Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18 п. Теплоозерск » |
«Рассмотрено» Руководитель МО ________ ___________ подпись ФИО Протокол № от «___»___________г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ________ ___________ подпись ФИО Протокол № от «___»___________г. | «Утверждено» Директор ________ ___________ подпись ФИО Приказ № _______ от «___»___________г. |
Рабочая образовательная программа по организации внеурочной деятельности «Тропинка в профессию» ( профориентанционное направления.) для 4 классаА Общее количество часов: 34 часа Учитель: Косырева И. В. п.Теплоозерск 2024– 2025уч. год |
Кружок «Тропинка в профессию»
количество часов в год: 34
количество недельных часов: 1
1.Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса «Тропинка в профессию» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования. Данная программа является первой ступенькой в профориентационной работе.
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учёба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам.
Перед младшим школьником не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
Представления о профессиях ребёнка 10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка.
В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и системно. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения обучающихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий.
Решение данных проблем позволит оптимизировать учебный процесс, направленный на профориентационное образование, сделает учёбу в школе единым преемственным образовательным процессом.
Что же такое профориентационная работа для начальной школы?
Для ученика: развитие интереса и мотивации к разнообразным познаниям о профессии; развитие определённых профессиональных навыков, развитие рефлексии и навыков опыта деятельности.
Для учителя: новый опыт творческого самовыражения; ответы на все сомнения и вопросы по профориентационной работе обучающихся, которые возникают в процессе его профессиональной работы; продуманное содержание и методическая система работы; расширение профессиональных компетенций и т.д.
Для администрации школы: новый позиционный статус образовательной среды профориентационной работы; обеспеченность взаимосвязанными (по содержанию и методике) вариативными программами всех классов начальной и средней ступеней, усиление методической оснащённости педагогического процесса и т.д.
Общая гипотеза данной работы состоит в том, что реализация профориентационной работы в школе может быть более эффективной, если:
-Изменятся методологические основания построения педагогического процесса в начальной школе;
- Предметом будет избрано педагогическое сопровождение процессов формирования основ целостного образа человеческой деятельности в начальной школе;
- Будет создана пропедевтическая профориентационная педагогическая система начальной школы;
-В содержание начального образования будут включены исследовательские проектные виды деятельности;
- Будут использованы потенциалы микросоциума (семьи) в построении единого интегрального образовательного пространства ребёнка;
- Процесс пропедевтики будет сопровождаться технологиями оценивания качества проектной деятельности в начальной школе.
Комплексная программа профессиональной работы для начальной школы «Тропинка в профессию» создана для того, чтобы уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребёнка познакомить младших школьников с профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику профориентационной подготовки. Таким образом, предлагаемая программа может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на профориентационное обучение.
В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности обучающихся. При определении этих сфер использовалась типология, предложенная доктором психологических наук Е.А.Климовым. Данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек - человек», «человек - техника», «человек – художественный образ», «человек - природа».
Межпредметная интеграция способствует, во-первых, формированию целостного представления о различных сферах человеческой деятельности; во – вторых, развитию знаний, умений и навыков, необходимых для создания этой целостности в смысловых новообразованиях у младших школьников; в-третьих, освоению элементарных знаний о профессиях людей; в-четвёртых, включению обучающихся в исследовательскую деятельность.
Данная программа курса предполагает реализацию через:
-Внеурочную деятельность детей – программа «Тропинка в профессию» (духовно-нравственное направление внеурочной деятельности);
-Внеклассную работу.
-Профориентационное воспитание в начальной школе – это создание среды, которая будет способствовать воспитанию у ребёнка личностных качеств, определяющих способность делать осознанный выбор в ситуациях;
-Будет создана пропедевтическая профориентационная педагогическая система начальной школы;
-В содержание начального образования будут включены исследовательские проектные виды деятельности;
-Будут использованы потенциалы микросоциума (семьи) в построении единого интегрального образовательного пространства ребёнка;
-Процесс пропедевтики будет сопровождаться технологиями оценивания качества проектной деятельности в начальной школе.
Комплексная программа профессиональной работы для начальной школы «Тропинка в профессию» создана для того, чтобы уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребёнка познакомить младших школьников с профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику профориентационной подготовки. Таким образом, предлагаемая программа может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на профориентационное обучение.
В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности обучающихся. При определении этих сфер использовалась типология, предложенная доктором психологических наук Е.А.Климовым. Данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек - человек», «человек - техника», «человек – художественный образ», «человек - природа».
Межпредметная интеграция способствует, во-первых, формированию целостного представления о различных сферах человеческой деятельности; во – вторых, развитию знаний, умений и навыков, необходимых для создания этой целостности в смысловых новообразованиях у младших школьников; в-третьих, освоению элементарных знаний о профессиях людей; в-четвёртых, включению обучающихся в исследовательскую деятельность.
Профориентационное воспитание в начальной школе – это создание среды, которая будет способствовать воспитанию у ребёнка личностных качеств, определяющих способность делать осознанный выбор в ситуациях строен таким образом, что предоставляет обучающимся возможность тренировать различные виды своих способностей.
В данной программе игровая мотивация превалирует, перерастая в учебную. Ребёнок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Занятия проводятся в активной форме, это игры, дискуссии, конкурсы, экскурсии, конференции, элементы тренинга, викторины с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Важна смена различных видов деятельности на протяжении всего занятия. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся. Развитие творческих способностей немыслимо без творческой деятельности.
Это рисунок, аппликация, сообщение, а также сочинение рассказов, стихов, сценариев, проигрывание сценок, спектаклей, миниатюр, выпуск тематических газет, плакатов, выставка работ ИЗО и трудовой деятельности.
21 век поставили перед человеком и цивилизованным обществом множество сложных и ответственных вопросов. Речь идет о проблеме профессиональной ориентации младших школьников в учебно – воспитательном процессе.
В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт форм и методов работы по профориентации старших школьников.
Однако в наш стремительный век, когда бурно изменятся экономика, актуальной становится целенаправленная работа по профессиональной ориентации уже с воспитанниками младших классов.
Особенность работы по профессиональной ориентации не заключают в подведении детей к выбору профессии. Главное - это развитие внутренних психологических ресурсов ребенка.
В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, важно расширить представление о различных профессиях.
В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образцов, конкретных ситуаций из жизни.
На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Цель:создание образовательной среды, насыщенной возможностями для реализации способностей обучающихся через развитие интереса к разным видам сферы деятельности.
Задачи:
познакомить с широким спектром профессий, особенностями разных профессий;
выявить наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной в будущем профессии;
способствовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда;
способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка;
способствовать формированию нравственных качеств: доброты, взаимовыручки, внимательности, справедливости и т.д.;
способствовать формированию навыков здорового и безопасного образа жизни.
Описание места учебного курса
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Основные направления рабочей программы
«Тропинка в профессию»
«Труд в почете любой, мир профессий большой» - 4 класс.
Цель: формировать добросовестное отношении к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развивать интерес к будущей профессии.
Планируемые результаты «Тропинка в профессию»:
участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
расширение кругозора о мире профессий;
заинтересованность в развитии своих способностей;
участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии;
возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников.
Внеклассная работа способствует накоплению непосредственных жизненных впечатлений обучающихся о тех или иных профессиях, что обеспечивает начало формирования гражданственного патриотического отношения к среде обитания и проживания и осознанных профессиональных интересов, а также построения образа «Я» в конкретной профессии. Таким образом, виды деятельности обучающихся носят, прежде всего, поисково-исследовательский, проблемный и творческий характер.
В результате изучения курса «Тропинка в профессию» младший школьник узнает:
основные сферы профессиональной деятельности человека;
основные понятия, признаки профессий, их значение в обществе;
предприятия и учреждения микрорайона, города;
основные приёмы выполнения учебных проектов;
будет уметь:
оперировать основными понятиями и категориями;
рассказывать о профессии и обосновывать её значение в обществе;
пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной, художественной, научно-популярной литературы, СМИ, ИКТ.
Личностные УУД:
овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;
формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по курсу «Тропинка в профессию » - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Результат (4-й класс) – получение опыта самостоятельного общественного действия. Совместное образовательное производство детей и взрослых.
Формы работы
1. Классные часы и беседы о профессиях.
2. Тренинговые и тематические занятия.
3. Конкурсы рисунков.
4. Экскурсии.
5. Игры-викторины.
6. Встречи с людьми разных профессий.
7. Описание профессий.
8. Письменные работы: мини-сочинения, синквейны.
9. Заполнение анкет и результатов самооценки. Диагностика.
10. Работа индивидуально, в парах, в малых группах.
11. Реклама профессий.
12. Составление профессионального портрета семьи. Трудовые династии.
13. Лекция.
14. Дискуссия.
15. Творческая работа.
16. Практикум. Мастер-классы.
3. Содержание учебного предмета.( 34 ч.)
«Труд в почете любой, мир профессий большой»
(34 часа)
Любимое дело мое - счастье в будущем (2ч.). Классный час, презентация.
Организационный момент. Психологическая игра в круге. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Дело было вечером». Презентации. Швейное, строительное, газетное дело. Задание: установить порядок постройки дома, установить порядок создание газеты. Подведение итогов.
По дорогам идут машины (2ч.). Беседа-тренинг.
История возникновения профессии шофёра. Загадки о профессии шофёр. Игра «Кто самый внимательный». Игра «Неуловимый шторм». Игра «Какой это знак». Ролевая игра - драматизация «Улица».
Все работы хороши (2ч.). Игра-конкурс.
Введение в тему. Стихи о профессиях. Дидактическая игра, расшифровка слова. Конкурс строителей. Составить из разрезанных картинок рисунок дома. Игра «Кто потерял свой инструмент». Викторина: «Угадай профессию», конкурс «Найди лишнее». Итог игры. Награждение участников.
О профессии продавца (2 ч.). Занятие с элементами игры.
Вступительное слово. Знакомство с профессией продавец. Игра: «Умей промолчать». Разыгрывание ситуации: «Грубый продавец», «вежливый покупатель». Игра «магазин».
О профессии библиотекаря (2ч.). Беседа с элементами игры.
Вступительное слово. Рассказ о профессии библиотекаря. Игра: «Угадай, какая книжка». Игровая ситуация: «Читатель-библиотекарь». Оценка работы библиотекаря.
Праздник в Городе Мастеров (2ч.). КВН.
Представлены 2 команды: «Девицы-мастерицы», «Веселые умельцы». Приветствие команд. Вопросы из шкатулки (разминка). Конкурс: «Самый трудолюбивый», конкурс: «Видеоклип», конкурс: «Проворные мотальщики», конкурс: «Частушечный», конкурс: «Капитанов». Домашнее задание - сценки о профессиях. Подведение итогов, награждение.
Работники издательства типографии (2ч.). Сюжетно-ролевая игра.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний (разгадывание ребуса). Сюжетно-ролевая игра «Редакция газеты». Задание 1 -штат редакции (корреспондент, фотограф, художник, наборщик). Задание 2 – «Вы – редакторы» (отредактировать текст). Задание 3 – «Вы – журналисты» (написать текст). Задание 4 – «Вы – художники» (выполнение иллюстрации). Итог: люди каких специальностей работают над созданием газеты.
Как проходят вести (2ч.). Экскурсия на почту.
Вступление. Знакомство с профессией почтальона. Из истории (как передавались новости в древности). Изобретения в области связи. Современные профессии связи (почтальон, сортировщик почты). Загадки и почтовый транспорт (самолет), телефон (в пер. с греч «далеко - пишу»). Виды связи, сотовая связь. Ролевая игра «Телефон». Итог.
Веселые мастерские (2ч.). Игра - состязание.
Вводное слово. Представление 2 команд. Столярная мастерская. Знакомство с инструментами (пила, топор, молоток, рубанок, стамеска). Загадки об инструментах. Практическое задание – сделать кроватку для кукол. Швейная мастерская. Загадки об инструментах. Конкурс: «Пришей пуговицу». Подведение итогов. Награждение.
Путешествие в Город Мастеров (2ч.). Профориентационная игра.
Путешествие по 5 районам. Каждый соответствует одной из профессиональных сфер (человек - человек, человек - техника, человек -природа, человек - художественный образ, человек - знаковая система). Дается задание составить план района, придумать название улиц, заселить дома сказочными героями. Например, район «Умелые руки», сказочные жители - Самоделкин, Железный Дровосек.
Строительные специальности (2ч.). Практикум.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний - разгадать кроссворд. С чего начинает работу хороший специалист (с плана или проекта). Игра: «Поможем начальнику стройку организовать», игра: «Проект». Итог: вопросы: что случиться, если строить здание без соответствующего плана, почему так важно руководствоваться проектами при строительстве здания?
«Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй» (2ч.). Игровой вечер.
Вступление. Чтение стихов: «У меня растут года…». Выступление учеников с сообщениями о профессиях. Задание на внимание: «Найди синий на рисунке». Мастерская слова (чтение и инсценировки). Конкурс-игра: «Нитки - иголка», конкурсы: «Бой с подушками». Итог.
Знакомство с профессиями прошлого (2ч.). Конкурс - праздник.
Введение. Стихи о труде. Рассказ о рабочих профессиях. Конкурс: «Заводу требуются». Информация для любознательных. Знакомство с профессией плотника.
«Человек трудом прекрасен» (2ч.). Игра-соревнование.
«Умеешь сам - научи другого» (2ч.). Практикум.
«Чей участок лучше?» (2ч.). Практикум.
«Кулинарный поединок» (2ч.). Практикум.
4. Календарно-тематическое планирование ( 34 часа)
№ | № | Тема | Форма проведения |
1-2 | 1 | «Любое дело - моё счастье в будущем» | классный час, презентация, работа в группах |
| 2 | «Любое дело - моё счастье в будущем» |
3-4 | 3 | «По дорогам идут машины» | беседы - тренинг |
| 4 | «По дорогам идут машины» |
5-6 | 5 | «Все работы хороши» | игра-конкурс |
| 6 | «Все работы хороши» |
7-8 | 7 | «О профессии продавца» | беседа-тренинг |
| 8 | «О профессии продавца» |
9-10 | 9 | «О профессии библиотекаря» | беседа с элементами игры |
| 10 | «О профессии библиотекаря» |
11-12 | 11 | «Праздник в городе Мастеров» | КВН |
| 12 | «Праздник в городе Мастеров» |
13-14 | 13 | «Работники издательства и типографии» | Экскурсия в типографию, ролевая игра |
| 14 | «Работники издательства и типографии» |
15-16 | 15 | «Как приходят вести» | Экскурсия на почту |
| 16 | «Как приходят вести» |
17-18 | 17 | «Веселые мастерские» | Игра - состязание |
| 18 | «Веселые мастерские» |
19-20 | 19 | «Путешествие в Город Мастеров» | профориентации - игра |
| 20 | «Путешествие в Город Мастеров» |
21-22 | 21 | «Строительные специальности» | Практикум, защита проекта |
| 22 | «Строительные специальности» |
23-24 | 23 | «Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй» | Игровой вечер |
| 24 | «Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй» |
25-26 | 25 | «Знакомство с промышленными профессиями» | Конкурс-праздник |
| 26 | «Знакомство с промышленными профессиями» |
27-28 | 27 | «Человек трудом красен» | Игра-соревнование |
| 28 | «Человек трудом красен» |
29-30 | 29 | «Успеешь сам - научи другого» | Практикум |
| 30 | «Успеешь сам - научи другого» |
31-32 | 31 | «Чей участок лучше» | Практикум |
| 32 | «Чей участок лучше» |
33-34 | 33 | «Кулинарный поединок» | Практикум |
| 34 | «Кулинарный поединок» |
5. Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса
Программа внеурочной деятельности "Тропинка в профессию"
Мамонтова И.Ю. Давайте поиграем. Рабочая тетрадь для 1 класса по программе "Тропинка в профессию"
2. Бачкина Е.Н. Путешествие в мир профессий. Рабочая тетрадь для 2 класса по программе "Тропинка в профессию"
3. Удод Т.В. У меня растут года. Рабочая тетрадь для 3 класса по программе "Тропинка в профессию"
4. Сорокина С.В. Труд в почете любой, мир профессий большой. Рабочая тетрадь для 4 класса по программе "Тропинка в профессии