СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А спортивной секции «Лёгкая атлетика»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Р А Б О Ч А Я    П Р О Г Р А М М А  спортивной секции «Лёгкая атлетика»

Просмотр содержимого документа
«Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А спортивной секции «Лёгкая атлетика»»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Спортивная школа "Аль" Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики












Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

спортивной секции «Лёгкая атлетика»








Составитель: Степанов Н.П.

тренер-преподаватель























Янтиково- 2023






ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ


Наименование программы

«Лёгкая атлетика»

Детское объединение

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Спортивная школа "Аль" Янтиковского муниципального округа Чувашской Республики


Тип программы

модифицированная

Направленность программы

физкультурно- спортивная

Возраст учащихся

9-15 лет

Срок обучения

1год

Область реализации программы

общеразвивающая

Цель программы

развитие основных физических качеств и способно­стей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей орга­низма

Задачи программы

1. Оздоровительные задачи:

  • охрана и укрепление здоровья учащихся;

  • достижение полноценного физического развития, гармоничного телосло­жения;

  • повышение умственной и физической работоспособности.

2. Образовательные задачи:

  • формирование двигательных умений и навыков;

  • развитие двигательных способностей.

3. Воспитательные задачи:

  • формирование интереса и потребности в занятиях легкой атлетикой;

  • воспитание активности, самостоятельности и нравственно-волевых ка­честв.


Методы освоения содержания программы

  • словесные методы,

  • наглядные методы,

  • практические методы: метод упражнений, игровой метод, соревновательный.

Форма организации деятельности учащихся

теоретические и практические учебно-тренировочные занятия, контрольные испытания и соревнования разного уровня.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по легкой атлетике соответствует Федеральным государственным требованиям к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта по группе видов спорта «циклические, скоростно-силовые виды спорта и многоборья» и к срокам обучения по этим программам, учитывает требования федерального государственного стандарта спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика (утв. приказом Министерства спорта РФ от 24 апреля 2013 г. № 220 "Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика") с учетом изменений (Приказ Минспорта России от 16.02.2015 N 133 "О внесении изменений в приказ Министерства спорта Российской Федерации от 24.04.2013 N 220 "Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика") .

Программа разработана в соответствии с законами, нормативно правовыми актами:

  • СанПиН 2.4.4.3172-14.

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

  • Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 12.09.2013 № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 27.12.2013 №1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта».

  • Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 12.09.2013 № 731 «Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта».

  • Устав МБОУ ДОДД(П)Ц «Мостовик».


Объём и сроки освоения программы: Программа рассчитана на 1 год обучения, общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения составляет 216 часов.

Режим занятий:

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа, 6 учебных часа в неделю.


Программа рассчитана на школьников 9-15лет. Она носит физкультурно-спортивную направленность и предусматрива­ет проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий, выполнение контрольных нормативов и участие в соревнованиях. Хотя на на­чальных этапах подготовки программа дает представление обо всех основных направлениях легкой атлетики, преимущество все же отдается подготовке к бегу на короткие, средние и длинные дистанции.

Цель программы - развитие основных физических качеств и способно­стей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей орга­низма.

Задачи обучения в рамках спортивной тренировки заключаются в физи­ческой, технической, тактической, психологической подготовке спортсмена.

1. Оздоровительные задачи:

  • охрана и укрепление здоровья учащихся;

  • достижение полноценного физического развития, гармоничного телосло­жения;

  • повышение умственной и физической работоспособности.

2. Образовательные задачи:

  • формирование двигательных умений и навыков;

  • развитие двигательных способностей.

3. Воспитательные задачи:

  • формирование интереса и потребности в занятиях легкой атлетикой;

  • воспитание активности, самостоятельности и нравственно-волевых ка­честв.

Особенности данной программы заключаются в следующем:

  • направленность на реализацию принципа вариативности, включающего воз­можность подбирать содержание программного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями, биологическим возрастом, регионально-климатическими условиями;

  • объемность и многообразие средств и форм спортивной деятельности ориен­тировано на достижение результата каждым занимающимся.

На этапе начальной подготовки первого года обучения (10-11 лет) необходимо решить следующие задачи:

- содействовать гармоничному физическому развитию, разносторонней физической и технической подготовленности и укреплению здоровья;

- приучить детей к регулярному тренировочному режиму, трехразовым занятиям в неделю;

- освоить основные беговые средства тренировки при невысоких скоростях и объемах бега;

- освоить основные технические элементы и простейшие тактические приемы бега на контролируемых скоростях.

На начальных этапах подготовки построение тренировки юных бегунов должно способствовать выявлению генетической предрасположенности к тому или иному виду соревновательной деятельности и исключать возможность антагонизма между специальным и естественным физическим развитием.

Необходима разносторонняя подготовка начинающих спортсменов с большим количеством соревнований в самых разных дисциплинах. Высокие спортивные результаты в одной дисциплине базируются на разносторонней физической и психической основе, которых можно достичь с помощью разнообразной тренировочной программы. Разносторонняя подготовка исключает форсированное специфическое воздействие на какую-то одну систему, не нарушает естественных процессов физического развития. При планировании физических нагрузок следует исходить, прежде всего, из оптимальных индивидуальных норм, которые обеспечивали бы разностороннее гармоничное развитие ребенка. При проведении тренировок необходимо учитывать биологический возраст занимающихся. Рекомендуется снизить интенсивность тренировок во время максимального роста. Кроме того, следует принимать во внимание особенности каждого занимающегося.

На этапе начальной подготовки специализация легкоатлетов еще не определена, поэтому процесс подготовки юных бегунов для всех одинаков.

Для юных спортсменов, занимающихся в группах начальной подготовки, основными задачами являются:

- укрепление здоровья,

- улучшение физического развития,

- овладение основами техники выполнения упражнений

- разносторонняя физическая подготовленность,

- выявление задатков и способностей, привитие интереса к тренировочным занятиям,

- воспитание черт характера.

На этапе начальной подготовки основное внимание уделяется общей физической подготовке. Тренировка строится традиционно: разминка в виде медленного бега, гимнастические упражнения на растягивание мышечного аппарата, 3-5 ускорений. В зависимости от задачи занятий, которую ставит тренер, спортсмен выполняет ту или иную работу.

Половина занятий приходится на подвижные игры, игровые занятия, спортивные игры.

Актуальность данной программы в том, что она позволяет восполнить дефицит движений современных школьников доступными средствами легкой атлетики. Совершенствование качества двигательной деятельности, прогрес­сивный рост спортивных результатов возможны только при высоком уровне двигательной активности. Максимальная реализация индивидуальных возмож­ностей и сохранения достижений в значительной степени характеризуются личностно-ориентированным подходом к тренировке. Юным спортсменам не следует копировать тренировку сильнейших спортсменов, оставляя резерв адаптации для оптимальной возрастной зоны высших достижений.

Современная тренировка должна строиться как планомерный процесс на основе новейших достижений спортивной науки; при этом следует постоянно обобщать положительный практический опыт и творчески использовать его в соответствие со спецификой дистанции.

Формы занятий: теоретические и практические учебно-тренировочные занятия, контрольные испытания и соревнования разного уровня.

Режим занятий: учебно-тренировочные занятия проводятся три раза в неделю.. Теоретические занятия проводятся в форме бесед, лекций, непосредственно в учебно-тренировочном занятии. Контрольные испытания проводятся в конце года, помимо этого в течение года проводятся контрольные тренировки с целью проверки усвоения программного материала. Соревнования включаются в те­матический план согласно календарному плану департамента социальной поли­тики по делам спорта и молодежи.


Основными критериями выполнения программных требований является:

- состояние здоровья и уровень физического развития занимающихся;

- повышение уровня подготовленности в соответствие с индивидуальными особенностями занимающихся;

- выполнение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программными требованиями;

- освоение теоретического раздела программы.


Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты:

-дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;

-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;

-умение оказывать помощь своим сверстникам.

Метапредметные результаты:

-определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;

-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.

Предметные результаты:

-формирование знаний о легкой атлетике и его роли в укреплении здоровья;

- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;

- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития

Данная программа  делает  акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и предполагает:

потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях;

умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях;

спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;

стремление индивида вовлечь в занятия легкой атлетикой  свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

к моменту завершения программы обучающиеся должны :

характеризовать:

- значение физической культуры и спорта, в частности легкой атлетики, в укреплении здоровья;

-виды легкой атлетики, их историю и современное развитие;

- формы организации и планирования занятия,

-закономерности индивидуального развития человека в процессе онтогенеза, гигиенические нормы и требования к условиям занятий,

-основы здорового образа жизни, формы сохранения и укрепления здоровья,

-врачебно-педагогический контроль,

-основы организации и проведения соревнований,

-формы и средства организации самостоятельных занятий физическими упражнениями.

уметь:

-наблюдать фиксировать и анализировать педагогические ситуации;

-владеть техникой движений;

-самостоятельно проводить занятия;

-разрабатывать необходимый двигательный режим, вести дневник занятий, дневник самоконтроля;

-разрабатывать положения о соревнованиях, владеть навыками судейства по легкой атлетике;

-выполнять правила техники безопасности на занятиях, оказывать первую медицинскую помощь.


-демонстрировать:


Возраст

30м н/с

дев

30м н/с

юн

Тройной прыжок с места

1000 метров

300 метров

дев

юн

дев

юн

дев

юн

9-15

5,6

5,3

5.20

5.40

4.10

4.20

58,0

54,0


В конце года по итогам выполнения контрольных нормативов; по результатам участия в соревнованиях; по объёму выполненных нагрузок рассматривается вопрос о переходе спортсмена на следующую ступень подготовки, либо об оставлении его на пройденном этапе ещё на один год.


ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Раздел, тема

Количество часов

Теоре тическая часть

Практич еская часть

Всего часов

1.

Основы знаний:

4

1.1.

Правила поведения на занятиях легкой атлетики

1



1.2.

Техника выполнения разучиваемых упражнений

1



1.3.

Упражнения для развития физических качеств

1



1.4.

Основные положения правил соревнований по бегу, прыжкам и метаниям

1



2.

Общефизическая подготовка:

63

2.1.

Упражнения без предметов

1

20


2.2.

Упражнения с предметами

1

20


2.3.

Упражнения с партнером

1

20


3.

Специальная физическая подготовка:

55

3.1.

Скоростно-силовые упражнения

1

10


3.2.

Силовые упражнения

1

10


3.3

Скоростные упражнения

1

15


3.4.

Упражнения на выносливость

1

16


4.

Технико - тактическая подготовка:

84

4.1.

Бег на короткие дистанции

1

20


4.2.

Прыжки в длину и высоту

1

20


4.3.

Метание мяча

1

20


4.4.

Бег на длинные дистанции

1

20


5.

Тестирование физической подготовленности нормы ГТО:

10

5.1.

Бег 30 м с высокого старта


2


5.2.

Прыжок в длину с места


2


5.3.

Челночный бег 3х10 метра


2


5.4.

Подтягивание на перекладине


2


5.5.

Бег 1000 метров


2


ИТОГО

15

201

216

Календарный учебный график группы начальной подготовки по легкой атлетике на учебный год.

п/п

Кол-во часов

Тема занятий

Содержание

1.

2

Обеспечение ТБ на занятиях.

Проверка Физ.подготовленности

Медленный бег, длина с места, метания

2.

2

Ознакомление с видами л/а

Бег с разной скоростью, прыжковые упр.

3.

2

Обучение подв. играм

Игры: Охотники и лисы, третий лишний

4.

2

Обучение эстафетам,

Встречные эстафеты

5.

2

Обучение основам прыжков

Многоскоки, длина с короткого разбега

6.

2

История л/а. обучение прыжкам

Упр. В парах, прыжок «ножницы»

7.

2

Обучение усложнённым эстафетам

Эстафеты с предметами

8.

2

Основы гигиены, обучение упр. акробатики

Стойки, перекаты, кувырки

9

2

Обучение прыжкам в длину

Прыжки в длину с разбега

10

2

Развитие ловкости

Акробатические упр., упр. На снарядах

11

2

Обучение отталкиванию

Прыжки в высоту, многоскоки

12

2

Обучение основам бросков

Броски б/ мяча, малого мяча

13

2

Ознакомление с барьерным бегом

Упр. С барьерами в ходьбе

14

2

Начальное обучение барьер. бегу

Барьерный бег

15

2

Обучение приземлению в прыжках

Прыжки в усложнённых условиях

16

2

Обеспечение ТБ на занятиях.

Проверка физ.подготовленности

Медленный бег, длина с места, метания

17

2

Ознакомление с видами л/а

Бег с разной скоростью, прыжковые упр.

18

2

Обучение подв.играм

Игры:Охотники и лисы,третий лишний

19

2

Обучение эстафетам,

Встречные эстафеты

20

2

Обучение основам прыжков

Многоскоки, длина с короткого разбега

21

2

История л/а. обучение прыжкам

Упр. В парах, прыжок «ножницы»

22

2

Обучение усложнённым эстафетам

Эстафеты с предметами

23

2

Обучение основам высокого и низкого старта

Бег на разные дистанции

24

2

Обучение стартовому разгону

Бег из разных исходных положений

25

2

Низкий старт

Бег, 20-60-120 метров

26

2

Спринтерский бег, равномерный бег

Бег 30м.60м.3 мин.

27

2

Основы анатомии человека

Совершенствование метаний

28

2

Правила в сорев. по л/а, совершенс.прыжков

Эстафеты с прыжками, прыжки в длину

29

2

Спринтерский бег, равномерный бег

Бег 30м.60м.3 мин.

30

2

Ознакомление с нормативами комплекса ГТО

Упр.из плавания, гимнастики,

л/а

31

2

Обучение новым эстафетам

Эстафеты по кругу

32

2

Подготовка к сдаче норм ГТО

Упр.на гибкость, силовые упр.,прыжки

33

2

Совершенствование упр.комплекса ГТО,

Бег, метания, плавание

34

2

Сдача норм ГТО

Силовые упр., упр.на гибкость, прыжки

35

2

Воспитание прыгучести

Прыжки на мягком грунте

36

2

История Олимпиад, толкание ядра

Упр.метателей

37

2

Развитие ловкости, скорости

Броски мяча, низкий старт, эстафеты

38

2

Спортсмены-воины, разучивание эстафет

Эстафеты в усложнённых условиях

39

2

Воспитание скорости

Бег, эстафеты, подвижные игры

40

2

Воспитание выносливости

Бег 10 мин., игра в б/б, ОФП

41

2

Тестирование в беге

Челночный бег, 100 метров, 1000 м.

42

2

Прыжки в длину, метание мяча

Упр.в стандартных условиях

43

2

Пожарная безопасность

Пожарная выставка

44

2

Эстафеты, прыжки в высоту

4 Х 60 м., смешанная

45

2

Обеспечение ТБ на занятиях.

Проверка физ.подготовленности

Медленный бег, длина с места, метания

46

2

Бег на средние дистанции, тройной прыжок

Бег с разной скоростью, прыжковые упр.

47

2

Обучение подв.играм

Игры: Вызов номеров, «змейка»

48

2

Обучение эстафетам,

Встречные эстафеты

49

2

Обучение усложнённым прыжкам

Многоскоки, длина с короткого разбега

50

2

История л/а. обучение прыжкам

Упр. В парах, прыжок «ножницы»

51

2

Подготовка к тестированию

«челночный бег», силовые упр.

52

2

тестирование

Подтягивание, сгибание рук в упоре лёжа, челн.бег

53

2

Обучение усложнённым эстафетам

Эстафеты с предметами

54

2

Закрепление навыков

эстафеты

55

2

Закрепление техники бега

Бег с разной скоростью на разные дистанции

56

2

Задание самостоятельной работы

Прыжки, метание, бег, силовая подготовка

57

2

ТБ, техника игр

Упр.ОФП, подвижные игры

58

2

Разучивание новых упр.СФП

Барьерные упр. упр.с предметами

59

2

Упр.комплекса ГТО

Бег 60м., длина с места, упр.на гибкость

60

2

Соревнование в подгруппах

Подвижные игры

61

2

обучение барьер. бегу

Барьерный бег

62

2

Обучение приземлению в прыжках

Прыжки в усложнённых условиях

63

2

Подготовка к соревнованиям СФП

Бег по кругу, прыжки с места, силовые упр.

64

2

соревнования

Бег 60 м., подтягивание, 3-й прыжок

65

2

Обеспечение ТБ на занятиях.

Проверка физ.подготовленности

Медленный бег, длина с места, метания

66

2

Ознакомление с видами л/а

Бег с разной скоростью, прыжковые упр.

67

2

Обучение подв. играм

Игры: Охотники и лисы,третий лишний

68

2

Обучение эстафетам,

Встречные эстафеты

69

2

Обучение основам прыжков

Многоскоки, длина с короткого разбега

70

2

История л/а. обучение прыжкам

Упр. В парах, прыжок «ножницы»

71

2

Подготовка к тестированию

«челночный бег», силовые упр.

72

2

тестирование

Подтягивание, сгибание рук в упоре лёжа, челн.бег

73

2

Обучение усложнённым эстафетам

Эстафеты с предметами

74

2

Скоростно-силовые упражнения

Игры и эстафеты

75

2

Воспитание коллективизма

Упр. По подгруппам (4-5 чел.)

76

2

Обучение основам высокого и низкого старта

Бег на разные дистанции

77

2

Обучение стартовому разгону

Бег из разных исходных положений

78

2

Низкий старт

Бег, 20-60-120 метров

79

2

Разучивание сложных координационных упр.

Упр. С предметами

80

2

Совершенствование координационных упр.

Упр.со скакалкой, мячами и утяжелителями

81

2

Основы анатомии человека

Совершенствование метаний

82

2

Совершенствование метаний разных мячей

Метание разных мячей

83

2

Ознакомление с прыжком в высоту «фосбери-флоп»

Подводящие упр.

84

2

Совершенс. отталкивания в прыжках в высоту

Прыжки в упрощённых и стандартных условиях

85

2

Обучение приземлению в прыжках в высоту

Акробатические упр.упр. в парах

86

2

Правила в сорев. по л/а, совершенс. прыжков

Эстафеты с прыжками, прыжки в длину

87

4

Спринтерский бег, равномерный бег

Бег 30м.60м.3 мин.

88

2

Основы анатомии человека

Совершенствование знаний

89

2

Подвижные игры

90

4

Метание копья

Подводящие упр.

91

4

Метание мяча

Подводящие упр.

92

2

Совершенст. отталкивания в прыжках в высоту

Прыжки в упрощённых и стандартных условиях

93

2

Обучение приземлению в прыжках в высоту

Акробатические упр.упр. в парах

94

2

Правила в сорев. по л/а, совершенс.прыжков

Эстафеты с прыжками, прыжки в длину

95

2

Спринтерский и равномер.бег

Бег 30м.60м.3 мин.

96

2

Челночный бег

3х10 метра

97

2

Бег на короткие дистанции


98

2

Ознакомление с нормативами комплекса ГТО

Упр.из плавания, гимнастики,

л/а

99

8

Подготовка к сдаче норм ГТО

Упр.на гибкость, силовые упр.,прыжки

100

2

Сдача норм ГТО




Содержание программы:

Основы знаний:

-Правила поведения и меры безопасности на занятиях легкой атлетикой.

-Простейшие упражнения на освоение техники.

-Гигиенические требования, предъявляемые к местам занятий легкой атлетикой.

-Причины травм и их профилактика. Техника безопасности.

-Простейшие правила проведения соревнований по легкой атлетике.

Общефизическая подготовка:

Выносливость:

-Равномерный бег в режиме умеренной интенсивности до 500м.

-Чередование ходьбы и бега до 1000м., 1500м.

-Равномерный бег до 1,5 км в режиме умеренной интенсивности. Быстрота:

-Повторное выполнение беговых упражнений с максимальной интенсивностью на дистанции до 20 м, «челночный бег» (3х10м).

-Повторный бег в режиме максимальной интенсивности на дистанции до 20 метров.

Скоростно-силовые способности:

-Повторное выполнение «многоскоков» на дистанции 8-10м.

-Повторное выполнение прыжков с преодолением препятствий (15-20 см) на дистанции 8-10 м.

Ловкость:

-Бег с изменяющимся направлением, бег по ограниченной опоре.

-Прыжки через скакалку; пробегание коротких отрезков из различных исходных положений.

Скоростно-силовые качества:

-Бег по наклонной плоскости.

-Многоскоки с преодолением препятствий высотой до 10-15 см.

-Броски набивных мячей массой до 1 кг из разных исходных положений (сбоку, снизу, сверху, от груди).

3. Специальная физическая подготовка:

-Специальные беговые легкоатлетические упражнения.

-Обучение технике высокого старта Прыжки.

-Пружинные движения ногами, подскоки, подпрыгивания. Спрыгивания и разнообразные прыжки в глубину.

-Разновидности прыжков на одной и двух ногах в сочетании с ходьбой и бегом.

-Перепрыгивания с предмета на предмет через горизонтальные и вертикальные препятствия с места и с разбега.

-Прыжки с поворотом вокруг вертикальной оси, прыжки с движениями рук и ног в полете, с ловлей и бросанием мячей.

-Прыжки в длину c места и с разбега, простейшими способами, отталкиваясь правой и левой ногой.

-Упражнения с длинной скакалкой: пробегание через вращающуюся скакалку в разных направлениях, перепрыгивания через качающуюся скакалку, одиночные и групповые прыжки различными способами.

-Упражнения с короткой скакалкой: разнообразные прыжки на месте и в движении.

-Подбрасывание и перепрыгивание мячей: различного веса и азмера, изменяя исходные положения, а также способы бросков и ловли.

-Упражнения в жонглировании мячами.

-Метание мяча с разных дистанций и исходных положений в горизонтальную и вертикальную цели удобной и неудобной рукой.

-Метание малого мяча способом «из-за спины» через плечо с трех шагов разбега; с пяти; с семи.

4. Технико - тактическая подготовка:

-Ходьба и бег, кроссовая подготовка.

-Закрепление навыка правильной осанки.

-Закрепление навыка правильного положения головы, туловища, постановки стоп и движений ног и рук в медленном беге.

-Ходьба и бег с изменением амплитуды и характера движений в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах.

-Ходьба и бег с различными положениями и движениями рук, туловища и головы.

-Ходьба и бег с изменением темпа, направления движения, быстрым и точным реагированием на сигналы, овладением пространственных и временных ориентиров.

-Ходьба и бег в различных формах коллективного передвижения.

-Ходьба и бег с изменением уклона рельефа местности, преодолением различных препятствий.

-Ходьба в чередовании с бегом и регулированием физиологической нагрузки по интенсивности и продолжительности на дистанции, соответствующей возрасту.

-Обучение основам техники легкоатлетических упражнений.

5. Тестирование физической подготовленности нормы ГТО: Бег 30 м с высокого старта, прыжок в длину с места, челночный бег 3х10 метра, подтягивание на перекладине, бег 1000 метров (Модуль 1)

Подготовка к сдаче норм ГТО.

Образовательная задача модуля:

Ознакомить с нормами комплекса ГТО. Научить технике выполнения каждого испытания. Повысить физическую подготовку. Обучить технике легкоатлетических упражнений (бег на короткие дистанции, прыжки в длину с разбега «согнув ноги», прыжки в высоту способом «перешагивание», метание малого мяча на дальность, силовые упражнения).

Учебные задачи:

Формирование и развитие физических способностей (скоростных, силовых, скоростно- силовых, координационных, общей выносливости).

Формирование теоретических знаний по физической культуре и специальных знаний по легкой атлетике (техника выполнения разучиваемых двигательных действий, элементы правил соревнований и судейства, правила безопасности на занятиях по физической культуре), содействовать формированию у обучающихся красоты движений, трудолюбия, стремления к достижению поставленной цели, интереса к занятиям физическими упражнениями.


Образовательная форма и этапы - 10 часов

1-й этап: Ознакомление с нормами комплекса ГТО. Обучение двигательным навыкам

2-й этап: Техника выполнения контрольных тестов и развитие физической подготовки –

3-й этап: Пробная сдача контрольных нормативов комплекса ГТО

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

Год обучения

Всего учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1

Первый год

36

108

216

3 раза по 2 часа

2.2. Условия реализации программы

Материально-технические условия

Для реализации данной программы имеется и может быть использовано:

Спортивный зал.

Школьная площадка.

Прыжковая яма.

Сектор для прыжков в высоту.

Волейбольные мячи, мячи для метания.

Набивные мячи.

Баскетбольные и футбольные мячи, шведские стенки, гимнастическое оборудование и т.п.

Гимнастические маты.

Кроме этого имеется дидактико-методическое оснащение:

Учебники по физической культуре. Учебники по легкой атлетике. Методические пособия по легкой атлетике, методике занятий и тренировок. Правила соревнований. Инструкции по технике безопасности. Разработанные и утвержденные тесты, и нормативы по контролю ОФП, технической, тактической и теоретической подготовке.

Кадровые условия. Программу реализует учитель физкультуры или педагог дополнительного образования.

Формы аттестации

Наблюдения тренера-преподавателя за обучающимися во время занятий: общая культура, аккуратность, содержание в порядке инвентаря и личных вещей, реакция на замечания и поощрения, выполнение санитарных норм и правил техники безопасности, трудолюбие, коммуникабельность.

Формы занятий при подведении итогов: соревнования, зачеты, игры, эстафеты. Выполнение норм по общей физической подготовке: внутренние соревнования, контрольные тесты, промежуточный и итоговый контроль.

Оценочные материалы

  1. Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) I,II,III,IV. СТУПЕНЬ (возрастная группа от 8 до 14 лет)

  2. Уровень физической подготовленности учащихся 8-14 лет после каждого месяца обучения

  3. Таблица нормативов по легкой атлетике для учащихся 8-14 лет



Методическое обеспечение программы.

Данная программа составлена с использованием специальной литературы по легкой атлетике.

В программе задействованы методики обучения двигательным навыкам, которые на данный момент являются наиболее современными и используются при подготовке легкоатлетов.

Программа позволяет варьировать нагрузку ребенка (в зависимости от его физических возможностей), не теряя результат обучения. В программе используются принципы наглядности, доступности и индивидуализации.

Форма и режим занятий

Занятия проводятся в группе, в которую зачисляются обучающиеся, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий легкой атлетикой.

Форма занятий - физические упражнения (разминка, специальные упражнения, игровые спарринги, игру), беседы по правилам и судейству соревнований.

Практические методы:

  • метод упражнений;

  • игровой; - соревновательный;

  • круговой тренировки.

Главным из них является метод упражнений, который предусматривает могократные повторения движений.

Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые двигательные навыки . Формирование здорового образа жизни.

Использование приобретённых знаний и умений для организации досуга.


ОСНОВЫ ЗНАНИЙ

1. Техника безопасности во время занятия леткой атлетикой. Расположе­ние группы и отдельных учащихся во время занятий. Дисциплина - основа безопасности во время занятий легкой атлетикой. Возможные травмы и их пре­дупреждение.

  1. Места занятий, их оборудование и подготовка. Ознакомление с места­ми занятий по отдельным видам легкой атлетики.

  2. Оборудование и инвентарь, одежда и обувь для занятий и соревнований, правила пользование спортивным инвентарем. Самостоятельная подготовка спортивной одежды, обуви, инвента­ря и мест к занятиям отдельными видами легкой атлетики.

  3. Физическая культура и спорт в России. Значение физкультуры и спорта в укреплении здоровья. Физическое воспитание подрастающего поколения.

  4. Виды легкой атлетики, их история и современное развитие. Возникно­вение легкоатлетических упражнений.

  5. Характеристика легкоатлетического спорта в целом и отдельных видов ходьбы и бега как естественных способов перемещения человека. Легкая атлетика как наиболее доступный для любого возраста вид спорта.

  6. Основные понятия спортивной тренировки: нагрузка, физические каче­ства, техника двигательных действий.

  7. Особенности бега на короткие, средние и длинные дистанции.

  8. Внешние признаки утомления при тренировочных нагрузках. Сте­пени утомления.

  9. Правила соревнований в отдельных видах легкой атлетики. Особенно­сти соревнований юных спортсменов.



ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Почти весь педагогический процесс спортивной подготовки основан на выполнении спортсменом упражнений. Они имеют различную направленность и их число очень велико.

Бег, его элементы и варианты, выполняемые при различных уровнях уси­лий, быстроты и амплитуды движений, эмоциональной окраски, в разных внешних условиях является главнейшим средством подготовки начинающего спортсмена.

Рациональная структура тренировочных нагрузок является одним из ос­новных звеньев, определяющих эффективность подготовки юных спортсменов, так как тренировочные воздействия формируют определенный уровень физиче­ской и функциональной подготовленности. Физическая подготовка бегунов на средние и длинные дистанции условно делится на общую и специальную. Средства общей физической подготовки (ОФП) включают подготовительные и общеразвивающие упражнения. Подготовительные составляют гимнастические упражнения без предметов для мышц плечевого пояса, рук, туловища и ног и направлены на развитие и поддержание гибкости и подвижности в суставах, на расслабление мышц. Эти упражнения применяются избирательно - локально на определенную группу мышц в течение всего годичного цикла. Общеразвиваю­щие упражнения включают упражнения на гимнастических снарядах, с отяго­щениями, различные виды прыжков и метаний, занятия другими видами спор­та, подвижными и спортивными играми.

Общеразвивающие упражнения делятся на:

-собственно общеразвивающие упражнения, служащие средством по­вышения работоспособности органов и систем организма, развитием быстроты, выносливости, увеличения подвижности в суставах, координации движений, других качеств. Применяются для общего физического развития.

К этим упражнениям относятся наклоны, повороты, размахивания и т.п., а также упражнения, выполняемые с палкой, гантелями, набивным мячом, ска­калкой и другими предметами. В эту же группу входят упражнения в висе и упоре (поднимания ног, отжимания, подтягивания, лазания и др.), на снарядах (гимнастической стенке, перекладине, брусьях: размахивания, соскоки, перево­роты, подъемы). Общеразвивающими физическими упражнениями пользуются также с целью разминки, исправления дефектов физического развития;

-виды спорта, не связанные со спецификой избранной спортивной спе­циализации и применяемые для общего физического развития, укрепления ор­ганов и систем организма, повышение его функциональных возможностей.

Средства специальной физической подготовки (СФП) включают бег и ходьбу во всех их разновидностях (бег и ходьба в равномерном и переменном темпе; барьерный бег; повторно-переменный и интервальный бег; бег и ходьба в гору, по снегу, песку и т.д.; эстафетный бег).

К специальным средствам подготовки бегунов относятся также прыжко­вые и скоростно-силовые упражнения, близкие по своей структуре к бегу. Эти упражнения направлены на развитие мышц, несущих основную нагрузку при беге:

  • бег с высоким подниманием бедер и движениями рук;

  • бег с захлестыванием голени;

  • прыжки с ноги на ногу;

  • бег в шаге на правую, на левую и на обе ноги;

  • семенящий бег с расслаблением плечевого пояса;

  • бег толчками;

  • скачки на одной ноге;

  • специальные упражнения барьериста.

Кроме этих упражнений, в занятия могут быть включены упражнения иг­рового и скоростно-силового характера (прыжки через барьеры на обеих ногах, ходьба выпадами, спрыгивание с небольшой высоты, выпрыгивание вперед-вверх, различные подвижные и спортивные игры). Специальная скоростно-силовая нагрузка оказывает благоприятное влияние на опорно-двигательный аппарат бегунов, интенсифицирует его приспособление к продолжительной циклической работе на выносливость, что, в свою очередь, способствует эф­фективности и экономичности техники движений во время бега.

Развитие силовых качеств и гибкости является предпосылкой для даль­нейшего совершенствования технической подготовленности бегунов на сред­ние и длинные дистанции. С этой целью на этапе начальной подготовки разви­тию специальной выносливости должна предшествовать силовая подготовка и развитие гибкости. Такая подготовка ведется параллельно с совершенствовани­ем техники и постепенным повышением общего объема тренировочных нагру­зок.

Тренировочные нагрузки по характеру их энергообеспечения делятся на три различные по интенсивности вида, выполняемые, соответственно, в аэроб­ном, смешанном аэробно-анаэробном и анаэробном режимах. Тренировочные нагрузки в этих зонах имеют свои биохимические, физиологические и педаго­гические особенности и зависят от длины и скорости преодоления дистанции. Границей между аэробной и смешанной зонами нагрузки является порог ана­эробного обмена (ПАНО), при этом ЧСС примерно составляет 170±5 уд./мин. Границей между смешанной и анаэробной зонами нагрузки в беге считается критическая скорость, яри которой организм бегуна выходит на уровень мак­симального потребления кислорода. Это соответствует ЧСС 185±10 уд./мин.

Общая физическая подготовка

1.ОРУ на месте и в движении, в положении стоя, лежа, сидя, без предметов и с предметами.

2.Упражнения на развитие гибкости, подвижности в суставах, на формирование правильной осанки, развитие выносливости, ловкости, на расслабление мышц рук, ног, туловища.

3ОРУ без предметов и с предметами для различных групп мышц ног, рук, туловища, а также для отдельных групп мышц с учетом дальнейшей специализации.

Упражнения на гимнастических снарядах и со снарядами

В висках и упорах, подтягивания, перелазания, лазания, сгибание и разгибание рук, поднимание согнутых ног. Упражнения с гимнастической палкой, скакалкой и скамейкой.

Упражнения с отягощением.

Упражнения с учетом дальнейшей специализации.


Специальная физическая подготовка

Упражнения для развития общей ( аэробной) выносливости

Длительный бег в равномерном темпе по пересеченной местности, бег в умеренном темпе на 400- 800м по стадиону.

Бег по пересеченной местности .

Упражнения для развития скоростной выносливости

Бег на 400-800м в умеренном темпе с 2-4 ускорениями по 30-100м,

бег с околопредельной скоростью на 100-300м,

повторное пробегание 100м с максимальной скоростью,

повторное пробегание 30-60м с максимальной скоростью,

повторное пробегание всей дистанции,

100, 400м на результат,

Участие в соревнованиях на 100. 200, 400м.

Упражнения для развития быстроты реакции, быстроты движений и скорости бега

Прыжки вверх из полуприседа с доставанием предметов,

бег на месте с опорой руками о барьер с правильным дыханием,

бег с горы с максимальной скоростью,

пробегание с низкого старта с ходу 30 и 60м на время,

бег с низкого старта 30, 60м под команду,

участие в соревнованиях на 30, 60, 100м.

Интервальный (прерывистый) метод

Интервальный бег (пробегание 200-400м с интервалом отдыха 60-9-м),

переменный бег (длина беговых отрезков 100-800м с интервалом бега трусцой 100-400м),

повторный бег на длительных отрезках дистанции,

интервальный бег (темповый бег),

интервальный спринт.

Соревновательный метод

Соревнования, прикидки, контрольный бег.

Дополнительные средства специальной подготовки

Бег по пересеченной местности,

тихий бег,

бег в гору,

бег по мягкому грунту,

беговые и прыжковые упражнения,


ускорения и ритмовые пробежки

Развитие силы мышц нижних конечностей и специальной выносливости

Упражнения со штангой: приседание и вставание ,

полуприсед и быстрое вставание и подъем на носки,

выпрыгивание из полуприседа,

ходьба широким выпадом,

подскоки на носках за счет работы одной стопы,

упругий бег на передней части стопы со штангой на плечах.

Развитие скоростно-силовых качеств, прыгучести

Прыжковые упражнения,

прыжки с ноги на ногу,

на двух ногах,

скачки на левой и правой ноге.

Развитие скоростно-силовых качеств

Упражнения с преодолением внешних сопротивлений: максимально быстрые движения, упражнения с партнером либо манжетами, поясами, гантелями ,штангой.

Упражнения с использованием сопротивлений внешней среды: бег и прыжки в гору вверх и вниз, по различному грунту, против ветра и по ветру.

Бег на короткие дистанции

Упражнения для совершенствования техники бега

Бег с прямыми коленями, отталкиваясь только стопой,

бег на месте и с продвижением вперед, высоко поднимая колено,

бег на месте и с продвижением вперед с захлестыванием голени,

бег прыжками с ноги на ногу,

смена ног прыжками в положении стоя в шаге,

бег на месте и с продвижением вперед с подниманием бедра и голени маховой ноги,

бег и в гору и с горы,

пробегание отрезков 30-40м с ускорением,

бег по прямой на 60-80м с изменением темпа,

бег по повороту,

то же с выходом и со входом в поворот.

Упражнения для совершенствования техники низкого старта

Бег с ускорением с высокого старта,

бег с ускорением с полунизкого старта,

бег с низкого старта с сопротивлением партнера,

бег с низкого старта в гору,

бег с низкого старта по отметкам,

то же, но через набивные мячи,

пробегание 30, 40, 60м с низкого старта по команде с последующим бегом по инерции,

то же , но с финишированием поля 20, 30, 40,60м,

повторное пробегание отрезков 40-60м с низкого старта,

бег с низкого старта с колодок.

Упражнения для совершенствования техники финиширования

Пробегание с ходу отрезков 20, 30, 50м,

То же, но с низкой скоростью и наклоном туловища при финишировании,

пробегание 100-200м с изменением скорости бега по дистанции.

Эстафетный бег

Освоение техники и тактики эстафетного бега

Передача эстафеты на месте на расстоянии 1м друг от друга,

то же, но в движении шагом,

то же, но во время бега,

обучение старту с опорой на одну руку и стартовому разбегу.

Подбор расстояния до отметки и отработка старта принимающего в момент наступания на отметку передающим.

Передача эстафеты на этапах при скорости бега 50-70% от максимальной.

Бег по дистанции с изменением скорости и сохранением расстояния 1-1,5м между передающим и принимающим.

Передача эстафеты на этапах при максимальной скорости бега.

Пробегание всей дистанции со скоростью 50-80% от максимальной и с максимальной скоростью с передачей эстафеты.

Бег на средние и длинные дистанции

Метод непрерывного длительного бега

Медленный длительный бег,

длительный кроссовый бег,

темповый кроссовый бег,

фартлек,

длительный кроссовый бег в переменном темпе.



Тренировка в беге на короткую дистанцию

Бег на 100 м – циклическое упражнение максимальной мощности. Эффективность успешного выполнения этого выполнения зависит от скоростно-силовой подготовленности. Для подготовки в этом контрольном упражнении применяются повторные и соревновательные методы. В тренировке используется преимущественно раздельное совершенствование отдельных фаз этого упражнения, а в соревнованиях и проверках целостное его выполнение. Упражнение условно подразделяется на 4 фазы: старт, стартовый разгон, бег по дистанции, финиш. Для отработки старта использую повторное пробегание, под команду или самостоятельно, отрезков по 10-15 метров сериями, по 3-5 повторений. Для отработки стартового разбега применяю повторное пробегание отрезков до 30 м под команду или самостоятельно, но с контрольным временем. Отдых между пробежками – до полного восстановления (обычно это 2-4 мин.) дыхания. Скорость бега в стартовом разбеге возрастает постепенно, за счет удлинения шагов и увеличения частоты. Важное значение для повышение скорости имеет быстрое опускание ноги вниз-назад (по отношению к туловищу), а также энергичные, но не закрепленные движения руками вперед-назад. Резкое, скачкообразное изменение длины шагов нарушает ритм движений и ухудшает результат. Скорость бега может увеличиваться до 60 м дистанции. При беге на дистанции руки, как и в стартовом разбеге, быстро движутся вперед-назад, синхронно с ногами. Кисти во время бега полусжаты. Энергичные движения руками не должны вызывать подъем плеч вверх, спину надо держать прямо, не сутулиться. В беге необходимо стремиться к расслаблению тех мышц, которые в каждый данный момент активно участвовали в работе. Окончание дистанции (финиш) фиксируется в момент, когда участник коснется воображаемой плоскости финиша какой-либо частью туловища (обычно грудью), исключая голову, шею, ноги и руки. Чтобы быстрее преодолеть створ финиша, на последнем шаге надо резко сделать наклон вперед.

В самостоятельных занятиях можно применять упражнения с партнером и без партнера, групповые упражнения для развития и совершенствования быстроты и скорости движений.

1. Бег с низкого или высокого старта. Дозировка: (5-6 раз по 10-15 метров с интервалом в 1,0-1,5 минуты) 3-4 серии через 2-3 минуты отдыха.

2.Бег с максимальной скоростью на 30-60 метров. Дозировка: 3-5 раз по 1-3 серии. Отдых до полного восстановления дыхания.

3. Бег с предельной скоростью с ходу: 10-30 метров с 30-метрового разбега. Выполнять, как и предыдущее упражнение.

4. Быстрый бег под уклон(до 15 градусов) с установкой на достижение максимальной скорости и частоты движений на дистанции10-30 метров с 30-метрового разбега. Дозировка: 3-5 раз по 1-2 серии.

5. Ритмичные подскоки со скакалкой, стараясь периодически прокрутить ее руками более одного раза за один подскок, постепенно увеличивая скорость вращения рук.

6.Подскоки через скакалку, вращаемую двумя партнерами, с периодическим ускорением ее вращения для увеличения быстроты отталкивания подряд в 1-3 прыжках:3-4 подскока в обычном темпе + 1-3 раза в ускоренном.

7.Бег вверх по лестнице с максимальной частотой и скоростью. Дозировка:10-20 м по 5-6 раз.

8.Однократные прыжки в длину с места, с подхода или с разбега. Дозировка: 5-6 прыжков по 2-4 серии.

9.Многократные прыжки (тройной, пятикратный, десятикратный) на одной или двух ногах. Дозировка: 3-4 прыжка по 2-3 серии.

10.Прыжки через равномерно расставленные барьеры: 5-6 барьеров высотой 76-80см по 5-10 раз. Выполнить с установкой на мгновенное отталкивание.

11.Спрыгивание с подставки высотой 30-60см с последующим мгновенным отталкиванием в прыжке вверх или вперед. Дозировка: 5-8 прыжков по 1-3 серии.

12.Повторный бег на 100-150м со скоростью 85-95% от предельной: 2-4 раза с отдыхом 8-12 минут.

13.Повторный бег на 150-300м предельно быстро: 1-2 раза с отдыхом до восстановления дыхания.

Скоростно-силовые силовые упражнения применяются после скоростной работы. Не рекомендуется сочетать в одном занятии работу над развитием максимальной скорости с работой на силовую и скоростную выносливость в больших объемах или до отказа.

Примерное тренировочное занятие 1

1. Разминка общая: медленный бег трусцой 600-1000м, обще-развивающие упражнения, упражнения на растягивание мышц ног и таза, специально-беговые упражнения.

2. Разминка специальная: бег с ускорением:5-6 раз x 50-80м (в каждой последующей пробежке скорость бега постепенно увеличивать), бег с высокого старта на технику:4-6 раз x 10-20 метров.

3. Бег со старта под команду в полную силу: 4-6 раз х 20-25м, отдых – 1-2 минуты.

4. Бег со старта за «лидером» в полную силу: 4-6 раз х 30-50м, с отдыхом 2-3 минуты.

5. Повторный бег: 6-8 раз х 100м или 4-6 раз х 150м, через 3-5 минут медленной ходьбы или 2-3 раза х 200м, через 5-6 минут отдыха.

Скорость бега каждую неделю необходимо постепенно повышать, начиная с 80-% уровня от максимума.

6. Силовая тренировка:

- Полуприседы со штангой или с партнером на плечах- 50-80кг 8-10 раз х 2-3 серии( более приготовленные занимающиеся могут выполнять выпрыгивания вверх из полуприседа);

- Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса.

7. В заключении медленный бег 400-1000м, ходьба, упражнения на расслабление и восстановление дыхания.

Примерное тренировочное занятие 2

  1. Общая разминка.

  2. Разминка специальная.

  3. Бег со старта под команду предельно быстро: 3-6 раз х 20-30 метров.

  4. Быстрый бег: 100м х 1-2 раза с контролем времени. Следить за ритмичной не закрепощенной, согласованной работой рук и ног. В целом за техникой бега. Скорость повышать постепенно из недели в неделю. Отдых между пробежками 4-6 минут.

  5. Бег с ускорением: 30-50м х2-3раза.

  6. Быстрый бег: 200м х1 раз или 300м х1 раз с контролем времени пробегания дистанции ( Каждую неделю скорость бега постепенно увеличивать).

  7. В заключении медленный бег 400-1000м, ходьба , упражнения на расслабление и восстановление дыхания на начальном этапе ( 3-4 недели). Минимальное количество тренировок в неделю – 2, с перерывом 2-3 дня, далее не менее 3.


Тренировка в беге на длинную дистанцию.

Выносливость – важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной спортивной деятельности и в повседневной жизни людей. Она отражает общий уровень работоспособности человека. Являясь многофункциональным свойством человеческого организма, выносливость интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного или целостного организма.

При решении задачи развития выносливости наиболее приемлемым для всех категорий занимающихся, самым простым и доступным упражнением является бег трусцой.

С постепенным переходом на непрерывное пробегание 5-6 км, в равномерном темпе, со скоростью от 6-5 до 5-4 минут на 1км. 1раз в 2-3 недели, лучше всего в выходной день можно пробежать и более длинную дистанцию – 8-10км в равномерном темпе с той же скоростью. Периодически можно пробегать с более высокой скоростью ( 4,0- 4,5мин на 1км ), и дистанцию 5-6км, но такая работа может выполняться не чаще, чем 1 раз в неделю.

Подготовка к контрольным проверкам в беге на 1000-3000м.

Тренировка на все дистанции, обязательно должна состоять из 2 этапов:

  1. « Базового, в котором решаются задачи развития и совершенствования общей выносливости.

  2. Специально – подготовительного, в котором решаются задачи специальной подготовки, к ко

  3. нтрольным проверкам.

Функциональная ( «базовая» ) подготовка осуществляется в процессе выполнения длительных равномерных пробежек на 3км и более со скоростью 4,5 - 6,0мин на 1км Повышение критической скорости и способности к ее удержанию тренируется в процессе темпового кроссового бега, повторного пробегания отрезков 600-1500м со скоростью выше соревновательной. Для совершенствования скоростных возможностей используется также повторный и интервальный бег на отрезках от 100 до 400метров.

Для более эффективной подготовки сначала развивают общую выносливость, затем специальную.

На 1 этапе необходимо в начале увеличить общий объем работы, а затем постепенно снижать его с повышением интенсивности работы.

В специальной подготовке в беге на этих дистанциях большое значение имеет способность удерживать как можно дольше нужную скорость, повышение экономичности работы за счет совершенствования техники бега, а также умение «терпеть» и противостоять развивающемуся утомлению.

В связи с этими задачами тренировочного процесса в данном случае являются :

1) Повышение функциональных возможностей сердечно- сосудистой и дыхательной системы;

2) Повышение критической скорости бега и способности к ее удержанию;

3) Совершенствование способности к перенесению больших величин кислородной задолженности;

4) Развитие волевых качеств.

В таблицах 1-3 приводятся программы подготовки к бегу на 1000 и 3000м.

Программа « базовая» тренировка одинакова для обеих дистанций. Различия имеются лишь в скорости выполняемой беговой работы. Содержание этапов специальной подготовки несколько меняется: эти этапы должны быть более насыщены темповой работой.

Не в коем случае нельзя форсировать объемы и интенсивность работы на выносливость, нагрузку необходимо повышать постепенно.




ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (НАЧАЛЬНАЯПОДГОТОВКА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Как известно, ведущими факторами, определяющими результаты в беге на средние и длинные дистанции, являются физическая и функциональная под­готовленность, однако большое значение в спортивных достижениях имеет и технико-тактическая подготовка.

Бег является простой и естественной локомоцией, поэтому дети осваива­ют это упражнение раньше, чем приходят в спортивную секцию. Если же рас­сматривать бег как одну из легкоатлетических дисциплин, то правильное вы­полнение этого несложного упражнения требует определенной подготовки, так как основные грубые ошибки в его продолжительном выполнении появляются из-за слабой физической и функциональной подготовленности либо из-за не­умения выполнять элементарные движения рук и ног, т.е. из-за отсутствия пра­вильного двигательного навыка.

Бег на средние дистанции по технике имеет свои особенности: средняя соревновательная скорость ниже, чем при беге на короткие дистанции; шаг ко­роче, туловище более выпрямлено; колено маховой ноги поднимается не так высоко; нерезкое выпрямление толчковой ноги; движения рук не так энергич­ны, угол сгибания их в локтевом суставе более острый; дыхание свободное, ритмичное и более глубокое.

Хорошая техника бега по дистанции характеризуется следующими ос­новными чертами: туловище слегка наклонено вперед; плечи немного развер­нуты; в пояснице наблюдается небольшой естественный прогиб, обеспечиваю­щий выведение таза вперед; голова держится прямо, подбородок опущен, мышцы лица и шеи не напряжены. Такое положение головы и туловища спо­собствует снятию излишнего напряжения мышц, улучшает их работу.

Во время бега необходимо следить за сохранением свободного ритмично­го движения. Частота и глубина дыхания находится в тесной связи с темпом движения. Увеличение скорости передвижения соответствует увеличению час­тоты дыхания. Ритм дыхания при беге зависит от индивидуальных особенно­стей спортсмена.

Работа ног при беге. Главным элементом в беге является момент оттал­кивания, так как от мощности усилия, угла отталкивания и частоты шагов зави­сит скорость бега.

Отталкивание должно быть направлено только вперед и строго согласо­вано с наклоном туловища. Наряду с крупными мышцами бедра, голени и сто­пы при отталкивании включаются в работу мелкие мышцы стопы и пальцев, обеспечивая полное выпрямление ноги. При небольшом наклоне туловища впе­ред хорошее отталкивание получается при полном выпрямлении ноги. Актив­ному отталкиванию способствует мах свободной ноги, направленный вперед-­вверх, причем заключительный момент отталкивания совпадает с окончанием махового движения и началом активного сведения бедер. В этом положении толчковая нога почти полностью выпрямлена. Благодаря отталкиванию и маху тело переходит в безопорное положение, используемое бегуном для кратковре­менного относительного отдыха. Нога, заканчивая толчок, расслабляется, го­лень под действием инерционных сил несколько «захлестывается» вверх и, сгибаясь в коленном суставе, тянется за бедром вперед. В момент активного сведения бедер, когда нога, находящаяся впереди, начинает опускаться, голень ее несколько выносится вперед и приземление происходит на переднюю часть стопы. Это позволяет бегуну по инерции быстро пройти момент вертикали, при котором нога, находящаяся сзади, продолжает двигаться вперед и голень еще больше прижимается к бедру. Такое «складывание» маховой ноги в момент вертикали способствует некоторому отдыху и быстрому опусканию другой но­ги.

На дорожку ногу ставят слегка согнутой в коленном суставе, что умень­шает тормозящее действие в момент ее постановки и способствует более рав­номерному и плавному бегу. Стопы при беге следует ставить по одной прямой линии.

Работа рук при беге. Движения рук в беге ритмично сочетаются с дви­жениями ног. Руки, сохраняя равновесие, способствуют уменьшению или уве­личению частоты шагов. Во время бега руки должны быть согнуты в локтевых суставах, примерно под прямым углом, кисти свободно собраны в кулак. Дви­жения рук мягкие и плавные, направлены вперед-вверх к подбородку и назад несколько в сторону. При движении назад кисти рук не должны выходить за пределы туловища. Амплитуда движения рук зависит от скорости бега: чем больше скорость бега, тем выше темп и шире движения рук.

При беге по повороту спортсмен наклоняет туловище немного влево, в сторону поворота правой рукой совершает более размашистые движения, пра­вую ногу ставит с разворотом стопы вовнутрь.

Финиш и остановка после бега. Финишное ускорение, т.е. бег на по­следнем отрезке дистанции, характеризуется увеличением частоты шагов, более энергичной работой рук и некоторым увеличением наклона туловища вперед. После пересечения линии финиша бегун не должен резко останавливаться. Ему необходимо перейти на медленный бег и затем на ходьбу.

Освоение техники бега начинается на этапе начальной подготовки с соз­дания представления о технике бега на средние и длинные дистанции. Для это­го используются следующие средства: объяснение основных моментов бега не стадионе и в легкоатлетическом манеже; распределение сил и скорости бега на различных участках в зависимости от длины дистанции; демонстрация бега на прямом отрезке дистанции тренером, показ и разбор плакатов по технике бега. Так же идет обучение технике высокого старта, финиширования, выполнения команд «На старт!», «Внимание!», «Марш!»; технике бега на короткие дистан­ции (подготовка стартовых колодок, принятие положения «На старт!», «Внима­ние!»); технике передачи и приема эстафетной палочки во время бега по кругу и навстречу друг другу.

Для улучшения техники бега используются специальные и подготови­тельные упражнения. При этом необходимо помнить, что часто причиной оши­бок в технике бега является недостаточная физическая подготовленность юного спортсмена, поэтому для совершенствования техники бега большое внимание следует уделять силовой подготовке.

Для совершенствования бега по прямой с равномерной и переменной ско­ростью применяются: повторные ускорения 50-60-метровых отрезков на дис­танции (необходимо следить за плавным нарастанием скорости бега); при по­вторном беге занимающиеся должны удержать набранную скорость, но при возникновении напряжения в движениях следует снизить скорость бега; пере­ключения с медленного бега на быстрый по дистанции происходит по команде; в процессе совершенствования техники бега при пробегании по дистанции сле­дует выполнять ускорения по 30-40 метров с включением «свободного хода».

При работе над техникой бега необходимо соблюдать основные требова­ния: прямолинейность направления бега; полное выпрямление толчковой ноги в сочетании с выносом вперед бедра маховой ноги; быстрая и мягкая постанов­ка ноги на грунт с передней части стопы; свободная и энергичная работа рук; прямое положение туловища и головы.


Тактическая подготовка бегунов

В соревнованиях любого уровня, чтобы добиться успеха, необходимо знать тактические приемы и использовать их в зависимости от сложившейся ситуации. Тактика бега на средние и длинные дистанции прежде всего зависит от цели, поставленной перед соревнованием. Выделяют три цели: показ запла­нированного результата; выигрыш соревнования или быть в числе призеров; выигрыш соревнования с рекордным для себя результатом.

В зависимости от объективных обстоятельств тактические планы и гра­фики бега могут быть различными и определяться такими факторами, как са­мочувствие; состояние спортивной формы; состав забега; тактика, применяемая основными соперниками, уровнем их подготовленности.

В соревнованиях по бегу на средние и длинные дистанции самыми рас­пространенными являются два тактических приема: бег на результат и бег на выигрыш.

В первом варианте поддерживается запланированная скорость бега на протяжении всей дистанции. При такой тактике бег проходит с равномерной скоростью.

Во втором случае необходимо выдерживать высокий темп бега, предло­женный соперниками, и сохранить силы для решающего финишного ускорения.

Независимо от выбранной тактики следует помнить, что начать бег со старта надо по возможности быстро. Ускорение на первых метрах позволяет быстрее набрать необходимую скорость и затем поддерживать ее. Бегуну же, медленно начавшему бег, будет трудно на дистанции достигнуть необходимой скорости и догнать лидеров. Быстрое начало дает возможность выйти из боль­шой группы, избежать столкновения.

Наметив спортивный результат, следует составить график бега, который особенно необходим при тактике лидирования. При беге на выигрыш график бега не имеет решающего значения, так как успех зависит от увеличения скоро­сти на финишном отрезке.



ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


Использованные информационные источники

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

3. Устав МБОУ ДОД Д(П)Ц «Мостовик».


Литература для педагога


1. Бег на средние и длинные дистанции: Система подготовки / Ф.П.Суслов,
Ю.А.Попов, В.Н.Кулаков, С.А.Тихонов; Под ред. В.В.Кузнецова. - М: Физкультура и
спорт, 1982.- 176 с.

  1. Ивочкин В.В. Нормативные требования и планирование многолетней подготовки юных бегунов на средние дистанции. - М: ВНИИФК, 2003. - С. 86 - 89.

  2. Концепция физического развития детей и подростков. - М., ФК: воспитание, обра­зование, тренировка. - 1996. - №1. - С.5-10. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Кофман Л.Б.

  3. Кузнецов B.C., Колодницкий Г.А. Физкультурно - оздоровительная работа в школе: Метод. Пособие. - М., 2003. - 128 с.

  4. Легкая атлетика: бег на средние и длинные дистанции: Примерная программа спор­тивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских олимпийского резерва. - М.: Советский спорт, 2004. - 108 с.

  5. Майфат СП., Малафеева С.Н. Контроль за физической подготовленностью в юно­шеском возрасте. - Екатеринбург, 2003. - 131 с.

  6. Настольная книга тренера. Наука побеждать / Н.Г.Озолин. - М.: Астрель: ACT, 2006. - 863, [1] с: ил. - (Профессия-тренер).

  7. Озолин Н.Г., Травин Ю.Г. Педагогические основы методики обучения легкоатлети­ческим упражнениям. - М., 1998. - 79 с.

  8. Основы знаний по физической культуре: Материалы для поступающих на факуль­тет ОФКиТ БГАФК. / Сост. А.А. Майструк, Н.Н. Кройтер. - Мн., 2003. - 102 с.

10.Травин Ю.Г. Организация и методика занятий легкой атлетикой с детьми, подростками, юношами и девушками. - М., 1995. - 91 с.


Литература для учащихся


1.Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы», Н.И.Дереклеева; Москва: «ВАКО»,2007.

2.«Подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2007.

3.«Зимние подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2009.

4.«Дружить со спортом и игрой», Г.П.Попова; Волгоград: «Учитель»,2008.

5. Лях В.И. Мой друг – физкультура.  Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. Москва «Просвещение» 2010.

6.Физическая культура 5 – 7: учебник для общеобразовательных учреждений. М. Я. Виленский – М.: Просвещение, 2010.

7.Физическая культура 8 – 9: учебник для общеобразовательных учреждений. В. И. Лях – М.: Просвещение, 2010.

8.Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов /Сост. Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 480 с.



25