Пояснительная записка по предмету Домоводство.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету «Домоводство» 8 года обучения для учащихся, воспитанников с умственной отсталостью в глубокой, умеренной и тяжелой степени, составлена на основе:
Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ГКОУ РО Красносулинской школы-интерната №1;
Авторской программы В.В.Воронковой; программ специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой, - Москва, «Просвещение», 2013год.
Учебным планом 8 класса ,АООП, вариант 2.
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с интеллектуальными нарушениями испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Домоводство» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Рабочая программа создана для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, которые на момент поступления в первый класс показали готовность к школьному обучению на уровне возрастной нормы. Разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.
Основные задачи:
формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;
освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.
Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладения учащимися с интеллектуальными нарушениями учебного материала. Учебная программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.
Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщицы.
Программа по домоводству включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за вещами», «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи»», «Уборка помещений и территории».
Уроки домоводства позволяют применять на практике интеллектуальные умения (счет, чтение, письмо), а также практические навыки по шитью, ремонту дома, огородничеству и др.
Уроки домоводства создают богатейшие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы учащихся, так как организация практических занятий, а также экскурсии в магазины, предприятия хозяйственного и бытового обслуживания демонстрируют образцы поведения человека в труде, учат навыкам общения. Очевидно, что ролевые, деловые игры, экскурсии и практические занятия должны включать в себя разнообразные упражнения на закрепление правил этического поведения и этикета, способствовать развитию у воспитанников коммуникативных умений, мыслительной деятельности, общетрудовых навыков.
Учебно-воспитательные задачи на занятиях по домоводству должны решаться в конкретных видах деятельности самих учащихся, организованных учителем на доступных и понятных для них заданиях и упражнениях.
Методы обучения:
-словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с дополнительной литературой)
-наглядные (наблюдения, демонстрация образцов, показ презентаций)
-практические ( практические занятия, экскурсии)
-игровые (ролевые, деловые игры)
При обучении учитывается неоднородность состава класса (группы) и осуществляется индивидуальный подход к учащимся.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные).Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Применяются следующие методы обучения: демонстрация, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др. В силу разнородности состава класса освоение содержания осуществляется на доступном для каждого ребёнка уровне. Используются словесный, наглядный, практический методы обучения.
Учебный предмет«Домоводство» является инвариантной частью учебного плана, которой входит в образовательную область «Окружающий мир» согласно которому на его изучение в 8 классе , вариант 2 , отводится 2 часа в неделю, 67 часов в год.
Личностные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные результаты:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметные результаты:
1) Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома.
Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.
Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др.
Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения.
Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.
Класс | Учащиеся должны знать: | Учащиеся должны уметь: | Электронные учебно-методические материалы |
6класс | состав своей семьи, имена, отчества, фамилии родителей, домашний адрес;правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки; санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами; правила пользования утюгом, феном; правила ухода за одеждой, обувью, бельем; правила сушки одежды и обуви; правила гигиены при приготовлении пищи; отделы магазина, места хранения продуктов; правила пользованием газовой плитой, холодильником; | производить сухую и влажную уборку помещений; убирать бытовой мусор, подметать территорию. ухаживать за полом; соблюдать последовательность действий при ручной стирке; выбирать продукты для покупок; пользоваться утюгом, феном; соблюдать правила поведения в общественных местах. | https://www.art-talant.org/ https://kopilkaurokov.ru/ https://kopilkaurokov.ru/ https://multiurok.ru/www-14/?act=auth https://mersibo.ru/ https://kssovushka.ru/ https://тридевятоецарство.рф/olympic/index http://умксипр.рф/ https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2020/02/12/sipr-dlya-rebenka-s-uo-variant-2 |
Регулятивные УД:
умение входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве (комнаты);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
принимать цели ипроизвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотноситьсвои действияи их результатыс заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные УД:
умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать;
работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).\
Коммуникативные УД:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;
Нормативная база:
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 237- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 № 1026 « Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
4.Постановление Главного государственного врача РФ от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5.Постановление Главного санитарного врача РФ от 28 января 2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
6. Учебный план ГКОУ РО Красносулинской школы- интерната № 1 на 2023-2024 учебный год.
Учебно - методическое обеспечение.
1. «Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);
Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора
И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).
3. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007.
4. Ноутбук.
5. Наглядное пособи
Календарно-тематическое планирование по «Домоводству».
№ | Тема раздела Тема урока | Дата | Кол-во часов | Планируемые | результаты | Электронные учебно-методические материалы | Мониторинг |
Предметные | Личностные |
| 1 четверть ч | | | | | | |
1-3 | Что изучает домоводство. | | 3 | Соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Знать представления о доме и расположенных в ней объектах. | Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я». Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности. | http://умксипр.рф/ | Беседа. |
4-6 | Моя квартира, дом. | | 3 | http://умксипр.рф/ | Игра. Зачет: |
7-8 | Один дома. Правила безопасности. | | 2 | http://умксипр.рф/ | Сюжетно-ролевая игра «Один дома» |
| 2 четверть ч |
1-3 | Расположение и назначение комнат. | | 2 | http://умксипр.рф/ | Самостоятельный поход в умывальник. |
4-5 | Кухня. Правила безопасности на кухне. | | 2 | http://умксипр.рф/ | Зачет: |
6 | Чистота-залог здоровья. Правила уборки на кухне. | | 2 | Проявлять интерес к объектам, изготовленным руками человека. | Овладение начальными навыками адаптации. Формирование эстетических потребностей. | http://умксипр.рф/ http://умксипр.рф/ | Тактильная игра. |
| 3 четверть ч |
1-2 | Кухонные приборы. Ложки и вилки. | | 3 | Дидактическая игра. |
3-4 | Кухонные приборы. Ложки, вилки и ножи. Правила мытья кухонных приборов. | | 3 | «Найди свою парту» |
5-7 | Кухонная мебель. Стол и стулья. | | 3 | Зачет: |
| IV четверть ч | | | | | | |
1 | Электробытовые приборы на кухне. | | 1 | Соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной жизнедеятельности. | Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; овладение умениями ориентироваться в окружающем мире. | http://умксипр.рф/ | |
2 | Я иду в магазин. Виды магазинов. | | 1 | Сюжетно-ролевая игра на улице. Зачет:. |
3 | Продуктовый магазин. Выбор продуктов. | | 1 |
4 | Молочные продукты . | | 1 |
5 | Хлебобулочные изделия. | | 1 | Участвовать в коллективных играх, мероприятиях, занятиях. Правильное пользование посудой, | Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир. | http://умксипр.рф/ | Игра «Третий лишний» |