Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса Информатика для 6 класса (далее Рабочая программа) построена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897, c учетом приказа Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», является составной частью Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Балайская СОШ». Рабочая программа составлена с использованием сборника Программы и планирование «Информатика» Программа для основной школы. 5- 6 классы. 7 – 9 классы. предметной линии учебников Л.Л. Босова, А.Ю. Босова (М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2013 год).
Место учебного предмета «Информатика» в учебном плане основного общего образования.
В учебном плане основной школы предмет «Информатика» представлена в виде расширенного курса в 5-9 классах в количестве 170 часов, 1 час в неделю в каждом классе. В 5-6 классах предмет вводится из компонента образовательного учреждения, в 7-9 классах из обязательной части учебного плана.
Рабочая программа ориентирована на использование линий учебников по информатике Л.Л. Босовой:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 204.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс»
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, в том числе
Преобладающей формой организации учебного процесса являются комбинированные уроки.
Система оценки достижения планируемых результатов соответствует Положению о системе оценивания на уровне основного общего образования в МБОУ «Балайская СОШ».
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью устных ответов, практических работ (компьютерного практикума).
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме теста.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме контрольной работы.
2. Планируемые результаты.
Содержание учебного предмета направлено на достижение следующих личностных результатов:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Содержание учебного предмета направлено на достижение следующих метапредметных результатов:
Регулятивные УУД
Выявлять собственные проблемы самостоятельно.
Составлять план решения проблемы (в группе).
Определять цель учебной деятельности исходя из определенной проблемы и существующих возможностей с помощью учителя.
Определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения с помощью учителя.
Выбирать из предложенных вариантов средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели
Совместно с педагогом и сверстниками перечислять планируемые результаты и критерии оценки своей учебной деятельности в ходе оценки и самооценки
Совместно со сверстниками вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учащихся.
Выделять критерии правильности выполнения учебной задачи из предложенного перечня
Оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности (в диалоге с учителем).
Анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки по заданным критериям.
Познавательные УУД
Искать и собирать самостоятельно информацию в различных источниках.
Обозначать заданные объекты общепринятыми символами и знаками самостоятельно
Строить заданную модель/схему на основе условий задачи и/или указанного способа ее решения по алгоритму
Находить информацию в тексте по ключевым словам.
Выполнять порученную групповую роль и обязанности. Оказывать помощь и поддержку одноклассникам.
Использовать информационные ресурсы для решения поставленных учебных задач
Различать естественные и формальные языки в соответствии с условиями коммуникации по заданным критериям
Распознавать инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы по критериям для решения информационных и коммуникационных учебных задач
Исполнять информационную гигиену и правила информационной безопасности под контролем педагога
Содержание учебного предмета направлено на достижение следующих предметных результатов:
Информационное моделирование
Понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
«читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
Алгоритмика
Понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
Ученик получит возможность:
Информационное моделирование
сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.
Алгоритмика
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.
3. Содержание учебного предмета
Раздел. Информационное моделирование
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Раздел. Алгоритмика
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.
4. Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | дата |
план | факт |
1 | Вводный инструктаж по технике безопасности. Объекты окружающего мира | 1 | 7.09 | 7.09 |
2 | Объекты операционной системы. Практическая работа № 1 | 1 | 14.09 | 14.09 |
3 | Файлы и папки. Размер файла. Практическая работа № 2 | 1 | 21.09 | 21.09 |
4 | Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа №3 (задания 1–3) | 1 | 28.09 | 28.09 |
5 | Отношение «входит в состав». Практическая работа №3 (задания 5–6) | 1 | 5.10 | 5.10 |
6 | Разновидности объекта и их классификация. | 1 | 12.10 | 12.10 |
7 | Классификация компьютерных объектов. Практическая работа № 4 | 1 | 19.10 | 19.10 |
8 | Системы объектов. Состав и структура системы Практическая контрольная работа Практическая работа №5 (задания 1–3) | 1 | 26.10 | 26.10 |
9 | Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Практическая работа №5 (задания 4 – 5) | 1 | 9.11 | |
10 | Персональный компьютер как система. Практическая работа № 5 (задание 6) | 1 | 16.11 | |
11 | Способы познания окружающего мира. Практическая работа № 6 | 1 | 23.11 | |
12 | Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Практическая работа № 7 (задание 1). | 1 | 30.11 | |
13 | Определение понятия. Практическая работа №7 (задания 2, 3) | 1 | 7.12 | |
14 | Информационное моделирование как метод познания. Практическая работа № 8 | 1 | 14.12 | |
15 | Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания. Практическая работа № 9 | 1 | 21.12 | |
16 | Математические модели. Многоуровневые списки. Практическая работа № 10. | 1 | 28.12 | |
17 | Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Практическая работа № 11 | 1 | 18.01 | |
18 | Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Практическая работа № 12 | 1 | 25.01 | |
19 | Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений. Практическая работа № 13 | 1 | 1.02 | |
20 | Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас» | 1 | 8.02 | |
21 | Многообразие схем и сферы их применения. Практическая работа №14 (задания 1, 2, 3) | 1 | 15.02 | |
22 | Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. Практическая работа №14 (задания 4 и 6) | 1 | 22.02 | |
23 | Контрольная работа по теме «Информационно моделирование». Что такое алгоритм. Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы» | 1 | 1.03 | |
24 | Исполнители вокруг нас. Работа в среде исполнителя Кузнечик. | 1 | 15.03 | |
25 | Формы записи алгоритмов. Работа в среде исполнителя Водолей. | 1 | 22.03 | |
26 | Линейные алгоритмы. Практическая работа №15 | 1 | 5.04 | |
27 | Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками» | 1 | 12.04 | |
28 | Алгоритмы с повторениями. Практическая работа № 17 «Создаем циклическую презентацию» | 1 | 19.04 | |
29 | Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником. Работа в среде исполнителя Четежник. | 1 | 26.04 | |
30 | Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде исполнителя Чертежник. | 1 | 3.05 | |
31 | Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертежник. Работа в среде исполнителя Чертежник. | 1 | 10.05 | |
32 | Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика». Контрольная работа по теме «Алгоритмика» | 1 | 17.05 | |
33 | Выполнение и защита итогового проекта. | 1 | 24.05 | |
34 | Выполнение и защита итогового проекта. | 1 | 31.05 | |
Компьютерный практикум по теме
Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы»
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»
Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов»
Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»
Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»
Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»
Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты»
Практическая работа №8 «Создаем графические модели»
Практическая работа №9 «Создаем словесные модели»
Практическая работа №10 «Создаем многоуровневые списки»
Практическая работа №11 «Создаем табличные модели»
Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»
Практическая работа №13 «Создаем информационные модели – диаграммы и графики»
Практическая работа №14 «Создаем информационные модели – схемы, графы, деревья»
Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию»
Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»
Практическая работа №17 «Создаем циклическую презентацию»
Практическая работа №18 «Выполняем итоговый проект»
Компьютерный практикум по теме: «Алгоритмика»
Работа в среде исполнителя Чертежник.