СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая образовательная программа по организации внеурочной деятельности " Тропинка в профессию".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по организации внеурочной деятельности " Тропинка в профессию" для обучающихся 4 класса напрвлена на профориентацию обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая образовательная программа по организации внеурочной деятельности " Тропинка в профессию".»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18 п. Теплоозерск »

«Рассмотрено»

Руководитель МО

________ ___________

подпись ФИО

Протокол №

от «___»___________г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________ ___________

подпись ФИО

Протокол №

от «___»___________г.

«Утверждено»

Директор

________ ___________

подпись ФИО

Приказ № _______

от «___»___________г.






Рабочая образовательная программа

по организации внеурочной деятельности

«Тропинка в профессию»

( профориентанционное направления.)

для 4 классаА


Общее количество часов: 34 часа





Учитель:

Косырева И. В.




п.Теплоозерск

2024– 2025уч. год


























































Кружок «Тропинка в профессию»

количество часов в год: 34
количество недельных часов: 1

1.Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса «Тропинка в профессию» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования. Данная программа является первой ступенькой в профориентационной работе.

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учёба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам.

Перед младшим школьником  не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

Представления о профессиях ребёнка 10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка.

В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и системно. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения обучающихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий.

Решение данных проблем позволит оптимизировать учебный процесс, направленный на профориентационное  образование, сделает учёбу в школе единым преемственным образовательным процессом.

Что же такое профориентационная работа  для начальной школы?

Для ученика: развитие интереса и мотивации к разнообразным познаниям о профессии; развитие определённых профессиональных навыков, развитие рефлексии и навыков опыта деятельности.

Для учителя: новый опыт творческого самовыражения; ответы на все сомнения и вопросы по профориентационной работе  обучающихся, которые возникают в процессе его профессиональной работы; продуманное содержание и методическая система работы; расширение профессиональных компетенций и т.д.

Для администрации школы: новый позиционный статус образовательной среды профориентационной работы; обеспеченность взаимосвязанными (по содержанию и методике) вариативными программами всех классов начальной и средней ступеней, усиление методической оснащённости педагогического процесса и т.д.

Общая гипотеза данной работы состоит в том, что реализация профориентационной работы  в школе может быть более эффективной, если:

-Изменятся методологические основания построения педагогического процесса в начальной школе;

- Предметом будет избрано педагогическое сопровождение процессов формирования основ целостного образа человеческой деятельности в начальной школе;

-  Будет создана пропедевтическая профориентационная  педагогическая система начальной школы;

-В содержание начального образования будут включены исследовательские проектные виды деятельности;

- Будут использованы потенциалы микросоциума (семьи) в построении единого интегрального образовательного пространства ребёнка;

-  Процесс пропедевтики будет сопровождаться технологиями оценивания качества проектной деятельности в начальной школе.

Комплексная  программа профессиональной  работы  для начальной школы «Тропинка в профессию» создана для того, чтобы уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребёнка познакомить младших школьников с профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику профориентационной подготовки. Таким образом, предлагаемая  программа может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на профориентационное обучение.

В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности обучающихся.  При определении этих сфер использовалась типология, предложенная доктором психологических наук Е.А.Климовым. Данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек - человек», «человек - техника», «человек – художественный образ», «человек - природа».

Межпредметная интеграция способствует, во-первых, формированию целостного представления о различных сферах человеческой деятельности; во – вторых, развитию знаний, умений и навыков, необходимых для создания этой целостности в смысловых новообразованиях у младших школьников; в-третьих, освоению элементарных знаний о профессиях людей; в-четвёртых, включению обучающихся в исследовательскую деятельность.

Данная программа курса предполагает реализацию через:

 -Внеурочную деятельность детей –  программа  «Тропинка в профессию» (духовно-нравственное  направление внеурочной деятельности);

-Внеклассную работу.

-Профориентационное  воспитание в начальной школе – это создание  среды, которая будет способствовать воспитанию у ребёнка личностных качеств, определяющих способность делать осознанный выбор в ситуациях;

-Будет создана пропедевтическая профориентационная  педагогическая система начальной школы;

-В содержание начального образования будут включены исследовательские проектные виды деятельности;

-Будут использованы потенциалы микросоциума (семьи) в построении единого интегрального образовательного пространства ребёнка;

-Процесс пропедевтики будет сопровождаться технологиями оценивания качества проектной деятельности в начальной школе.

Комплексная  программа профессиональной  работы  для начальной школы «Тропинка в профессию» создана для того, чтобы уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребёнка познакомить младших школьников с профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику профориентационной подготовки. Таким образом, предлагаемая  программа может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на профориентационное обучение.

В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности обучающихся.  При определении этих сфер использовалась типология, предложенная доктором психологических наук Е.А.Климовым. Данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек - человек», «человек - техника», «человек – художественный образ», «человек - природа».

Межпредметная интеграция способствует, во-первых, формированию целостного представления о различных сферах человеческой деятельности; во – вторых, развитию знаний, умений и навыков, необходимых для создания этой целостности в смысловых новообразованиях у младших школьников; в-третьих, освоению элементарных знаний о профессиях людей; в-четвёртых, включению обучающихся в исследовательскую деятельность.


                  

Профориентационное  воспитание в начальной школе – это создание  среды, которая будет способствовать воспитанию у ребёнка личностных качеств, определяющих способность делать осознанный выбор в ситуациях строен таким образом, что предоставляет обучающимся возможность тренировать различные виды своих способностей.

В данной  программе  игровая мотивация превалирует, перерастая в учебную.  Ребёнок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.

Занятия проводятся в активной форме, это игры, дискуссии, конкурсы, экскурсии, конференции, элементы тренинга, викторины с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Важна смена различных видов деятельности на протяжении всего занятия. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся. Развитие творческих способностей немыслимо без творческой деятельности.

Это рисунок, аппликация, сообщение, а также сочинение рассказов, стихов, сценариев, проигрывание сценок, спектаклей, миниатюр, выпуск тематических газет, плакатов, выставка работ ИЗО и трудовой деятельности.

21 век поставили перед человеком и цивилизованным обществом множество сложных  и ответственных вопросов.  Речь идет о проблеме профессиональной ориентации  младших школьников в учебно – воспитательном процессе.

В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт форм и методов работы по профориентации старших школьников.

Однако в наш стремительный век, когда бурно изменятся экономика, актуальной  становится целенаправленная работа по профессиональной ориентации  уже с воспитанниками младших классов.

Особенность работы по профессиональной ориентации не заключают в подведении детей к выбору профессии. Главное - это развитие внутренних психологических ресурсов ребенка.

В начальной  школе, когда учебно-познавательная  деятельность становится ведущей, важно расширить представление о различных профессиях. 

В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образцов, конкретных ситуаций из жизни.

На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания.

 Цель:создание образовательной среды, насыщенной возможностями для реализации способностей обучающихся через развитие интереса к разным видам сферы деятельности.

Задачи:

    познакомить с широким спектром профессий, особенностями разных профессий;

    выявить наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной в будущем профессии;

    способствовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда;

    способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка;

    способствовать формированию нравственных качеств: доброты, взаимовыручки, внимательности, справедливости и т.д.;

    способствовать формированию навыков здорового и безопасного образа жизни.

 


Описание места учебного курса

Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.




Основные направления  рабочей  программы

«Тропинка в профессию»


«Труд в почете любой, мир профессий большой»   - 4 класс.

 Цель: формировать добросовестное  отношении к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развивать интерес к будущей профессии.



Планируемые результаты   «Тропинка в профессию»:

  участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;

  расширение кругозора о мире профессий;

  заинтересованность в развитии своих способностей;

  участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии;

  возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников.

Внеклассная работа способствует накоплению непосредственных жизненных впечатлений обучающихся о тех или иных профессиях, что обеспечивает начало формирования гражданственного патриотического отношения к среде обитания и проживания и осознанных профессиональных интересов, а также построения образа «Я» в конкретной профессии. Таким образом, виды деятельности обучающихся  носят, прежде всего, поисково-исследовательский, проблемный и творческий характер.

В результате изучения курса    «Тропинка в  профессию» младший школьник узнает:

    основные сферы профессиональной деятельности человека;

    основные понятия, признаки профессий, их значение в обществе;

    предприятия и учреждения микрорайона, города;

    основные приёмы выполнения учебных проектов;

будет уметь:

    оперировать основными понятиями и категориями;

    рассказывать о профессии и обосновывать её значение в обществе;

    пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной, художественной, научно-популярной литературы, СМИ, ИКТ.

Личностные УУД: 

  • овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;

  • формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  • формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.


Метапредметные результаты


Метапредметными  результатами программы внеурочной деятельности по  курсу  «Тропинка в профессию » - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные УУД:

                     Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

                     Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

                     Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

                     Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

                     Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

                     Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

3. Коммуникативные УУД:

                    Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

                    Слушать и понимать речь других.

                    Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

                    Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

                    Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Результат (4-й класс) – получение опыта самостоятельного общественного действия. Совместное образовательное производство детей и взрослых.

Формы работы

1.  Классные часы и беседы о профессиях.

2.  Тренинговые и тематические занятия.

3.  Конкурсы рисунков.

4.  Экскурсии.

5.  Игры-викторины.

6.  Встречи с людьми разных профессий.

7.  Описание профессий.

8.  Письменные работы: мини-сочинения, синквейны.

9.  Заполнение анкет и результатов самооценки. Диагностика.

10. Работа индивидуально, в парах, в малых группах.

11. Реклама профессий.

12. Составление профессионального портрета семьи. Трудовые династии.

13. Лекция.

14. Дискуссия.

15. Творческая работа.

16. Практикум. Мастер-классы.




3. Содержание учебного предмета.( 34 ч.)

«Труд в почете любой, мир профессий большой»

(34 часа)

 

Любимое дело мое - счастье в будущем (2ч.). Классный час, презентация.

Организационный момент. Психологическая игра в круге. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Дело было вечером». Презентации. Швейное, строительное, газетное дело. Задание: установить порядок постройки дома, установить порядок создание газеты. Подведение итогов.

 

 По дорогам идут машины (2ч.). Беседа-тренинг.

История возникновения профессии шофёра. Загадки о профессии шофёр. Игра «Кто самый внимательный». Игра «Неуловимый шторм». Игра «Какой это знак». Ролевая игра - драматизация «Улица».

 

 Все работы хороши (2ч.). Игра-конкурс.

Введение в тему. Стихи о профессиях. Дидактическая игра, расшифровка слова. Конкурс строителей. Составить из разрезанных картинок рисунок дома. Игра «Кто потерял свой инструмент». Викторина: «Угадай профессию», конкурс «Найди лишнее». Итог игры. Награждение участников.

 

О профессии продавца (2 ч.). Занятие с элементами игры.

Вступительное слово. Знакомство с профессией продавец. Игра: «Умей промолчать». Разыгрывание ситуации: «Грубый продавец», «вежливый покупатель». Игра «магазин».

 

 О профессии библиотекаря (2ч.). Беседа с элементами игры.

Вступительное слово. Рассказ о профессии библиотекаря. Игра: «Угадай, какая книжка». Игровая ситуация: «Читатель-библиотекарь». Оценка работы библиотекаря.

 

Праздник в Городе Мастеров (2ч.). КВН.

Представлены 2 команды: «Девицы-мастерицы», «Веселые умельцы». Приветствие команд. Вопросы из шкатулки (разминка). Конкурс: «Самый трудолюбивый», конкурс: «Видеоклип», конкурс: «Проворные мотальщики», конкурс: «Частушечный», конкурс: «Капитанов». Домашнее задание - сценки о профессиях. Подведение итогов, награждение.

 

Работники издательства типографии (2ч.). Сюжетно-ролевая игра.

Организационный момент. Актуализация опорных знаний (разгадывание ребуса). Сюжетно-ролевая игра «Редакция газеты». Задание 1 -штат редакции (корреспондент, фотограф, художник, наборщик). Задание 2 – «Вы – редакторы» (отредактировать текст). Задание 3 – «Вы – журналисты» (написать текст). Задание 4 – «Вы – художники» (выполнение иллюстрации). Итог: люди каких специальностей работают над созданием газеты.

 

 Как проходят вести (2ч.). Экскурсия на почту.

Вступление. Знакомство с профессией почтальона. Из истории (как передавались новости в древности). Изобретения в области связи. Современные профессии связи (почтальон, сортировщик почты). Загадки и почтовый транспорт (самолет), телефон (в пер. с греч «далеко - пишу»). Виды связи, сотовая связь. Ролевая игра «Телефон». Итог.

 

 Веселые мастерские (2ч.). Игра - состязание.

Вводное слово. Представление 2 команд. Столярная мастерская. Знакомство с инструментами (пила, топор, молоток, рубанок, стамеска). Загадки об инструментах. Практическое задание – сделать кроватку для кукол. Швейная мастерская. Загадки об инструментах. Конкурс: «Пришей пуговицу». Подведение итогов. Награждение.

 

  Путешествие в Город Мастеров (2ч.). Профориентационная игра.

Путешествие по 5 районам. Каждый соответствует одной из профессиональных сфер (человек - человек, человек - техника, человек -природа, человек - художественный образ, человек - знаковая система). Дается задание составить план района, придумать название улиц, заселить дома сказочными героями. Например, район «Умелые руки», сказочные жители - Самоделкин, Железный Дровосек.

 

 Строительные специальности (2ч.). Практикум.

Организационный момент. Актуализация опорных знаний - разгадать кроссворд. С чего начинает работу хороший специалист (с плана или проекта). Игра: «Поможем начальнику стройку организовать», игра: «Проект». Итог: вопросы: что случиться, если строить здание без соответствующего плана, почему так важно руководствоваться проектами при строительстве здания?

 

 «Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй» (2ч.). Игровой вечер.

Вступление. Чтение стихов: «У меня растут года…». Выступление учеников с сообщениями о профессиях. Задание на внимание: «Найди синий на рисунке». Мастерская слова (чтение и инсценировки). Конкурс-игра: «Нитки - иголка», конкурсы: «Бой с подушками». Итог.

 

 Знакомство с профессиями  прошлого (2ч.). Конкурс - праздник.

Введение. Стихи о труде. Рассказ о рабочих профессиях. Конкурс: «Заводу требуются». Информация для   любознательных.   Знакомство с профессией плотника.

 «Человек трудом прекрасен»  (2ч.). Игра-соревнование.

 

 «Умеешь сам - научи  другого»  (2ч.). Практикум.

 

«Чей участок лучше?»  (2ч.). Практикум.

 

«Кулинарный поединок» (2ч.). Практикум.

 

 4. Календарно-тематическое планирование ( 34 часа)


Тема

Форма проведения

1-2

1

«Любое дело - моё счастье в будущем»

классный час, презентация, работа в группах


2

«Любое дело - моё счастье в будущем»

3-4

3

«По дорогам идут машины»


беседы - тренинг



4

«По дорогам идут машины»


5-6

5

«Все работы хороши»


игра-конкурс



6

«Все работы хороши»


7-8

7

«О  профессии продавца»


беседа-тренинг



8

«О  профессии продавца»


9-10

9

«О профессии библиотекаря»


беседа с элементами игры



10

«О профессии библиотекаря»


11-12

11

«Праздник в городе Мастеров»

КВН


12

«Праздник в городе Мастеров»

13-14

13

«Работники издательства и типографии»

Экскурсия  в типографию,  ролевая игра


14

«Работники издательства и типографии»

15-16

15

«Как приходят вести»


Экскурсия на почту



16

«Как приходят вести»


17-18

17

«Веселые мастерские»


Игра - состязание



18

«Веселые мастерские»


19-20

19

«Путешествие в Город Мастеров»

профориентации - игра



20

«Путешествие в Город Мастеров»

21-22

21

«Строительные специальности»


Практикум, защита проекта



22

«Строительные специальности»


23-24

23

«Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй»

Игровой вечер


24

«Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй»

25-26

25

«Знакомство с промышленными профессиями»


Конкурс-праздник



26

«Знакомство с промышленными профессиями»


27-28

27

«Человек трудом красен»


Игра-соревнование



28

«Человек трудом красен»


29-30

29

«Успеешь сам - научи другого»

Практикум



30

«Успеешь сам - научи другого»

31-32

31

«Чей участок лучше»


Практикум


32

«Чей участок лучше»


33-34

33

«Кулинарный поединок»


Практикум


34

«Кулинарный поединок»







5. Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса


  • Программа внеурочной деятельности "Тропинка в профессию"
    Мамонтова И.Ю. Давайте поиграем. Рабочая тетрадь для 1 класса по программе "Тропинка в профессию"
    2. Бачкина Е.Н. Путешествие в мир профессий. Рабочая тетрадь для 2 класса по программе "Тропинка в профессию"
    3. Удод Т.В. У меня растут года. Рабочая тетрадь для 3 класса по программе "Тропинка в профессию"
    4. Сорокина С.В. Труд в почете любой, мир профессий большой. Рабочая тетрадь для 4 класса по программе "Тропинка в профессии