Конспект НОД в средней группе с использованием технологии музейной педагогики
Форма организации – решение проблемной ситуации.
Возрастная группа: средняя.
Тема: «Путешествие в сказку»
Цель. Способствовать развитию речи как средства общения, активизировать речь детей, развивать интерес к русскому народному творчеству, и народным ремеслам.
Задачи:
-расширять представления детей о посуде; познакомить со свойствами материала, из которого изготовлена посуда;
- формировать умение образовывать качественные прилагательные от существительных, обозначающих материал, взятый для изготовления посуды;
- формировать умении распределять предметы по группам по сходству или различию между ними;
- закреплять правила поведения в гостях.
Материал к занятию: мини-музей на тему «Посуда»; коллекция старинной посуды: (самовар, чугунок, глиняные горшки, деревянные ложки и миски; посуда чайная-чашка, блюдце, сахарница, конфетница; посуда столовая-тарелка для первого блюда, тарелка для второго блюда, хлебница, супница; кухонная посуда- кастрюля, сковородка, миска; посуда из разного материала (металлическая, стеклянная, глиняная, деревянная, фаянсовая); плоскостная фигура Федоры.. Предметы для проведения опыта по определению: что легче.
Предварительная работа: чтение произведений Чуковского «Федорино горе», Дж. Родарри «Чем пахнут ремесла», наблюдение за использованием посуды дома и в детском саду. Анализ ситуации (Почему посуда разбилась, почему испачкалась, закоптилась, почему чайная чашка внутри покрывается коричневым налетом, почему на печку нельзя ставить стеклянную или деревянную посуду, почему стакан может лопнуть, если в него налить кипяток). Рассматривание картинок с изображением посуды разного вида; знакомство со свойствами глины, дерева, стекла; рисование посуды, лепка посуды для медведей из сказки Л. Толстого «Три медведя; загадки. Знакомство с правилами обращения с посудой, дежурство, правила поведения в общественных местах; посещение музея в детском саду, в изостудии.
Ход занятия
Мотивация детей к деятельности:
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся «Здравствуйте».
Детский сад наш добрый дом
Хорошо нам будет в нем
Будем мы играть, смеяться
Веселиться, рисовать!
Ребята, а вы верите в чудеса? Со мной сегодня произошло чудо, я пришла в детский сад и вдруг слышу чей-то голос (голос Федоры)
В этой сказке нет порядка
По дороге без оглядки
Утварь из дому бежит
И бренчит, и дребезжит
Ах, собрались в путь куда,
Стол, горшок, сковорода
Кто кричит им: «Ой-ой!
Воротитеся домой. Это…(Федора)
Постановка детьми цели предстоящей деятельности:
Воспитатель: Ребята, кто это? Что у нее случилось? Почему посуда убежала? Что же делать? Как нам ей помочь? (вернуть посуду, собрать посуду). Для того чтобы помочь бабушке Федоре нам нужно попасть в сказку. Закройте глазки, раз, два, три, покружись и в сказке «Федорино горе» окажись.
Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности
Подходят к первому столу.
Воспитатель: Ой, ребята, кажется, Федора все перепутала.
Игра «Четвертый лишний»
Посмотрите на столе полный беспорядок, возьмите по карточке и объясните какой предмет лишний и почему.
У каждого ребенка в руках карточка, каждый объясняет какой предмет лишний, классифицирует предметы (посуда, инструменты, игрушки и т.д)
Ребята, из каких материалов делают посуду? (показать картинки посуды из различных материалов стекло, глина, дерево, железо, пластмасса).
Как она называется: стеклянная, железная, деревянная, пластмассовая)
Как вы думаете из чего посуда легче? Как это можно проверить? (провести эксперимент)
Подходят ко второму столу.
Воспитатель: Пройдем в нашу лабораторию. Но прежде чем приступим к эксперименту, необходимо вспомнить правила поведения в лаборатории.
Воспитатель: Посмотрите, ребята на столе лежат предметы. Вот это что за предмет? (круг) Из какого материала он сделан? (Пластмасс). Значит он какой (Пластмассовый).
А это что за предмет? (Скрепка) Из какого материала она сделана? (Железо) Значит она какая? (железная)
Воспитатель: Подойдите к столу и возмите по одному пластмассовому кругу, затем опустите его в воду. Что произошло с ним? (Плавает на поверхности). Теперь подойдите к столу и возьмите скрепку, и опустите ее в воду. Что сней произошло? (Утонула, опустилась на дно).
Воспитатель: Ребята следовательно, какой предмет, что легче пластмасс или железо? (Дети делают вывод, что пластмассовая посуда легче).
Воспитатель: Ребята, вытирайте ручки (приготовить полотенца), а сейчас отдохнем.
Физминутка:
Вот большой стеклянный чайник. Очень важный, как начальник. Вот фарфоровые чашки, Очень крупные, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, Только стукни — разобьются. Вот серебряные ложки, Голова на тонкой ножке. Вот пластмассовый поднос. Он посуду нам принес. | Дети надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули. Присели, одну руку поставили на пояс. Кружатся, «рисуя» руками круг. Потянулись, сомкнули руки над головой. Легли, вытянулись. . Н. Нищева |
Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности
Подходят к третьему столу.
Воспитатель: Посмотрите ребята, у Федоры вся посуда разбилась. Что же делать? (Склеить, собрать).
Игра «Собери посуду».
Воспитатель: Молодцы ребята. Скажите, что мы собрали (Посуду) А Какую? (чайник, сахарница, чашка, блюдце). Что делают из этой посуды? (Пьют чай) Значит, она какая? (Чайная). Правильно ребята, это чайный сервиз.
Воспитатель: послушайте, кажется снова голос Федоры!
«Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять,
«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы сходить в гости к бабушке Федоре и посмотреть как она исправилась? (Да). Но прежде чем мы отправимся в гости, вспомним как надо вести себя в гостях? (карточки).
Как выдумаете, какой предмет посуду у Федоры самый главный?
Загадка:
Он пыхтит как паровоз
Важно к верху держит нос,
Пошумит, остепениться-
Пригласит воды напиться!
(Самовар)
Воспитатель: Самовар – хранитель посуды Федоры. У Федоры живет разная посуда, и имена у них у всех тоже разные. Какая посуда стоит на этой полочке?
Ответы детей: На этой полочке стоят чашка, блюдце, сахарница, конфетница.
Воспитатель: Для чего нужна эта посуда?
Дети: Для того, чтобы пить чай!
Воспитатель: А здесь расположились - тарелка для первого блюда, тарелка для второго блюда, хлебница, супница. Для чего предназначена эта посуда? Дети: Для обеда
Воспитатель: А на печке какая посуда примостилась?
Дети: кастрюля , сковородка, миска.
Воспитатель: Для чего нужна эта посуда?
Дети: Чтобы в ней готовить
Воспитатель: Ребята, из каких материалов сделали всю эту посуду?
Дети: Эта посуда сделана из разного материала: из глины, стекла, железа и пластмассы.
Воспитатель: Правильно, молодцы ребята!
Воспитатель: Ребята, подскажите Федоре как надо ухаживать за посудой? (мыть, вытирать, убирать, сушить, полоскать).
Воспитатель: правильно ребята, посуда дружит с губкой и моющими средствами.
Подведение итогов обсуждение результатов
Воспитатель:
Вам понравилось в гостях у Федоры?
-Что больше всего вам понравилось?
-Какое у вас сейчас настроение?
-А теперь вернемся в группу.
Раз, два, три вокруг себя повернись в группе окажись?
КОНЕЦ!!!