вам больше всего понравилось на празднике? 1О. Рассказ учителя о празднике первой борозды:

1

а) История этого праздника.

б) Время и районы проведения. в) Чему учит нас этот праз д ник?

г) Ка к в ваше м селе ег о проводя т ?

11.Выводы.

Этот праздник имел широкое распространение в районах с аварским и даргинским населением. Рассказ учителя должен вызвать большой интерес у учащихся. Детей особенно обрадуют: старинный способ вспашки земли на быках, форма проведения спортивных состязаний, выступлений участников художественной самодеятельности. Учитель должен выделить в своем рассказе то, что в давние времена люди связывали мечту о богатом урожае с таинственными силами природы, чувствуя свою слабость в борьбе со стихией. В наше же время получение хороших урожаев зависит от труда самих людей, у которых на службе находятся не только удобрения и вода, но богатая техника. В современном «Празднике первой борозды» подводятся итоги прошлого года и намечаются задачи на новый сельскохозяйственный год, совершается чествование передовиков. Первую борозду проводит лучший механизатор-тракторист, выступают участники художественной самодеятельности села, а в школах ярко и подготовлено проходят спортивные состязания.

В конце беседы учащихся подводят к выводу о том, что у нашего народа очень много традиционных праздников и обычаев.