Пути повышения качества знаний по математике через использование технологии проблемного обучения
Знание – это сундук с сокровищами,
а ключом к нему является практика.
Томас Фуллер.
Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться,
развить собственные идеи.
Г. Песталоцци
Обеспечение высокого уровня качества образования в школе всегда было важным вопросом. Но поскольку образование постоянно эволюционирует, возникает необходимость регулярного переосмысления ценностей и целей с учетом новых реалий.
Качество образования оценивается по тому, насколько востребованы знания в конкретных условиях и областях применения для достижения определенной цели и повышения качества жизни выпускника.
Чтобы улучшить качество образования в школе, необходимо проводить работу по созданию развивающей среды в классе.
Задача учителя заключается в формировании такой среды, которая будет стимулировать интерес и развитие учеников.
Внедрение федеральных основных образовательных программ актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей образования, обозначило задачу поиска новых технологий достижения требуемых достижений, создания условий для всестороннего развития учащихся, формирования их готовности к самостоятельной деятельности.
Новые стандарты образования требуют, чтобы учителя проводили занятия в интересной форме, и это может быть достигнуто с помощью применения современных методов обучения, которые создаются преподавателями, например, путем создания проблемных заданий , кроссвордов, учебно-познавательных задач, практических заданий, презентаций и проектов.
Современная система образования не стоит на месте: меняется подход к обучению, появляются новые требования к планируемым результатам. Но главной особенностью сегодняшнего образования является формирование самостоятельной деятельности учащихся: знания учителем не даются в готовом виде, учитель становится организатором процесса получения знаний.
Средством достижения максимального результата при таком построении урока являются современные технологии в образовании. На уроках математики наиболее действенной является технология проблемного обучения.
Под технологией проблемного обучения понимают такую организацию учебных занятий, в ходе которой учителем создаётся проблемная ситуация, в результате чего учащийся овладевает знаниями, навыками, умениями.
Создав проблемную ситуацию и направив обучающихся на путь её разрешения, учитель сознательно вовлекает класс в один из этих процессов мышления, то есть ставит перед необходимостью сравнивать, обобщать, анализировать явления, синтезировать факты.
Обучающимся предоставляется площадка для творческих мышлений и неординарных подходов к решению возникшей проблемы
Цели проблемного обучения:
- развитие познавательной активности и раскрытие способностей учащихся, развитие творческих умений;
- освоение учащимися знаний и умений, приобретенных в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем
- воспитание творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
На уроках математики применение технологии проблемного обучения обеспечивает усвоение важнейших идей современной математики, овладение системой основных научных понятий, умение ориентироваться в научно-технической литературе, самостоятельность поиска нужных сведений, активизацию творческих способностей.
Поэтому комбинация различных типов проблемных ситуаций обеспечивает формирование мыслительных способностей обучающихся и многогранное развитие в области математической науки. А значит, способствует формированию функциональной грамотности учащихся.
Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
В определении математической грамотности особое внимание уделяется использованию математики для решения практических задач в различных контекстах.
53, 625? В основном, ответ учащихся «неверно». Но данное неравенство справедливо. Отсюда, появляется вопрос: «Почему число, состоящее из большего числа разрядов, меньше числа, состоящего из меньшего числа разрядов?». " width="640"
Проблемная ситуация
Верно ли приведено сравнение 53,7 53, 625?
В основном, ответ учащихся «неверно».
Но данное неравенство справедливо. Отсюда, появляется вопрос: «Почему число, состоящее из большего числа разрядов, меньше числа, состоящего из меньшего числа разрядов?».
Пример задания.
Мама отправила в 10 часов утра Мишу и бабушку Раю за покупками в магазин. Это был день недели -среда. Мама знала, что в среду в некоторых магазинах действуют скидки. Она дала им с собой 400 руб. и список необходимых покупок: батон, буханку черного хлеба, пакет кефира, пачку пельменей, упаковку сосисок, пряники. Поблизости находились магазины, со следующими ценами на интересующий товар. Как вы думаете, в каком магазине Миша и бабушка Рая сделают выгодную покупку?
№ Название магазинов «Пятёрочка»
+5% скидка «Магнит» + 10 % «Победа»0 %
1 Батон 30 рублей 33 рублей 27 рублей
2 Буханка черного хлеба 27 рублей 28 рублей 30 рублей
3 Пакт кефира 33 рубля 39 рублей 29 рублей
4 Пачка пельменей 130 рублей 127 рублей 132 рубля
5 Упаковка сосисок 283 рублей 275 рублей 26 рублей
6 Пряники 56 рублей 59 рублей 45 рублей
Предлагая школьникам задачи, связанные с функциональной грамотностью, нужно ориентироваться на возраст учащихся. Ученик может не понимать, зачем ему учить формулы и когда пригодится диагональ прямоугольника
Для формирования математической грамотности и овладении метапредметными умениями необходимо рассматривать задания, представленные в форме, отличной от заданий, предлагаемых в учебнике, работать с информацией, представленной в различных формах (текстовой, табличной, графической), переходить от одной формы к другой, использовать дополнительную информацию, которая не содержится в условии задачи.
Пример задания.
В квартире планируется установить стиральную машину. Характеристики стиральных машин, условия подключения и доставки приведены в таблице. Планируется купить стиральную машину с вертикальной загрузкой, не превосходящую 85 см по высоте.
Модель Вместимость барабана (кг) Тип загрузки Стоимость (руб.) Стоимость подключения (руб.) Стоимость доставки (% от стоимости машины) Габариты (высота х ширина х глубина, см)
А 7 верт. 28 000 1700 бесплатно 85 х 60 х 45
Б 5 фронт. 24 000 4500 10 85 х 60 х 40
В 5 фронт. 25 000 5000 10 85 х 60 х 40
Г 6,5 фронт. 24 000 4500 10 85 х 60 х 44
д 6 фронт. 28 000 1700 бесплатно 85 х 60 х 45
Е 6 верт. 27 600 2300 бесплатно 89 х 60 х 40
Ж 6 верт. 27 585 1900 10 89 х 60 х 40
З 6 фронт. 20 000 6300 15 85 х 60 х 42
и 5 фронт. 27 000 1800 бесплатно 85 х 60 х 40
к 5 верт. 27 000 1800 бесплатно 85 х 60 х 40
Сколько рублей будет стоить наиболее дешёвый подходящий вариант вместе с подключением и доставкой?
Мама купила 6 чашек по цене 150р и чайник за 300р. Через неделю магазин повысил цену чашки на 10%, а цену чайника снизил на 15 %. Увеличилась или уменьшилась при этом стоимость маминой покупки и на сколько?
Определите, сколько необходимо закупить пленки для гидроизоляции садовой дорожки, изображенной на рисунке, если её ширина везде одинакова.
Что выгоднее: 2 пиццы по 30 см или одна 45 см?
Абонент хочет приобрести новый смартфон. В трёх салонах сотовой связи этот смартфон продаётся в кредит (сначала делается первоначальный взнос, а потом ежемесячно в течение всего срока кредита вносятся платежи) на разных условиях. Условия приведены в таблице.
Определите, в каком из салонов покупка обойдётся дешевле всего (с учётом переплаты). В ответ запишите эту сумму в рублях.
Салон
А
Стоимость смартфона (руб.)
Б
Первоначальный взнос (в % от стоимости)
18 000
В
17 500
Срок кредита (мес.)
20
17 600
6
30
Ежемесячныйплатёж (руб.)
12
2650
25
1200
12
1300
Задания, имеющее практическое значение, вызывают наибольший интерес у детей, готовят их к итоговой аттестации по математике, содействуют развитию способностей творчески мыслить, находить нестандартные решения, использовать информационно-коммуникативные технологии и применять в своей профессиональной деятельности на протяжении всей жизни.