СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Человек» 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

РП учебного предмета "Человек" 4 класс

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Человек» 4 класс»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20»

(МАОУ СОШ №20)





Рассмотрена

на заседании методического

объединения начальных классов

протокол № 1 от 24.08.21

Утверждена

приказом директора

МАОУ СОШ №20

№ 199 от 31.08.2021





РАБОЧАЯ Адаптированная ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Человек»

(4 класс, 1 час в неделю, в год – 34 часа)


Планирование составлена основе программы ФГОС образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599

Обучение предмету «Человек» в 4 классе проходит на основе программы И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.



Составитель:

Сидорова О.В,

учитель начальных классов
















2021 – 2022 учебный год

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Человек» разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  • Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

  • Основой является программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Цель обучения – формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

В программе присутствуют следующие разделы: представления о себе, семья, гигиена тела, туалет, одевание и раздевание, прием пищи.

Задачи обучения:

  1. Формировать представления о себе:

а) представление о собственном теле;

б) умение определять «мое» и «не мое», осознавать и выражать свои интересы и желания;

в) умение сообщать основные сведения о себе;

г) представление о возрастных изменениях человека.

  1. Формировать умение решать каждодневные жизненные потребности:

а) умение обслуживать себя;

б) умение сообщать о своих потребностях и желаниях;

  1. Формировать умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами:

а) умение определять свое самочувствие;

б) показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;

в) умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня;

г) умение следить за своим внешним видом.

4. Формировать представления о своей семье:

а) представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

Учебный предмет «Человек» является основной частью предметной области «Окружающий мир». Программа реализуется в 4 классе для детей с умственной отсталостью (2 вариант).

2. Планируемые результаты

В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Личностные результаты:

  • основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;

  • работа в коллективе (ученик – ученик);

  • слушание и понимание инструкции педагога;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • обращение за помощью и принятие помощи педагога.

Предметные результаты:

  • представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.

  • умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

  • умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;

  • поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

  • иметь представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

  • понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека

  • умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;

  • представление о собственном теле;

  • представления о возрастных изменениях человека;

  • умение обслуживать себя;

  • умение определять свое самочувствие;

  • умение следить за своим внешним видом.

Программа формирования БУД

Личностные:

  • Приветствовать одноклассников при встрече, прощаться;

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

  • следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

  • радоваться вместе с детьми;

  • подражать действиям, выполняемыми педагогом;

  • последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога.

Регулятивные:

  • умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

  • умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса;

  • умение выполнять инструкции педагога;

  • умение направлять взгляд на говорящего взрослого, задание;

  • использование по назначению учебных материалов;

  • формирование учебного поведения выполнение задания: в течение определенного периода, от начала до конца;

  • переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

  • последовательное выполнение нескольких заданий;

  • умение выполнять инструкции педагога;

  • использование по назначению учебных материалов;

  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

Познавательные:

  • делать выводы вместе с учителем в результате совместной работы всего класса.

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

  • самостоятельное написание изученных букв, слогов, слов;

  • Чтение слогов, слов, предложений и небольших текстов с изученными буквами.

  • выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому.

  • соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

  • умение сообщать о своих потребностях и желаниях.


Коммуникативные:

  • учить оформлять свою мысль в устной речи (на уровне простого предложения или жестов);

  • развивать умение слушать и понимать речь других;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • готовность к нахождению и обучению среди сверстников, к коммуникативному взаимодействию в группе обучающихся;

  • сообщение учителю об окончании задания;

  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

  • следить за объяснением учителя;

  • поднимать руку при ответе. Вставать и выходить из-за парты;

  • умение выполнять инструкции педагога;

  • использование по назначению учебных материалов;

  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Содержание учебного предмета

В I полугодии – 16часов, во в II полугодии – 18 час,

всего –34 часа.

Раздел

Количество часов

Представления о себе

8

Туалет

2

Прием пищи

3

Гигиена тела

3

Обращение с одеждой и обувью

13

Семья

5

  1. Тематическое планирование предмета «Человек» в 4 классе

п/п

Содержание

Кол-во

часов

Воспитательный аспект










1.

Мальчики и девочки.

1

пробудить любознательность

2.

Части тела человека.

1

формировать научное мировоззрение

3.

Части лица человека. Назначение.

1

формировать научное мировоззрение

4.

Кожа.

1

пробудить любознательность

5.

Вредные привычки.

1

формировать научное мировоззрение

6.

Возрастные изменения человека.

1

формировать научное мировоззрение

7.

Состояние здоровья: опознавательные признаки.

1

пробудить любознательность

8.

Рассказ о себе.

1

воспитание информационной культуры









1.

Последовательность действий при мытье рук.

1

пробудить интерес к самостоятельному решению задач

2.

Регулирование напора струи воды.

1

воспитывать уверенность в своих силах


3.

Последовательность действий при мытье лица. Расчесывание волос.

1

пробудить любознательность





4.

Сообщение о желании сходить в туалет.

1

воспитание информационной культуры

5.

Последовательность действий при походе в туалет.

1

пробудить интерес к самостоятельному решению задач





6.

Виды одежды (верхняя, сезонная и повседневная одежда)

1

пробудить любознательность

7.

Детали одежды.

1

стимулирование познавательной деятельности, постановкой проблемных вопросов и заданий

8.

Повторение.

1

стимулирование познавательной деятельности, постановкой проблемных вопросов и заданий





1.

Обувь. Виды обуви.

1

воспитание информационной культуры

2.

Головные уборы: виды.

1

стимулирование познавательной деятельности, постановкой проблемных вопросов и заданий

3.

Уход за одеждой, обувью, головными уборами.

1

пробудить любознательность

4.

Соблюдение последовательности действий при раздевании.

1

воспитывать уверенность в своих силах


5.

Совершение манипуляций с липучками, молниями пуговицами.

1

пробудить любознательность

6.

Завязывание шнурков.

1

пробудить интерес к самостоятельному решению задач

7.

Обувание обуви. Различение правого, левого ботинка.

1

пробудить любознательность

8.

Выворачивание одежды.

1

пробудить интерес к самостоятельному решению задач

9.

Различение лицевой и изнаночной стороны.

1

пробудить интерес к самостоятельному решению задач

10.

Повторение изученного.

1

стимулирование познавательной деятельности, постановкой проблемных вопросов и заданий









1.

Использование салфетки во время приема пищи.

1

пробудить любознательность

2.

Еда вилкой.

1

пробудить интерес к самостоятельному решению задач

3.

Накладывание пищи в тарелку.

1

пробудить интерес к самостоятельному решению задач





4.

Члены семьи.

1

воспитание информационной культуры

5.

Дети и взрослые.

1

воспитание основ исторической памяти

6.

Социальные роли в семье.

1

воспитание гуманности и толерантности

7.

Рассказ о своей семье.

1

воспитание основ исторической памяти

8.

Повторение.

1


стимулирование познавательной деятельности, постановкой проблемных вопросов и заданий