ПУТИ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Богданова Эльвира Миневарисовна,
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31»
г. Стерлитамак Республика Башкортостан
Цель современной школы - это воспитание творческой, нравственной личности, задача обучения и воспитания — это формирование творческого мышления и нравственного самосознания. «Если ученик в школе, - указывал Л.Н. Толстой, - не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».
Обучение – это многосторонний процесс, а не только воздействие на интеллект ребенка. Это - процесс активного, сознательного и творческого, а не механического усвоения детьми сообщаемых им в школе знаний и навыков. Обучение должно развивать мыслительные способности, интеллект, будить фантазию, воображение. Но не любое обучение способствует творческому развитию.
В своей практике я убедилась, что личностно-ориентированное обучение - специфическая педагогическая деятельность по созданию учащимся оптимальных условий для развития их потенциальных возможностей, духовного начала, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации.
Личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свое восприятие окружающего мира, свой личный опыт. Самое важное – признание самобытности и уникальности ученика.
Основная цель работы педагога – не констатация и не оценка, а выявление уровня реальной обученности ребенка – этому и должны быть подчинены все педагогические усилия, основные формы работы.
На мой взгляд, для большей эффективности процесса обучения необходимо оценивать:
не результат, а процесс и наличие логики размышления ученика (А.Яблоков «Всё, что вы говорите, любое ваше предположение – это этап познания, поэтому оно правомерно»);
не степень приближения к некому среднему уровню, а индивидуальный успех в интеллектуальном развитии (А. Сапковский «Творец создал нас по образу и подобию, но позаботился об индивидуальных свойствах»);
не количество воспроизведенных фактов и информации, а способность к поиску и умение пользоваться эффективными методами познания, способами получения информации (К. Воверанг «Глупец, у которого большая память, исполнен мыслей и фактов, но он не умеет делать выводов, а за этим все дело»; Мишель Монтень «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный»;).
Успехи детей во многом зависят от того, насколько применяемые методы обучения соответствуют их способностям и в какой степени учитываются их индивидуальные особенности восприятия, обработки и усвоения информации при использовании определенных подходов к обучению.
Использование на уроках приемов, способствующих развитию не только логического, но и образного мышления, позволяет вовлечь в активную познавательную деятельность учащихся с разными типами восприятия, и таким образом, способствуя более успешному решению учебных задач.
В своей работе я использую различные приемы организации учебной деятельности. Но к наиболее удачным могу отнести следующие:
Использование и создание дидактических сказок.
С первых уроков, каждый день ребенок делает открытие, только с той разницей, что эти открытия не для человечества, а для данного маленького человека. Очень важно и дальше развивать эту познавательную активность. Поэтому для учащихся младших и средних классов стараюсь предоставить изложение материала в форме сказок, которые пробуждают не только ум, но и чувства.
Сказки позволяют установить контакт с ребенком, создать комфортную соответствующую возрастным особенностям среду, активизировать познавательные и психические процессы, стимулировать детское творчество.
«Из сотен миллионов Посланцев лишь один выполнит предназначение. Их выбросили сюда из другого мира, чтобы они нашли. И они шли – против течения, различая едва уловимые флюиды, исходящие от Цели. Они сильны были и числом, и стремлением.
Цель покоилась в потоке, защищенная от всего, кроме времени и Посланцев. Её идея – дожидаться, а счастье – дождаться.
Они нашли цель. Они пришли и легко прошли защиту. Сейчас они все готовы войти. Но войдет только один. И как только он нарушит целостность тонкой мембраны, другие для нее перестанут существовать. Они шли не зря, но они не достигнут Цели. Первый - всегда один. Кто? Почему именно он? Говорят, это решается на небесах. Ему предначертано обойти всех и сделать бессмысленной жизнь миллионов братьев. Но привести смысл в существование 2-х миров Этого и Того, другого. Благословен Посланец, нашедший, кому отдать…» .
Чтобы полученная информация стала интеллектуальной собственностью ученика, она должна быть не только переосмыслена, но и прочувствована. Поэтому целесообразно не только предлагать сказки для обсуждения, но и вовлекать ребят в их создание. Написание сказок позволяет максимально активизировать познавательную деятельность учащихся. Это не только интересное, увлекательное литературное творчество, но и действенное средство познания природы, развития мышления и воспитания чувств. Такая работа дает ребенку возможность показать свое оригинальное нестандартное видение учебного материла.
«Случилось это давным-давно на дне морском. Подружились Актиния и Рак-отшельник.
Как-то раз Актинии захотелось отправиться в те прекрасные места, о которых длинными морскими вечерами рассказывал Рак. Актиния никогда не видела этих красот. Не могла она двигаться. Раку так захотелось порадовать свою подругу, но не знал, как это сделать. И вот решение было найдено.
- Моя дорогая Актиния, забирайся ко мне на раковину, и я тебе повезу,- сказал Рак.
Отправились они в путь. По пути Актиния добывала пищу и делилась со своим другом. Такой еды Рак не ел. К тому же он заметил, что и враги обходят их стороной. Двигаясь к месту назначения, они шутили, смеялись…
И вот путешествие завершилось. Им не хотелось расставаться, ведь вместе было веселее, безопаснее…
С тех пор и решили они никогда не расставаться, и всегда быть вместе».
2) Рисунок как средство активизации интеллектуальных возможностей учащихся
В 5-7 классах хорошие результаты дает использование на уроках рисунка. Во-первых, это обусловлено психофизиологическими особенностями данного возраста. Во-вторых, восприятие предмета в процессе рисования состоит из ряда целенаправленных зрительных суждений, и каждое суждение – звено в логической цепи, направленной на постижение предмета.
Возможности использования рисунка на уроке многочисленны и разнообразны, он:
организует внимательность и наблюдательность;
способствует проявлению положительных эмоций;
развивает мелкие мышцы рук;
стимулирует познавательную деятельность.
Таким образом, используя разнообразные подходы, формы и методы обучения, учитель имеет возможность развивать индивидуальные особенности учеников, стимулировать их познавательную активность, и, в конечном итоге, повышать результативность обучения.
«Если у художника есть краски, у музыканта – звуки, у писателя – слова, у актера – жест, взгляд, мимика, голос, то у учителя есть все эти средства. Нужно только уметь ими пользоваться». (Е.А.Волкова)
Литература.
Галято В.Г. Мои методические находки. // Приложение к газете 1 сентября. Биология.- 2006, № 19.
Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся [Текст] / С.С.Мирзоев // Биология в школе . -2007. - №6. – С. 32-34.
Степанова Е.Н. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности. - М.: ТЦ Сфера, 2003, 128с.
Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. (Юбилейное изд.).- М., Гослииздат, 1928-1958.- Т.8.
Интернет-ресурсы
http://festival.1september.ru/