Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» с. Дивное
Апанасенковского района Ставропольского края
УТВЕРЖДЕНО: РАССМОТРЕНО И УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ СОШ №3с. Дивное на заседании педагогического совета
_________________М.М.Радочинский МКОУ СОШ №3 с.Дивное
Пр.№1 от 01 сентября 2016 г. Протокол №1 от 30.08.2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
спецкурса по русскому языку « Секреты русской орфографии» в 9 классе
Составлена учителем русского языка и литературы Гаврилко Е.В.
на основе: федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы элективного курса "Секреты русской орфографии" (автор С.И.Львова. М. "Дрофа" 2012 г
«Согласовано» «Согласовано»
Руководитель ШМО Зам. директора по УВР
______________С.И.Кривошей _____________М.В. Михайлова
Протокол №___ от __.08.2016г. 31.08.2016 года
2016- 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа специального курса «Секреты русской орфографии » рассчитана на 34 часа для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ.
Цель курса:
обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов,
закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,
преодолеть психологические трудности по отношению к языку.
Специального курса «Секреты русской орфографии » предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма.
В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл), пунктуации (8-9 кл.).
Часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии.
К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к единому государственному экзамену.
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.
Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Требования к уровню освоения содержания курса
На занятиях спецкурса "Секреты русской орфографии и пунктуации" предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.
В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:
1. справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)
2. тренировочный (тестовые задания)
3. игровой (шарады, кроссворды)
4. контролирующий (диктанты, тесты)
Ожидаемые результаты
В результате изучения курса обучаемый должен знать:
правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
условия, от которых зависит написание;
норму, действующую при данных условиях;
последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
приёмы разграничения схожих написаний;
правила постановки знаков препинания.
уметь:
правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах прилагательных;
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
правильно писать не с разными частями речи;
правильно писать не и ни с местоимениями и наречиями;
отличать предлоги от приставок, наречий и существительных;
согласовывать в числе сказуемое с подлежащим;
расставлять знаки препинания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«СЕКРЕТЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ ».
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | Дата |
1 | Введение. Основные факторы современного русского письма. | 1 ч | |
2 | Слоговой принцип графики. | 1 ч | |
4 | Звуковое значение букв, обусловленное графикой | 1 ч | |
5 | Состав опорных написаний. | 1 ч | |
6 | Части орфографии. | 1 ч | |
7 | Буквенное обозначение звукового состава слов (основные принципы ). | 1 ч | |
8 | Морфологический принцип орфографии. | 1 ч | |
9 | Нарушения морфологического принципа орфографии | 1 ч | |
10 | Орфография и морфология. | 1 ч | |
11 | Переход прилагательных в существительные | 1 ч | |
12 | Суффиксы прилагательных. | 1 ч | |
13 | Переход причастий в прилагательные. | 1 ч | |
14 | Замена придаточных частей причастными оборотами | 1 ч | |
15 | Отличие предлогов от приставок | 1 ч | |
16 | Отличие предлогов от наречий. | 1 ч | |
17 | Отличие предлогов от существительных | 1 ч | |
18 | Отличие предлогов от деепричастий. | 1 ч | |
19 | Отличие НЕ от НИ. | 1 ч | |
20 | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ со всеми частями речи. | 1 ч | |
21 | НЕ с различными частями речи | 1 ч | |
22 | НЕ и НИ с местоимениями и наречиями. | 1 ч | |
23 | НЕ с глаголами и деепричастиями. | 1 ч | |
24 | НЕ с причастиями | 1 ч | |
25 | Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях | 1 ч | |
26 | Правописание Н и НН во всех частях речи. | 1 ч | |
27 | Правописание предлогов | 1 ч | |
28 | Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим. | 1 ч | |
29 | Предложения односоставные | 1 ч | |
30 | Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения | 1 ч | |
31 | Вводные слова и предложения | 1 ч | |
32 | СПП с двумя и несколькими придаточными | 1 ч | |
33 | Некоторые недочёты и ошибки в построении СПП | 1 ч | |
34 | Знаки препинания в БСП | 1 ч | |
Литература:
Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. – М., 1993
Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. – М.,2011
Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Знаки препинания. – М., 2010.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 2011.
Львова С.И. Там, где кончается слово… (о слитных, дефисных и раздельных написаниях). – М., 2011.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., 2009.
Львова С.И. Этимология на службе орфографии. – М., 2001.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация. – М., 1991.
Скобликова Д.П. Обобщающая работа по орфографии. – М., 1994.
Успенский Л.В. «Слово о словах. Ты и твое имя». – М., 2009
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. – М., 2001
Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». – Ростов н/Д, 2012