СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Пути формирования правильного, беглого, выразительного чтения и связной речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

                 Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный  комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер,  используемый учениками при  изучении всех  учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.

Просмотр содержимого документа
««Пути формирования правильного, беглого, выразительного чтения и связной речи»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»

МЫТИЩИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН





РАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС В ШКОЛЕ»





«Экологическое воспитание младших школьников в рамах внеурочной деятельности»







Падалко Елена Ивановна

учитель начальных классов

1 квалификационной категории



Может быть, дети ещё не могут

осмыслить природу

как всенародное достояние,

пусть они понимают её как сучок,

на котором находится гнездо,

где живём мы, птенцы природы».

Сухомлинский Василий Александрович

(1918-1970), педагог.


На мой взгляд, слова российского писателя Валентина Григорьевича Распутина сказанные на заре 19 века сегодня получили особое значение в наши дни - «Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии. Оно характеризует собой одно и то же понятие вселенской беды, никогда прежде не существовавшей перед человечеством».

Именно эти слова заставили меня задуматься и принять решение что-то изменить, пусть маленькую толику, но и она будет очень значимой в огромном океане экологических проблем. Начиная свою педагогическую деятельность, я старалась больше обращать внимание на проблемы экологии, не только на уроках окружающего мира, внеклассной работе и в группе продленного дня, но и в повседневных беседах. Это были лишь первые попытки привить любовь к природе, показать необходимость ее сохранения.

В настоящее время экологическое образование и воспитание в начальной школе становится всё более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Экологическое воспитание –  актуальная проблема.

Дети восприимчивы к добру, они очень любознательны. И в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Младший школьный возраст – этап формирования этих основ.

Сегодня у нас, у учителей начальных классов есть прекрасная возможность реализовать полноценное экологическое воспитание, используя инновационное оборудование и работу в кружках внеурочной деятельности.
Работа по экологическому воспитанию учащихся младших классов во внеурочной деятельности предполагает решение ряда задач:

- расширение экологических знаний;

- повышение экологической культуры;

- развитие потребностей гармоничного общения с природой;

- обогащение кругозора детей;

- развитие наблюдения, внимания, памяти, мышления;

- развитие чувства сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира;

- привитие бережного отношения и любви к природе.

Начиная с 1 класса, мы с детьми с удовольствием занимались в клубе «Юный эколог».

Работа клуба была построена по трем основным направлениям:

1. Пропаганда экологических знаний.

2. Борьба за чистоту окружающей среды.

3. Исследовательская деятельность.

Рассмотрим более подробно каждое из направлений.

Пропаганда экологических знаний — это одно из самых важных и доступных для ребят направлений. Именно так они изучают сами и знакомят других с проблемами состояния окружающей среды, как нашего посёлка, так и мира в целом. Перед вами представлены следующие формы и методы работы, входящие в первое направление:

  • классные часы,

  • театрализованные представления,

  • конкурсы рисунков,

  • плакатов, газет,

  • выступления перед учащимися и родителями.

Разработаны и проведены классные часы:

«Сбережём наши водоёмы», «Лес в жизни человека», «Охрана воздуха», «Береги свой край родной!».

С особым увлечением ребята готовили небольшие театральные постановки к придуманным экологическим сказкам: «Сказка о лесе и Айболите», «Сказка ложь, да в ней намёк - экологии урок», «Сказка о горном воздухе», «Экологическая сказка про воздух».

Ко Дню Земли — 22 апреля, мы регулярно участвуем в конкурсах, проводимых в школе, на лучший рисунок, плакат, газету.

Вторым направлением является борьба за чистоту окружающей среды, в этом направлении ребята уже практически стараются помочь нашему поселку быть красивым и чистым.

На день птиц ежегодно мы изготавливаем кормушки для птиц и на протяжении всей зимы следим за тем, чтобы там был корм. Нами были созданы экологические плакаты – «Сохраним лес для будущего», «Нашей Клязьме — чистые берега».

Ребята собирали мусор по берегам речки, участвовали в проводимых ежемесячных субботниках «Чистый лес», это стало личным делом всех жителей п. Пироговский.

Использование метода проектов приобщает ученика к постижению истины и способствует подготовке грамотной личности.

В рамках работы клуба «Юный эколог» мною была разработана программа проектно-исследовательской работы в 4 классе.

В начале сентября, на первом занятии клуба, мы выделили с детьми направления основных экологических проблем нашего поселка.

1. Экология воздуха.

2. Экология воды.

3. Экология леса.

Коллектив учащихся был разделен на 3 группы, выбрав направление исследования более близкое каждому из учащихся.

Далее, ребята выбрали название, эмблему и девиз своей группы, составили план проведения исследования и сделали предположения о результате нашей работы. Каждая группа определила основные этапы работы по проекту.

  1. Определить факторы, оказывающие негативное влияние на экологическое состояние природы (свалка, самолеты, строительство).

  2. Выявить степень загрязнения воды, воздуха, почвы и леса.

  3. Составить примерный план мероприятий, способствующий улучшению экологической ситуации в поселке.

  4. Публикация результатов исследований. (выпуск плакатов и стенгазет, выступление перед младшими школьниками, участие в природоохранных мероприятиях, проводимых в поселке и районе).

Работа запланирована на год, но уже сегодня можно сделать некоторые выводы и мне хотелось бы представить вам первые результаты.

1 группа - Загрязнение воздуха.

Для исследования учащиеся предположили, что изучить степень запыленности воздуха в различных местах посёлка можно при помощи опавших листьев. Отправившись на экскурсию, мы определили 4 зоны –

1-зона в лесу,

2-зона – возле реки,

3- зона строительства домов,

4 - зона свалки.

Для этого ребята собрали листья растений и разместили их в разных участках поселка, оставив пробные экземпляры на неделю. Затем собрав их сравнили поверхности.

Результатом исследований стало наблюдение за степенью загрязненности поверхности листа, и результаты были представлены в следующем виде, графически это выглядело вот так:

Таким образом, школьники пришли к выводу:

  1. Наиболее благоприятная обстановка природы в зоне леса и реки, так как степень загрязнённости составила 10 % и 15% соответственно, эта степень может говорить о естественном загрязнении (ветер, осадки, животные и люди);

  2. Особая степень загрязненности выявлена в зонах стройки и свалки 35% и 40%., так как строительный материал, разносимый ветром и транспортом с объектов строек поселка, оседает на ближайших деревьях, почве и растениях, вызывая тем самым загрязнение и гибель некоторых представителей растительного мира. Свалка, которая находится в зоне видимости и досягаемости поселки, разлагаясь поражает своими отходами поверхность почвы и лиственного покрова растений, отравляя их жизнеспособность.

По итогам исследования, учащиеся запланировали следующие мероприятия:

  1. Демонстрация результатов наблюдений, на школьном уровне.

  2. Изготовление плакатов о защите воздуха.

  3. Выпуск экологического календаря – Спасем воздух.

  4. Выступление агитбригады перед младшими школьниками.

2 группа – загрязнение воды.

Для исследования были взяты пробы воды из реки Клязьма, которая протекает в нашем посёлке.

Учащиеся сделали предположение, что вода в реке и вода в кране и очищенная вода отличается друг от друга, по следующим свойствам (прозрачность, запах, чистота).

Опытные образцы, взятые на исследование прошли следующие этапы проверки:

  1. Проверка чистоты и наличие осадков.

  2. Прозрачность воды и запах.

  3. Наличие невидимых растворенных частиц и веществ.(микроскоп)

По итогам проведенных исследований учащиеся пришли к выводу, что наиболее чистая вода оказалась под №1 – из кулера, самой загрязненной вода № 3 – из реки.

На графике видны все показатели.

Рассмотрели воду под микроскопом. Попытались объяснить какие частицы они обнаружили. Объяснили откуда они могли там взяться. В результате чего сделали вывод как грязь и частицы, которые находятся в воде могут повлиять на здоровье учащихся и всех жителей.

По итогам исследования, учащиеся запланировали следующие мероприятия:

  1. Демонстрация результатов наблюдений, на школьном уровне.

  2. Изготовление плакатов о защите воды.

  3. Выпуск экологического календаря – Спасем воду.

  4. Выступление агитбригады перед младшими школьниками.

3 группа - загрязнение леса и его обитателей.

Данная группа выдвинула предположение, что окружающая среда имеет огромное влияние на экологическое состояние леса и его обитателей. Так как жизнедеятельность человека не всегда способствует улучшению благосостояния леса.

Для исследования мы посещали лес расположенный в черте нашего поселка и видели, что сами люди и отдыхающие оставляют мусор, который неблагоприятно сказывается на жизнь леса и лесных жителей.

Учащиеся пришли к выводу, что необходимо устраивать субботники по уборке мусора в лесу.

Привлекать родителей и старшеклассников с призывом о том, что нужно беречь то, что у них есть.

Власти посёлка принимают посильные меры по улучшению экологических условий посёлка. В последнее время у нас в поселке стали проводиться ежемесячные субботники.

По итогам исследования, учащиеся запланировали следующие мероприятия:

  1. Демонстрация результатов наблюдений, на школьном уровне.

  2. Изготовление плакатов о защите леса.

  3. Выпуск экологического календаря – Спасем лес.

  4. Выступление агитбригады перед младшими школьниками.

В результате работы можно указать следующее:

  1. обучающиеся приобщены к научно-исследовательской деятельности;

  2. повысился уровень экологической грамотности учащихся, сами ученики стали активными начинателями многих дел по сохранению природы и чистоты родного посёлка;

  3. проводили простейшие научные исследования, которые ребята научились проводить в стенах школы на занятиях экологического кружка;

  4. данный опыт имеет много преимуществ по сравнению с другими, прежде всего тем, что охватывает очень большой диапазон дел, в которых могут участвовать ученики – экологические акции, научные эксперименты, театрализованные представления, и многое другое, что под силу сегодняшнему молодому поколению с активной жизненной позицией.

В судьбе природы – наша судьба. Это не фраза, не лозунг. Это истина, истина более серьёзная, чем может показаться на первый взгляд. И все мы, живущие на нашей планете, должны постичь эту истину сознанием и сердцем, умом и чувством постичь ради нынешних и будущих поколений. Мы начали разрушать природу, нам и восстанавливать её.

Подведя итоги в данном направлении, это не только развитие экологической грамотности детей, но и совместный труд детей и родителей в общем деле по сохранению будущего нашей страны.

Кромсая лёд, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот,

Но мы еще придем просить прощенья

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька,

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого… пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды.

Всё меньше окружающей природы,

Всё больше окружающей среды…



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!