Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №15 имени Героя России Н.Н. Шевелева с. Еленовское Красногвардейского района Республики Адыгея
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока музыки во 2 классе по теме:
«Путешествие в мир музыки»
Автор: Марченко Т.В, учитель музыки
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средняя общеобразовательная школа №15
с. Еленовское
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Тема урока: «Путешествие в мир музыки»
Класс: 2 класс
Автор учебника: Е.Д. Критская Г.П. Сергеева Т.С. Шмагина «Музыка. 2 класс», Москва «Просвещение» 2012г.
Тип урока: углубление и закрепление знаний о музыке (урок обобщение)
Цель урока: закрепление теоретических знаний, пройденного музыкального материала по темам первого полугодия.
Задачи урока:
Образовательная: закрепление знаний о простых музыкальных формах – марш, танец, песня. Учить понимать музыку, рассуждать о ней.
Развивающая: развивать слух, учиться определять звуковую окраску, узнавать звучание.
Воспитательная: воспитывать музыкальную культуру у учащихся, прививать интерес к музыке, потребность в общении с ней.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Формы организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Виды деятельности на уроке:
1.Вокально-хоровая работа
2.Слушание и исполнение музыки
4.Рассуждения о музыке
5.Музыкально-ритмические движения
6.Индивидуальная практическая работа.
Средства обучения: мультимедиа проектор, диск с презентацией, аудио записи, магнитофон.
Музыкальный материал :
Муз. А. Филлипенко, сл. Т. Волгиной «Бравые солдаты» - исполнение песни.
Т. Вернер «Танец маленьких утят» - выполнение простых ритмических движений.
П.И. Чайковский «Вальс цветов» - слушание.
С. Рахманинов «Итальянская полька» - слушание.
Инструментальный вариант русского народного песни - танца «Барыня» - слушание.
«Гном и бабочка» - исполнение песни.
В. Шаинский «Вместе весело шагать» - исполнение песни.
Ход урока
I. Вступление. Организационный момент.
II. Основная часть.
III. Заключение. Итог урока. Выставление оценок.
Вступление. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Нас ждут песни, танцы и просто красивая музыка. Наш урок пройдёт в форме концерта по теме «Путешествие в мир музыки». Вы готовы?( слайд №2)
II . Основная часть.
Учитель: Что такое МУЗЫКА? Музыка от греч. «Муза» - искусство. Поэтому Музыка – это вид искусства, с помощью которого мы можем передавать своё настроение и чувства. В этом полугодии мы вместе с вами совершили много путешествий в мир музыки, узнали много интересного о музыке и о себе. Хотели бы совершить еще одно? А помогут нам путешествовать…, как вы думаете кто? (Варианты ответов детей) Скажите ребята, а на каких 3х китах держится наша музыка?
Дети: Три основных жанра в музыке(3 кита):
1. Марш. 2. Танец. 3. Песня. (слайд № 3)
У: Молодцы! А ещё мы должны с вами знать музыкальную азбуку! Давайте вспомним, сколько всего нот в музыке?
Д: Кто играет и поёт,
Знает в музыке 7 нот:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Ноты вслух произнеси!
У: А где живут наши нотки?
Д: Нарисуем на страничке.
Пять линеек НОТНЫЙ СТАН!
Ноты звонкие сестрички,
Мы построим домик вам!
(Выходит один ученик и рисует на доске ровные пять линеек – нотный стан)
У: Домик мы построили, а что ещё осталось сделать? Каким ключиком нужно открыть наш музыкальный домик?
Д: Нотной азбуки король,
Называется ключ СОЛЬ.
От других ключей отличный,
Вот такой он ключ СКРИПИЧНЫЙ!
(Выходит следующий ученик к доске и рисует скрипичный ключ)
У: Молодцы ребята теперь мы можем смело приглашать наши нотки в музыкальный домик.
(Выходят 7 ноток – ученики 2 класса. )
ДО: Мы звуки музыкальные,
Нас нотами зовут,
А кто как называется,
Мы вам расскажем тут.
Я – ДО, я – РЕ, я – МИ и т.д. ….
РЕ: Нужны мы композитору,
Он нами управляет,
Он превратит нас в музыку,
В какую пожелает!
МИ: В тихую, напевную.
ФА: В грустную, душевную.
СОЛЬ: В звонкую, весёлую.
ЛЯ: В маршеобразную.
СИ: Создаёт он музыку всякую, разную.
МИ: Пусть музыка всё наполняет вокруг,
Да здравствует музыка – солнечный друг!
У: Вот настала пора отправиться в первое путешествие! Отгадайте загадку? (слайд № 5, ответ детей)
У: Правильно! Давайте все вместе споём эту песню и будем маршировать!
Муз. А. Филлипенко, сл. Т. Волгиной «Бравые солдаты» - исполнение песни. (слайд № 6)
ФА: А вам приходилось нас раньше встречать?
Вы можете нас называть? Различать?
СОЛЬ: Чтоб мы как по лесенке вверх поднимались.
И словом одним вместе все назывались!
У: Ребята давайте вверх и вниз споём наши нотки?
Д: До, ре, ми … и т.д.
СИ: Я предлагаю отправиться в следующее путешествие в страну танцев! (слайд №7) Хотите отгадать загадки?
ДО: Все встают ребята в круг.
Ты мне друг и я твой друг.
Локти – крылья, пальцы – перья,
Толи птица, толи зверь я.
Превратиться все хотят
В жёлтых маленьких… (Утят)
У: Предлагаю всем встать и станцевать весёлый танец «Маленьких утят»
Звучит музыка (Т. Вернер «Танец маленьких утят»)
У: Кто ответит, какая музыка сейчас звучала весёлая или грустная?
Д: Это музыка весёлая. Танцевальная!
РЕ: Вот мелодия другая. Вы скажите нам, какая?
ЗВУЧИТ ВАЛЬС ( «Вальс цветов» П.И. Чайковский) - слушание
(слайд № 9)
У: Узнали, что это за музыка?
Д: Вальс. Лёгкий , воздушный…
МИ: А у меня загадка тоже. На 2 другие не похожа.
Звучит «Итальянская полька» С. Рахманинов - слушание
Взяли за руки друг друга,
Вместе встали все по кругу.
Весело скачи и только.
Называем танец … (полька) (слайд № 10)
ФА: Есть загадка и у нас. Что вы слышите сейчас?
Звучит русский народный танец «Барыня» - слушание
Этот танец самый русский,
Не танцуют в юбке узкой.
Кто в присядку, кто с платком
Пляшет, кружится волчком.
Пляшет Оля, Таня, я.
Это танец … (барыня) (слайд №11)
Учитель: Вот и закончилось наше второе путешествие в страну танцев. (слайд № 12) Пришла пора отправится в третье путешествие в страну песен. (слайд № 13, 14)
Давайте все вместе споём нашу любимую песню «Гном и бабочка»
«Гном и бабочка» - исполнение песни
У: Ой, ребята смотрите, смотрите! Это же фальшивые ноты! Наверно не правильно песню пел кто - то. (Выходят 2 ученика в чёрной одежде)
1я нота: Я - нота фальшивая, грязная, вшивая.
Я вся дребезжащая, плохо звучащая,
Я дерзкая, резкая, крикообразная.
В общем, считают меня безобразной.
2я нота: Когда на занятиях что-то не ладится,
Когда петь ребята совсем не стараются,
Тогда тут как тут - появляюся я!
И в этом, поверьте, работа моя!
У: Фальшивые ноты, ах вы безобразники! Ребята, быстрей помогите с ними справиться! Весёлую песню нам нужно чисто спеть…справимся?
В. Шаинский «Вместе весело шагать» (исполняет весь класс)
У: Молодцы ребята справились! А вы нотки проходите, занимайте свои места! Только вот мне ваша помощь нужна! Мне вчера почтальон письмо принёс, а в письме музыкальные ребусы, поможете мне с ними справиться? (слайд №15, 16) (задание выполняется в нотных тетрадях)
Учитель: Спасибо, что помогли справиться с этим заданием!
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Обобщение и итог урока.
Совместные выводы учителя и учащихся:
- В музыке, звучащей вокруг нас, мы всегда слышим песни, танцы, марши. (Дети их перечисляют)
- Для того чтобы записать музыку нужно знать музыкальную азбуку (звукоряд)
- Чтобы услышать музыку нужны музыкальные инструменты (перечисляем)
Вот и подошёл к концу наш урок, а музыкальные путешествия продолжатся в следующей четверти. Что больше всего вам запомнилось и понравилось на уроке?
Спасибо, у меня хорошее настроение от нашей встречи с вами, а как у вас, улучшилось настроение?
Я очень рада и в этом нам помогла – МУЗЫКА! Наша замечательная и дружная работа на уроке! Вы все очень хорошо работали. Все получили «5» всем спасибо!
Список использованной литературы:
1. Учебник по музыке 2класс Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
2. «Азбука маленького баяниста» Г.И. Крылова
3. Сценарии и развлечения для дошкольников О.П. Власенко
Музыкальный материал:
1. http://x-minus.org/
2. http://get-tune.net/
3. http://b-track.ru/