Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Семлёвская средняя общеобразовательная школа №2
Вяземского района Смоленской области
Согласовано Принято Утверждено
на заседании ШМО на педагогическом совете приказом директора МБОУ
учителей естественно- МБОУ Семлёвской СОШ №2 Семлёвской СОШ № 2
математического цикла от 30 августа 2019г от 31 августа 2019г.
протокол № 1 протокол № 9 № 127 – 01/08
от 28 августа 2019г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
5 класс
2019/2020 учебный год
Учителя первой категории
Ипполитовой Елены Владимировны
Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту
общего образования (Пр. № 1897 от 17. 12. 2010)
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология.
5 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе.
Предлагаемая рабочая программа реализуется на основе учебно-методического комплекса из серии «Алгоритм успеха», авторский коллектив И. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко, В.Г. Бабенко и др.
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.
Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.
Курс для учащихся 5 классов реализует следующие задачи:
- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.
В основу данного курса положен системно - деятельностный подход.
Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
Целесообразно шире использовать в преподавании развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.
Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному компоненту образовательного стандарта, на изучение биологии в 5 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год соответственно.
Учебно-методическое обеспечение
Учебники:
И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова «Биология. 5 класс»:– М.: «Вентана-Граф», 2013г.
УМК:
1. И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев «Биология. 5 класс»: рабочая тетрадь. – М.: «Вентана-Граф», 2013г.
2.Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. «Биология. Введение в биологию. 5 класс» : методическое пособие. – М.: Дрофа, 2013 г.
3. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, модели цветков.
4. Демонстрационные таблицы.
5. Географические карты материков.
6. ИКТ
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса по биологии
Личностными результатами являются следующие умения:
∙ Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
∙ Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
∙ Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
∙ Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
∙ Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
∙ Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
∙ Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
∙ Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
∙ Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
∙ Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
∙ В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
∙ Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
∙ Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
∙ Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
∙ Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
∙ Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
∙ Вычитывать все уровни текстовой информации.
∙ Уметь определять возможные источники необходимых сведений,
производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
– пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Содержание программы
(34 часа, 1 час в неделю)
Тема 1. Биология — наука о живом мире (9 ч)
Наука о живой природе: Человек и природа. Живые организмы — важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе — биология.
Свойства живого: Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм — единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.
Методы изучения природы: Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.
Увеличительные приборы: Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р. Гук, А. ван Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.
Строение клетки. Ткани: Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.
Химический состав клетки: Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки.
Процессы жизнедеятельности клетки: Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы — биосистемы.
Великие естествоиспытатели: Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Биология — наука о живом мире»
Лабораторная работа: 1. Изучение устройства увеличительных приборов.
Строение клеток кожицы чешуи лука
Тема 2. Многообразие живых организмов (12 ч)
Царства живой природы: Классификация живых организмов. Раздел биологии — систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы — неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации.
Бактерии: строение и жизнедеятельность: Бактерии — примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах.
Значение бактерий в природе и для человека: Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями.
Растения: Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека.
Животные: Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.
Грибы: Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения — грибокорень (микориза).
Многообразие и значение грибов: Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы — дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и жизни человека.
Лишайники: Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание, размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники — показатели чистоты воздуха.
Значение живых организмов в природе и жизни человека: Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов»
Лабораторная работа: 1. Знакомство с внешним строением растения.
2. Наблюдение за передвижением животных.
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)
Среды жизни планеты Земля: Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов — обитателей этих сред жизни.
Экологические факторы среды: Условия, влияющие на жизнь организмов в природе, — экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов.
Приспособления организмов к жизни в природе: Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата у цветков, наличия соцветий у растений.
Природные сообщества: Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения — производители органических веществ; животные — потребители органических веществ; грибы, бактерии — разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ.
Природные зоны России: Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.
Жизнь организмов на разных материках: Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.
Жизнь организмов в морях и океанах: Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля»
Тема 4. Человек на планете Земля (5 ч)
Как появился человек на Земле: Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа — неандерталец. Орудия труда Человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни.
Как человек изменял природу: Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы.
Важность охраны живого мира планеты: Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.
Сохраним богатство живого мира: Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля»
Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса.
Экскурсия: «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира» (по выбору учителя).
Календарно - тематическое планирование
по биологии на 2018/2019 учебный год 5 класс.
1 час в неделю, всего 34 часа.
Учебник: И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова «Биология. 5 класс»:– М.:
Издательство: «Вентана-Граф», 2013 г. и последующие издания.
№ урока | Содержание материала | Кол-во часов | Дата | |
По плану | По факту | |
Тема 1. Биология — наука о живом мире 9 | е 1 |
1 | Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей | 1 | | | |
2 | Признаки живых организмов | 1 | | | |
3 | Методы изучения живых организмов | 1 | | | |
4 | Увеличительные приборы Л/Р № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов» | 1 | | | |
5 | Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. | 1 | | | 2 |
6 | Живые клетки. Л/Р № 2 «Строение клеток кожицы чешуи лука» | 1 | | | |
7 | Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества, их роль в организме | 1 1 | | | |
8 | Свойства живых организмов. | 1 | | | |
9 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Биология — наука о живом мире» | 1 | | | |
Тема 2. Многообразие живых организмов 12 | |
10 | Разнообразие организмов | 1 | | | |
11 | Бактерии. Многообразие бактерий | 1 | | | |
12 | Значение бактерий в природе и для человека | 1 | | | |
13 | Растения. Многообразие растений. | 1 | | | |
14 | Методы изучения живых организмов. Л/ р № 3 «Знакомство с внешним строением растения» | 1 | | | |
15 | Животные. Многообразие животных. | 1 | | | |
16 | Методы изучения живых организмов. Л/ р№ 4 «Наблюдение за передвижением животных» | 1 | | | |
17 | Грибы. Многообразие грибов | 1 | | | |
18 | Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека | 1 | | | |
19 | Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека | 1 | | | |
20 | Разнообразие организмов. | 1 | | | |
21 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов» | 1 | | | |
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля 8 | |
22 | Среды жизни планеты Земля | 1 | | | |
23 | Экологические факторы | 1 | | | |
24 | Приспособления организмов к жизни в природе | 1 | | | |
25 | Природные сообщества | 1 | | | |
26 | Природные зоны России | 1 | | | |
27 | Жизнь организмов на разных материках | 1 | | | |
28 | Жизнь организмов в морях и океанах | 1 | | | |
29 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля» | 1 | | | |
Тема 4. Человек на планете Земля 5 | |
30 | Место человека в системе органического мира | 1 | | | |
31 | Роль человека в биосфере | 1 | | | |
32 | Промежуточная аттестация | 1 | | | |
33 | Важность охраны живого мира планеты Экскурсия №1 «Весенние явления в природе» | 1 | | | |
34 | Обобщение и систематизация знаний по курсу биологии 5 класса | 1 | | | |