СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути разрешения конфликтов в классном коллективе

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка представляет собой выступление на методическом совете школы ""Учимся создавать бесконфликтную среду: школьный буллинг как разновидность насилия"

Просмотр содержимого документа
«Пути разрешения конфликтов в классном коллективе»

Пути разрешения конфликтов в классном коллективе

Что такое конфликт?

Конфликт имеет много определений:

- под конфликтом в психологии понимается столкновение различных мотивов.

- конфликт - столкновение, серьезные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства и переживания.

Конфликтность определяется как перманентная черта личности, которая аккумулируется ее природными задатками и социальным опытом.

Виды конфликтов

1. Открытые - четко понимаем, что что-то не так.

2. Скрытый - еще не знаем, что конфликт

3. Мотивационный - конфликты потребностей и намерений (они очень объединяют людей)

4. Коммуникационный - барьеры общения, просчеты возводятся в принципы, отсутствие обратной связи. Причина - жесткость, отсутствие гибкости во взаимоотношениях.

5. Целевой конфликт - за цель.

6. Статусный - за приоритет, кто главный, конфликт выбора.

1) Конфликты в процессе взаимодействия учителя с учеником

Наиболее часто встречающиеся конфликты в процессе взаимодействия учителей с учащимися, по мнению ряда психологов и педагогов (В.И. Журавлев, М.М. Рыбакова, В.И. Митюк и др.) связаны с неучетом возрастных особенностей школьников, игнорированием их индивидуальных особенностей, нарушением дисциплины преимущественно школьниками и т.п. Педагоги относятся к подросткам, как к младшеклассникам. Отсюда вытекают проблемы дисциплины на уроках, систематическое невыполнение домашних заданий.

2) Конфликты между подростками и их родителями

Подросток стал менее послушным, не всегда адекватно реагирует на замечания, не безоговорочно выполняет поручения близких, и родители негативно воспринимаете его поведение. Реакция родителей естественна, ибо они по-прежнему видят в своем сыне или дочке, уже повзрослевших, маленьких детей. Они не заметили, как быстро дети выросли, начали проявлять свою самостоятельность и поэтому игнорируют их возрастные особенности, проявляющиеся в желании самоактуализироваться, проявить свою самостоятельность. Прежнее восприятие повзрослевшего "ребенка", провоцирует многочисленные конфликты, т.к. его обратная реакция на родительские авторитарные указания негативная.

3) Конфликты в среде школьников

Иногда подросток очень расстраивается из-за того, что между ним и его близким человеком возник конфликт. Чаще всего бывает обидно и досадно, что конфликт возник на пустом месте. Его можно было бы избежать, но не всегда это подросток осознает сразу. Каким образом выйти из сложившейся ситуации, т.е. как помириться с человеком, подросток не знает.

Когда наступает отрочество, именно тогда внешний мир побуждает ребенка заявить о том, что он покидает свой семейный мир. Ему хочется самому ощутить, если можно так выразиться, то несоответствие между воображаемым и реальностью и самому войти в те социальные группы, о которых он много чего напридумывал, но чье существование подтверждается окружающими. Он тянется к компаниям подростков старше себя, где стремиться стать "своим". Таким образом, выйдя из семьи и смешавшись с соответствующей социальной группой, которая в этот момент играет для него роль поддержки вне семьи, он входит в отрочество.

По мере взросления роль семьи ослабевает и возрастает роль сверстников. Элементарная поддержка, которую подростки получают от товарищей, чрезвычайно важна для их развития. Существует в подростках нечто такое, что не подвержено изменениям, нечто, что всегда с ними, - их потребность в дружбе. Только дружба возвращает им живую жизнь. Дружба – «дорога жизни» для подростка.

Общение подростков со сверстниками - особая сфера их жизни. Иногда оно становится настолько интересным, что отодвигает на задний план обучение, уменьшает привлекательность общения с близкими, хотя психологические механизмы такого влияния часто бывают непонятны учителям и родителям. Конфликтные отношения подростков между собой основываются на борьбе за лидерство. Основными факторами конфликтного поведения выступают уровень притязаний, самооценка и статус.


Характерным для них становится нарушение эмоциональных  отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения. Таким образом, имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчуждённости, грубости, неприязни определённой части подростков, стремления делать всё назло, вопреки воле окружающих, что создаёт объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий.

Что получает агрессор в ситуации травли? Опять же, ощущение собственной «крутости», безнаказанности, «всемогущества». В дальнейшем это приводит к ещё большему развитию деструктивных, т.е. разрушающих личность качеств.




Способы разрешения конфликтов:

1. Подавление. Не всегда это плохо, например: в экстремальной ситуации при управлении большого скопления людей. Подавление - брать ответственность на себя, инициатива, развитие подчинения из страха.

2. Уступки. Быстрый способ для того, чтобы игнорировать поведение развития ненависти к победителю.

3. Сотрудничество - процесс состоит из нескольких шагов: взаимоуважение, коммуникативность, конструктивные решения.


Приемы разрешения конфликтов:

1.Позиция «выиграть-выиграть», где выигрывают обе стороны конфликта.

2.Творческий подход - как превратить проблему в новую возможность для себя.

3.Эмпатия - общение, которое ведет к сближению.

4.Оптимальное самоутверждение - нападать на проблему, а не на личность.

5.Совместная власть - как нейтрализовать борьбу за власть.

6.Как управлять эмоциями.

7.Готовность к разрешению конфликта, как распознать личностные установки, мешающие объективному взгляду на вещи.

8.Выработка альтернатив.

9.Переговоры - эффективное планирование и варианты стратегий.

10. Посредничество.


Необходимые шаги при разрешении конфликта:

Шаг 1. На конфликт возникает просто импульс-реакция - продуманная.

Шаг 2. Принимаем ситуацию такой какая есть. Это уже произошло.

Шаг 3. Чему я могу здесь поучится. Произвести перегруппировку сил в конфликте. Признать свои чувства.

Шаг 4. Нейтрализация конфликта путем позитивных утверждений. «Я никогда» на «Я еще не ...».

Анализируя причины затруднения общения, можно сделать вывод, что часто причинами затруднений могут выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные.































Памятка для подростка


Если вас травят в школе, обзывают, портят одежду и вещи, обязательно расскажите об этом взрослому: родителям, учителю, старшему товарищу. Запомните: попросить помощи – это не слабость, а решение взрослого человека, попавшего в беду.

Не стоит бояться, что «будет хуже», если вы кому-то расскажете о том, что происходит. Будет действительно хуже, если вы останетесь один на один со своей проблемой. Всегда найдется тот, кто сильнее ваших обидчиков и сможет вас защитить.

Если вас травят в интернете, обязательно сохраняйте все переписки, видео, голосовые сообщения, чтобы в дальнейшем использовать их как доказательства совершаемого кибербуллинга.

Если предмет травли можно исправить – исправьте. Если нельзя – не считайте себя виноватыми.



Памятка для педагога

Уважаемые педагоги! Вы не имеете права не знать, что происходит с Вашими подопечными, и закрывать глаза на агрессивные «выходки» подростков. Любая информация о проявлении насилия должна быть проверена и принята к вниманию.

Кроме того, необходимо обращать на формирование группировок в классе и выделение «изгоев» и «белых ворон». Также просматриваете личные странички Ваших учеников в социальных сетях, обращайте внимание на посты и комментарии.

Никто не призывает Вас нарушать внутреннее пространство и лезть в личную жизнь Ваших подопечных. Но предупредить, предотвратить насилие и агрессию и защитить слабых Вы обязаны.

Организовывайте мероприятия по сплочению детского коллектива, совместные походы, экскурсии, выезды. Привлекайте к работе по профилактике буллинга школьного психолога и социального педагога, сотрудничайте с семьями — не оставайтесь равнодушными!









Нет не просто быть подростком
Не большим,а переростком,
Постараться не грубить,
Постараться не любить.
Очень сложно быть хорошим,
Вылезая вон из кожи,
Доказать при этом им
Воспитателям своим,
Что мне можно доверять, -
До двенадцати гулять
И за все свои поступки,
Я ответ готов нести.
Да, бывают нестыковки,
От моей больной "головки",
Но исправятся, поверьте,
Лет, быть может, к тридцати...
Надоели все до чёрта,
Что суётесь в жизнь мою,
Не товар второго сорта, -
За себя я постою.
Нет не просто быть подростком,
А у взрослых всё так просто.
Только говорят -"Молчи,
Мал ещё ты всех учить".







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!