Тема урока: «Путешествие в мир кислот»
ТИП УРОКА: изучение нового материала
Технологические приёмы: приёмы активизации познавательной деятельности учащихся – урок-путешествие, лабораторный и демонстрационный эксперимент, индивидуальный подход, сотрудничество, связь с жизнью, наглядность и т.д.
Формы обучения: групповая и индивидуальная.
Цель урока: познакомить учащихся с составом, классификацией и представителями кислот.
Задачи урока:
Образовательные:
- продолжить обучение учащихся работе с лабораторным оборудованием;
- формировать умения экспериментировать, наблюдать, анализировать опыты, делать выводы;
- обогатить представление об общем, особенном и единичном в составе и свойствах кислот;
- на новых примерах подтвердить зависимость свойств веществ от состава и строения;
- показать связь между свойствами веществ, их получением и применением;
- обратить внимание учащихся на правила работы в химическом кабинете
Развивающие: развивать химическое мышление, устную речь, применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач.
Воспитательные: воспитывать в детях чувство дружбы, товарищества; умения работать в коллективе; воспитывать в детях чувство любви к природе, её богатствам; учить детей беречь природные богатства, заботиться о чистоте природы, решать экологические проблемы.
Оборудование: Учебник «Химия» 8 класс, Таблица «Кислоты»
На демонстрационном столе: концентрированная серная кислота, колба, капельная воронка, индикаторы, вода, чашки Петри, лист бумаги, кусочек ткани, стеклянная палочка, растворы азотной, серной, фосфорной, соляной кислот, градусник..
На столах учащихся: индикаторы, пробирки, концентрированная серная и соляная кислоты, штатив, стеклянная палочка, лучинка.
Тема урока: «Путешествие в мир кислот».
следующие маршруты:
станция Информационная,
станция Историческая,
станция Дегустационная,
станция «Стоп! Красный свет!»,
станция Экспериментальная,
станция Индикаторная.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
Организационный момент | Приветствие детей. Решение организационных вопросов. | Приветствуют учителя. Занимают свои рабочие места. | Установление эмоционально-психологического контакта. (К)Сосредоточение внимания(Л). |
Подготовка к восприя тию нового материа ла | Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать! Вот и вас я приглашаю совершить путешествие. Слайд 1 Давайте представим, что мы сели в поезд. Вы - пассажиры, я – проводник. Следовать будем по маршруту. А наши тетради сегодня пусть превратятся в путевой дневник. Начнём с путевых дневников. Учитель обращается к доске. Сформулируйте тему и цели урока. Слайд 2 | Учащиеся записывают тему урока в тетрадь, этапы путешествия, слушают задачи урока. Запись в тетрадь: Тема «Путешествие в мир кислот». | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
Введение нового материа ла | Слайд 3 Мы находимся на станции Информационная. Прежде чем отправиться в путь, вам необходимо подготовиться к путешествию,получить информацию о веществах, которые будут нас окружать. Здесь мы познакомимся с многообразием веществ, относящихся к классу кислот. Приготовьтесь внимательно слушать и записывать. Практически с кислотами приходится сталкиваться ежедневно.Слайд4орг. кислоты Посмотрите слайд 5 на таблицу наиболее распространенных кислот. Обратите внимание на состав кислот. Что общего в их строении? В них обязательно входит водород – он определяет основность. Вся остальная часть молекулы называется кислотным остатком. Следовательно, мы можем дать определение классу кислот. Слайд 6 Классифицируем кислоты по двум признакам: 1. по числу атомов водорода: а) одноосновные, б) двухосновные, в) трёхосновные; по наличию кислорода в кислотном остатке: а) кислородсодержащие, б) бескислородные. Слайд 7 | Ученики делают соответствующие записи в тетрадях: Станция Информационная Сообщение учащегося о значении кислот в жизни человека (см. приложение 1) В их состав входят атомы водорода. Кислоты – сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка. Запись в тетрадь: НR(кислоты) – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка (R) Запись в тетрадь: Классификация одноосновные двухосновные трехосновные НСl - H2SO4 - H3PO4 – соляная серная ортофосфорная кислородсодержащие бескислородные HNO3 H2S азотная сероводородная H2SO4 HCl серная соляная | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
Закрепление материа ла | А теперь проверим, что вы узнали о классификации кислот Слайд 8 проверка | Работа по карточкам (см. приложение 2), на которых записаны формулы кислот. Учащиеся должны показать карточку, на которой приведены формулы: а) кислородсодержащей, б) бескислородной, в) одноосновной, г) двухосновной кислот. | Познавательные Общеучебные -Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме -Выбор наиболее эффективных способов решения задач Логические -Анализ объектов -Синтез -Установление причинно-следственных связей -Построение логической цепи рассуждения Коммуникативные -Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий) -Умение полно и точно выражать свои мысли Регулятивные -Целеполагание -Прогнозирование -Контроль -Коррекция -Оценка -Волевая саморегуляция Личностные -смыслообразование |
Введение нового материа ла | Учитель на доске открывает новый сектор «Станция Историческая». Слайд 9 Слайд 10 | материал об истории открытия уксусной, соляной, серной и азотной кислот и характеризует области их применения (см. приложение 3). Запись в тетрадь: Станция Историческая СН3СООН – уксусная кислота (1 век до н.э.; «древесная кислота») Н2SО4 – серная кислота (Х в.; купоросное масло) НСl – соляная кислота (ХV в.; соляный спирт) НNO3 – азотная кислота (ХV в.; селитряная водка) Н2СО3 – угольная кислота (ХVIII в.; содовая вода) | Развитие образного мышления(К) Мобилизация внимания(Р) Обучение умению находить и выделять главное(Р) |
Что же общего в составе кислот? Общее в составе и строении кислот обусловливает и общие свойства кислот. Именно это предстоит выяснить на следующей остановке - Дегустационной. Слайд 11 Ещё раз подчёркиваю, что в химическом кабинете ничего нельзя пробовать на вкус. Это - грубейшее нарушение техники безопасности. Но сегодня разрешаю вам определить вкус таблетки аскорбиновой кислоты или кристалликов лимонной, которые лежат перед каждым на кусочке фольги. Какой же вывод можно сделать о вкусе кислот? | Общее в составе кислот – наличие атомов водорода. Учащиеся могут убедиться в том, что большинство кислот кислые на вкус (но встречаются и другие: горькие – никотиновая, сладкие – салициловая, безвкусные – стеариновая). Запись в тетрадь: Вывод: Большинство кислот кислые на вкус. | Развитие навыков анализировать(Р). Соблюдение правил техники безопасности. . Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) |
Мы продолжаем своё путешествие Демонстрационный опыт растворения в воде концентрированной серной кислоты. Сильное разогревание содержимого сосуда учащиеся наблюдают с помощью градусника. Фиксируется внимание учащихся на том, что в связи с выделением большого количества теплоты при растворении концентрированной серной кислоты в воде нельзя вливать воду в серную кислоту. В этом случае вода, имеющая меньшую плотность, окажется на поверхности, закипит и её брызги вместе с кислотой могут обжечь руки и лицо. Большое пристрастие серной кислоты к воде выражается и в том, что она «жадно» отнимает воду у органических веществ, вещество при этом обугливается. Демонстрирует опыт, в котором пипеткой с концентрированной серной кислотой делает надпись на белом листе бумаги. Бесцветная вначале надпись становится через несколько минут чёрной. | У нас на пути красный свет – проезда нет! Станция «Стоп! Красный свет!». Учащиеся должны запомнить: Кислоту надо приливать к воде, а не наоборот. В случае попадания кислоты на кожу следует промыть её водой и 5% раствором соды. Запись в тетрадь: «Стой! Красный свет!» Разрушают кожу, ткани, древесину! Осторожно! Смыть водой! Нейтрализовать раствором соды. Кислоту надо приливать к воде, а не наоборот!!! | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
Слайд 13 Станция Экспериментальная. Наряду с общими свойствами кислот – вкусом, они отличаются друг от друга по ряду признаков. | Проводится сравнение свойств серной и соляной кислот. На доске под названием остановки и в дневниках наблюдений учащихся начерчена таблица. Вертикальные графы: серная кислота, соляная кислота. Горизонтальные графы: 1. Химическая формула. 2. Физические свойства: а) агрегатное состояние; б) цвет; в) запах. 3. Действие на индикатор: а) лакмус; б) метилоранж. Учащиеся, соблюдая правила техники безопасности, под руководством учителя заполняют графы 1,2 (см. приложение 4). | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
Постепенно химики научились распознавать кислоты. Однажды английский химик Роберт Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у И. Глаубера, случайно пролил её. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провёл серию опытов с разными кислотами и цветками разных растений. Оказалось, что и васильки, и розы, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот. Особенно интересным оказался фиолетовый настой лакмусового лишайника. В растворе кислот он становился красным. После некоторых раздумий такие вещества Р. Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского языка означало «указатели». Эти вещества затем стали использовать многие химики в своих опытах для распознавания кислот. Как изменил окраску лакмус в растворах соляной и серной кислот? Почему? С чем это связано? Не связано ли это с их общим строением, т.е. с наличием атомов водорода в молекулах? Серную и соляную кислоты получают искусственным путём на химических заводах, но, кроме того, многие кислоты встречаются в природе. А теперь с помощью эксперимента выясним, отличаются ли соляная и серная кислоты от кислот, входящих в продукты питания. Почему свойства минеральных и органических кислот по их действию на индикатор являются общими? Как это связано с их строением? | Мы прибываем на конечную станцию - Индикаторная. Учащиеся проводят соответствующие опыты, заполняют горизонтальную графу 3 (а, б) (см. приложение 4). Делают вывод: индикаторы изменяют свой цвет в растворах кислот, это общее свойство кислот, которое обусловлено особенностями их строения. Учащиеся действуют на сок лимона, кефир индикатором и отмечают изменение окраски лакмуса. Вывод: минеральные и органические кислоты проявляют общие свойства, обусловленные общностью их строения. | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
Закрепление и обобще ние материа ла | Уважаемые пассажиры, наше путешествие подошло к концу. Спасибо вам за то, что вы помогли мне осуществить его. И если оно вам понравилось, напишите для меня работы об этих веществах. В сказке «Хрустальный лак» П.П. Бажов рассказывает о замечательном лаке, которым нижнетагильские мастера покрывали расписные железные подносы: «А лак такой, что через него всё до капельки видно. И станет та рисовка либо картинка как влитая в железо… Ни жаром, ни морозом её не берёт. Коли случится какую домашнюю кислоту на поднос пролить либо вино плеснуть – вреда подносу нет… Паяльную кислоту, коей железо к железу крепят, и ту, сказывают, доброго мастерства поднося, выдерживали. Ну, конечно, ежели «царской водкой» либо купоросным маслом капнуть – дырка будет. Тут не заспорить, потому как против них не то что лак, а чугун и железо выстоять не могут» как видите, мастеровые Урала ещё в ХIХ в. были с кислотами на «ты». Объясните, о каких химических соединениях ведёт речь рассказчик. | Учащиеся отвечают на вопросы (вопросы написаны на доске): Учащиеся отвечают письменно, о каких химических соединениях ведёт речь рассказчик. | -Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме(П) -Выбор наиболее эффективных способов решения задач(П) -Анализ объектов(П) -Синтез(П) -Установление причинно-следственных связей(П) -Построение логической цепи рассуждения(П) -Умение полно и точно выражать свои мысли(К) Регулятивные -Целеполагание -Прогнозирование -Контроль -Коррекция -Оценка -Волевая саморегуляция Личностные -смыслообразование |
Итог урока (рефлек сия деятель ности) | Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | Дают ответы на вопросы Анализируют работу на уроке через самооценку Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
Задание на дом | Слайд Запись на доске: параграф 20, упражнения 1-5 (выборочно): «3» - упр. 1 «4» - упр. 2,3 «5» - упр. 4,5 | Запись в дневники: параграф 20, упр. 1-5 | Осмысление домашнего задания. |
Приложение № 01
Практическое значение кислот в жизни человека
Дождевая вода лишь на первый взгляд кажется чистой, не содержащей примесей. На самом деле в ней растворено немало веществ, например углекислый газ из атмосферы. Поэтому дождевая вода является слабым раствором угольной кислоты. После летней грозы в ней оказывается ещё и азотная кислота, которая получается из оксидов азота, образующихся при горении воздуха вокруг плазменного шнура молнии, при работе реактивных двигателей самолётов, ракет и под воздействием солнечной радиации. Ежегодно с дождями на землю выпадает примерно 100 млн т азотной кислоты. Это немало.
Немало кислот содержится и в нашей пище – фруктах, овощах, молочных продуктах, соусах, приправах, лекарствах. Ежедневно они поставляют в наш организм целый «букет» кислот: яблочную, щавелевую, уксусную, лимонную, аскорбиновую, винную, молочную, масляную. Синильная кислота, которая считается сильнейшим ядом, знакома каждому, кто разбивал косточки слив и вишен и лакомился их ядрышками. Так что ядрышками увлекаться не следует, особенно из недозрелых плодов.
Мы сталкиваемся с кислотами не только дома. Если летом в лесу присесть вблизи муравейника, то надолго запомнятся жгучие укусы его обитателей. Муравей не просто кусает, он впрыскивает в рану яд, содержащий до 70% муравьиной кислоты. Из-за этой кислоты так жжётся крапива. А тропический паук педипальпида, спасаясь от своих врагов, стреляет в них струйкой жидкости, состоящей на 84% кислот: яблочную, щавелевую, уксусную, лимонную, аскорбиновую, винную, молочную, масляную. ет и под воздействием солнечной ради из уксусной кислоты. «Химическое оружие» широко используется в природе, особенно в растительном царстве. Около 800 видов растений вырабатывают синильную кислоту и используют её как оружие межвидовой борьбы.
Но самая значительная функция кислот в природе состоит в разрушении горных пород и создании почвы. Как же гранит – символ прочности – может превратиться в труху, из которой потом образуется почва? Оказывается, под действием кислот, выделяемых лишайниками. Их так и называют – лишайниковые кислоты.
Важна роль кислот в человеческом организме: например, аскорбиновая – поставщик витамина С. Аминокислоты образуют множество белков, а из них, в свою очередь, строятся все ткани нашего организма. «Много дел» и у соляной кислоты – сильнейшего бактерицида, под действием которого большинство бактерий, попавших в желудок, погибают. Как видим, наше самочувствие в значительной степени связано с деятельностью кислот в организме.
Приложение № 02 Карточки с формулами кислот
( для работы во время урока)
Формулы записаны с обеих сторон карточек:
с одной стороны, например – соляная кислота, а с другой - серная кислота.
HCl | H2SO4 |
H2S | H3PO4 |
H2SO3 | HBr |
HNO2 | HNO3 |
H2CO3 | H2SiO3 |
HCl | H2SO4 |
H2S | H3PO4 |
H2SO3 | HBr |
HNO2 | HNO3 |
H2CO3 | H2SiO3 |
Приложение № 03
Рассказы о кислотах
Уксусная кислота. «Древесная кислота» (около 3 тыс. лет).
Самой первой кислотой, которую научился получать и использовать человек, была, видимо, уксусная. Знаете ли вы, что слово «уксус» происходит от греческого слова «оксос», означающего «кислый»? Почему уксусная кислота оказалась первой, понять нетрудно. С древнейших времён люди разводили виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении в сосудах сок бродил, получалось вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус. Вначале его, видимо, выливали, а потом научились использовать как лекарство, приправу к пище, как растворитель красок. В России уксус, т.е водный раствор уксусной кислоты, называли «кислая влажность» или «древесная кислота».
Серная кислота (Х в.)
С серной кислотой люди познакомились значительно позднее, примерно в Х в. Честь её открытия приписывается персидскому химику Абубекару аль Рези. Но это установлено не совсем точно. По крайней мере серную кислоту человечество знает около 1000 лет. Серную кислоту выделили из купоросов, например из железного купороса, и соответственно назвали купоросным маслом. Именно под таким названием серная кислота была известна в России.
Соляная и азотная кислоты были выделены и определены химиками примерно в ХV в.
Соляную кислоту называли соляным спиртом, а азотную кислоту – селитряной водкой. Получали эти кислоты с помощью серной кислоты, которую потом поэтично стали называть «матерью всех кислот».
Угольная кислота (ХVIII в.)
Угольную кислоту получил впервые в конце ХVIII века Джозеф Пристли, английский химик, он же священник. Для этого он растворял в воде углекислый газ. Раствор углекислого газа в воде назвали содовой водой, а так как она получила широкое применение как напиток, за это открытие Д. Пристли наградили золотой медалью.
К концу ХVIII в. химики уже знали более десятка кислот.
Приложение № 04 Опорный конспект «Путешествие в мир кислот»
Станция Историческая НСl – соляная кислота (ХV в.; соляный спирт) НNO3 – азотная кислота (ХV в.; селитряная водка) Н2СО3 – угольная кислота (ХVIII в.; содовая вода) | Станция Информационная НR(кислоты) – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка (R) Классификация одноосновные двухосновные трехосновные НСl - H2SO4 - H3PO4 – соляная серная ортофосфорная кислородсодержащие бескислородные HNO3 H2S азотная сероводородная H2SO4 HCl серная соляная |
Станция Дегустационная Свойства Кислоты: жидкие, твёрдые Многие хорошо растворимы в воде Растворы кислот – имеют кислый вкус Многие разъедают растительные и животные ткани | «Стой! Красный свет!» Разрушают кожу, ткани, древесину! Осторожно! Нейтрализовать раствором соды, смыть водой! Кислоту надо приливать к воде, а не наоборот!!! |
Станция Индикаторная Краснею от кислот, как от стыда кислота Синий лакмус - красный | Станция Экспериментальная Хим. формула | Назва ние | Агрегатное состояние | Цвет | Запах | Индикатор (синий лакмус) | H2SO4 | серная кислота | Вязкая жидкость | Не имеет | Не имеет | Красный | HCl | соляная кислота | Дымящаяся жидкость | Не имеет | Не имеет | красный | |