ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по предмету домоводство составлена для обучения обучающегося со стойким умеренным нарушением познавательной деятельности с выраженными поведенческими нарушениями. Системным недоразвитием речи средней степени (вариант 2) Абдульжамилева Асана Марленовича в соответствии с выпиской из решения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии № 18 от 02.03.2022 г. на основе следующих документов:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации № 273- ФЗ» от 29.12.2012 г.
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающих с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
3. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
4. Комплекта примерных рабочих программ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета. Данный курс направлен, прежде всего, на обучение практическим навыкам хозяйственно-бытовой деятельности, выполнению доступных бытовых поручений, связанных с выполнением повседневных дел дома. В зависимости от особенностей психофизического развития ученики осваивают различные уровни деятельности:
совместные действия с педагогом, родителями;
деятельность по подражанию;
деятельность по образцу;
деятельность по последовательной инструкции;
самостоятельная деятельность воспитанника;
умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Личностные результаты освоения программы по домоводству в 5 классе II вариант включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Возможные личностные результаты:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс.
Возможные предметные результаты:
-Умение ориентироваться в классе, в помещениях школы.
-Соблюдение правил учебного поведения.
-Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует.
-Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).
-Представление об убранстве дома, о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод).
-Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож).
-Представление об электроприборах (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, электрический чайник).
-Ориентация во дворе.
- Представления о профессиях людей, работающих в школе.
- Представления о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.).
-Представление о часах.
-Представление об электронных устройствах (телефон, компьютер, планшет).
-Представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон).
- Представление о благоустройстве квартиры (отопление, канализация, водоснабжение, электроснабжение).
-Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.).
Содержание учебного предмета
Раздел, тема | Краткое содержание | Всего часов | Форма организации занятия |
Теори я | Практ ика |
Раздел 1.Мой дом | Мой дом. Домашние дела. Семейные заботы. | 4 | 2 | 2 |
Раздел 2. Покупки | Покупки. Как делать покупки. Магазин. Правила поведения в магазине. Упаковка продуктов в сумки. | 3 | 1,5 | 1,5 |
Раздел 3. Обращение с кухонным инвентарем | Посуда и кухонный инвентарь. Посуда для сервировки стола. Посуда для приготовления пищи. Кухонные | 27 | 13 | 14 |
| принадлежности. Назначение кухонных | | | |
| принадлежностей. Уход за посудой. | | | |
| Чистая и грязная посуда. Мытье посуды. | | | |
| Соблюдение последовательности | | | |
| действий при мытье посуды. Сушка | | | |
| посуды. Определение места посуды на | | | |
| кухне. Виды бытовых кухонных | | | |
| приборов. Назначение приборов. | | | |
| Правила техники безопасности при | | | |
| пользовании бытовыми приборами. Уход | | | |
| за бытовыми приборами. Соблюдение | | | |
| последовательности действий при | | | |
| пользовании электробытовым прибором. | | | |
| Мытье и хранение электробытовых | | | |
| приборов. Накрывание на стол. Выбор | | | |
| посуды и посуды при сервировке стола. | | | |
Раздел 4. | Приготовление блюда. Правила гигиена | 15 | 7 | 8 |
Приготовление | при приготовлении еды. Понятие | | | |
пищи | «Рецепт блюда». Выбор продуктов, | | | |
| необходимых для приготовления блюда. | | | |
| Выбор инвентаря для приготовления | | | |
| блюда. Подготовка продуктов. Мытье | | | |
| овощей. Чистка овощей. Резание ножом. | | | |
| Нарезание кубиками, соломкой. | | | |
| Натирание на терке. Выбор продуктов | | | |
| для приготовления салата из свежих | | | |
| овощей. Приготовление салата. Выбор | | | |
| продуктов для салата из вареных овощей. | | | |
| Этапы предварительной обработки и | | | |
| варки овощей. Приготовление салата из | | | |
| вареных овощей. | | | |
Раздел 5. Уход за | Назначение одежды. Сезонная одежда. | 37 | 18 | 19 |
одеждой и обувью | Ручная стирка белья. Инвентарь для | | | |
| стирки белья. Выбор моющего средства. | | | |
| Выбор и отмеривание необходимого | | | |
| количества моющего средства. Этапы стирки одежды. Машинная стирка. Составные части стиральной машины. Правила безопасного обращения со стиральной машиной. Сортировка белья перед стиркой. Закладывание белья в машину перед стиркой. Выставление необходимой температуры. Выбор программы и температуры. Включение машины. Отключение машины, вынимание и развешивание белья. Глажение белья. Составные части утюга. Правила безопасности при работе с утюгом. Гладильная доска. Правила безопасности при использовании гладильной доски. Выбор режима глажения. Последовательность действий при глажении белья. Складывание белья и одежды. Вывешивание одежды на «плечики». Складывание в шкаф. Чистка одежды. Инвентарь для чистки. Виды обуви. Уход за обувью. Последовательность действий при мытье обуви. Инвентарь для чистки обуви. Последовательность действий при чистке обуви. | | | |
Раздел 6. Уборка помещений и территории | Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели. Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место. Соблюдение последовательности действий при подметании пола. Уборка пола пылесосом. Основные части пылесоса. Правила безопасной работы с пылесосом. Инвентарь для уборки пришкольного участка. Уборка пришкольной территории. Подметание территории. | 13 | 6 | 7 |
Раздел7. Повторение | Повторение пройденного | 3 | 1 | 2 |
Всего за год | | 170 | 48,5 | 53,5 |
Тематическое планирование
Класс:6-Б
Количество часов по учебному плану:
Всего - 170 часов в неделю – 1 час
Выделено для обучения на дому 170 часов, 1 ч - работа с учителем; 4 ч -самостоятельная работа.
№ | Тема раздела | Кол-во часов по примерному учебному плану | Количество часов в неделю на обучение на дому | Кол-во часов на самостоятельную |
1 | Мой дом | 15 | 10 | 17 |
2 | Мои вещи | 27 | 6 | 26 |
3 | Обращение с кухонным инвентарем | 30 | 10 | 34 |
4 | Приготовление пищи | 37 | 6 | 34 |
5 | Уборка территории | 38 | 2 | 32 |
| Итого | 170 | 34 | 136 |
14