2.Пояснительная записка (математика 5 класс)
Материалы для рабочей программы разработаны на основе авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:5-9 кл.: В 2 сб./Под редакцией В.В.Воронковой .-М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2012. –Сб.1;соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. Рабочие программы и УМК М.Н.Перова, Г.М.Капустина.Математика. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида . –М.:»Просвещение»,2016г.
Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"( с изменениями на 21 апреля 2016 года).
Нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.12.2008 N 72 (зарегистрированы в Минюсте России 28.01.2009, регистрационный номер 13189).
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81 “О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях”
Примерная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./Под редакцией В.В.Воронковой. - М.:Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2012. –Сб.1;
основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Татарско- Сайманской СШ
учебный план МБОУ Татарско-Сайманской СШ
Задачи преподавания математики:
дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
развивать речь учащихся, обогащая ее математической терминологией;
воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Задачи обучения:
приобретение знаний о нумерации в пределах 1000 и арифметических действиях в данном пределе, об образовании, сравнении обыкновенных дробей и их видах, о задачах на кратное и разностное сравнение, нахождение периметра многоугольника, о единицах измерения длины массы, времени;
овладение способами деятельностей, способами индивидуальной, фронтальной, групповой деятельности;
освоение компетенций: коммуникативной, ценностно-ориентированной и учебно-познавательной.
Цели обучения математике:
развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжение образования;
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
.
3.В данной программе представлено содержание изучаемого математического материала в 5 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. В программу включены темы, являющиеся новыми для данного года обучения, а так же повторение вопросов, изученных ранее, решение задач указанных в программе предшествующих лет обучения.
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников, ориентирована на учебник «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой, Г. М. Капустиной, Москва «Просвещение», 2006.
Программа рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю, в том числе количество часов для проведения самостоятельных и контрольных работ.
Программа по математике включает разделы: «Сотня», «Тысяча», «Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд», «Обыкновенные дроби», «Геометрический материал», «Повторение».
Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания.
Нумерация чисел в пределах 1000. Получение круглых сотен в пределах 1000, сложение и вычитание круглых сотен. Получение трёхзначных чисел из сотен, десятков, единиц, из сотен и десятков, из сотен и единиц. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы.
Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц.
Счёт до 1000 и от 1000 разрядными единицами и числовыми группами по 2, 20, 200; по 5, 50, 500; по 25, 250 устно и с записью чисел. Изображение трехзначных чисел . Округление чисел до десятков, сотен, знак = (равняется).
Сравнение чисел, в том числе разностное, кратное (легкие случаи).
Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе.
Единицы измерения длины, массы: километр, грамм, тонна (1км,1г, 1т), соотношения: 1м=1000мм, 1км=1000м, 1кг=1000г, 1т=1000кг, 1т=10ц. денежные купюры, размен, замена нескольких купюр одной.
Единицы измерения времени: год (1год) соотношение: 1год=365, 366 сут. Високосный год.
Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины, стоимости (55см+/-19см; 55см+/-45см; 1м-45см; 8м55см+/-3м19см; 8м55см+/-19см; 4м55см+/-3м; 8м+/-19см; 8м+/-4м45см).
Римские цифры. Обозначение чисел I –XII.
Устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000, их проверка.
Умножение числа 100. знак умножения (x). Деление на 10, 100 без остатка и с остатком.
Преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.
Устное умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40x2; 400x2; 420x2; 40:2; 300:3; 480:4; 450:5), полных двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд (24x2; 243x2; 48:4; 488:4 и т.п.).
Письменное умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд, их проверка.
Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа, называние, обозначение.
Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей, сравнение дробей с одинаковыми числами или знаменателями. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Виды дробей.
Простые арифметические задачи на нахождение части числа, неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение. Составление арифметические задачи, решаемые двумя-тремя арифметическими действиями.
Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника.
Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки.
Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Образование R и D.
Масштаб: 1:2; 1:5; 1:10; 1:100.
На изучение геометрического материала отводится один урок в неделю
Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела программы | Количество часов |
1. | Повторение. | 10 |
2. | Нумерация чисел в пределах 1000. Сложение и вычитание в пределах 1000 без перехода через разряд. | 8 |
3. | Обыкновенные дроби. | 4 |
4. | Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд. | 10 |
5. | Умножение чисел 10, 100. Умножение и деление на 10 и 100. Единицы измерения времени, стоимости, массы, длины. | 9 |
6. | Повторение. | 3 |
7. | Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. | 17 |
8. | Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд | 9 |
9. | Повторение. | 10 |
| Геометрический материал | |
| Повторение. | 1 |
| Треугольники. | 4 |
| Многоугольники. | 4 |
| Повторение. | 2 |
| Периметр. | 3 |
| Окружность. Круг. | 1 |
| Масштаб. | 2 |
| Повторение. | 6 |
| ИТОГО: | 102 |
4.В результате изучения математики обучающиеся должны знать:
класс единиц, разряды в классе единиц;
десятичный состав чисел в пределах 1000;
единицы измерения длины, массы времени; их соотношения;
римские цифры;
дроби, их виды;
виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.
уметь:
выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи);
читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000;
считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 100;
выполнять сравнение чисел (больше-меньше) в пределах 1 000.
выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 с последующей проверкой;
выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка и с остатком;
выполнять преобразования чисел, полученных при измерении стоимости длины, массы в пределах 1 000;
умножать и делить на однозначное число;
получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;
решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составные задачи в три арифметических действия;
уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;
различать радиус и диаметр.
ПРИМЕЧАНИЯ
Обязательно:
продолжать складывать и вычитать числа, а пределах 100 с переходом через десяток письменно;
овладеть табличным умножением и делением;
определять время по часам тремя способами;
самостоятельно чертить прямоугольник на нелинованной бумаге.
Не обязательно:
решать наиболее трудные случаи вычитания чисел в пределах 1 000
(510 - 183; 503 — 138);
решать арифметические задачи в два действия самостоятельно (в дна, три действия решать с помощью учителя);
чертить треугольник по трем данным сторонам.
Учебно-методические средства обучения рабочей программы
Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой 2012. – 224 с..
Учебник «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой, Г. М. Капустиной, Москва «Просвещение», 2012.
Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов. —4-е изд., перераб. —М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2001. —408 с.: ил. —(коррекционная педагогика).
5.Календарно-тематическое планирование
Математика
№ п/п | Дата | Наименование раздела и тем урока. | Количество часов |
По плану | фактически |
| |
| | | Сотня | |
1 | 02.09 | 02.09 | Повторение | 1 |
2-4 | 05.09- 07.09.- 09.09 | 05.09- 07.09.- 09.09 | Нумерация чисел в пределах 100. | 3 |
5 | 12.09 | 12.09 | Нахождение неизвестного слагаемого. | 1 |
6 | 14.09 | 14.09 | Нахождение неизвестного уменьшаемого. | 1 |
7 | 16.09 | 16.09 | Нахождение неизвестного вычитаемого. | 1 |
8 | 19.09 | 19.09 | Устное сложение чисел с переходом через разряд. | 1 |
9 | 21.09 | 21.09 | Устное вычитание чисел с переходом через разряд. | 1 |
10 | 23.09 | 23.09 | Устное сложение и вычитание чисел с переходом через разряд. | 1 |
11 | 26.09 | 26.09 | Контрольная работа по теме "Сотня". | 1 |
12 | 28.09 | 28.09 | Устное сложение и вычитание чисел с переходом через разряд. | |
Геометрический материал | | | Линия, отрезок, луч. |
13 | 30.09 | 30.09 | Углы. Линия, отрезок, луч. | 1 |
| | | Тысяча | |
14,15, 16,17 | 03.10- 05.10- 07.10.- 10.10 | 03.10- 05.10- 07.10.- 10.10 | Нумерация чисел в пределах 1000. | 4 |
18 | 12.10 | 12.10 | Округление чисел до десятков и сотен. | 1 |
19 | 14.10 | 14.10 | Римская нумерация. | 1 |
20,21 | 17.10 19.10 | 17.10 19.10 | Меры стоимости, длины и массы. | 2 |
22,23, 24,25 | 21.10 24.10 26.10 28.10 | 21.10 24.10 26.10 28.10 | Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении длины, стоимости и массы | 4 |
26 | 07.11 | 07.11 | Сложение круглых сотен и десятков. | |
27 | 09.11 | 09.11 | Вычитание круглых сотен и десятков. | |
28 | 11.11 | 11.11 | Контрольная работа по теме "Тысяча". | 1 |
29,30 | 14.11. 16.11 | 14.11. 16.11 | Сложение и вычитание без перехода через разряд. | 2 |
| | | Геометрический материал | |
31 | 18.11 | 18.11 | Периметр многоугольника. | 1 |
32.33 | 21.11. 23.11. | 21.11. 23.11. | Различение треугольников по длинам сторон. | 2 |
34,35 | 25.11. 28.11 | 25.11. 28.11 | Разностное сравнение чисел. | 2 |
36,37 | 30.11. 02.12 | 30.11. 02.12 | Кратное сравнение чисел. | 2 |
, массы, длины. 9 часов. |
38 | 05.12 | 05.12 | Контрольная работа по теме " Сравнение чисел". | 1 |
| | | Сложение и вычитание с переходом через разряд | |
39,40 | 07.12 09.12 | 07.12 09.12 | Сложение с переходом через разряд. | 2 |
41,42 | 12.12 14.12 | 12.12 14.12 | Вычитание с переходом через разряд. | 2 |
43,44 | 16.12 19.12 | 16.12 19.12 | Сложение и вычитание с переходом через разряд. | 2 |
45,46 | 21.12 23.12 | 21.12 23.12 | Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа. | 2 |
| |
47 | 26.12 | 26.12 | Контрольная работа по теме" Сложение и вычитание с переходом через разряд". | 1 |
| | | Обыкновенные дроби | |
48,49 | 28.12 11.01 | 28.12 11.01 | Образование дробей. | 2 |
50,51 | 13.01 16.01 | 13.01 16.01 | Сравнение дробей. | 2 |
52,53 | 18.01 20.01 | 18.01 20.01 | Правильные и неправильные дроби. | 2 |
54 | 23.01 | 23.01 | Контрольная работа по теме "Обыкновенные дроби". | 1 |
55 | 25.01 | 25.01 | Умножение на 10, 100. | 1 |
56 | 27.01 | 27.01 | Деление на 10, 100. | 1 |
57,58 | 30.01. 01.02 | 30.01. 01.02 | Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы. | 2 |
59 | 03.02 | 03.02 | Замена мелких мер крупными. | 1 |
60 | 06.02 | 06.02 | Меры времени. Год. | 1 |
61 | 08.02 | 08.02 | Умножение круглых десятков и сотен на однозначное число. | 1 |
62 | 10.02 | 10.02 | Деление круглых десятков и сотен на однозначное число. | 1 |
63 | 13.02 | 13.02 | Закрепление пройденного. | 1 |
64 | 15.02 | 15.02 | Умножение двузначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. | 1 |
65 | 17.02 | 17.02 | Деление двузначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. | 1 |
66 | 20.02 | 20.02 | Умножение трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. | 1 |
67 | 22.02 | 22.02 | Деление трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. | 1 |
68 | 24.02 | 24.02 | Закрепление пройденного. | 1 |
69 | 27.02 | 27.02 | Контрольная работа по теме" Сложение и вычитание без перехода через разряд". | 1 |
70 | 01.03 | 01.03 | Работа над ошибками. Закрепление пройденного. | 1 |
71,72 | 03.03 06.03 | 03.03 06.03 | Проверка умножения и деления. | 2 |
73,74 | 10.03 | 10.03 | Умножение двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд. | 2 |
75,76 | 13.03 15.03 | | Деление двузначных чисел на однозначное число с переходом через разряд. | 2 |
77,78 | 17.03 20.03 | | Деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд. | 2 |
79 | 22.03 | | Контрольная работа. | 1 |
80 | 24.03 | | Повторение пройденного. | 1 |
| | | Геометрический материал | |
81 | 03.04 | | Построение треугольников. | 1 |
82 | 05.04 | | Круг, окружность. | 1 |
83 | 07.04 | | Линии в круге. | 1 |
84 | 10.04 | | Масштаб. | 1 |
85 | 12.04 | | Проверка пройденного. | 1 |
| | | Все действия в пределах 1000 | |
86,87,88 | 14.04 17.04 19.04 | | Нумерация чисел в пределах 1000. | 33 |
89,90,91,92 | 21.04 24.04 26.04 28.04 | | Все действия в пределах 1000. | 44 |
93,94 | 03.05 05.05 | | Закрепление пройденного. | 2 |
95 | 08.05 | | Годовая контрольная работа. | 1 |
96 | 10.05 | | Повторение пройденного. | 1 |
| | | Геометрический материал | |
97,98 | 12.05 15.05 | | Прямоугольник, квадрат. | 2 |
99 | 17.05 | | Куб, брус, шар. | 1 |
100-102 | 19.05 22.05 24.05 | | Повторение пройденного. | 3 |
Итого | | | | 102 часа. |
Дополнительная литература
Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М., 2005.
Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя. —М., 1992.
Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно
отсталых дошкольников: Кн. для учителя.— М.: Просвещение,
1990.— 191 с.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
Гончарова Л. В. Предметные недели в школе. - Волгоград. 2003.
Узорова О. В., Нефедова Е. А.Контрольные и проверочные работы по математике. – М., 2008..
Степурина С.Е. Математика. 5-6 классы: тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия. Волгоград: Учитель, 2007.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.