САМОАНАЛИЗ УРОКА
На изучение темы «Музыка» в 9 классе отводится 20 уроков. Демонстрируемый урок – предпоследний из предложенных программой.
Урок проводился в классе со средним уровнем способностей и хорошей мотивацией к учёбе. В соответствии со способностями учащихся был выбран оптимальный темп ведения занятия, что обеспечило взаимосвязь всех этапов урока, выполнение заданий на каждом этапе. В течение урока шла активизация учебной и познавательной деятельности обучающихся. Этому способствовали такие методы: словесный, наглядный, практический
Чаще у школьников бывает лучше развита зрительная память, а значит, зрительные образы надолго останутся в памяти, поэтому были использованы технические возможности и демонстрирование материал в виде презентации Power Point.
Урок был выстроен с учётом возрастных особенностей учащихся и степени сформированности у них общеучебных умений. При подготовке к уроку были учтены программные требования, как в лексическом, так и в грамматическом аспектах, предполагающие владение учащимися определёнными лексическими и грамматическими нормами.
Так как это урок обобщения и повторения знаний, то была использована нестандартная форма проведения урока, которая также позволяет провести проверку знаний учащихся. Методика данного урока позволила повысить познавательную активность обучающихся и интерес к изучаемой теме.
Структура урока включает в себя 6 этапов. В нём присутствовали такие этапы как: организационный момент, постановка цели и задач урока (мотивация учебной деятельности учащихся), актуализация опорных знаний обобщение и систематизации знаний, информирование о домашнем задании и инструктаж по его выполнению, а также рефлексия (подведение итогов занятия).
В соответствии с программными требованиями были поставлены следующие задачи урока:
активизация употребления изученной лексики по теме, развитие лексических навыков говорение, совершенствование навыков чтения и аудирования.
развитие способности к анализу, обобщению, способности оценивать чужое мнение, формулировать выводы, к логическому изложению, классификации, расширение кругозора.
воспитание уважительного, толерантного отношения к культуре других народов, более глубокого понимания своей родной культуры, потребности в приобщении к мировой культуре через музыку.
Для решения поставленных задач учащимся были предложены разнообразные задания, соответствующие уровню данного класса. Учебный материал был отобран из учебника и прилагающихся к нему источников.
Урок начался с приветствия, а также объяснения целей и задач урока. На этом этапе учащимся был предложен эпиграф к уроку на английском языке с целью самостоятельного определения учащимися темы урока.
Следующим этапом стала речевая зарядка с целью вовлечения учащихся в языковую среду, настроя на последующую активную работу на уроке. Упор на этом этапе делался на опыт учащихся. Ребята делились своими музыкальными предпочтениями, выслушивали мнения товарищей, а также вспомнили основные лексические единицы раздела.
На этапе систематизации и обобщения знаний учащимся было предложены 7 заданий в виде путешествия по станциям.
На станции “Musical styles” учащимся было необходимо определить названия музыкальных стилей по их описанию. В данном задании проверялось не только знание названий стилей, но и умение анализировать и сопоставить полученную информацию, умение работать без словаря, извлекать из текста самую необходимую информацию, отбрасывая второстепенную.
При работе с заданием на станции “Musical Britain” учащимся было необходимо продемонстрировать свои знания по страноведению. Ребята должны были соотнести музыкальные центры Великобритании с событиями происходящими в них.
На третьей станции "Music: the soundtrack of our life“ учащиеся должны были прослушать отрывки из музыкальных произведений, соотнести их с картиной отражающей необходимое время года, а затем с помощью наводящих вопросов описать прослушанные композиции, используя прилагательные, пройденные на предыдущем уроке. Главной целью данного упражнения стал контроль умения использовать изученные ранее лексические единицы, умение с помощью них выразить свои идеи и мысли на английском языке, анализировать произведение, уловить его общий тон.
Работа на четвертой станции “The Greatest Composers of the Past“ была нацелена на повторение фактов из биографии великих композиторов прошлого. В данном задании учащимся было необходимо соотнести фамилии великих композиторов с названием страны, в которой они родились.
При выполнении следующего задания на этой же станции учащимся был предложен для прослушивания отрывок из произведения Моцарта «Реквием». Я стремилась добиться от ребят не просто выполнения конкретного задания, опираясь на биографию великого композитора, но и дать им почувствовать всю силу и мощь его таланта, приобщить ребят к прекраснейшему миру классической музыки, привить любовь и стремление к дальнейшему его познанию.
На станции “Musical terms” учащимся было предложено найти 10 слов связанных с темой музыка. Ребятам нужно было сконцентрировать все свое внимание на табличке и найти в ней спрятанные слова среди английских букв. Данное задание было нацелено на развитие внимании, памяти и мышления учащихся.
На последней станции “Musical crossword” учащиеся должны были разгадать кроссворд. Этот вид работы был направлен на активизацию и закрепление пройденной на предыдущих уроках лексики, развитие оперативной памяти, мышления, произвольного внимания.
Разнообразие и быстрая смена учебной деятельности обеспечили стабильность учебной познавательной атмосферы, занятость всех школьников с учетом их способностей. Дети на всех этапах урока работали быстро, четко.
Домашнее задание было подготовлено ходом урока. Выбрано с целью повторения и закрепления изученного материала и было дано с распределением по уровням сложности и необходимым инструктажем о порядке его выполнения и возможных затруднениях. Уровень сложности выбирают сами старшеклассники.
На этапе рефлексии учащимся было предложено заполнить таблицу самооценки, в которой учащиеся самостоятельно оценивали себя в разных видах деятельности. Данный вид рефлексии позволяет учащимся самостоятельно оценить себя, увидеть по каким вопросам есть пробелы в знаниях, над чем еще нужно поработать. После работы над таблицей самооценки учащиеся совместно с учителем делают выводу по уроку.
На каждом этапе использовались различные формы организации познавательной деятельности. Основной задачей урока стала активная работа учащихся в достаточно быстром темпе, соответствующем уровню владения языковым материалом класса, а также увлечение отобранным материалом в соответствии с интересами и потребностями, практически полное погружение учеников в языковую среду. Учащиеся, с опорой на раздаточный материал, достаточно активно оперировали учебным материалом, что позволило сделать следующие вывод: ученики используют лексический материал предыдущих уроков осознанно, а также демонстрировали прочные знания по теме.
Попутно происходило развитие интеллектуальных способностей учеников (внимание, память, мышление, воображение, развитие фонематического слуха и языковой догадки), отрабатывались общеучебные умения и навыки (умение работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы, анализировать предложенную информацию, вставлять ее в текст по смыслу). Воспитывалась не только любовь к музыке, но и интерес к предмету, умение слушать, желание проявить себя.
При обобщении изученного материала акцент делался на практические языковые умения и навыки.
Все этапы урока были взаимосвязаны. Считаю, что каждый этап логично вытекал из предыдущего. Каждая часть учебного материала была основана на умении применить полученные на предыдущих уроках знания с целью их прочного закрепления.
Оценивание учащихся проводилось по результатам выполнения заданий по карточкам, устной работы, оценкой товарищей, а также похвалой, словами.
В целом атмосфера на уроке была живая и доброжелательная, ученики работали с интересом и удовольствием.
Я удовлетворена качеством продемонстрированных и полученных на уроке знаний большинства учащихся. Класс в целом был готов к активной работе на уроке и выполнению заданий в быстром темпе. Все этапы урока были завершены в соответствии с планом. У детей удалось сформировать мотивацию к учебной деятельности на данном уроке, считаю, что учебный материал подобран удачно, поскольку смог заинтересовать учащихся. Тип урока соответствовал его дидактическим целям. Все задачи урока были выполнены.