Р/р. описание внешности человека
Цели: повторить типы текстов, виды описаний; подготовить учащихся к написанию сочинения; продолжить работу по вычленению причастных оборотов в тексте.
Ход урока
I. Организационный момент.
Собрать тетради с домашним заданием.
II. Сообщение темы и цели урока.
1. Беседа с классом по вопросам.
– Какие типы текста вы изучили?
(Описание, повествование, рассуждение.)
– Какие виды сочинений-описаний вам знакомы?
(Описание места, действия, предмета, человека.)
– Что такое словесный портрет?
– Запишите основные виды словесного описания внешности человека.
2. Угадайте, кому принадлежат следующие словесные портреты:
1) На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно – словно лебедушка;
Смотрит сладко – как голубушка;
Молвит слово – соловей поет;
Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе Божием;
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетенные,
По плечам бегут, извиваются,
С грудью белою цалуются.
В семье родилась она купеческой,
Прозывается… (Аленой Дмитревной.)
(Из «Песни про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова.)
2) Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, с серебряными подковами; шаровары, шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкyром (шнурком), к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками, для трубки. Казакин (мужское верхнее платье на крючках со сборками сзади) алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были задвинуты за пояс; сабля брякала по ногам их. Их лица, еще мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом.
(Остап и Андрий. «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя.)
– Какие средства используют авторы, чтобы сделать свои тексты более образными?
Запись в тетради:
В текстах-описаниях используются следующие выразительные средства: сравнения, олицетворения, эпитеты, гиперболы, говорящие детали.
3. Выполнение упражнения 78.
– Прочитайте текст. Чем примечательна внешность юноши?
– Укажите средства связи первого предложения со вторым и второго с третьим.
– Выпишите предложения с причастиями и обозначьте причастия как члены предложения.
4. Выполнение упражнения 79. Прочитайте текст.
– Какие особенности лица героя поразили писателя?
– Выпишите причастные обороты вместе с определяемыми существительными. Обозначьте окончания причастий.
5. Выполнение упражнения 80.
– Как вы считаете, можно ли по внешности человека судить о его внутренних качествах, о его характере?
– Прочитайте текст упражнения, озаглавьте его.
– Спишите, расставляя пропущенные запятые, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.
Синтаксический разбор указанных предложений – у доски.
6. Выполнение упражнения 81.
– Какое из предложенных описаний дано в художественном стиле речи, а какое – в официально-деловом?
– Прочитайте соответствующим тоном каждое из этих описаний.
– Спишите первый текст, выделив окончания причастий.
7. Подберите э п и т е т ы к словам.
Глаза, волосы, взгляд, друг, головушка.
(Ответы: ясные, шелковые, острый, верный, буйная.)
8. Подберите сравнения, закончив словосочетания.
Стройный как … (тополь), красный как … (рак), бледный как … (смерть), худой как … (палка), толстый как … (бочка), белый как … (полотно), летит как … (стрела), льет как … (из ведра).
III. Подведение итогов урока.
– Какие средства художественной выразительности используются мастерами слова при описании внешности человека?
– Можно ли по внешности судить о характере человека?
Домашнее задание: упражнение 82; рассмотрите репродукцию с картины В. И. Хабарова «Портрет Милы», подберите определения, характеризующие ее лицо, позу, одежду.