СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая образовательная программа обучения математике учащихся специальных ( коррекционных) образовательных учреждений (5-9 классы) разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой.- М., «Владос», 2000 г., и в соответствии с учебным планом образовательного учреждения.
Адаптированная рабочая образовательная программа обучения математике в 5классе направлена на удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей каждого ребёнка с ОВЗ: при осуществлении значительной редукции и прагматизации «академического» компонента образования происходит максимальное углубление в область развития «жизненной компетенции».
Математика в коррекционной школе вида является одним из основных предметов. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.
Задачей является изучение нумерации в пределах тысячи, вычленение трех разрядных единиц (единиц, десятков, сотен), составляющих основу нумерации многозначных чисел. Продолжается изучение величин и единиц измерения длины (километр, миллиметр), массы (грамм, центнер, тонна), времени (секунда, год, месяц, сутки), соотношение единиц измерения, выработка практических умений, измерения величин.
Из числа уроков математики выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. Большое внимание при этом уделяется практическим упражнениям в измерении, черчении, моделировании.
При обучении письменным вычислениям необходимо добиваться, прежде всего, четкости и точности в записях арифметических действий, правильности вычислений и умений проверять решения. Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы учащихся.
Умение считать устно вырабатывается постепенно в результате систематических упражнений. Упражнения по устному счету должны быть разнообразными по содержанию. Устное решение примеров и простых задач с целыми числами дополняется введение примеров и задач с обыкновенными дробями.
Цель адаптированной образовательной программы обучения математике:
- обеспечение качественных изменений и поступательного развития личности каждого ребёнка с учётом его учебных возможностей и возрастных новообразований;
-обеспечение достижения всеми учащимися минимума содержания учебной программы по образовательной области « Математика» (при осуществлении редуцирования «академического» компонента программы за счёт увеличения области «жизненной компетенции», в зависимости от психофизического состояния ребёнка);
- создание условий для социальной адаптации учащихся через формирование у учащихся умений: видеть (узнавать) в быту постоянно возникающие математические ситуации, применять на практике полученные математические знания и умения, на основании ситуации составлять и решать различные жизненно важные задачи.
Адаптированная рабочая программа по математике для 5-9 класса указывает в качестве приоритетного личностно-ориентированное, развивающее обучение, способствующее не только предметной подготовке, но и индивидуальному развитию ребёнка, становлению социального опыта и коррекции личности с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей на всех этапах обучения.
Программа по математике для 5-9 класса построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. В программе дана последовательность тем, сформулированы требования к знаниям, умениям учащихся
Содержание программы по обучению математике максимально связывается с жизненным опытом учащихся, носит ярко выраженный прикладной характер и имеет практическую значимость и жизненную необходимость.
Задачи обучения математике:
- формирование доступных учащимися математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
- максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
- воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе;
- освоение компетенций: коммуникативной, ценностно-ориентированной и учебно-познавательной.
Практическая направленность уроков математики, формирование у учащихся умений: видеть (узнавать) в быту постоянно возникающие математические ситуации, применять на практике полученные математические знания и умения, на основании ситуации составлять и решать различные задачи прикладного характера - один из факторов успешной социализации учащихся.
Реализуется обучение математике методами и приемами, которые предусматриваются методикой преподавания математики в коррекционной школе .
Общая характеристика учебного предмета «Математика»
для 5-9 классов.
«Математика» – общеобразовательный предмет, содержание которого приспособлено к психофизическим возможностям учащихся.
«Математика» представлена элементарной математикой и в её структуре геометрическими понятиями. Арифметический материал составляет главное содержание курса. В течение всех лет обучения арифметика изучается с постепенным увеличением объёма и нарастанием сложности по следующим разделам:
1) нумерация; 2) арифметические действия; 3) величины, единицы измерения величин; 4) дроби; 5) элементы наглядной геометрии. Во всех классах предусмотрено решение задач. В каждый из этих разделов включён материал, доступный пониманию школьников на данном этапе их обучения, необходимый для овладения ими профессией, для подготовки к жизни и социальной адаптации.
Нумерация
Чтение и запись чисел от 0 до 1 000 000. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Сравнение чисел, в том числе разностное и кратное сравнение.
Округление чисел.
Сравнение и упорядочение многозначных чисел.
Арифметические действия
Устное и письменное сложение и вычитание, умножение и деление многозначных чисел на однозначное число, круглые десятки, двузначное, трехзначное число. Деление с остатком.
Приемы устных и письменных арифметических действий с числами, полученными при измерении величин.
Проверка арифметических действий.
Использование микрокалькулятора для всех видов вычислений в пределах 1 000 000 с целыми числами и числами, полученными при измерении, с проверкой результата повторным вычислением на микрокалькуляторе.
Дроби
Обыкновенные и десятичные дроби, операции над ними: сравнение, преобразование, замена, приведение к общему знаменателю.
Сложение, вычитание, умножение и деление дробей на однозначное, двузначное число. Десятичные дроби конечные и бесконечные.
Проценты. Нахождение процентов от числа, числа по проценту.
Использование микрокалькулятора для выполнения арифметических действий с десятичными дробями с проверкой результата повторным вычислением на микрокалькуляторе.
Величины . Единицы измерения и их соотношения. Величины и единицы их измерения. Единицы измерения стоимости (копейка, рубль), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век), длины (мм, см, дм, м, км), площади (1 кв. мм, 1 кв. см, 1 кв. дм, 1 кв. м, 1 кв. км), объема (1 куб. мм, 1 куб. см, 1 куб. дм, 1 куб. м, 1 куб. км). Единицы измерения земельных площадей: 1 а, 1 га.
Соотношения между единицами измерения однородных величин.
Сравнение и упорядочение однородных величин.
Запись чисел, полученных при измерении, в виде десятичной дроби и обратное преобразование.
Арифметические задачи
Задачи, раскрывающие связь между компонентами и результатами действий
( нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого).
Задачи, раскрывающие понятия разности и кратного сравнения ( разностное и кратное сравнение; увеличение, уменьшение на несколько единиц и в несколько раз, выраженные в прямой форме.
Задачи, связанные с пропорциональными величинами (задачи на прямое и обратное приведение к единице, на пропорциональное деление). Рассматриваются задачи с одной постоянной величиной и двумя переменными, связанными пропорциональной зависимостью.
Включаются задачи с такими группами величин: цена-стоимость-количество; скорость-время-расстояние; масса одного предмета-число предметов-общая масса; ёмкость одного сосуда-число сосудов-общая ёмкость; выработка в единицу времени-время работы-общая выработка; расход материи на одну вещь-число вещей-общий расход материи; длина прямоугольника- ширина-площадь; урожай с единицы площади-площадь-весь урожай.
Задачи на нахождение дроби от числа( обыкновенной, десятичной, процентов) и числа по дроби.
Задачи на нахождение среднего арифметического нескольких чисел.
Задачи на нахождение начала, конца, продолжительности события.
Задачи на нахождение периметра, площади, объёма.
Задачи жизненно-практического содержания, раскрывающие приложения математики в быту, при выполнении бытовых операций, при расчёте бюджета семьи, в сфере обслуживания (покупка продуктов питания, одежды, предметов обихода, быта, оплата квартиры и других коммунальных услуг, расчет количества материалов для ремонта, расчет процентов по денежному вкладу и др. ).
Задачи на основе числового материала, сведений из других образовательных предметов: природоведения, биологии, географии, истории, ИЗО, СБО, физкультуры. Арифметические задачи, связанные с программой профильного труда.
Геометрический материал
Точка. Отрезок. Луг. Прямая, кривая, ломаная, замкнутая и незамкнутая линия. Пересечение линий. Вычерчивание при помощи линейки.
Угол. Элементы угла. Виды углов.
Многоугольники: прямоугольник, квадрат, треугольник. Вершины, углы, стороны, диагонали. Свойства углов и сторон. Построение.
Периметр многоугольника.
Окружность, круг. Центр окружности. Линии в круге. Сектор, сегменты. Длина окружности. Площадь круга.
Взаимное положение прямых на плоскости и в пространстве. Взаимное положение геометрических фигур на плоскости.
Высота треугольника, прямоугольника, квадрата. Построение.
Параллелограмм, ромб. Свойства элементов. Высота параллелограмма. Построение.
Симметрия. Симметричные предметы, геометрические фигуры, ось, центр симметрии. Предметы, геометрические фигуры, симметрично расположенные относительно оси, центра симметрии, построение геометрических фигур относительно оси и центра симметрии.
Градус. Градусное измерение углов. Построение и измерение углов с помощью транспортира. Величина острого, тупого, развернутого, полного угла. Смежные углы, сумма смежных углов, углов треугольника.
Построение треугольников по заданным длинам двух сторон и градусной мере угла, заключенного между ними, по длине стороны и градусной мере двух углов, прилежащих к ней, по заданным длинам трёх сторон.
Понятие площади и объема.
Единицы измерения площади и объема, их соотношение. . Измерение и вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (куба).
Геометрические тела: куб, прямоугольный параллелепипед (брус), цилиндр, конус, пирамида. Грани, вершины, рёбра.
Развертка куба, прямоугольного параллелепипеда, цилиндра, правильной полной пирамиды. Шар. Радиус, диаметр.
Линейные, столбчатые, круговые диаграммы.
При изучении нумерации учащиеся должны получить понятия натурального числа, нуля, натурального ряда чисел и его свойств, овладеть закономерностями десятичной системы счисления.
Арифметические действия в пределе одного миллиона занимают центральное место в курсе математики. Учащиеся должны овладеть письменными и устными приёмами вычислений, зависимостью между компонентами, практическим знакомством с переместительным и сочетательным свойствами арифметических действий.
Учащиеся знакомятся с величинами (длиной, массой, стоимостью, временем, площадью, объёмом), единицами измерения этих величин, их соотношением; числами, полученными при измерении величин, и действиями с ними. Учащиеся учатся производить измерения величин с помощью простейших инструментов.
Наряду с этим учащиеся должны изучить дроби, как обыкновенные, так и десятичные: получение дробей, основные свойства, преобразования, сравнение дробей, четыре арифметических действия с дробями (кроме умножения дроби на дробь), проценты.
На всех годах обучения решаются как простые, так и составные арифметические задачи. Основную группу задач составляют тук называемые собственно арифметические задачи, а также некоторые типовые задачи ( на нахождение среднего арифметического, на части, на прямое и обратное приведение к единице, на пропорциональное деление, на движение), имеющие большое практическое значение.
Известно, что математика изучает не только количественные отношения, но и пространственные формы. Курс математики включает геометрический материал: 1) изучение некоторых геометрических фигур и их свойств – линий, углов, круга, многоугольников, геометрических тел – параллелепипеда, куба. Цилиндра, конуса, пирамиды, шара; 2) знакомство с квадратными и кубическими мерами, с измерением и вычислением площадей и объёмов геометрических тел (куба, параллелепипеда), а также решение задач геометрического содержания. Из числа уроков математики в 5-9 классах выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала.
Самое серьёзное внимание при обучении математике уделяется формированию у школьников вычислительных навыков, что жизненно важно для умственно отсталых детей. Достаточно много времени нужно отводить на отработку устных вычислительных умений. Умение считать устно вырабатывается постепенно, осуществляется на большом числе посильных учащимся упражнений.
Распределение математического материала по классам представлено концентрически с учётом познавательных, возрастных и коммуникативных возможностей учащихся. Изучение математического материала внутри каждого концентра происходит достаточно полно и законченно. При концентрическом расположении материала учащиеся постепенно знакомятся с числами, действиями и их свойствами, доступными на данном этапе их пониманию. Приобретая новые знания в следующем концентре, учащиеся постоянно повторяют и воспроизводят знания, полученные на более ранних этапах обучения (в предыдущих концентрах), расширяют и углубляют их. Всё это способствует осознанному и прочному усвоению курса.
В 5 классе изучается материал концентра Тысяча. Задачей данного концентра является изучение нумерации в пределах тысячи, вычленение трёх разрядных единиц (единиц, десятков, сотен), составляющих основу нумерации многозначных чисел. Продолжается изучение величин и единиц измерения длины (километр, миллиметр), массы (грамм, центнер, тонна), времени, соотношения единиц измерения, выработка практических умений и навыков измерения величин.
Материал концентра Многозначные числа ( в пределах миллиона) изучается в 6-9 классах. При изучении многозначных чисел учащиеся получают умения и навыки выполнения действия сложения, вычитания, умножения и деления на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Даются навыки выполнения всех четырёх действий с числами, полученными при измерении величин 1-2 единицами измерения.
Объём, содержание и система изучения математического материала в школе 8 вида имеют значительное своеобразие. Это объясняется особенностями усвоения, сохранения и применения знаний учащимися с недостатками интеллекта.
1. Так как учащиеся коррекционной школы усваивают новые знания медленно, с большим трудом, затрачивая при этом много усилий и времени, математический материал каждого класса дан в сравнительно небольшом объёме. Например, изучение долей и обыкновенных дробей начинается в 5 классе, а заканчивается в 9 классе.
2. Особенностью изучения математических понятий (о геометрических фигурах и их свойствах, свойствах и законах арифметических действий и других понятий) является «забегание» вперед, наличие подготовительных упражнений, которые исподволь подводят учащихся к формированию того или иного понятия.
3. Учитывая, что учащиеся с трудом выделяют в формируемых понятиях существенные признаки, отличающие эти понятия от других, сходных или противоположных, и склонны к уподоблению понятий, особенно если усматривают в них черты внешнего сходства, программа нацеливает учителя на то, чтобы в процессе обучения он опирался на приемы сравнения, сопоставления и противопоставления. Например, вычитание рассматривается в сопоставлении со сложением (противоположные действия), сложение сравнивается с умножением (сходные действия), понятие об уменьшении числа на несколько единиц противопоставляется понятию об увеличении числа на несколько единиц и сопоставляется со сходным понятием об увеличении числа в несколько раз и т.д. Это позволяет выяснить сходство и различие в понятиях, действиях, задачах, вскрывая существенные и несущественные признаки.
4. Учитывая, что учащиеся коррекционной школы склонны к медленному запоминанию и быстрому забыванию, изучение нового материала сочетается с постоянным закреплением и повторением изученного. Программа каждого класса начинается с повторения основного материала предыдущих лет обучения. Причем повторение предполагает постепенное расширение, а главное, углубление ранее изученных знаний.
5. Учитывая, что абстрактное мышление учащихся школы 8 вида развито слабо, что подвести учащихся к определенным обобщениям, выводам, правилам, установлению закономерностей, сформировать то или иное понятие возможно только на основе неоднократных наблюдений реальных объектов, практических операций с конкретными предметами, обучение опирается на наглядные образы, на практическую деятельность детей, на широкое использование наглядности, дидактического материала.
6. В программе большое место отводится привитию учащимся практических умений и навыков. Практические умения: измерительные, графические, конструктивные, вычислительные, предусмотренные программой по математике, находят самое широкое применение в любом виде труда, в любой профессии, а также в быту. Овладение умениями счета, устных и письменных вычислений, измерений, решение арифметических задач, ориентация во времени и пространстве, распознавание геометрических фигур позволят учащимся более успешно решать жизненно-практические задачи. При этом учитывается накопление школьниками не только математических знаний, но и навыков учебной деятельности. Важно создавать жизненные ситуации, в которых школьники учатся использовать полученные математические знания в вычислениях, измерениях, черчении, для решения практических задач.
7. Наряду с формированием практических умений и навыков, учащиеся знакомятся с некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают индуктивным путем. Наблюдение, опытная проверка, постепенное обобщение частных случаев оказывается более понятным для учащихся. Такой путь познания позволяет связать преподавание математики с жизнью, новые знания с ранее усвоенными и обеспечить, как условие сознательного их усвоения, так и оптимальный вариант социальной адаптации школьников.
8. При формировании математических понятий в старших классах необходимо использовать не только индуктивный, но и дедуктивный путь, а также их сочетание. Дедуктивный метод ознакомления с новыми понятиями позволяет компактно формировать у учащихся умение использовать полученные знания на практике.
9. Программа в целом определяет оптимальный объем знаний, умений и навыков, который, как показывает многолетний опыт обучения, доступен большинству учащихся коррекционной школы и необходим им для социальной адаптации. Однако практика и специальные исследования показывают, что почти в каждом классе имеются учащиеся, которые постоянно отстают от своих одноклассников в усвоении математических знаний. Оптимальный объем программных требований оказывается им недоступен, они не могут сразу, после первого объяснения учителя, усвоить новый материал — требуется многократное объяснение учителя или других учеников. Чтобы закрепить новый прием вычислений или решение нового вида задач, таким ученикам надо выполнить большое количество практических упражнений, причем темп работы таких учеников, как правило, замедлен. Программа предусматривает для таких учащихся упрощения по каждому разделу программы в каждом классе.
Для учащихся, которые не в состоянии усвоить программу школы VIII вида по математике даже при наличии дополнительных индивидуальных занятий, программой предусматривается возможность их обучения по индивидуальным планам, составленным учителем и утвержденным администрацией школы. В этом случае индивидуальная программа составляется с учетом возможностей усвоения математических знаний конкретным учеником. Таким образом, программа позволяет учителю варьировать требования к учащимся в зависимости от их индивидуальных возможностей.
Основная задача преподавания математики в коррекционной школе 8 вида — коррекционно-развивающая. Необходимо использовать процесс обучения математике в целях повышения уровня общего развития и коррекции недостатков познавательной деятельности учащихся коррекционной школы. Математика как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для повышения уровня развития познавательных процессов, предполагающего, прежде всего, формирование перцептивных, мнемических и интеллектуальных образований учащихся, для развития личности: эмоционально-волевые, нравственные, мотивационные компоненты.
На уроках математики в результате взаимодействия усилий учителя и учащихся (при направляющем и организующем воздействии учителя) развивается наглядно-образное, а затем и абстрактное мышление учащихся, формируются и корригируются такие его операции, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к обобщению и конкретизации, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. В процессе обучения математике используются развивающие задания, органично связанные с изучаемым материалом, направленные на развитие, исправление ВПФ: внимания, памяти, восприятия.
В процессе обучения математике развивается и обогащается специфическими математическими терминами и выражениями словарь учащихся, происходит и речевое развитие, что ведет непосредственным образом к интеллектуальному развитию: учащиеся должны проговаривать ход своих рассуждений, пояснять свои действия при решении различных заданий. Учащиеся учатся комментировать свою деятельность, давать словесный отчет о решении задачи, выполнении арифметических действий или задания по геометрии. Все это требует от учеников большей осознанности своей деятельности, их действия приобретают обобщенный характер, что, безусловно, имеет огромное значение для коррекции недостатков школьников.
Математика как дисциплина приучает точно выполнять разнообразные алгоритмы, предписания, формирует общие приёмы поисковой деятельности, развивает гибкость и критичность мышления, учит прогнозировать и оценивать свои действия.
При обучении математике формируются навыки учебной деятельности: через включение в самостоятельную работу по изучению и закреплению нового материала, через создание жизненных ситуаций, в которых школьники учатся использовать полученные знания в вычислениях, измерениях для решения практических задач. Постепенно формируются навыки контроля и самоконтроля, элементы рефлексии и адекватной самооценки, развивается способность к сотрудничеству, формируется умение преодолевать стереотипы неконструктивного поведения на затруднительные ситуации.
Обучение математике способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, умение доводить любое начатое дело до конца.
Учащиеся должны не только овладеть определенным объемом математических знаний, практическими умениями в решении задач измерительного и вычислительного характера, но и уметь использовать их в процессе изучения других предметов, а также в быту. Обучение математике носит предметно – практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально – трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами (СБО, география, биология, ИЗО, письмо и чтение, физическая культура). Предпосылки, обеспечивающие связь обучения математике с трудом и другими предметами, заложены в программе, но реальные связи могут осуществляться лишь в процессе обучения. Педагогические и психологические исследования показывают, что у школьников с интеллектуальной недостаточностью не возникает ассоциаций между определёнными математическими понятиями, закономерностями и теми жизненными явлениями, с которыми они сталкиваются в процессе выполнения трудовых операций или при изучении других предметов. Задача учителя математики (и учителей других предметов) – создавать такие ситуации, в которых бы эти ассоциативные связи возникали, показывая жизненную необходимость математических знаний.
Включение в урок математических задач с практическим содержанием (задач прикладного характера), фабула которых раскрывает приложение математики в других учебных дисциплинах, в сфере обслуживания, в быту, при выполнении бытовых операций (покупка продуктов питания, одежды, предметов обихода, быта, оплата квартиры и других коммунальных услуг, расчет количества материалов для ремонта, расчет процентов по денежному вкладу и др. ) позволяет вести активную коррекционную работу, формировать практически значимые умения и навыки.
Описание места учебного предмета «Математика» в учебном плане.
Согласно учебному плану школы-интерната:
Класс | Часов в неделю | Часов в год |
5 класс | 5 ч | 170 ч |
Личностные и предметные результаты освоения учебного курса математика 5 класс
В разделе «Личностные и предметные результаты освоения учебного курса математика 5 класс» обозначены базовые математические знания/представления, которые должны усвоить все учащиеся и два уровня умений применять полученные знания на практике. Разграничиваются умения, которыми учащиеся могут овладеть и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (1-ый уровень), и умения, которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (2-ой уровень). В этой связи предусмотрена возможность выполнения некоторых заданий с помощью учителя, с опорой на использование счётного материала, таблиц (сложения, вычитания, умножения, деления, соотношения единиц измерения величин и др.).
Результаты освоения учебного предмета «Математика»
учащимися 5 класса.
Учащиеся должны усвоить базовые знания/представления о (об): | |
- классе единиц, разрядных единицах (сотни, единицы тысяч) и их соотношениях; - десятичном составе чисел в пределах 1000; - округлении чисел до десятков, сотен; - единицах измерения длины, массы, времени ( 1 км, 1 т, 1 г, 1 год); и о соотношениях единиц измерения этих величин; - о римских цифрах I-XII; - образовании обыкновенных дробей, числителе и знаменателе дроби; видах дробей; - видах треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон; - периметре многоугольника; -кубе, брусе (прямоугольном параллелепипеде), шаре на уровне узнавания, называния.
| |
Учащиеся должны уметь: | |
1-ый уровень
| 2-ой уровень
|
- считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 1 000 и различные числовые группы по 2, 20, 200; по 5,50,500; по 25, 250; - читать, записывать под диктовку, откладывать на калькуляторе, сравнивать числа в пределах 1000; - округлять до указанного разряда, пользоваться знаком округления «»; - выделять и называть разрядные единицы; - читать и записывать римские цифры и числа; - устно складывать и вычитать числа в пределах 100 (все случаи); - выполнять устно (без перехода через разряд) и письменно (с переходом через разряд) сложение и вычитание чисел в пределах 1000; - выполнять устное умножение и деление на однозначное число чисел в пределах 1000 с последующей проверкой; - умножать и делить на однозначное число (письменно); - выполнять умножение чисел 10, 100, деление на 10, 100 без остатка и с остатком; - измерять длину в мм, см, дм, м; измерять массу в кг, г; - записывать числа, выраженные одной-двумя единицами измерения длины, стоимости, массы; - выполнять преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы в пределах 1000; - сравнивать числа, полученные при измерении; - выполнять устно сложение и вычитание чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы; - получать, записывать, читать обыкновенные дроби; различать числитель и знаменатель; сравнивать дроби; - решать простые задачи на разностное сравнение, на нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания; составные задачи в 2-3 арифметических действия; - сравнивать треугольники по видам углов и длинам сторон; - строить треугольники по заданным длинам сторон; - строить прямоугольник (квадрат) на нелинованной бумаге; -строить диагонали прямоугольника (квадрата); - вычислять периметр многоугольника; - практически пользоваться масштабом 1:2; 1:5; 1:10; 1:100; - различать радиус и диаметр; - пользоваться буквами латинского алфавита для обозначения геометрических фигур. | - считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 1 000; - читать, записывать, откладывать на калькуляторе, сравнивать числа в пределах 1000; - округлять до десятков; - выделять и называть разрядные единицы; - устно складывать и вычитать числа в пределах 100 (без перехода через разряд); - устно складывать и вычитать круглые сотни; -письменно выполнять сложение и вычитание с переходом и без перехода через разряд чисел в пределах 1000; исключены трудные случаи вычитания (510-183; 503-138); - выполнять устное умножение и деление круглых десятков и сотен на однозначное число (80х2; 600:2); - письменно выполнять умножение и деление на однозначное число без перехода через разряд; - выполнять умножение чисел 10, 100, деление на 10, 100 без остатка и с остатком; - измерять длину в см, дм, м; измерять массу в кг; - записывать числа, выраженные одной-двумя единицами измерения длины, стоимости, массы; - сравнивать числа, полученные при измерении; - выполнять устно сложение и вычитание чисел, полученных при измерении стоимости, длины без преобразований ( 45см-34см; 45см14мм-24см; 45см14мм-24см7мм); - получать, записывать, читать обыкновенные дроби; различать числитель и знаменатель; - решать простые задачи на разностное сравнение, на нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания; составные задачи в 2 арифметических действия ( с помощью учителя); - сравнивать треугольники по видам углов и длинам сторон; - строить прямоугольник (квадрат) на линованной бумаге; -строить диагонали прямоугольника (квадрата); - различать радиус и диаметр. |
Область развития жизненной компетенции: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - выполнения различного вида расчетов; - моделирования практических ситуаций с использованием математики.
|
Содержание программы в 5 классе
Нумерация.
Образование, чтение, запись чисел до 1000.
Разряды: сотни, единицы, тысячи. Таблица разрядов. Класс единиц. Определение количества единиц, десятков, сотен в числе.
Счет до 1000 разрядными единицами. и равными числовыми группами по 5, 50, 500, 2, 20, 200, 25, 250.
Округление чисел в пределах 1000 до десятков и сотен.
Сравнение чисел, в том числе разностное и кратное.
Римские числа.
Термометр, шкала.
Единицы измерения и их соотношения.
Единицы измерения длины, массы; соотношение единиц измерения.
Денежная купюра. 1000р., 500р.
Меры времени: год, високосный год.
Преобразование чисел, полученных при измерении длины, массы.
Арифметические действия.
Сложение и вычитание в пределах 1000.(все случаи). Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами без выполнения преобразований и с преобразованием. Деление 0. деление на 1. умножение 10, 100 и на 10, 100.
Устное умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число.
Письменное умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число дез перехода и с переходом через разряд. Проверка действий умножения и деления.
Доли и дроби.
Получение долей. Сравнение долей. Образование, запись и чтение обыкновенных дробей. Числитель и знаменатель дроби. Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей с одинаковыми числителями, с одинаковыми знаменателями.
Арифметические задачи.
Простые арифметические задачи на нахождение неизвестных слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение.
Геометрический материал.
Виды треугольников. Различие треугольников по видам углов и сторонам. Построение по заданным длинам сторон. Основание, боковые, смежные стороны в треугольнике. Диагонали прямоугольника и их свойства.
Куб, брус. Грани, ребра, вершины. Цилиндр, конус.
Осевая симметрия. Ось симметрии. Предметы и фигуры, симметричные относительно оси симметрии. Построение симметричных точек, отрезков относительно оси симметрии.
Линии, отрезки. Черчение перпендикулярных и параллельных отрезков.
Область развития жизненной компетенции:
-овладение способностью пользоваться математическими знаниями для решения соответствующих возрасту житейских задач;
-развитие вкуса и способности использовать математические знания для творчества.
Календарно – тематическое планирование учебного курса « Математика » 5 класс
(5 часов в неделю, 170 в год)
№ | Дата проведения |
Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся. |
| |||||
План
| Факт
|
| ||||||||
| 02.09 |
| Порядок действий. | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 03.09 |
| Табличное умножение и деление. | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 04.09 |
| Решение задач на нахождение длины.
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 05.09 |
| Разрядная таблица.
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 06.09 |
| Нахождение неизвестного слагаемого
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 09.09 |
| Нахождение неизвестного уменьшаемого. | 1 | - Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 10.09 |
| Нахождение неизвестного вычитаемого. | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 11.09 |
| Решение задач на нахождение пути.
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 12.09 |
| Устное сложение чисел с переходом через разряд. | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 13.09 |
| Решение задач на нахождение массы. | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 16.09 |
| Решение задач на нахождение пути. | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 17.09 |
| Линия, отрезок, луч.
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 18.09 |
| Углы.
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 19.09 |
| Проверочная работа по теме: «Порядок действий». | 1 | Работа по индивидуальным карточкам |
| ||||
| 20.09 |
| Работа над ошибками. Чтение и запись чисел в пределах 1000. | 1 | -выполнение заданий
|
| ||||
| 23.09 |
| Чтение и запись чисел в пределах 1000. | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 24.09 |
| Разложение чисел на разрядные слагаемые. | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 25.09 |
| Округление чисел до десятков. | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 26.09 |
| Округление чисел до сотен. | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 27.09 |
| Римская нумерация. | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 30.09 |
| Меры измерения длины. | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 01.10 |
| Меры измерения массы . | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 02.10 |
| Меры измерения стоимости, массы
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 03.10 |
| Контрольная работа по теме: «Разрядная таблица.» | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом | 1 |
|
| ||
| 04.10 |
| Работа над ошибками.
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 07.10 |
| Числа, полученные при измерении. | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 08.10 |
| Сложение круглых сотен и десятков.
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 09.10 |
| Вычитание круглых сотен и десятков.
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 10.10 |
| Решение составных арифметических задач. | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 11.10 |
| Проверочная работа по теме: «Числа полученные при измерении » | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 14.10 |
| Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд. | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 15.10 |
| Порядок действий в примерах с двумя действиями. | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 16.10 |
| Решение задач на нахождение длины.
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 17.10 |
| Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд. | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 18.10 |
| Проверочная работа по теме: «Сложение и вычитание чисел .»
| 1 | Работа по индивидуальным карточкам |
| ||||
| 21.10 |
| Решение задач на нахождение массы.
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 22.10 |
| Порядок действий.
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 23.10 |
| Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд. | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 24.10 |
| Периметр треугольника. | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 25.10 |
| Различение треугольников по видам углов. | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 28.10 |
| Различение треугольников по длинам сторон. | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 29.10 |
| Разностное сравнение чисел. | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 30.10 |
| Контрольная работа по итогам I четверти. | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 31.10 |
| Работа над ошибками.
| 1 | -работа по индивидуальным карточкам |
| ||||
| 01.11 |
| Кратное сравнение чисел.
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 11.11 |
| Кратное сравнение чисел
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 12.11 |
| Сложение с переходом через разряд | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 13.11 |
| Сложение с переходом через разряд | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 14.11 |
| Сложение с переходом через разряд. | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 15.11 |
| Порядок действий.
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 18.11 |
| Вычитание с переходом через разряд | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 19.11 |
| Нахождение разности | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 20.11 |
| Вычитание чисел с переходом через разряд. | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 21.11 |
| Вычитание чисел из круглых десятков, сотен и тысячи. | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 22.11 |
| Решение задач на разностное сравнение. | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 25.11 |
| Порядок действий с 2,3 действиями. | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 26.11 |
| Решение задач на кратное сравнение. | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 27.11 |
| Все действия с многозначными числами.
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 28.11 |
| Нахождение неизвестного числа.
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 29.11 |
| Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд .» | 1 | -Работа по индивидуальным каточкам. |
| ||||
| 02.12 |
| Работа над ошибками.
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 03.12 |
| Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа. | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 04.12 |
| Образование дробей.
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 05.12 |
| Сравнение дробей
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 06.12 |
| Правильные и неправильные дроби.
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 09.12 |
| Проверочная работа по теме: «Дроби.»
| 1 | практическая работа по образованию дробей с предметами, -выделение числителя, знаменателя. |
| ||||
| 10.12 |
| Умножение чисел на 10,100
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 11.12 |
| Решение задач на кратное сравнение. | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 12.12 |
| Преобразование чисел, полученных при измерении.. | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 13.12 |
| Преобразование чисел, полученных при измерении.. | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 16.12 |
| Меры времени. Год.
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 17.12 |
| Умножение круглых десятков число. | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 18.12 |
| Решение задач на кратное сравнение.
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 19.12 |
| Умножение круглых сотен число . | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 20.12 |
| Деление круглых сотен | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 23.12 |
| Решение задач на нахождение стоимости. | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 24.12 |
| Порядок действий | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 25.12 |
| Многоугольники.
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 26.12 |
| Контрольная работа по итогам II четверти .
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 27.12 |
| Работа над ошибками.
| 1 | Работа по индивидуальным карточкам |
| ||||
| 09.01 |
| Прямоугольник, квадрат | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 10.01 |
| Умножение круглых десятков | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 13.01 |
| Преобразование чисел, полученных при измерении.. | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 14.01 |
| Порядок действий.
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 15.01 |
| Сравнение чисел
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом | 1 | ||||
| 16.01 |
| Умножение двузначных чисел | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 17.01 |
| Делении двузначных чисел | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 20.01 |
| Решение тестовых арифметических задач | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 21.01 |
| Порядок действий | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 22.01 |
| Умножение трёхзначных чисел | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 23.01 |
| Деление трёхзначных чисел | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 24.01 |
| Уменьшение, увеличение чисел в несколько раз | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 27.01 |
| Решение составных задач на кратное сравнение | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 28.01 |
| Умножение трёхзначных чисел | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 29.01 |
| Умножение круглых десятков | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 30.01 |
| Деление круглых десятков | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 31.01 |
| Решение задач на разностное сравнение | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 03.02 |
| Порядок действий
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 04.02 |
| Проверочная работа по теме : «Умножение и деление .» | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 05.02 |
| Умножение и деление трёхзначных чисел | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 06.02 |
| Решение задач на кратное сравнение | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 07.02 |
| Решение примеров с 2-3 действиями | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 10.02 |
| Решение примеров с 2-3 действиями | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 11.02 |
| Проверка умножения и деления
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 12.02 |
| Контрольная работа по теме: «Решение примеров с 2-3 действиями.» | 1 | Работа по индивидуальным карточкам |
| ||||
| 13.02 |
| Работа над ошибками
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 14.02 |
| Письменное умножение | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 17.02 |
| Решение примеров с 2-3 действиями | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 18.02 |
| Решение задач на кратное сравнение | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 19.02 |
| Умножение трёхзначных чисел | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 20.02 |
| Порядок действий
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 21.02 |
| Решение тестовых задач на кратное сравнение | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 25.02 |
| Проверочная работа по теме: «Порядок действий.» | 1 | Работа по индивидуальным заданиям |
| ||||
| 26.02 |
| Деление трёхзначных чисел | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 27.02 |
| Деление многозначных чисел | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 28.02 |
| Порядок действий
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 02.03 |
| Решение задач | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 03.03 |
| Нахождение части числа | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 04.03 |
| Решение задач на нахождение части числа | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 05.03 |
| Порядок действий | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 06.03 |
| Деление многозначных чисел | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 10.03 |
| Сложение и вычитание чисел полученных при измерении | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 11.03 |
| Деление многозначных чисел | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 12.03 |
| Деление многозначных чисел | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 13.03 |
| Деление многозначных чисел | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 16.03 |
| Порядок действий в примерах с 2-3 действиями. | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 17.03 |
| Решение тестовых задач на кратное сравнение | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 18.03 |
| Деление многозначных чисел | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 19.03 |
| Контрольная работа по итогам III четверти. | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 20.03 |
| Работа над ошибками
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 30.03 |
| Деление многозначных чисел
| 1 | Работа по индивидуальным заданиям |
| ||||
| 31.03 |
| Построение треугольников | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 01.04 |
| Круг.Окружность
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 02.04 |
| Масштаб
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 03.04 |
| Деление многозначных чисел | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 06.04 |
| Решение задач | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 07.04 |
| Деление многозначных чисел | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 08.04 |
| Порядок действий | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 09.04 |
| Таблица классов и разрядов
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 10.04 |
| Устные приёмы сложения в пределах 100 | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 13.04 |
| Устные приёмы сложения | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 14.04 |
| Решение задач на нахождение пути
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 15.04 |
| Умножение и деление чисел | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 16.04 |
| Составление задач по краткой записи | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 17.04 |
| Увеличение и уменьшение чисел в несколько раз | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 20.04 |
| Порядок действий в примерах
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 21.04 |
| Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 22.04 |
| Решение задач на кратное сложение | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 23.04 |
| Вычитание чисел, полученных при измерении | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 24.04 |
| Проверочная работа по теме: «Числа , полученные при измерении.» | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 27.04 |
| Решение задач на разностное сравнение | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 28.04 |
| Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 29.04 |
| Решение задач на разностное сравнение
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 30.04 |
| Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 | 1 | -составление примеров по инструкции, -соотношение примера и понятия, -выбор примера по инструкции. |
| ||||
| 04.05 |
| Нахождение неизвестного числа
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 05.05 |
| Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.» | 1 | Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 06.05 |
| Работа над ошибками
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 07.05 |
| Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 08.05 |
| Увеличение и уменьшение чисел в несколько раз | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 11.05 |
| Письменное умножение | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 12.05 |
| Решение примеров в два действия
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 13.05 |
| Порядок действий в примерах
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 14.05 |
| Решение задач.
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 15.05 |
| Письменное умножение и деление | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 18.05 |
| Многоугольники. | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 19.05 |
| Прямоугольник. Квадрат
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 20.05 |
| Куб.Брус.Шар
| 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 21.05 |
| Контрольная работа по итогам IV четверти | 1 | Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 22.05 |
| Работа над ошибками.
| 1 | - Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
| ||||
| 25.05 |
| Итоговое занятие | 1 | Работа у доски, работа в тетради Слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом |
|
8. Ресурсное обеспечение программы:
При составлении программы использованы учебные издания, входящие в Федеральный перечень учебников, допущенных и рекомендованных Минобрнауки РФ.
Учебники:
Перова М.Н., Капустина Г.М. Математика 5: учебник для 5 класса специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- М.: Просвещение, 2010.
Дополнительная литература:
Методика преподавания математики в коррекционной школе М.Н.Перова.
Материалы к урокам математики И.Г.Уткина.
Путешествие по стране геометрии В.Г.Житомирский, Л.Н.Шеврич.
Дидактические игры на уроках математики В.Г.Коваленко.
Развитие познавательных способностей детей на уроках математики С.И.Волкова, Н.Н.Столярова.
Сборник задач с экономическим содержанием Г.Г.Шмырева, Н.Е.Фуртат.
Средства обучения математике в школе М.И.Моро, А.М.Пышкало.
Математика (предметные недели в школе) Л.В.Гончарова.
Нестандартные уроки С.В.Савинова, Е.Е.Гугучкина.
Дидактические игры и упражнения А.А.Катаева, Е.А.Стребелева.
Дидактические игры и упражнения по арифметике во вспомогательной школе М.Н.Перова.
Обучение наглядной геометрии во вспомогательной школе В.В.Эк, М.Н.Перова.
Живая математика Я.И.Перельман.
Считай, смекай, отгадывай В.П.Труднев.
Занимательная математика Я.И.Перельман.
Рабочие тетради на печатной основе:
Перова М.Н., Яковлева И.М. Математика 5: рабочая тетрадь для учащихся 5 класса специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- М.: Просвещение, 2008.
Демонстрационное оборудование общего назначения
Печатные пособия ( изготовленные типографским способом):
Модели геометрических тел.
Модель часов демонстрационная.
Линейка классная 100 см, транспортир классный, циркуль классный, угольники чертёжные (30х60, 45х45) .
Раздаточный дидактический материал для самостоятельной работы, таблицы для устного счёта, тесты.
Технические средства обучения (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства)
Математические медиа-продукты: тренажёры, тесты, слайдовый демонстрационный материал, интерактивные кроссворды.