МБОУ Воротынская средняя школа Пути формирования двигательных навыков учащихся на уроке физической культуры.
Учитель физкультуры
Лизунков В.С.
Спорт – это, очень разнообразный и полезный вид деятельности. Он является одним из лучших способов выражения способностей человека.
Двигательное умение – это, такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов.
Двигательные действия - это способ осуществления активной двигательной деятельности; они выступают как средство изменения пространственно - предметных ситуаций и отношений.
Двигательный навык – это, оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.
СТРУКТУРЫ И ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ
- 1-й этап - начальное разучивание двигательного действия;
- 2-й этап - углубленное разучивание;
- 3-й этап - закрепление и совершенствование двигательного действия.
На первом этапе (начальное разучивание движения)
- ставятся задачи по ознакомлению ученика с новыми двигательными действиями; созданию у него целостного представления о движении, выполнение его. Осуществлению этих задач способствует воздействие на основные анализаторные системы -- зрительную, слуховую, двигательную; активизация сознания ребенка, создание у него представления о целостном двигательном акте.
- Исходя из поставленных задач, педагог пользуется методикой начального разучивания, которая включает:
- а) показ педагогом образца движения;
- б) его детальный показ, сопровождаемый словом;
- с) выполнение показываемого движения самим ребенком.
На втором этапе (углубленное разучивание движений)
- уточняется правильность выполнения ребенком деталей техники разучиваемого упражнения, исправляются ошибки. Зная механизм образования условных рефлексов, воспитатель восстанавливает в сознании и мышечном ощущении ребенка последовательность элементов движения и конкретность ощущений от выполняемого действия.
- На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств.
- Применяются упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого двигательного действия.
- Эффективность использования различных упражнений (подготовительные, подводящие, имитационные) достигается при четком соблюдении следующих моментов:
- а) цели и задачи упражнения;
- б) структурная взаимосвязь с основными двигательными действиями;
- в) дозирование упражнений;
- г) контроль и самоконтроль выполнения.
На третьем этапе (закрепление и совершенствование двигательного действия)
- при повторении движений постепенно развивается дифференцированное торможение. Все лишние движения затормаживаются, исчезают, соответствующие показу движения закрепляются словом педагога.
- В зависимости от особенностей и сложности изучаемой техники действия, физической подготовленности занимающихся двигательное действие разучивается по частям или в целом. На этом этапе разучивания действия широко применяют подводящие упражнения в условиях, облегчающих выполнение движений. Как правило, обучение начинается с ведущего звена техники. Если же ведущее звено существенно зависит от подготовительных фаз, то вначале разучиваются эти фазы. В отдельных случаях изучение техники действия начинается с завершающих фаз, если необходимо предупредить травмирование.
Освоение действия может протекать без ошибок и с появлением ошибок. На этапе начального разучивания наиболее типичны (т.е. имеющие массовый характер) следующие двигательные ошибки:
- а) лишние, ненужные движения;
- б) искажение движения по амплитуде и направлению;
- в) нарушение ритма двигательного действия;
- г) закрепощенность движения.
Причинами ошибок могут быть: недостаточно ясное представление о двигательной задаче; неправильное выполнение предыдущих действий; слабое развитие координационных способностей, точности и других двигательных качеств; влияние конкурирующих навыков, боязнь, невнимательность, неуверенность, повышенная возбудимость занимающихся, состояние утомления и др.
Основной путь исправления ошибок: необходимо указать на ошибку, показать правильное исполнение и предоставить ученику дополнительные попытки овладеть правильным способом выполнения. Если это не дало результата, следует вернуться к подводящим упражнениям, использовать коррегирующие (в частности, контрастные) задания.
Продолжительность этапа начального разучивания двигательного действия зависит от :
- 1) степени сложности техники изучаемого действия;
- 2) уровня подготовленности занимающихся;
- 3) их индивидуальных особенностей;
- 4) возможности использовать положительный эффект переноса навыков.
Вывод
- Основываясь на закономерностях формирования двигательных навыков в теории и методике физического воспитания, педагог решает практические задачи обучения. Каждой стадии навыка соответствует определенный этап обучения:
- 1-й этап - начальное разучивание двигательного действия; В своей работе на начальном этапе используем игровой метод, больше в свою работу включаем подвижных игр, эстафеты и игровые упражнения.
- 2-й этап - углубленное разучивание; обучаем теоретическим знаниям (используем учебники по физической культуре, тесты, составляем кроссворды, личный показ учителя или лучших по успеваемости учащихся, ведение тетради «Личные рекорды»)
- 3-й этап - закрепление и совершенствование двигательного действия. Этот этап для учащихся средней и старшей школы. Активно принимаем участие в школьных спортивных состязаниях и спортивных соревнованиях района, городских соревнованиях, активно участвуем в Всероссийском комплекс сдачи ГТО.
Обучение в процессе физического воспитания обеспечивает одну из его сторон - физическое образование, под которым понимается "системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.
При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык.
Формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка.
Физическая культура направленна на формирования у человека двигательных умений и навыков. Развитие двигательных качеств человека –вид культуры человека и общества, физической готовности людей к жизни, прогресс и результат, а также формировании организованности, настойчивости, способности преодолевать трудности.