СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Р.Р. № 2. Речевой этикет. § 4. Практикум: разыгрывание ситуативного диалога.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Р.Р. № 2. Речевой этикет. § 4.  Практикум: разыгрывание ситуативного диалога.

Просмотр содержимого документа
«Р.Р. № 2. Речевой этикет. § 4. Практикум: разыгрывание ситуативного диалога.»

Одиннадцатое сентября  Классная работа  Р.Р. № 2. Речевой этикет

Одиннадцатое сентября Классная работа Р.Р. № 2. Речевой этикет

Что такое речевой этикет?   Речевой этикет – это правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности.  Н.И. Формановская

Что такое речевой этикет?

Речевой этикет – это правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности.

Н.И. Формановская

Что такое речевой этикет?    Этикет – это «установленный порядок форм обхождения» (С.И. Ожегов). К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, характеризующие вежливую речь.

Что такое речевой этикет?

Этикет – это «установленный порядок форм обхождения» (С.И. Ожегов). К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, характеризующие вежливую речь.

Проблема   Для того чтобы избежать ненужных ссор, обид нужно, неукоснительно соблюдать нормы речевого этикета, принятые в обществе, а некоторые дети не только не соблюдают их, но и не знают, как важен этот аспект культуры.

Проблема

Для того чтобы избежать ненужных ссор, обид нужно, неукоснительно соблюдать нормы речевого этикета, принятые в обществе, а некоторые дети не только не соблюдают их, но и не знают, как важен этот аспект культуры.

Цель   Выявить уровень владения нормами речевого этикета учащимися

Цель

Выявить уровень владения нормами речевого этикета учащимися

Задачи 1. Изучить историю вопроса, расширить и уточнить представление о речевом этикете.   2. Изучить и проанализировать литературу по данной теме.   3. Систематизировать материал.   4. Сделать выводы по теме исследования.  

Задачи

1. Изучить историю вопроса, расширить и уточнить представление о речевом этикете.  

2. Изучить и проанализировать литературу по данной теме.  

3. Систематизировать материал.  

4. Сделать выводы по теме исследования.  

Гипотеза   Владение нормами речевого этикета – один из показателей внутренней культуры учащегося – неразрывно связан с качеством обученности по предметам гуманитарного цикла.

Гипотеза

Владение нормами речевого этикета – один из показателей внутренней культуры учащегося – неразрывно связан с качеством обученности по предметам гуманитарного цикла.

Методы исследования Теоретические (изучение и анализ специальной литературы по проблеме, классификация этикетных слов, обобщение по результатам анкетирования); Анализ художественных произведений XIX – XX веков по данной теме; Эмпирические (наблюдение, анкетирование).   Теоретические (изучение и анализ специальной литературы по проблеме, классификация этикетных слов, обобщение по результатам анкетирования); Анализ художественных произведений XIX – XX веков по данной теме; Эмпирические (наблюдение, анкетирование).  

Методы исследования

  • Теоретические (изучение и анализ специальной литературы по проблеме, классификация этикетных слов, обобщение по результатам анкетирования); Анализ художественных произведений XIX – XX веков по данной теме; Эмпирические (наблюдение, анкетирование).  
  • Теоретические (изучение и анализ специальной литературы по проблеме, классификация этикетных слов, обобщение по результатам анкетирования);
  • Анализ художественных произведений XIX – XX веков по данной теме;
  • Эмпирические (наблюдение, анкетирование).  
Объект исследования:   Коллектив учащихся 7 класса Предмет исследования:   речь учащихся, уровень владения этикетными формулами.
  • Объект исследования:

Коллектив учащихся 7 класса

  • Предмет исследования:

речь учащихся, уровень владения этикетными формулами.

Почему речевой этикет нужен людям ?

Почему речевой этикет нужен людям ?

Первый признак Хочешь быть «своим» - соблюдай социальные правила данного общества.

Первый признак

  • Хочешь быть «своим» - соблюдай социальные правила данного общества.
Второй признак Исполнение знаков этикета воспринимается адресатом как социальное «поглаживание».

Второй признак

  • Исполнение знаков этикета воспринимается адресатом как социальное «поглаживание».
Третий признак Сама структура высказываний, в которых открытыми оказываются «я» и «ты»: я благодарю Вас.

Третий признак

  • Сама структура высказываний, в которых открытыми оказываются «я» и «ты»: я благодарю Вас.
Четвёртый признак Вежливость нужно выражать, демонстрировать при общении.

Четвёртый признак

  • Вежливость нужно выражать,

демонстрировать при общении.

Пятый признак Речевой этикет – важный элемент культуры народа, продукт культурной деятельности.

Пятый признак

  • Речевой этикет – важный элемент культуры народа, продукт культурной деятельности.
Речевой этикет и речевая ситуация Спектр коммуникативных функций речевого этикета. Речевой этикет: способствует установлению контакта между собеседниками; привлекает внимание слушателя (читателя), выделяет его среди других потенциальных собеседников.

Речевой этикет и речевая ситуация

Спектр коммуникативных функций речевого этикета.

Речевой этикет:

  • способствует установлению контакта между собеседниками;
  • привлекает внимание слушателя (читателя), выделяет его среди других потенциальных собеседников.
Речевой  этикет и проблемы стилистики. Деловая речь отличается высокой степенью формальности: участники коммуникации, лица и предметы, о которых идет речь, называются их полными официальными наименованиями. В научной речи принята довольно сложная система этикетных требований, определяющих порядок изложения, ссылок на предшественников и возражений оппонентам.   Также существенно противопоставление письменной и устной речи. Письменная речь , как правило, принадлежит к тому или иному функциональному стилю; напротив, устная речь тяготеет к размыванию стилистических границ.

Речевой этикет и проблемы стилистики.

  • Деловая речь отличается высокой степенью формальности: участники коммуникации, лица и предметы, о которых идет речь, называются их полными официальными наименованиями.
  • В научной речи принята довольно сложная система этикетных требований, определяющих порядок изложения, ссылок на предшественников и возражений оппонентам.

Также существенно противопоставление письменной и устной речи.

  • Письменная речь , как правило, принадлежит к тому или иному функциональному стилю; напротив, устная речь тяготеет к размыванию стилистических границ.
Из истории речевого этикета   Речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми. И нужны эти правила для того, чтобы поддерживать положительную тональность разговора.

Из истории речевого этикета

Речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми. И нужны эти правила для того, чтобы поддерживать положительную тональность разговора.

«Из уст безвластных и вельможных уст одна и та же речь звучит различно».

«Из уст безвластных и вельможных уст одна и та же речь звучит различно».

Как изменялся речевой этикет со временем (на примере художественных произведений XIX – XX веков) .

Как изменялся речевой этикет со временем (на примере художественных произведений XIX – XX веков) .

А.С.Пушкин «Повести Белкина» Приветствия Здорово! Прощания А.П.Чехов Прощайте, с богом. Честь имею откланяться! Разрешите попрощаться!     Рассказы В.М.Шукшин Рассказы Очень рад Вас видеть. Привет! Приветствуем! Имею честь. До свидания.

А.С.Пушкин «Повести Белкина»

Приветствия

Здорово!

Прощания

А.П.Чехов

  • Прощайте, с богом. Честь имею откланяться!
  • Разрешите попрощаться!    

Рассказы

В.М.Шукшин Рассказы

Очень рад Вас видеть.

Привет! Приветствуем!

Имею честь.

До свидания.

А.С.Пушкин «Повести Белкина» Извинения А.П.Чехов Виноват. Просьбы Рассказы В.М.Шукшин Рассказы Виноват, извините, приношу прежде всего извинение. Позвольте. Извините. Прошу, извольте, пожалуйста, позвольте. Пожалуйста.

А.С.Пушкин «Повести Белкина»

Извинения

А.П.Чехов

Виноват.

Просьбы

Рассказы

В.М.Шукшин Рассказы

Виноват, извините, приношу прежде всего извинение.

Позвольте.

Извините.

Прошу, извольте, пожалуйста, позвольте.

Пожалуйста.

А.С.Пушкин «Повести Белкина» Обращение  Брат, сударь, государь, ваше превосходительств, ваше высокопревосходительство, батюшка, господин. А.П.Чехов Рассказы В.М.Шукшин Рассказы Голубчик, вашество, ваше высокородие, господа, ваше высокоблагородие, сударыня, сударь, милый мой, милостивый государь, благодетели вы наши, душенька, ваше благородие, родненький, синьор.  Дорогой сынок!  По имени.

А.С.Пушкин «Повести Белкина»

Обращение

Брат, сударь, государь, ваше превосходительств, ваше высокопревосходительство, батюшка, господин.

А.П.Чехов

Рассказы

В.М.Шукшин Рассказы

Голубчик, вашество, ваше высокородие, господа, ваше высокоблагородие, сударыня, сударь, милый мой, милостивый государь, благодетели вы наши, душенька, ваше благородие, родненький, синьор.

Дорогой сынок!

По имени.

А.С.Пушкин «Повести Белкина» Благодарность  А.П.Чехов Изумление, удивление Рассказы В.М.Шукшин Рассказы Благодарю Вас, дай Бог Вам здоровья, благодарим покорно, спасибо, Вы очень любезны.   Батюшки!

А.С.Пушкин «Повести Белкина»

Благодарность

А.П.Чехов

Изумление, удивление

Рассказы

В.М.Шукшин Рассказы

Благодарю Вас, дай Бог Вам здоровья, благодарим покорно, спасибо, Вы очень любезны.

Батюшки!

Вот какие данные получены

Вот какие данные получены

Формулы речевого этикета

Формулы речевого этикета

Формулы приветствия в речевом этикете

Формулы приветствия в речевом этикете

Формула приветствия Пример Пожелание здоровья Здравствуйте! Указание на время встречи Добрый день! Эмоциональные пожелания Доброе утро! Очень рад! Уважительная форма Моё почтение! Специфическая форма Здравия желаю! Молодежный сленг Хай! Хеллоу!

Формула приветствия

Пример

Пожелание здоровья

Здравствуйте!

Указание на время встречи

Добрый день!

Эмоциональные пожелания

Доброе утро!

Очень рад!

Уважительная форма

Моё почтение!

Специфическая форма

Здравия желаю!

Молодежный сленг

Хай! Хеллоу!

Формулы прощания  в речевом этикете

Формулы прощания  в речевом этикете

Формула прощания Пример Самая распространенная До свидания! Прощание на неопределенный срок Прощайте! Мне пора! Прощание-пожелание Всего хорошего! Всего доброго! Пожелание здоровья Просторечные формулы Будьте здоровы! Бывайте здоровы! Пока! Всего! Салют! Устаревшие формулы Честь имею откланяться! Разрешите попрощаться!

Формула прощания

Пример

Самая распространенная

До свидания!

Прощание на неопределенный срок

Прощайте! Мне пора!

Прощание-пожелание

Всего хорошего! Всего доброго!

Пожелание здоровья

Просторечные формулы

Будьте здоровы! Бывайте здоровы!

Пока! Всего! Салют!

Устаревшие формулы

Честь имею откланяться!

Разрешите попрощаться!

Формулы благодарности  

Формулы благодарности  

«Благодарность» – естественное человеческое чувство, которое нужно уметь выразить словами. «Благодарю» – от русского «благодарствую», т.е. « приношу благодарение». «Пожалуйста» – образовано от слова «пожалуй» с помощью усиливающей частицы «-ста». (ср. слово стать и устаревшие ныне спасибоста, здоровоста ).
  • «Благодарность» – естественное человеческое чувство, которое нужно уметь выразить словами.
  • «Благодарю» – от русского «благодарствую», т.е. « приношу благодарение».
  • «Пожалуйста» – образовано от слова «пожалуй» с помощью усиливающей частицы «-ста». (ср. слово стать и устаревшие ныне спасибоста, здоровоста ).
Результаты анкетирования учащихся

Результаты анкетирования учащихся

Знакомо ли Вам понятие речевого этикета?

Знакомо ли Вам понятие речевого этикета?

Задумывались ли Вы когда-нибудь о необходимости следования речевому этикету?

Задумывались ли Вы когда-нибудь о необходимости следования речевому этикету?

Считаете ли Вы проблему речевого этикета актуальной?  

Считаете ли Вы проблему речевого этикета актуальной?  

Следуете ли Вы речевому этикету    а ) в повседневной речи;

Следуете ли Вы речевому этикету

а ) в повседневной речи;

б) общаясь по телефону;

б) общаясь по телефону;

в) в сети Интернет?     

в) в сети Интернет?     

Считаете ли ВЫ, что обилие заимствованных в последнее время слов «замусоривают» русский язык?

Считаете ли ВЫ, что обилие заимствованных в последнее время слов «замусоривают» русский язык?

Как часто Вы употребляете сленговые слова?

Как часто Вы употребляете сленговые слова?

Употребляете ли Вы в речи грубые, нецензурные слова?

Употребляете ли Вы в речи грубые, нецензурные слова?

Анализ работы   В ходе исследования по теме «Речевой этикет» поставленная цель была достигнута, нами были изучена история развития речевого этикета, изучены и проанализированы произведения художественной литературы по данной теме (А.С. Пушкин «Повести Белкина», рассказы А. П. Чехова и В. М. Шукшина), проведено социологическое исследование (анкетирование) среди учеников 6-х классов школы. 

Анализ работы

В ходе исследования по теме «Речевой этикет» поставленная цель была достигнута, нами были изучена история развития речевого этикета, изучены и проанализированы произведения художественной литературы по данной теме (А.С. Пушкин «Повести Белкина», рассказы А. П. Чехова и В. М. Шукшина), проведено социологическое исследование (анкетирование) среди учеников 6-х классов школы. 

Вывод   Наше исследование показало, что многие не владеют речевым этикетом и не считают важным его соблюдать. А это влечёт за собой снижение общей культуры. Чтобы решить данную проблему, считаем необходимым на классных часах провести беседы о значимости речевого этикета. Собранный нами материал имеет практическое значение и может служить пособием для классных часов.

Вывод

Наше исследование показало, что многие не владеют речевым этикетом и не считают важным его соблюдать. А это влечёт за собой снижение общей культуры. Чтобы решить данную проблему, считаем необходимым на классных часах провести беседы о значимости речевого этикета. Собранный нами материал имеет практическое значение и может служить пособием для классных часов.

Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!