Пути обеспечения успешной адаптации первоклассников
МБОУ «Староузеевская СОШ»
Питимирова Роза Кузьминична
Не дети должны быть подготовлены к школе,
а школа должна быть готова учить, развивать и любить самых разных детей, принимать и понимать их такими, какие они есть, и помогать их личностному росту.
Цукерман Г.А
Школьная адаптация – это приспособление ребенка к условиям и требованиям школы, которые для него являются новыми по сравнению с условиями детского сада и семьи в дошкольном детстве.
Цель адаптационного периода: создать психолого – педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Задачи адаптационного периода :
— помочь ребенку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник — не школьник);
— ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии;
— научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);
— подготовить родителей к новой роли — родителя школьника.
Но зачастую малыш быстро понимает, что учеба – это тяжелый труд , и не всегда он приносит радость. И тут желание ребенка гаснет, а иногда и пропадает совсем. А как важно интерес к школе , с которым приходят дети в первый класс, разжечь в неугасимый огонь познания .
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
1.Сохранение физического, психического и социального здоровья детей.
2. Установление контактов с учащимися и учителями.
3. Формирование адекватного поведения.
4. Овладение навыками учебной деятельности.
Организация школьной жизни первоклассника .
1) Проведение утренней гимнастики
2) Соблюдение режима проветривания классной комнаты
3) Привитие гигиенических норм поведения
4) Релаксация (прослушивание спокойных музыкальных произведений, хоровое пение детских и фольклорных песен)
5) Рефлексия ( формирование самооценки ребенка )
6) Выстраивание позитивных взаимоотношений (похвала, ориентируем на успех)
7) Улыбка учителя и его доброжелательное отношение
8) Организация подвижных игр на перемене
9) Систематическое проведение физминуток
10) Смена деятельности на уроке
А когда учиться интересно, тогда легко учиться, хочется учиться, радостно учиться. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, а главное – вера в свои силы.