СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раб. программа по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Раб. программа по биологии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Семлёвская средняя общеобразовательная школа №2

Вяземского района Смоленской области






Согласовано Принято Утверждено

на заседании ШМО на педагогическом совете приказом директора МБОУ

учителей естественно- МБОУ Семлёвской СОШ №2 Семлёвской СОШ № 2

математического цикла от 30 августа 2019г от 31 августа 2019г.

протокол № 1 протокол № 9 № 127 – 01/08

от 28 августа 2019г







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

5 класс

2019/2020 учебный год



Учителя первой категории

Ипполитовой Елены Владимировны










Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту

общего образования (Пр. № 1897 от 17. 12. 2010)

Пояснительная записка

         Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология.

5 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

      Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе.

      Предлагаемая рабочая программа реализуется  на основе учебно-методического комплекса из серии «Алгоритм успеха», авторский коллектив И. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко, В.Г. Бабенко и др.

         Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе  природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.

Поэтому  главная цель российского образования  заключается в повышении его качества и эффективности  получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт  общего образования. В соответствии с ФГОС  базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся  высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.

         Курс для учащихся  5 классов реализует следующие задачи:

- систематизация знаний  об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.

         В основу данного курса положен системно -  деятельностный подход.

Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

Целесообразно шире использовать  в преподавании  развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.

Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному компоненту образовательного стандарта, на изуче­ние биологии в 5 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год соответственно.

Учебно-методическое обеспечение

Учебники:

  1. И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова «Биология. 5 класс»:– М.: «Вентана-Граф», 2013г.

УМК:

1. И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев «Биология. 5 класс»: рабочая тетрадь. – М.: «Вентана-Граф», 2013г.

2.Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. «Биология. Введение в биологию. 5 класс» : методическое пособие. – М.: Дрофа, 2013 г.

3. Натуральные объекты: живые растения, гербарии  растений, муляжи грибов, модели  цветков.

4. Демонстрационные таблицы.

5. Географические карты материков.

6. ИКТ

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса по биологии

Личностными результатами являются следующие умения:

∙ Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

∙ Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

∙ Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

∙ Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

∙ Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

∙ Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами является формирование

универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

∙ Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

∙ Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

∙ Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

∙ Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

∙ В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

∙ Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

∙ Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

∙ Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

∙ Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

∙ Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

∙ Вычитывать все уровни текстовой информации.

∙ Уметь определять возможные источники необходимых сведений,

производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;

– пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Содержание программы

(34 часа, 1 час в неделю)

Тема 1. Биология — наука о живом мире (9 ч)

Наука о живой природе: Человек и природа. Живые организмы — важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе — биология.

Свойства живого: Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм — единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.

Методы изучения природы: Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.

Увеличительные приборы: Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р. Гук, А. ван Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.

Строение клетки. Ткани: Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.

Химический состав клетки: Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки.

Процессы жизнедеятельности клетки: Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы — биосистемы.

Великие естествоиспытатели: Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Биология — наука о живом мире»

Лабораторная работа: 1. Изучение устройства увеличительных приборов.

  1. Строение клеток кожицы чешуи лука

Тема 2. Многообразие живых организмов (12 ч)

Царства живой природы: Классификация живых организмов. Раздел биологии — систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы — неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации.

Бактерии: строение и жизнедеятельность: Бактерии — примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах.


Значение бактерий в природе и для человека: Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями.

Растения: Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека.

Животные: Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.

Грибы: Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения — грибокорень (микориза).

Многообразие и значение грибов: Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы — дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и жизни человека.

Лишайники: Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание, размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники — показатели чистоты воздуха.

Значение живых организмов в природе и жизни человека: Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов»

Лабораторная работа: 1. Знакомство с внешним строением растения.

2. Наблюдение за передвижением животных.

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)

Среды жизни планеты Земля: Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов — обитателей этих сред жизни.

Экологические факторы среды: Условия, влияющие на жизнь организмов в природе, — экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов.

Приспособления организмов к жизни в природе: Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата у цветков, наличия соцветий у растений.

Природные сообщества: Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения — производители органических веществ; животные — потребители органических веществ; грибы, бактерии — разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ.

Природные зоны России: Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.

Жизнь организмов на разных материках: Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.

Жизнь организмов в морях и океанах: Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля»

Тема 4. Человек на планете Земля (5 ч)

Как появился человек на Земле: Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа — неандерталец. Орудия труда Человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни.

Как человек изменял природу: Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы.

Важность охраны живого мира планеты: Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.

Сохраним богатство живого мира: Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля»

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса.

Экскурсия: «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира» (по выбору учителя).




Календарно - тематическое планирование

по биологии на 2018/2019 учебный год 5 класс.

1 час в неделю, всего 34 часа.

Учебник: И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова «Биология. 5 класс»:– М.:

Издательство: «Вентана-Граф», 2013 г. и последующие издания.



урока

Содержание материала

Кол-во

часов


Дата


По плану

По факту


Тема 1. Биология — наука о живом мире 9

е

1

1

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей


1




2

Признаки живых организмов


1




3

Методы изучения живых организмов

1




4

Увеличительные приборы
Л/Р № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов»


1




5

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток.



1





2

6

Живые клетки. Л/Р № 2 «Строение клеток кожицы чешуи лука»


1




7

Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества, их роль в организме

1

1




8

Свойства живых организмов.

1




9

Обобщение и систематизация знаний по теме «Биология — наука о живом мире»

1




Тема 2. Многообразие живых организмов 12


10

Разнообразие организмов

1




11

Бактерии. Многообразие бактерий



1




12

Значение бактерий в природе и для человека


1






13

Растения. Многообразие растений.

1




14

Методы изучения живых организмов. Л/ р № 3

«Знакомство с внешним строением растения»


1




15

Животные. Многообразие животных.


1




16

Методы изучения живых организмов. Л/ р№ 4

«Наблюдение за передвижением животных»

1




17

Грибы. Многообразие грибов

1




18

Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека

1




19

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека


1




20

Разнообразие организмов.


1




21

Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов»

1




Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля 8




22

Среды жизни планеты Земля


1




23

Экологические факторы

1




24

Приспособления организмов к жизни в природе


1




25

Природные сообщества


1




26


Природные зоны России


1




27

Жизнь организмов на разных материках


1




28

Жизнь организмов в морях и океанах


1




29

Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля»

1




Тема 4. Человек на планете Земля 5


30

Место человека в системе органического мира

1




31

Роль человека в биосфере

1




32

Промежуточная аттестация



1






33

Важность охраны живого мира планеты Экскурсия №1 «Весенние явления в природе»

1




34

Обобщение и систематизация знаний по курсу биологии 5 класса

1

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!