СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности основного общего образования (ФГОС)

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности основного общего образования (ФГОС)»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МАЛОЩЕРБИНИЧСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

243612 Брянская область Злынковский район с. Малые Щербиничи ул. Молодежная д.16 Тел.(848358) 93-3-27 e-mail: [email protected]




РАССМОТРЕНО:

на педагогическом совете Протокол № 1

от ___августа 2018 года


УТВЕРЖДЕНО

Директор школы__________

Миклухо В.В.

приказ от «31» августа 2018 г. №____-О







Рабочая образовательная программа

внеурочной деятельности

основного общего образования

(ФГОС)






Срок реализации: 1 лет

Возраст детей: 11-15 лет






Разработчик

Капусто И.В.

зам. директора по ВР









2018-2019 год




  1. Пояснительная записка

1.1. Общие положения

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования внеурочная деятельность, как и учебная деятельность на уроке, направлена на решение задач воспитания и социализации учащихся.

Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение школьниками личностных, метапредметных и предметных результатов.

Специфика внеурочной деятельности состоит в предоставлении условий для школьников не столько узнать, сколько научиться действовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в своей основе в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает её исходя из своих интересов, мотивов.

Внеурочная деятельность направлена на:

• создание условий для развития личности ребёнка, развитие его мотивации к познанию и творчеству;

•приобщение обучающихся к общечеловеческим и национальным ценностям и традициям (включая региональные социально-культурные особенности);

•профилактику асоциального поведения;

•создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации школьника, его интеграции в систему отечественной и мировой культуры;

•обеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности обучающегося;

•развитие взаимодействия педагогов с семьями обучающихся.

Цели и результат внеурочной деятельности соответствуют целям и результату образования.

Цель организации внеурочной деятельности – обеспечение достижения планируемых результатов Стандарта: создание условий для становления и развития личности обучающихся, формирования их общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, интеллектуального развития, самосовершенствования, обеспечивающего их социальную успешность, развития творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

— обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

— обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

— взаимодействие с социальными партнёрами;

— выявление и развитие способностей обучающихся, включая одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

— организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, спортивно-оздоровительных мероприятий, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

— включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия.

Результат внеурочной деятельности - развитие – на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира – личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

Содержание внеурочной деятельности учитывает достижения мировой культуры и соответствует: российским традициям и национальным ценностям, культурно-национальным особенностям региона, содержанию общего образования, современным образовательным технологиям, обеспечивающим системно-деятельностный подход в соответствующих формах и методах обучения (активные методы дистанционного обучения, дифференцированное обучение, конкурсы, соревнования, фестивали, экскурсии, походы и т. п.), в методах контроля и управления образовательным процессом (экспертный анализ продуктов деятельности обучающихся).

Внеурочная деятельность включена в функциональные обязанности классных руководителей, педагогов, реализующих учебный план в конкретном классе и других педагогических работников.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Количество посещаемых занятий по внеурочной деятельности выбирает сам учащийся и его родители (законные представители).

Содержание занятий внеурочной деятельности формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Для выявления потребностей родителей проводится анкетирование (родители выбирают из числа предложенных программ и высказывают собственные пожелания). Внеурочная деятельность является обязательной, но школа не требует обязательного посещения обучающимися максимального количества занятий.

  1. Общая характеристика программы внеурочной деятельности

Программа разработана для обучающихся 5-8 классов и составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [ В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2013. (ФГОС) и ПООП ООО.

Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.


Внеурочная деятельность – это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определенной возрастной группы, формирования у них потребностей к участию в социально-значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности, участия в содержательном досуге, достижения обучающимися метапредметных и личностных результатов согласно ФГОС.


Учебный план основной школы включает для каждого класса до 8 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:

– овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

- формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

– формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.


Нормативно-правовая и документальная основа:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции).

  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897).

  • Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования.

  • Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».

  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.).

  • Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

  • Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03–255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».

  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);

  • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодёжных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).

  • Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»" (далее СанПиН 2.4.2.2821-10).


  1. Место внеурочной деятельности в системе воспитательной работы школы

Программа определена требованиями к результатам основной образовательной программы основного общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.

Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

  •  соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;

  •  содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся


Внеурочная деятельность осуществляется через:

  • учебный план в части, которая формируется участниками образовательного процесса;

  • деятельность, организуемую классными руководителями (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и др.);

  • деятельность педагогических работников (классного руководителя, библиотекаря, учителя - предметника) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

  • инновационную (экспериментальную) деятельность.

План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы. План определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности обучающихся на ступени общего образования.

Количество часов, отводимое на внеурочную деятельность, школа определяет самостоятельно исходя из имеющихся ресурсов ОО. Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом директора ОО.

В организации внеурочной деятельности принимают участие педагогические работники ОО.

Контроль и координацию занятий внеурочной деятельности осуществляет заместитель директора по ВР по следующим направлениям: оценка содержания и качества программ внеурочной деятельности, организация проведения занятий внеурочной деятельности, система оценивания учащихся.

Авторские программы внеурочной деятельности утверждаются директором. Расписание внеурочной деятельности на год утверждается директором в начале учебного года.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

5. Результативность и оценка внеурочной деятельности

Планируемые результаты внеурочной деятельности


Планируемые результаты освоения Программы внеурочной деятельности представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы основного общего образования.

В соответствии с требованиями Стандарта планируется система результатов: личностных, метапредметных и предметных, которые описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, направленных на формирование и оценку:

1) умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний (выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем; выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами и т.п.);

2) навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знако-символических средств и/или логических операций (сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме и т. п.);

3)  навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций, требующих принятия решения в ситуации неопределённости;

4)  навыка сотрудничества, требующего совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат;

5) навыка коммуникации, требующего создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами (коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом и т. п.);

6) навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющего обучающихся функциями организации выполнения задания (планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы);

7) навыка рефлексии;

8) ценностно-смысловых установок, что требует от обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме;

9) ИКТ-компетентности обучающихся.

Результаты и эффекты внеурочной деятельности обучающихся.

Воспитательный результат — непосредственное духовно-нравственное обретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности (некое знание о себе и окружающих, что пережил и прочувствовал как ценность, опыт самостоятельного действия). Воспитательный эффект внеурочной деятельности (последствие результата) – влияние того или иного духовно-нравственного обретения на процесс развития личности ребёнка (приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия оказавшие влияние на развитие человека как личности, способствовали формированию его компетентности, идентичности).

Таким образом, воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное обретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного обретения на процесс развития личности ребёнка.

В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития, поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития ребёнка.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням:

Первый уровень - приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем;

Второй уровень - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса. Достигается в дружественной детской среде.

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.

Краткая формулировка трех уровней результатов внеурочной деятельности школьников:

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

В результате получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся.

Во внеурочной деятельности обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции

В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию: основ гражданской идентичности личностиоснов социальных компетенций; готовности к выбору направления профильного образования.

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания (способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение).

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий внимание уделяется: формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности (ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения и др.),  развитию речевой деятельности.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий внимание уделяется:  практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией; практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

В целом к числу планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результатые (в соответствии с ФГОС).

Планируемые результаты и уровень их достижения фиксируются руководителем кружка/объединения внеурочной деятельности на основании содержания рабочей программы.



6. Содержание программы и организация внеурочной деятельности


6.1. Подход и принципы построения содержания Программы


В основе реализации Программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

— формирование соответствующей целям образования социальной среды развития обучающихся, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

— развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов и форм деятельности при построении образовательного процесса;

— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.

Программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, которые связаны:

— с переходом от учебных действий, осуществляемых совместно с классом и под руководством учителя, к учебному исследованию и к новой внутренней позиции обучающегося, направленной на самостоятельный познавательный поиск, постановку целей, осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

— с осуществлением качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;

— с формированием у обучающегося научного типа мышления;

— с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества;

— с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской, лекционно-лабораторной, исследовательской.

Этап младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5—7 классы) характеризуется началом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического», при котором новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания (чувства взрослости), внутренней переориентацией с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых и др.

Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется:

— происходящими за короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений;

— стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

— особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества»;

— обострённой восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых;

— сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом;

— ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий (СМИ, телевидение, Интернет).

В связи с возрастными фазами развития Программа предполагает 2 ступени формирования содержательных модулей: для подростков 5-7 классов; для старших подростков 8-9 классов.

Принципы построения программы и организации внеурочной деятельности.

Принцип деятельности: включение в активную созидательную деятельность; сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; связь теории с практикой, приоритет практических занятий

Принцип индивидуализации и учёта возрастных психолого-педагогических особенностей развития детей: творческое развитие на различных возрастных этапах и в соответствии с личностным развитием;

Принцип доступности, последовательности и систематичности внеурочной деятельности: от простого к сложному, с учётом возврата к освоенному содержанию на новом, более сложном творческом уровне; интеграция содержания Программы с программами учебными, дополнительного образования.

Принцип вариативности: развитие вариативного мышления –понимания возможности наличия различных вариантов решения задачи и умения осуществлять выбор вариантов.

Принцип творчества: ориентация на творческое начало, приобретение и расширение собственного опыта творческой деятельности.


6.2. План организация внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в школе организуется по направлениям развития личности, зафиксированным в ФГОС (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное).


СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основные задачи:

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;

- развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.


Данное направление реализуется программой «Спортивные игры». По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, фестивали ГТО, соревнования, показательные выступления, Дни здоровья, практические работы, праздники.


ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ


Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Основные задачи:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

  • укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

  • формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

  • формирование основ российской гражданской идентичности;

  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;

  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;


Данное направление реализуется программами «Основы духовно - нравственной культуры народов России», «Основы православной культуры». По итогам работы в данном направлении проводятся коллективные творческие дела, конкурсы, беседы и т.д.



СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ


Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.

Основными задачами являются:

  • формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;

- формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование основы культуры межэтнического общения;

  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;

  • воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению.

Данное направление реализуется при подготовке социальных проектов «Я – гражданин России».

По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, выставки, защиты проектов.


ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ


Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.

Основными задачами являются:

  • формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;

  • становление активной жизненной позиции;

  • воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.

Данное направление реализуется программой кружка: «Художественная самодеятельность»

 По итогам работы в данном направлении проводятся показательные выступления учащихся.


ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ


Целесообразность данного направления заключается в развитии критического мышления, способностей к анализу информационного потока,
расширении кругозора, освоению новых методов получения информации.

Основные задачи:

- формирование навыков научно-интеллектуального труда;

– развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;

– формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;

– овладение навыками универсальных учебных действий обучающихся на ступени основного общего образования;

- принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей.


Данное направление реализуется программами линейных курсов «Граждановедение. Брянская область», «География Брянского края», «История Брянского края», «Брянский край», «Литературная Брянщина».


По итогам работы в данном направлении проводятся коллективные творческие дела, конкурсы, беседы и т.д.



6.3. Режим организации внеурочной деятельности


Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее благоприятного, режима труда и отдыха обучающихся. При работе с детьми осуществляется дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их подготовки. Расписание утверждается директором школы.

План включает в себя следующие нормативы:

- недельную (максимальную) нагрузку на обучающихся;

- недельное количество часов на реализацию программ по каждому направлению
развития личности;

- количество групп по направлениям.

Продолжительность учебного года составляет: 5 -8 классы - 35 недель.


Продолжительность одного занятия составляет 40 минут (один час занятий), если занятия спаренные - 70 минут плюс перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений (в соответствии с нормами СанПин.).

Между началом внеурочной деятельности и последним уроком организуется перерыв не менее 1 часа для отдыха детей, что соответствует требованиям п.8.2.3.СанПин 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)».


6.4. Виды и формы внеурочной деятельности


Направления внеурочной деятельности – это содержательные ориентиры при построении соответствующих образовательных программы, а формы внеурочной деятельности разрабатываются и реализуются на основе видов деятельности.

Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.


Виды деятельности

Особенности реализации

Игровая

Ввиду перенасыщения воспитательно-образовательного комплекса информацией интеллектуальные и дидактические игры являются оптимальной формой обучающей деятельности, позволяющей в досуговой, интересной форме создавать ситуации применения усвоенных знаний, умений, навыков.

Познавательная

Стимулирование любознательности, исследовательского интереса обучающихся к конкретным ситуациям, явлениям. Следствием этого становиться повышение общего уровня мотивации к обучению, саморазвитию.

Проблемно-ценностное общение

Организуется для коррекции отношения школьников к жизненным проблемам, понимания смысла и ценности жизни. Результаты образовательной деятельности можно разделить по уровням:

  • первый уровень предусматривает приобретение учащимися социальных навыков, осознаний социальных реалий;

  • второй — формирование позитивного отношения к общественным ценностям, выработка стимула улучшать существующие реалии, служить своему народу и государству;

  • к результатам проблемно-ценностного общения третьего уровня относят самостоятельное выполнение ребенком значимого социального действия (участие в социальной жизни, проявление активной гражданской и нравственной позиции).

Досугово-развлекательная

Данный вид реализации внеурочной деятельности предусматривает обеспечение содержательного, полезного отдыха детей. При реализации данного направления важно учитывать:

  • свободу выбора (принудительные мероприятия нельзя считать досугом);

  • досуговые интересы учащихся;

  • активный характер участия, который может выражаться в активизации психофизической или эмоциональной сферы.  

Художественное творчество

Организация комплекса кружковой деятельности, позволяющей создать оптимальные условия для гармоничного развития обучающихся.

Социальное творчество

Подготовка к участию в жизни социума, которая может осуществляться параллельно по двум направлениям:

  • способность быстрой адаптации будущих выпускников к существующим реалиям;

  • готовность вести преобразующую деятельность, ориентируясь на активно меняющиеся общественные тенденции.

Трудовая

Деятельность, направленная на овладение теоретической и практической базой производственных действий, организуется в рамках кружковой работы с целью развития талантов учащихся, воспитания трудолюбия, уважительного отношения к результатам чужого труда, утверждения принципов взаимопомощи и взаимоподдержки.

Спортивно-оздоровительная

Выполняется путем привлечения школьников к участию в спортивно-массовых мероприятиях, активизации интереса детей к различным видам спорта, поощрения ориентации на здоровый образ жизни.

Туристско-краеведческая 

Туристическая и краеведческая деятельность реализуется как цельный образовательный комплекс, способствующий психофизическому, интеллектуальному, культурному, экологическому воспитанию. Это один из наиболее результативных видов внеурочной активности, который неизменно вызывает повышенный интерес со стороны школьников, педагогов и родительской общественности.

6.5. Приоритетные формы проведения внеучебной воспитательно-образовательной работы в школе

Групповая

Общешкольная

Кружковая работа, секции
Поисковые операции
Олимпиады, соревнования
Интеллектуальные игры, дискуссии, круглые столы, конференции
Трудовой десант, производственные бригады
Исследовательские проекты
Групповые консультации
Кружки художественного творчества

Экскурсии
Походы, военно-спортивные игры, экспедиции
Социальные и гражданские акции
Социально значимые проекты
Шефское движение
Детские общественные объединения
Подготовка и проведение выставок
Концерты, спектакли


Модель внеурочной деятельности - базовая (набор кружков и секций, организованных исходя из кадровых и технических ресурсов школы).




6.6. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения

1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А.Горского. Москва «Просвещение». 2013.

2. Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Москва «Просвещение». 2011.

3. Н.А. Криволапова. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов. Москва «Просвещение». 2012

4. А.В.Иванов. Потрфолио в основной школе. Москва «Просвещение». 2013.

5. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение. Москва «Просвещение». 2011.

6. Н.А.Криволапова. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. Москва «Просвещение». 2012.

7.Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Москва «Просвещение». 2011.

8.П.В.Степанов, С.В. Сизяев, Т.С.Сафронов. Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность. Москва «Просвещение». 2011.

9.С.В.Третьякова. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа. Москва «Просвещение». 2013.