Тема: «Пути преодоления напряжённости трудового процесса у лиц педагогических профессий».
Выступающие: Федорова Г.Г.
Некоторые признаки сложности решаемых задач
Простые задачи
1. Не требуют рассуждений.
Сложные задачи
1.Требуют рассуждений.
2. Имеют ясно сформулированную цель.
2. Цель сформулирована только в общем (например, руководство работой бригады).
3.Отсутствует необходимость построения внутренних представлений о внешних событиях.
3.Необходимо построение внутренних представлений о внешних событиях.
4.План решения всей задачи содержится в инструкции (инструкциях).
4.Решение всей задачи необходимо планировать.
5.Задача может включать несколько подзадач, не связанных между собой или связанных только последовательностью действий Информация, полученная при решении подзадачи, не анализируется и не используется при решении другой подзадачи.
5.Задача всегда включает решение связанных логически подзадач, а информация, полученная при решении каждой подзадачи, анализируется и учитывается при решении следующей подзадачи.
6.Последовательность действий известна либо она не имеет значения.
6.Последовательность действий выбирается исполнителем и имеет значение для решения задачи.
Работать надо не 12 часов
в сутки, а головой.
Стив Джобс
Интеллектуальная нагрузка педагогов -
- новые программы, учебники, технологии;
- необходимость повышать постоянно свой профессиональный уровень;
- ответственность за результаты труда;
- высокие требования окружающих к профессии учителя, его культурному уровню, моральным качествам, внешности, одежде…
Возможные неблагоприятные последствия
Гиподинамия , признаки:
- детренированность сердечно-сосудистой системы, мышц;
- снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов;
- появление авторитарности, нетерпимость к чужому мнению;
- конфликтность;
- «эмоциональное изнашивание»;
- неврозоподобное состояние, невроз;
- вегетососудистая дистония;
- гипертоническая болезнь;
- расстройство пищеварения;
- хронический ларингит.
Общие объективные признаки умственного переутомления:
- постоянная усталость, которая проходит после ночного отдыха;
- головные боли без явных тому причин;
- покраснение глаз;
- изменение цвета лица, синяки под глазами, отёки;
- неспособность заснуть при усталости, особенно в вечернее время;
- повышение и понижение артериального давления;
- повышенная раздражительность и нервная возбудимость;
- потеря концентрации, ухудшение памяти, рассеянное внимание;
- большое количество ошибок при умственной работе;
- тошнота, рвота;
- апатия, плохое настроение.
Три стадии умственного переутомления:
I стадия :
- нарушение сна (трудности при засыпании, частые пробуждения и сильная усталость после ночного отдыха);
- отсутствие аппетита.
II стадия:
- быстрая утомляемость;
- тягостные ощущения в сердце
(после физической нагрузки спазмы
или дрожание конечностей).
III стадия:
- повышенная возбудимость;
- постоянная усталость;
- бессонница (сонливость в дневное время).
Методика лечения различных стадий
I стадия:
-уменьшение психоэмоционального воздействия;
-соблюдение режима дня;
-исключение интеллектуальной нагрузки и снижение физической нагрузки.
II стадия :
-отдых от повседневной деятельности (1-2 недели);
-активный отдых.
III стадия – лечение:
- в специальной клинике (2 недели);
- активный отдых (2 недели);
- постепенный этап возврата в нормальную жизнь
(2-3 месяца).
Правила снижения напряженности!
Отдых - состояние спокойствия - инсайт.
Что такое инсайт…
Синонимы понятия:
Прозрение
?
?
Понимание сути
Осознание
Озарение
?
Прозорливость
Внезапное понимание
4 этапа становления инсайта:
- Поиск решения поставленной задачи логическими способами.
- Возникновение «тупиковой ситуации».
3. Снижение умственной работы.
- Понимание нового решения, нахождение правильного варианта.
Правила снижения напряженности!
ПАМЯТКА
1.Организация трудового процесса (выбор дня и длительности мероприятий, назначение перерывов, составление плана-графика).
2.Четкое определение должностных обязанностей, сфер ответственности.
3.Совершенствование профессиональных навыков.
4.Участие в оказании социальной поддержки коллегам.
5.Применение приемов модификации поведения.
6.Проведение предсменного контроля, мониторинг функционального состояния организма в течение рабочей смены.
7.Самооценка состояния для выявления максимального соответствия индивидуальных физиологических характеристик.
Спасибо за внимание!
ул. Киселевская, 11, город Анжеро-Судженск,
Кемеровская область, 652476,
телефон/факс (8-384-53) 4-08-43,
E-mail: acschool 37@ mail . ru
сайт: acschool37.ucoz.ru