СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема «Пути преодоления напряжённости трудового процесса у лиц педагогических профессий»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Пути преодоления напряжённости трудового процесса у лиц педагогических профессий» (доклад на Педагогический совет).

Просмотр содержимого документа
«Тема «Пути преодоления напряжённости трудового процесса у лиц педагогических профессий»»


1слайд

Тема: «Пути преодоления напряжённости трудового процесса у лиц педагогических профессий»

Прежде чем начать своё выступление я хочу, чтобы вы посмотрели на таблицу, и оценили свою педагогическую деятельность по признакам сложности решаемых задач.

2 слайд

Таблица.


Некоторые признаки сложности решаемых задач

Простые задачи

Сложные задачи

1. Не требуют рассуждений

1. Требуют рассуждений

2. Имеют ясно сформулированную цель

2. Цель сформулирована только в общем (например, руководство работой бригады)

3. Отсутствует необходимость построения внутренних представлений о внешних событиях

3. Необходимо построение внутренних представлений о внешних событиях

4. План решения всей задачи содержится в инструкции (инструкциях)

4. Решение всей задачи необходимо планировать

5. Задача может включать несколько подзадач, не связанных между собой или связанных только последовательностью действий Информация, полученная при решении подзадачи, не анализируется и не используется при решении другой подзадачи

5. Задача всегда включает решение связанных логически подзадач, а информация, полученная при решении каждой подзадачи, анализируется и учитывается при решении следующей подзадачи

6. Последовательность действий известна либо она не имеет значения

6. Последовательность действий выбирается исполнителем и имеет значение для решения задачи


Проанализировав свою педагогическую деятельность по этой таблице, я думаю, большинство из вас отнесли свою работу к сложно решаемым задачам.

Ускорение темпа жизни и развитие современных технологий практически во всех областях деятельности человека неизбежно приводит к необходимости овладевать большим объемом научных и прочих знаний и умений.

В последующие годы тенденция повышения интеллектуальной напряженности, связанной со сферой труда будет сохраняться. Поэтому вопросы гигиены умственного труда становятся все более актуальными.

Умственный труд имеет ряд особенностей. Как всякая интенсивная работа, умственный труд неизбежно связан с утомлением, которое приводит к тому, что человеку приходится затрачивать на обычный объем работы больше энергии. При неумении правильно организовать умственный труд наступает состояние хронического утомления.

3 слайд


Работать надо не 12 часов в сутки, а головой.

Стив Джобс.

4 слайд

У педагогов интеллектуальная нагрузка связана:

  • с новыми программами, учебниками, технологиями;

  • необходимостью повышать постоянно свой профессиональный уровень;

  • ответственностью за результаты труда.

  • высоки требования окружающих к профессии учителя, его культурному уровню, моральным качествам, внешности, одежде.

Всё это приводит к интеллектуальному напряжению.


5 слайд

Возможные неблагоприятные последствия

Спутник любого умственного труда – гиподинамия, которая приводит:

- к детренированности сердечно-сосудистой системы, мышц;

- снижает сопротивляемость организма к воздействию других неблагоприятных факторов;

В характере учителя со временем появляется авторитарность, нетерпимость к чужому мнению, что, в свою очередь, может привести к конфликтам,  «эмоциональному изнашиванию».

Именно специфика труда является причиной того, что у педагогов намного чаще, чем у представителей других профессий, развиваются неврозоподобные состояния или невроз (по разным данным у 60-98% обследованных). А это провоцирует другие болезни, например, вегето-сосудистую дистонию, гипертоническую болезнь, расстройства пищеварения, хронические ларингиты.

6 слайд

Общие объективные признаки умственного переутомления.
Как известно умственное переутомление может быть трех стадий, и симптомы проявляются в зависимости от стадии этого состояния.

Но все же существуют общие объективные признаки, с помощью которых можно определить степень заболевания.
- постоянная усталость, которая не проходит после ночного отдыха;
- головные боли без явных тому причин;
- покраснение глаз;
- изменение цвета лица, синяки под глазами, отеки;
- неспособность заснуть при усталости, особенно в вечернее время;
- повышение и понижение артериального давления;
- повышенная раздражительность и нервная возбудимость;
- потеря концентрации, ухудшение памяти, рассеянное внимание;
-большое количество ошибок при умственной работе;
- тошнота, рвота;
- апатия, плохое настроение.

Но стоит помнить, что полностью полагаться на эти признаки для определения точного диагноза – нельзя, так как это может свидетельствовать и о других заболеваниях. Например, за резким понижении или повышении давления, тошноте, головных болях, покраснении глаз может скрываться гипертония или другие заболевания сердечно-сосудистой системы.

7 слайд

Итак, остановимся на первой стадии:

I стадия характеризируется субъективными признаками, такими как нарушение сна (трудности при засыпании, частые пробуждения и сильная усталость после ночного отдыха), отсутствие аппетита. На этой стадии утомление также может проявляться в не состоянии справиться с психическими или физическими нагрузками.

Во II стадии объективные симптомы очень хорошо выражены, что приносит дискомфорт и снижает качество жизни. К предыдущим симптомам на I первой стадии присоединяются: быстрая утомляемость, тягостные ощущения в сердце, после физической нагрузки могут появляться спазмы или дрожание конечностей. Дело в том, что именно на этой стадии начинают происходить изменения практически всех органов организма. Сон начинает ухудшаться, не приносит облегчение, что связано с кошмарами, пробуждениями и т.д.

Тем не менее, могут происходить всплески работоспособности, например ранним утром или в период вечернего отдыха.

Также этой стадии характерно нарушение обмена веществ, вследствие чего происходит снижение веса. У человека может без причины как понижаться, так и повышаться давление. Присутствует нездоровый внешний вид, побледнение лица, синяки под глазами, посинение губ и мраморная кожа.

III стадия – самая тяжелая и проявляется неврастенией. Человек на этой стадии страдает повышенной возбудимостью, постоянной усталостью, сильная бессонница, которая вызывает сонливость в дневное время. Работа органов значительно нарушена, поэтому переутомление II и III стадии нужно лечить, так как человек выбивается из нормальной жизни на долгое время.

8 слайд

Методика лечения различных стадий

На I стадии лечение происходит с помощью уменьшения психоэмоционального воздействия. Человек должен соблюдать режим дня, исключить интеллектуальную нагрузку и значительно снизить физическую нагрузку. Такое лечение займет от 2-4 недель, затем следует постепенно вводить интеллектуальные нагрузки, на восстановление человеку понадобиться примерно столько же времени 2-4 недели.

Что касается II стадии, то здесь человеку необходим отдых от повседневной деятельности, который должен длиться 1-2 недели. Он должен включать в себя активный отдых, например прогулки на свежем воздухе, аутогенные тренировки и массаж. Затем в течение 1-2 месяцев нужно вводить обычный режим работы, только стоит помнить, что что на протяжении всего времени больной должен придерживаться правильного режима дня.

Лечение III стадии переутомления должно происходить в специальной клинике в течение 2 недель, где человек сможет полностью расслабиться, после чего такой же период времени нужно выделить на активный отдых. После этих двух стадий лечения на протяжении 2-3 месяцев должен происходить постепенный этап возврата в нормальную жизнь.

Для того чтобы предупредить заболевания, связанные с напряженностью трудового процесса, прежде всего необходимо иметь четкое представление о факторах риска здоровью, связанных с умственной деятельностью, в частности – интеллектуальной нагрузкой. Возможно, знание, понимание и желание правильно организовать свою работу уже будет служить основой для профилактики интеллектуальной напряжённости.



Правила, помогающие снизить напряженность.

Учитывая показатели интеллектуальной нагрузки, следует придерживаться некоторых правил, помогающих снизить напряженность.

Одно из таких правил:

9 слайд

1. Больше отдыхать, потому-что именно в состоянии спокойствия наступает инсайт.

Что такое инсайт? Синонимами данного понятия можно назвать: Прозрение. Озарение. Понимание сути. Осознание. Прозорливость. Внезапное понимание. Выглядит это как внезапный прорыв, неожиданное нахождение решения, понимание поставленной задачи. Инсайт не является результатом обдумывания и анализа. Здесь нет абсолютно никакой логики, хотя человек ее находит уже после того, как достиг прозрения. Можно сказать, что сначала человек приходит к определенному выводу, а потом уже видит логическую связь. Человеческий мозг действует по принципу: он сначала видит то, что ему хочется видеть, или то, чего он боится. Защитные механизмы или ожидания включаются в первую очередь. Ситуация видится такой, чтобы можно было ею воспользоваться.

10 слайд

Инсайт проходит 4 этапа своего становления:

  • Сначала человек пытается найти решения поставленной задачи логическими способами. Это вполне нормально для человеческого ума. Сначала используется то, что уже было получено, познано, проработано. Человек пытается найти логическое решение своей задачи. На втором этапе возникают неудачи, когда человек применяет свой опыт и знания, однако они не позволяют ему достичь поставленной цели.

  • Задача не решается, проблема не устраняется, хотя пробуются все известные варианты. Это часто называется «тупиковой ситуацией». Уже принятые решения до какого-то предела помогают в устранении проблемы, однако не до конца.

  • На третьем этапе происходит снижение умственной работы, которой человек занимался до этого. Поскольку прежний опыт и знания не помогают, человек, словно опускает руки. В таких ситуациях часто можно услышать совет отвлечься от насущной проблемы. И это действительно помогает. Было замечено, что именно в момент занятия другими делами, сна, отдыха, полудремы или релаксации к людям приходили прозрения.

  • Четвертый этап представляет из себя понимание нового решения, нахождение правильного варианта. Вместе с тем человек ощущает истинность нового решения, бесспорную результативность, чувство облегчения и удовлетворения, невероятную простоту решения задачи.

Правила снижения напряженности!

ПАМЯТКА

  • 1.Организация трудового процесса (выбор дня и длительности мероприятий, назначение перерывов, составление плана-графика).

  • 2.Четкое определение должностных обязанностей, сфер ответственности.

  • 3.Совершенствование профессиональных навыков.

  • 4.Участие в оказании социальной поддержки коллегам.

  • 5.Применение приемов модификации поведения.

  • 6.Проведение предсменного контроля, мониторинг функционального состояния организма в течение рабочей смены.

  • 7.Самооценка состояния для выявления максимального соответствия индивидуальных физиологических характеристик.