ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ РОДНОГО (РУССКОГО) ЯЗЫКА И РОДНОЙ (РУССКОЙ) ЛИТЕРАТУРЫ
Из выступления В.В.Путина на заседании
Совета при Правительстве РФ
по межнациональным отношениям
«Внимание к русскому языку – это, казалось бы, естественная вещь,
но создаётся впечатление, что мы недооцениваем значение этого явления
для страны, для государства. Считается, что это такая же данность,
как воздух, и она сама по себе будет развиваться. Фундаментальной
основой единства страны, безусловно, является русский язык, именно он
формирует общее гражданское, культурное, образовательное пространство.
И знать его, причём на высоком уровне, должен каждый гражданин России».
19.02.2013 г.
ПОВЫШЕННОЕ ВНИМАНИЕ
К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ
Содержание предмета «Русский родной язык» опирается на содержание основного курса, но не дублирует его и имеет практико-ориентированный характер.
1 блок: «Язык и культура»
Язык и история.
Язык и материальная и духовная культура русского народа.
ЗНАНИЕ ИСТОРИИ
РУССКОГО ЯЗЫКА
РАЗВИТИЕ
ЯЗЫКОВОЙ ИНТУИЦИИ
2 блок: «Культура речи»
Формирование правильного отношения к использованию
родного языка во всех сферах жизни.
3 блок: «Речь. Речевая деятельность»
Совершенствование речевой деятельности, установление
взаимосвязей, развитие базовых умений.
ОСОЗНАННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКА
В КОНКРЕТНЫХ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЯХ
Общение, выражение мыслей
Межличностное и социальное взаимодействие
Формирование сознания, самосознания и мировоззрения личности
Важное средство хранения и передачи информации, культурных традиций и истории
Ориентир на практическое применение полученных знаний
ПРАКТИКО-ОР ИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД
Изучение русского родного языка – не углублённое изучение,
а сопровождение и поддержка основного курса русского языка,
обязательного для изучения во всех школах РФ.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Воспитание патриотизма
Осознание собственного национального своеобразия
Культура межнационального общения
Совершенствование коммуникативных умений
Культура речи
Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
Работа с информацией (поиск, извлечение, переработка)
Развитие проектного и исследовательского мышления
СПЕЦИФИКА
Дополнительный курс
От русского разговорного к свободному владению
русским литературным языком
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Методические рекомендации:
– тщательная подготовка к уроку, предусматривающая четкую постановку образовательных целей с учетом уровня знаний и умений обучающихся, перечня педагогических методов и приемов, допустимых к применению;
– определение оптимального уровня интенсивности дидактической нагрузки (при подборе заданий важно отдавать предпочтение тем, которые требуют активной интеллектуальной активности и соответствуют принципам развивающего обучения);
– обеспечение воспитательного и эмоционального характера уроков. На каждом занятии ребенок должен узнавать что-то новое, удовлетворять природную любознательность;
– использование различных приемов обучения, соответствующих образовательным реалиям;
– создание условий для речевой активности каждого школьника;
– сочетание коллективного обучения с индивидуальным подходом.
Одним из путей повышения мотивации к изучению родного (русского) языка и родной (русской) литературы является использование методов, которые формировали бы активную и самостоятельную позицию учащихся в учении и были направлены на развитие познавательной активности:
- словесные;
- наглядные и практические методы;
- репродуктивные и поисковые методы;
- методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.
Создание мотивационной среды на уроках родного (русского) языка и родной (русской) литературы, развитие познавательной активности через проектную и исследовательскую деятельность учащихся осуществляется и в учебной, и во внеурочной деятельности, предполагает работу по использованию ИКТ, способствует самореализации школьников и их социализации. Учение только тогда станет для ребят привлекательным, когда они сами будут учиться проектировать, конструировать, исследовать, открывать.
Технология коллективных средств обучения.
Основной принцип данной технологии – принцип сотрудничества.
Доступная проблема проекта, находящаяся в области познавательных интересов ребёнка,
сделает работу осознанной и привлекательной.
Что выбрать для проекта?
КСО
Тема: «Язык и речь. Традиции русского речевого общения»
2 группа. Правила дворянского этикета
Приём театрализации
1 группа «Юности честное зерцало»
3 группа. Ф.М. Достоевский «Белые ночи»
4 группа. Современные источники
Проектные умения
Способность к проектным действиям
Готовность к проектным действиям
Эйдос –конспект – изображение, в котором воплощено авторское видение темы и образов художественного текста. Это методический приём, развивающий абстрактное мышление обучающихся, их творческие способности.
Ключ для повышения мотивации
Комплект методических приёмов
1. Повторяем с контролем.
2. Пресс –конференция.
3. Пересечение тем.
4. Взаимоопрос.
5.Корзина
6.Лови ошибку .
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ
Рубрики
РАЗЪЯСНИТЕЛЬНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ
Из истории русского языка
Сведения
из других областей знаний
Рассказы
о великих людях,
событиях, городах России
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ
Сведения о других народах и языках
Речевая деятельность старшеклассников активизируется их участием в разнообразных диалогах на литературно-художественные темы: учебно-критических, учебно-литературоведческих и театрально-художественных.
Для этого применяются на уроках родного (русского) языка различные приёмы и методы: ролевые игры, дискуссия – спор, речевые тренинги, конкурс скороговорок, используется технология «дебаты» и др.
А родная литература?!..
Круглый стол «Поликультурное образование в современной школе»
30.09.2019 г.
Дощинский Роман Анатольевич, к.п.н., ведущий эксперт МЦРКПО, председатель Московского отделений учителей русского языка и литературы ЕНАП
ВАЖНО!!!
ВНИМАНИЕ!!!
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
«Русскому языку ничего не грозит, ибо вся мощь его и сила основывается на двух столпах – великой русской литературе и огромном количестве людей, которые всегда будут говорить по-русски» (М.А. Кронгауз .)