СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие в музыкальный театр. Опера.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для учащихся среднего школьного звена. цель разработки-познакомить детей с оперным творчеством композитора Н. А. Римского-Корсакого.

Просмотр содержимого документа
«Путешествие в музыкальный театр. Опера.»

«Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»



Цель урока: познакомить с особенностями оперного жанра, жанра сценической музыки.

  1. Образовательная: опера как вид искусства.

  2. Развивающая: формировать  внимание, память, художественное мышление, эстетический вкус, музыкальный слух

  3. Воспитательная: прививать музыкальную культуру, правила поведения при слушании музыки, артистическое чувство исполнения вокального материала, способствовать становлению положительных эмоций



Музыкальный материал:

  1. Н.А Римский-Корсаков вступление к опере «Садко» - «Океан – море синее»;

  2. Н.А Римский-Корсаков песня Садко «Ой, ты, темная дубравушка» из оперы «Садко»;

  3. Н.А Римский-Корсаков «Появление лебедей и их сказочное превращение» из оперы «Садко».

Оборудование: Фортепиано, видеопроектор, музыкальные инструменты.

План урока

  1. Знакомство с творчеством Н.А Римского –Корсакого на примере оперы «Садко»

  2. Слушание музыки, просмотр видеоматериала.

  3. Разучивание нового музыкального материала.

  4. Подведение итогов.





















Ход урока:



У: Добрый день ребята. Сегодня мы с вами отправляемся в страну театрального искусства. Это необыкновенный мир человеческого мастерства и фантазии. Прежде чем начать наш урок нужно поприветствовать друг друга.

(звучит попевка С добрым утром!)

У: Итак начинем. Скажите мне пожалуйста , что такое театр?

(опрос учащихся)

У: Все , что вы назвали совершенно правильно, театр – это вид искусства. Именно Древняя Греция подарила миру само понятие «театр» и первых актёров. Бога виноделия Диониса любил отдохнуть и повеселиться. Свой отдых Дионис и определённая часть граждан любили переодеваться в необычные одежды, например козлиные шкуры, разрисовывали себе лица, надевали маски и пели. Назовите мне самые знаменитые театры?

( в процессе опроса учащихся, демонстрируются слайды известных театров: Большой театр, Мариинский, Гранд Опера, Ла Скала ит.д)



У: Опера это - музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре, а также театральное представление, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра. Считается, что первый музыкальный спектакль на основе древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном был поставлен во Флоренции в 1594 году. Появление оперы связано ещё и с бельканто - прекрасным пением, пением необыкновенной красоты, которое возникло тоже в Италии. В зависимости от сюжета оперы стала делиться на два вида: опера - буфа - разновидность итальянской комической оперы и опера - сериа - распространённый в 17-18 вв. жанр итальянской оперы на мифологический и исторический сюжет. Из Италии опера очень быстро распространилась в другие страны Европы.

Н. А . Римский – Корсаков написал прекрасную оперу«Садко», содержание оперы главным образом заимствовано из различных вариантов былины «Садко богатый гость», в соединении со сказками из сборника Афанасьева «Народные русские сказки». Литературная основа оперы называется либретто ( в переводе с итальянского языка значит книжечка)







У.: В основе оперы - былина о Садко, новгородском певце - гусляре, бесстрашном мореплавателе и волшебной силе его искусства. Идея оперы - прославление силы народного искусства, которая воплощается в образе Садко. Обычно любая опера начинается увертюрой - оркестровым вступлением. Вступление к опере «Садко» - это музыкальная картина моря, имеет подзаголовок «Океан - море синее». Сейчас мы услышим это вступление и попытаемся охарактеризовать прозвучавшую мелодию.



(звучит «Океан - море синее» из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова)

У.: Ребята какие эмоции у вас вызвала музыка? Какие инструменты вы услышали?



(опрос учащихся)

У.:  Совершенно верно, бурная стихия моря открывает человеку разные эмоции, это и страх, восхищение, величие, бескрайняя гладь воды. А струнные инструменты это только подчеркнули, скрипка, альт, виолончель.

Садко, бедный гусляр, на пиру у новгородской братчины отказывается воспевать сытую и богатую жизнь купцов. Он мечтает о далёких путешествиях, чтобы прославить родной город. Садко выгоняют с пира, и он приходит к Ильмень - озеру.

(звучит песня «Ой, ты тёмная дубровушка» из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова)





У.: Какие эмоции испытывает Садко, что его огорчает? Какими музыкальными приемами воспользовался композитор, чтоб передать это?

(опрос учащихся)

У: Все правильно сказали, хотелось добавить, что именно медленные переборы на гуслях, создают лирический настрой главного героя.

У.: Песня Садко пробуждает спящую природу. Поднимается лёгкий ветерок, на озере поднимаются небольшие волны. Вдали плывёт стая лебедей. Лебеди превращаются в прекрасных девушек.

(просмотр видео фрагмента, связанного с превращением лебедей и появлении Морской царевны)



У.: Само превращение происходит ярко и красочно: глиссандо арфы прерывает песню Садко, звучит гамма, связанная с характеристикой Морского царя. Затем появляется тема лебедей - певучая и плавная мелодия, сопровождаемая аккордами с форшлагами. В момент превращения лебедей в прекрасных девушек наступает кульминация всего оркестрового эпизода.



У.: Обобщая материал, который мы с вами сегодня прослушали, думаю, вам будет интересно самим исполнить музыкальное произведение. Предлагаю поработать над вокальным материалом, а песня, которую мы будем учить называется. «Волшебная мелодия»

(разучивание песни и работа над штрихами)



  1. Обобщение урока

У.: Сегодня мы узнали много нового и вспомнили, о чем говорили ранее. Что же такое опера?



Д.: Опера – крупный вокально-инструментальный жанр.



У.: Какие виды искусств объединены в оперном спектакле?



Д.: Музыка (вокальная и инструментальная), литература, изобразительное искусство, драматическое (театральное) действие.



У.: Какие новые музыкальные термины, связанные с оперой, вы запомнили?

Фрагменты какой оперы мы сегодня услышали, и кто ее автор?



Д.: Опера «Садко», написал ее Н.А.Римский-Корсаков?



У.:  Мы стали еще не много духовно богаче, знаем несколько музыкальных терминов. Домашнее задание , прочитать краткое содержание оперы «Садко», нарисовать рисунок с наиболее понравившемся героем.

Спасибо за внимание.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!