СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Р\Р описание внешности человека"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: повторить типы текстов, виды описаний; подготовить учащихся к написанию сочинения; продолжить работу по вычленению причастных оборотов в тексте.

Ход урока

I. Организационный момент.

Собрать тетради с домашним заданием.

II. Сообщение темы и цели урока.

1. Беседа с классом по вопросам.

– Какие типы текста вы изучили?

(Описание, повествование, рассуждение.)

– Какие виды сочинений-описаний вам знакомы?

(Описание места, действия, предмета, человека.)

– Что такое словесный портрет?

– Запишите основные виды словесного описания внешности человека.

2. Угадайте, кому принадлежат следующие словесные портреты:

1) На святой Руси, нашей матушке,

  Не найти, не сыскать такой красавицы:

  Ходит плавно – словно лебедушка;

  Смотрит сладко – как голубушка;

  Молвит слово – соловей поет;

  Горят щеки ее румяные,

  Как заря на небе Божием;

  Косы русые, золотистые,

  В ленты яркие заплетенные,

  По плечам бегут, извиваются,

  С грудью белою цалуются.

  В семье родилась она купеческой,

  Прозывается… (Аленой Дмитревной.)

              (Из «Песни про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова.)

2) Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, с серебряными подковами; шаровары, шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкyром (шнурком), к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками, для трубки. Казакин (мужское  верхнее платье на крючках со сборками сзади) алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были задвинуты за пояс;

Просмотр содержимого документа
«"Р\Р описание внешности человека"»

Р/р. описание внешности человека

Цели: повторить типы текстов, виды описаний; подготовить учащихся к написанию сочинения; продолжить работу по вычленению причастных оборотов в тексте.

Ход урока

I. Организационный момент.

Собрать тетради с домашним заданием.

II. Сообщение темы и цели урока.

1. Беседа с классом по вопросам.

– Какие типы текста вы изучили?

(Описание, повествование, рассуждение.)

– Какие виды сочинений-описаний вам знакомы?

(Описание места, действия, предмета, человека.)

– Что такое словесный портрет?

– Запишите основные виды словесного описания внешности человека.

2. Угадайте, кому принадлежат следующие словесные портреты:

1) На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно – словно лебедушка;

Смотрит сладко – как голубушка;

Молвит слово – соловей поет;

Горят щеки ее румяные,

Как заря на небе Божием;

Косы русые, золотистые,

В ленты яркие заплетенные,

По плечам бегут, извиваются,

С грудью белою цалуются.

В семье родилась она купеческой,

Прозывается… (Аленой Дмитревной.)

(Из «Песни про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова.)

2) Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, с серебряными подковами; шаровары, шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкyром (шнурком), к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками, для трубки. Казакин (мужское верхнее платье на крючках со сборками сзади) алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были задвинуты за пояс; сабля брякала по ногам их. Их лица, еще мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом.

(Остап и Андрий. «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя.)

– Какие средства используют авторы, чтобы сделать свои тексты более образными?

Запись в тетради:

В текстах-описаниях используются следующие выразительные средства: сравнения, олицетворения, эпитеты, гиперболы, говорящие детали.

3. Выполнение упражнения 78.

– Прочитайте текст. Чем примечательна внешность юноши?

– Укажите средства связи первого предложения со вторым и второго с третьим.

– Выпишите предложения с причастиями и обозначьте причастия как члены предложения.

4. Выполнение упражнения 79. Прочитайте текст.

– Какие особенности лица героя поразили писателя?

– Выпишите причастные обороты вместе с определяемыми существительными. Обозначьте окончания причастий.

5. Выполнение упражнения 80.

– Как вы считаете, можно ли по внешности человека судить о его внутренних качествах, о его характере?

– Прочитайте текст упражнения, озаглавьте его.

– Спишите, расставляя пропущенные запятые, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.

Синтаксический разбор указанных предложений – у доски.

6. Выполнение упражнения 81.

– Какое из предложенных описаний дано в художественном стиле речи, а какое – в официально-деловом?

– Прочитайте соответствующим тоном каждое из этих описаний.

– Спишите первый текст, выделив окончания причастий.

7. Подберите э п и т е т ы к словам.

Глаза, волосы, взгляд, друг, головушка.

(Ответы: ясные, шелковые, острый, верный, буйная.)

8. Подберите сравнения, закончив словосочетания.

Стройный как … (тополь), красный как … (рак), бледный как … (смерть), худой как … (палка), толстый как … (бочка), белый как … (полотно), летит как … (стрела), льет как … (из ведра).

III. Подведение итогов урока.

– Какие средства художественной выразительности используются мастерами слова при описании внешности человека?

– Можно ли по внешности судить о характере человека?

Домашнее задание: упражнение 82; рассмотрите репродукцию с картины В. И. Хабарова «Портрет Милы», подберите определения, характеризующие ее лицо, позу, одежду.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!