Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, является первой ступенью в системе образования. Выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребенка, т.к. она способствует развитию его личности в целом. В наше время многие родители мало дают возможностей в развитии самостоятельности своего чада. В виду своей занятости предпочитают сделать за ребенка все сами, лишая его возможности научиться делать самому. Когда трехлетний ребенок приходит в детский сад и не может самостоятельно застегнуть сандалии, надеть колготы, пользоваться ложкой и.т.д., у него возникает внутренний протест с самим собой, ребенок капризничает и наотрез отказывается самостоятельно выполнить то или иное действие. К сожалению, таких детей на сегодняшний день становиться больше. Тогда перед воспитателем встает проблема, как творчески и без нанесения вреда психическому здоровью ребенка и его родителям решить этот вопрос.
Каждый ребенок - уникальная личность, развивается индивидуально. Темперамент, его врожденные способности, сфера интересов, даже семейная практика поощрения и наказания – все существенно влияет на темп становления детской самостоятельности.
Поощряйте все проявления самостоятельности ребенка. Если требуется, помогите ребенку создать условия для самостоятельной игры или занятия.
Регулярно обращайтесь к ребенку за советом по какому-нибудь вопросу. Интересуйтесь его мнением.
Предоставляйте ребенку выбор: (« Что ты хочешь надеть: эти штаны, или эти?», « Куда теперь пойдем?»)
Помогайте ребенку там, где он просит
Развивайте кругозор ребенка
Позволяйте совершать ошибки. На них учатся. Вместо того, чтобы концентрировать внимание ребенка на неудаче, сконцентрируйте его внимание на том, как можно улучшить дело.
Позволяйте ребенку сталкиваться с последствиями своих действий (или бездействия).
Когда ребенок сталкивается с новой игрушкой, дайте ему достаточно времени для того, чтобы разобраться с ней самостоятельно.
Помогайте ребенку, когда он вас просит об этом. Старайтесь помогать в той части работы, с которой самостоятельно ребенок пока справиться не может. В той части работы, которую он может сделать сам, помогать не стоит. Хорошо, если совместная игра с ребенком приобретает форму сотрудничества. Плохо, если совместная игра с ребенком больше похожа на вашу собственную игру с игрушкой и ребенка – наблюдателя (который смотрит, как «правильно» играть с игрушкой)
Обеспечьте ребенку регулярные занятия творчеством (лепка, рисование, музыка и т.д.)
Старайтесь покупать игрушки по типу конструкторов, которые изначально не готовы, которые нужно собирать и разбирать. Желательно, чтобы было несколько вариантов сборки. Старайтесь как можно меньше выполнять за ребенка то, что он уже может сделать сам.
Не забывайте оглядываться на возрастные рамки: что обычно умеют делать дети в таком же возрасте, что и ваш ребенок?
Старайтесь всегда выполнять свои обещания. Подражая вам, ребенок тоже начнет выполнять свои договоренности. Такая потребность будет побуждать его лучше продумывать и организовывать сою деятельность.
Учите ребенка убирать за собой. Поиграл в конструктор – убери его на место. Вылил молоко на пол- вытри тряпкой и т.п. Такие действия помогут ребенку осознать последствия своих действий и помогут начать лучше организовывать свою деятельность.
Если ребенок начинает что-то делать не правильно, не спешите ему об этом заявлять. Пусть он сам поймет это.
Ребенку необходимо иметь свое собственное пространство, где он будет сам себе хозяином (ящик, комната).
Запрещая что - то делать ребенку не забудьте ему сказать, что можно делать.
Соблюдение режима дня позволяет формировать волевые качества ребенка и его чувство времени. Это поможет ему лучше упорядочивать свою деятельность во времени. Режим дня лучше визуализировать, например, это может делать на детской меловой доске.
Обеспечьте вашему ребенку возможность играть в сюжетно- ролевые игры как самостоятельно, так и с другими детьми.
На определенном этапе своего развития дети начинают играть с предметами- заменителями. Вместо машинки можно использовать кубик. Вместо куклы - свечку и т.д. Это важный этап развития ребенка. В это время развивается творческое начало ребенка. Сегодня в детских магазинах продается большое количество дорогих и очень реалистичных игрушек, и некоторые родители начинают переусердствовать: они покупают только такие игрушки, забывая о простых игрушках, забывая о конструкторах, забывая о мозаике, забывая о пластилине, красках, карандашах. В результате у таких детей все реже возникает потребность играть с предметами- заменителями, а значит, меньше развиваются творческие способности, а они тесно связаны с самостоятельностью.
Если ребенок хочет вам в чем- то помочь,- разрешите ему это. Пусть поможет (даже если у него это плохо получается).
Не стоит стараться ограждать своего ребенка от всех негативных переживаний. Некоторые родители, стараясь оградить своего ребенка от конфликтных ситуаций на детской площадке, начинают ее посещать в то время, когда там нет других детей. При таком подходе их ребенок действительно оказывается, избавлен от негативных переживаний, но вместе с этим он избавляется и от общения с другими детьми: а это возможность поиграть в ролевые игры, возможность принимать свои собственные решения относительно того, как общаться с другими, это возможность наблюдать и перенимать поведение других людей.
Приобщайте ребенка к планированию сложных дел. Например, планирование поездок или планирование выходного дня.
Позволяйте ребенку участвовать в домашних делах (уборка, мытье посуды, приготовление пищи0.
Позволяйте и не препятствуйте ребенку участвовать в процессе одевания: пусть он участвует в выборе одежды. Пусть он сам надевает то, что ему нравится и что уже может самостоятельно одеть.