«Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»
Цель урока: познакомить с особенностями оперного жанра, жанра сценической музыки.
Образовательная: опера как вид искусства.
Развивающая: формировать внимание, память, художественное мышление, эстетический вкус, музыкальный слух
Воспитательная: прививать музыкальную культуру, правила поведения при слушании музыки, артистическое чувство исполнения вокального материала, способствовать становлению положительных эмоций
Музыкальный материал:
Н.А Римский-Корсаков вступление к опере «Садко» - «Океан – море синее»;
Н.А Римский-Корсаков песня Садко «Ой, ты, темная дубравушка» из оперы «Садко»;
Н.А Римский-Корсаков «Появление лебедей и их сказочное превращение» из оперы «Садко».
Оборудование: Фортепиано, видеопроектор, музыкальные инструменты.
План урока
Знакомство с творчеством Н.А Римского –Корсакого на примере оперы «Садко»
Слушание музыки, просмотр видеоматериала.
Разучивание нового музыкального материала.
Подведение итогов.
Ход урока:
У: Добрый день ребята. Сегодня мы с вами отправляемся в страну театрального искусства. Это необыкновенный мир человеческого мастерства и фантазии. Прежде чем начать наш урок нужно поприветствовать друг друга.
(звучит попевка С добрым утром!)
У: Итак начинем. Скажите мне пожалуйста , что такое театр?
(опрос учащихся)
У: Все , что вы назвали совершенно правильно, театр – это вид искусства. Именно Древняя Греция подарила миру само понятие «театр» и первых актёров. Бога виноделия Диониса любил отдохнуть и повеселиться. Свой отдых Дионис и определённая часть граждан любили переодеваться в необычные одежды, например козлиные шкуры, разрисовывали себе лица, надевали маски и пели. Назовите мне самые знаменитые театры?
( в процессе опроса учащихся, демонстрируются слайды известных театров: Большой театр, Мариинский, Гранд Опера, Ла Скала ит.д)
У: Опера это - музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре, а также театральное представление, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра. Считается, что первый музыкальный спектакль на основе древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном был поставлен во Флоренции в 1594 году. Появление оперы связано ещё и с бельканто - прекрасным пением, пением необыкновенной красоты, которое возникло тоже в Италии. В зависимости от сюжета оперы стала делиться на два вида: опера - буфа - разновидность итальянской комической оперы и опера - сериа - распространённый в 17-18 вв. жанр итальянской оперы на мифологический и исторический сюжет. Из Италии опера очень быстро распространилась в другие страны Европы.
Н. А . Римский – Корсаков написал прекрасную оперу«Садко», содержание оперы главным образом заимствовано из различных вариантов былины «Садко богатый гость», в соединении со сказками из сборника Афанасьева «Народные русские сказки». Литературная основа оперы называется либретто ( в переводе с итальянского языка значит книжечка)
У.: В основе оперы - былина о Садко, новгородском певце - гусляре, бесстрашном мореплавателе и волшебной силе его искусства. Идея оперы - прославление силы народного искусства, которая воплощается в образе Садко. Обычно любая опера начинается увертюрой - оркестровым вступлением. Вступление к опере «Садко» - это музыкальная картина моря, имеет подзаголовок «Океан - море синее». Сейчас мы услышим это вступление и попытаемся охарактеризовать прозвучавшую мелодию.
(звучит «Океан - море синее» из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова)
У.: Ребята какие эмоции у вас вызвала музыка? Какие инструменты вы услышали?
(опрос учащихся)
У.: Совершенно верно, бурная стихия моря открывает человеку разные эмоции, это и страх, восхищение, величие, бескрайняя гладь воды. А струнные инструменты это только подчеркнули, скрипка, альт, виолончель.
Садко, бедный гусляр, на пиру у новгородской братчины отказывается воспевать сытую и богатую жизнь купцов. Он мечтает о далёких путешествиях, чтобы прославить родной город. Садко выгоняют с пира, и он приходит к Ильмень - озеру.
(звучит песня «Ой, ты тёмная дубровушка» из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова)
У.: Какие эмоции испытывает Садко, что его огорчает? Какими музыкальными приемами воспользовался композитор, чтоб передать это?
(опрос учащихся)
У: Все правильно сказали, хотелось добавить, что именно медленные переборы на гуслях, создают лирический настрой главного героя.
У.: Песня Садко пробуждает спящую природу. Поднимается лёгкий ветерок, на озере поднимаются небольшие волны. Вдали плывёт стая лебедей. Лебеди превращаются в прекрасных девушек.
(просмотр видео фрагмента, связанного с превращением лебедей и появлении Морской царевны)
У.: Само превращение происходит ярко и красочно: глиссандо арфы прерывает песню Садко, звучит гамма, связанная с характеристикой Морского царя. Затем появляется тема лебедей - певучая и плавная мелодия, сопровождаемая аккордами с форшлагами. В момент превращения лебедей в прекрасных девушек наступает кульминация всего оркестрового эпизода.
У.: Обобщая материал, который мы с вами сегодня прослушали, думаю, вам будет интересно самим исполнить музыкальное произведение. Предлагаю поработать над вокальным материалом, а песня, которую мы будем учить называется. «Волшебная мелодия»
(разучивание песни и работа над штрихами)
Обобщение урока
У.: Сегодня мы узнали много нового и вспомнили, о чем говорили ранее. Что же такое опера?
Д.: Опера – крупный вокально-инструментальный жанр.
У.: Какие виды искусств объединены в оперном спектакле?
Д.: Музыка (вокальная и инструментальная), литература, изобразительное искусство, драматическое (театральное) действие.
У.: Какие новые музыкальные термины, связанные с оперой, вы запомнили?
Фрагменты какой оперы мы сегодня услышали, и кто ее автор?
Д.: Опера «Садко», написал ее Н.А.Римский-Корсаков?
У.: Мы стали еще не много духовно богаче, знаем несколько музыкальных терминов. Домашнее задание , прочитать краткое содержание оперы «Садко», нарисовать рисунок с наиболее понравившемся героем.
Спасибо за внимание.