Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса Математика для 5 класса (далее Рабочая программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897, c учетом приказа Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» и Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Балайская СОШ». Рабочая программа составлена с использованием сборника рабочих программ «Математика» 5- 6 класс (М.: «Просвещение», 2014 год).
Место учебного предмета «Математика» в учебном плане основного общего образования.
Предмет «Математика» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-6 классах по 5 часов в неделю.
Преобладающей формой организации учебного процесса являются комбинированные уроки.
Рабочая программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю), в том числе 16 повторительно – обобщающих уроков, 1 урок для проведения промежуточной аттестации.
Новизна программы
Тема «Плоскость. Прямая. Луч» изучается совместно с темой «Отрезок. Длина отрезка. Треугольник». Часы из этой темы добавлены на изучение тем «Правильные и неправильные дроби» и «Прямоугольный параллелепипед».
Система оценки достижения планируемых результатов соответствует Положению о системе оценивания на уровне основного общего образования в МБОУ «Балайская СОШ».
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью устных ответов, оцениванием классных и домашних работ, самостоятельных работ.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме контрольной работы (промежуточная аттестация)
2. Планируемые результаты.
Содержание учебного предмета направлено на достижение следующих личностных результатов:
1) ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2) формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
5) критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
6) креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
7) умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8) формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Содержание учебного предмета направлено на достижение следующих метапредметных результатов:
Регулятивные УУД
Выявлять собственные проблемы с помощью учителя
Составлять план решения проблемы с помощью учителя.
Определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения с помощью учителя.
Выбирать из предложенных вариантов средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели
С учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учащихся.
Пользоваться заданными критериями для оценки и самооценки результата
Заполнять листы достижений. (с помощью учителя).
Принимать решение в учебной ситуации в совместной деятельности со сверстниками и нести за него коллективную ответственность.
Познавательные УУД
Искать и собирать информацию в различных источниках с помощью учителя.
Обозначать заданные объекты общепринятыми символами и знаками с помощью учителя
Использовать предложенные модели, рисунки, схемы, таблицы, круговые диаграммы и др. для иллюстрации логических связей между предметами и/или явлениями с помощью учителя
Строить заданную модель/схему на основе условий задачи по наводящим вопросам
Находить в тексте информацию по заданным вопросам.
Задавать вопросы. Слушать, не перебивая. Передавать содержание учебного материала в сжатом,
выборочном или развёрнутом виде.
Выполнять порученную групповую роль и обязанности. Оказывать помощь и поддержку одноклассникам.
Содержание учебного предмета направлено на достижение следующих предметных результатов:
Разделы | Действия | 5 класс |
Числа | Оперировать понятиями | Натуральное число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанная дробь |
| Использовать | Свойства натуральных чисел, обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, смешанных чисел, десятичных дробей и правила действий при выполнении вычислений |
| Выполнять | Округление натуральных чисел и десятичных дробей в соответствии с правилами |
| Сравнивать | Натуральные числа, обыкновенные дроби и смешанные числа с одинаковыми знаменателями, десятичные дроби |
| Оценивать | Результаты вычислений при решении практических задач на движение, на работу, на стоимость, на проценты |
| Выполнять | Сравнение чисел в реальных ситуациях |
| Составлять | Числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов |
Текстовые задачи | Решать | Несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия |
| Знать | Различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки |
| Находить | Процент от числа, число по проценту от него, процентное отношение двух чисел, |
Статистика и теория вероятностей | Решать | Простейшие комбинаторные задачи методом прямого и организованного перебора |
| Представлять | Данные в виде диаграмм |
| Читать | Информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы |
Геометрические фигуры | Оперировать понятиями | фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, прямоугольный параллелепипед, куб |
| Изображать | изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки |
| Решать | практические задачи с применением простейших свойств фигур. |
| Выполнять | измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов |
| вычислять | расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади прямоугольников |
| Выполнять | простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни |
Ученик получит возможность:
Числа.
Оперировать понятиями: натуральное число, множество натуральных чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное чисел;
выполнять вычисления, в том числе с использованием приёмов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий;
выполнять округление рациональных чисел с заданной точностью;
упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенных и десятичных дробей;
Уравнения и неравенства
Оперировать понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения, числовое неравенство.
Статистика и теория вероятностей
Оперировать понятиями: столбчатые и круговые диаграммы, таблицы данных, среднее арифметическое,
извлекать, информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
составлять таблицы, строить диаграммы на основе данных.
Текстовые задачи
Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности;
использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач;
знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию);
моделировать рассуждения при поиске решения задач с помощью граф-схемы;
выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;
интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях;
исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке, рассматривать разные системы отсчёта;
решать разнообразные задачи «на части»,
решать и обосновывать свое решение задач (выделять математическую основу) на нахождение части числа и числа по его части на основе конкретного смысла дроби;
осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение); выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задачи указанных типов.
Геометрические фигуры
Извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью компьютерных инструментов.
Измерения и вычисления
выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
вычислять площади прямоугольников, квадратов, объёмы прямоугольных параллелепипедов, кубов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади участков прямоугольной формы, объёмы комнат;
выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
История математики
3. Содержание учебного предмета
АРИФМЕТИКА
Натуральные числа.
Натуральный ряд. Десятичная система счисления. Арифметические действия с натуральны-
ми числами. Свойства арифметических действий. Понятие о степени с натуральным показателем. Квадрат и куб числа. Числовые выражения, значение числового выражения.
Порядок действий в числовых выражениях, использование скобок. Решение текстовых задач арифметическими способами. Деление с остатком.
Дроби.
Обыкновенные дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Десятичные дроби. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби
и обыкновенной в виде десятичной. Отношение. Проценты; нахождение процентов от величины и величины по её процентам; выражение отношения в процентах. Решение текстовых задач арифмети-
ческими способами.
Измерения, приближения, оценки.
Зависимости между величинами. Единицы измерения длины, площади, объёма,
массы, времени, скорости. Примеры зависимостей между величинами скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость и др. Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по
формулам. Решение текстовых задач арифметическими способами.
ЭЛЕМЕНТЫ АЛГЕБРЫ
Использование букв для обозначения чисел; для записи свойств арифметических действий. Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Уравнение, корень уравнения. Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий.
ОПИСАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА. ВЕРОЯТНОСТЬ.
КОМБИНАТОРИКА. МНОЖЕСТВА
Представление данных в виде таблиц, диаграмм. Понятие о случайном опыте и событии. Достоверное и невозможное события. Сравнение шансов. Решение комбинаторных задач
перебором вариантов.
НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ
Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, правильный многоугольник, окружность, круг. Четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Изображение геометрических фигур. Длина отрезка, ло-
маной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямо-
угольника, квадрата. Равновеликие фигуры. Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед. Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба. Понятие о равенстве фигур.
МАТЕМАТИКА В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ1
История формирования понятия числа: натуральные числа, дроби. Старинные системы
записи чисел. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Открытие десятичных дробей. Старинные системы мер. Десятичные дроби и метрическая система мер.
4. Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | дата |
план | факт |
Натуральные числа и шкалы | 12 | | |
1-3 | Обозначение натуральных чисел | 3 | 1,2,5.09 | 1,2,5.09 |
4-6 | Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. Плоскость. Прямая. Луч. | 3 | 6,7,8.09 | 6,7,8.09 |
7-8 | Шкалы и координаты | 2 | 9,12.09 | 9,12.09 |
9 | Стартовая диагностика | 1 | 13.09 | 13.09 |
10-11 | Меньше или больше | 2 | 14,15.09 | 14,15.09 |
12 | Контрольная работа №1 «Натуральные числа и шкалы» | 1 | 16.09 | 16.09 |
Сложение и вычитание натуральных чисел | 21 | | |
13-17 | Сложение натуральных чисел и его свойства | 5 | 19-23.09 | 19-23.09 |
18-21 | Вычитание | 4 | 26-29.09 | 26-29.09 |
22 | Контрольная работа №2 «Сложение и вычитание натуральных числе» | 1 | 30.09 | 30.09 |
23-25 | Числовые и буквенные выражения | 3 | 3,4,5.10 | 3,4,5.10 |
26-28 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания | 3 | 6,7,10.10 | 6,7,10.10 |
29-32 | Уравнение. | 4 | 11-14.10 | 11-14.10 |
33 | Контрольная работа № 3 «Числовые и буквенные выражения. Уравнение» | 1 | 17.10 | 17.10 |
Умножение и деление натуральных чисел | 27 | | |
34-38 | Умножение натуральных чисел и их свойства | 5 | 18,19,20,21,24.10 | 18,19,20,21,24.10 |
39-45 | Деление | 7 | 25,26,27,28,31.10 7,8.11 | 25,26,27,28,31.10 |
46-48 | Деление с остатком | 3 | 9,10,11.11 | |
49 | Контрольная работа № 4 «Умножение и деление натуральных чисел» | 1 | 14.11 | |
50-54 | Упрощение выражений | 5 | 15,16,17,18,21.11 | |
55-57 | Порядок выполнения действий | 3 | 22,23,24.11 | |
58-59 | Степень числа. Квадрат и куб числа | 2 | 25,28.11 | |
60 | Контрольная работа №5 «Упрощение выражений» | 1 | 29.11 | |
Площади и объемы | 13 | | |
61-62 | Формулы | 2 | 30.11 1.12 | |
63-64 | Площадь. Формула площади прямоугольника | 2 | 2,5.12 | |
65-67 | Единицы измерения площадей | 3 | 6,7,8.12 | |
68-69 | Прямоугольный параллелепипед | 2 | 9,12.12 | |
70-72 | Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда | 3 | 13,14,15.12 | |
73 | Контрольная работа № 6 «Площади и объемы» | 1 | 16.12 | |
Обыкновенные дроби. | 24 | | |
74-75 | Окружность и круг | 2 | 19,20.12 | |
76 | Контрольная работа по итогам 1 полугодия. | 1 | 21.12 | |
77-80 | Доли. Обыкновенные дроби | 4 | 22,23,26,27.12 | |
81-83 | Сравнение дробей | 3 | 28,29,30.12 | |
84-85 | Правильные и неправильные дроби | 2 | 16,17.01 | |
86 | Контрольная работа № 7 «Обыкновенные дроби» | 1 | 18.01 | |
87-89 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 3 | 19,20,23.01 | |
90-91 | Деление и дроби | 2 | 24,25.01 | |
92-93 | Смешанные числа | 2 | 26,27.01 | |
94-96 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 3 | 30,31.01 1.02 | |
97 | Контрольная работа № 8 «Сложение и вычитание смешанных чисел» | 1 | 2.02 | |
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей | 13 | | |
98-99 | Десятичная запись дробных чисел | 2 | 3,6.02 | |
100-102 | Сравнение десятичных дробей | 3 | 7,8,9.02 | |
103-107 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 5 | 10,13,14,15,16.02 | |
108-109 | Приближенные значения чисел. Округление чисел | 2 | 17,20.02 | |
110 | Контрольная работа № 9 «Сложение и вычитание десятичных дробей» | 1 | 21.02 | |
Умножение и деление десятичных дробей | 26 | | |
111-113 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа. | 3 | 22,27,28.02 | |
114-118 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | 5 | 1,2,3,6,7.03 | |
119 | Контрольная работа №10 «Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число» | 1 | 9.03 | |
120-124 | Умножение десятичных дробей | 5 | 10,13,14,15,16.03 | |
125-131 | Деление на десятичную дробь | 7 | 17,20,21,22,23,24.03 3.04 | |
132-135 | Среднее арифметическое | 4 | 4,5,6,7.04 | |
136 | Контрольная работа № 11 «Умножение и деление десятичных дробей» | 1 | 10.04 | |
Инструменты для вычислений и измерений | 17 | | |
137-138 | Микрокалькулятор | 2 | 11,12.04 | |
139-143 | Проценты | 5 | 13,14,17,18,19.04 | |
144 | Контрольная работа №12 «Проценты» | 1 | 20.04 | |
145-147 | Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник | 3 | 21,24,25.04 | |
148-150 | Измерение углов. Транспортир | 3 | 26,27,28.04 | |
151-152 | Круговые диаграммы | 2 | 2,3.05 | |
153 | Контрольная работа №13 «Углы и диаграммы» | 1 | 4.05 | |
Повторение | | | |
154 | Арифметические действия с натуральными числами. | 1 | 5.05 | |
155 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей. | 1 | 10.05 | |
156 | Решение арифметических задач. | 1 | 11.05 | |
157 | Буквенные выражения | 1 | 12.05 | |
158 | Упрощение выражений | 1 | 15.05 | |
159 | Решение задач с помощью уравнений | 1 | 16.05 | |
160 | Решение задач с помощью уравнений. | 1 | 17.05 | |
161 | Промежуточная аттестация | 1 | 18.05 | |
162 | Сложение и вычитание десятичных дробей. | 1 | 19.05 | |
163 | Умножение и деление десятичных дробей. | 1 | 22.05 | |
164 | Арифметические действия с десятичными дробями. | 1 | 23.05 | |
165 | Арифметические действия с десятичными дробями. | 1 | 24.05 | |
166 | Среднее арифметическое | 1 | 25.05 | |
167-168 | Проценты | 2 | 26,29.05 | |
169 | Решение задач на проценты. | 1 | 30.05 | |
170 | Углы. Измерение углов и построение углов заданной величины. | 1 | 31.05 | |
Приложения к рабочей программе:
Контрольная работа № 1 «Натуральные числа и шкалы»
ВАРИАНТ 1
1. Запишите цифрами число сто сорок восемь тысяч двести девяносто шесть и скажите, сколько у данного числа единиц в классе тысяч?
Верно ли, что 18 • 8
Выразите в килограммах и граммах 272396 г.
Начертите отрезок АВ. Отметьте на нем точку С между точками А и В. Измерьте отрезки АС и ВС и запишите результаты измерений.
Отметьте на листе точки А, В и С так, чтобы они не лежали на одной прямой. Начертите прямые АВ, ВС и АС. Отметьте точку D, лежащую внутри треугольника ABC. Измерьте отрезок DC и запишите результат измерения.
ВАРИАНТ 2
1. Запишите цифрами число двадцать девять тысяч сто сорок семь и скажите, сколько у данного числа единиц в классе тысяч?
2. Верно ли, что 7 • 42
3. Выразите в граммах 133 кг 417 г.
Начертите отрезок АВ. Отметьте на нем точку С между точками А и В. Измерьте отрезки АС и АВ и запишите результаты измерений.
5. Отметьте на листе точки А, В и С так, чтобы они не лежали на одной прямой. Начертите прямые АВ, ВС и АС. Отметьте точку D, лежащую на прямой АВ между точками А и В. Измерьте отрезок DC и запишите результат измерения.
Контрольная работа № 2 «Сложение и вычитание натуральных числе»
ВАРИАНТ 1
1. Выполните действия: а) (36 + 14) + 28; б) 26 + (11 + 17) + 46.
2. Определите, какая из сумм больше, не выполняя вычислений: 131 + 16 или 124 + 9?
В треугольнике ABC сторона АВ больше стороны ВС на 1 см и меньше стороны АС на 1 см. Найдите периметр треугольника АВСУ если известно, что АС = 6 см.
В саду растут яблоки, груши и сливы. В саду всего 36 фруктовых деревьев. Яблонь в саду 14, груш на 3 меньше, чем яблонь. Сколько слив в саду?
5. Найдите значение выражения: 137- (64 + 11) + 32 - 11.
ВАРИАНТ 2
1. Выполните действия: а) (44 + 11) + 26; б) 11 + (32 + 16) 4- 27.
2. Определите, какая из сумм больше, не выполняя вычислений: 243 + 11 или 126 + 8?
В треугольнике ABC сторона АС больше стороны АВ на 2 см и больше стороны ВС на 4 см. Найдите периметр треугольника ABC, если известно, что ВС = 6 см.
В школе есть 5 «А», 5 «Б» и 5 «В» классы. Во всех 5-х классах 92 ученика. Сколько учеников в 5 «В», если в 5 «А» 27 учеников, а в 5 «Б» — на 4 ученика больше, чем в 5 «А»?
5. Найдите значение выражения: 176 - (81 + 23) + 47 - 14.
Контрольная работа № 3 «Числовые и буквенные выражения. Уравнение»
ВАРИАНТ 1
Найдите значение выражения 232 - (п + 49) при п = 26.
Решите уравнение 33 - х = 20.
Найдите значение выражения х - 37 - 42 - 16 при х = 114.
4. Чему равен периметр треугольника ABC, если АВ == 2 см, ВС = а см, АС = 14 см. Найдите значение периметра при а = 18.
5. Решите уравнение (х - 31 + 48) - (31 - 4) + (11 - 8 + 34) = 48.
ВАРИАНТ 2
1. Найдите значение выражения 311 - (п + 86) при п = = 101.
Решите уравнение х + 47 = 84.
Найдите значение выражения 44 + 81 + 33 + х при х = 11.
4. Чему равен периметр треугольника ABC, если АВ = = а см, ВС = 6 см, АС = 8 см. Найдите значение периметра при а = 5.
5. Решите уравнение (44 - 15 + х) - (86 - 57) + 43 - 11 = 59.
Контрольная работа № 4 «Умножение и деление натуральных чисел»
ВАРИАНТ 1
Найдите значение произведения 47 • 84.
Найдите значение выражения (214 - 34) : 18 + 144 : 12.
Выполните деление с остатком 469 на 41.
4. Расставьте в порядке возрастания произведения, не выполняя умножения
13 • 18; 9 • 14; 17 • 24; 19 • 26; 3 • 11; 2 • 9.
5. Придумайте четырехзначное число, которое при делении на 36 дает остаток 31.
ВАРИАНТ 2
Найдите значение произведения 81 • 36.
Найдите значение выражения (311 - 81) : 10 + 184 : 4.
Выполните деление с остатком 213 на 11.
4. Расставьте в порядке убывания произведения, не выполняя умножения
44 • 83; 37 • 71; 48 • 96; 54 • 111; 31 • 62; 24 • 59.
5. Придумайте четырехзначное число, которое при делении на 41 дает остаток 1.
Контрольная работа № 5 «Упрощение выражений»
ВАРИАНТ 1
Найдите значение выражения 36 • 18 + 24 • 18.
Найдите значение выражения (22 + З3) • 6 - 53.
3. Составьте схему вычисления и найдите значение выражения (36 • 11 - 204) : 4 + (24 • 2 + 3).
Решите уравнение 13х – 6х + 14х = 420.
Найдите значение х, если х3 + 25 = 150.
ВАРИАНТ 2
Найдите значение выражения 43 • 11 + 57 • 11.
Найдите значение выражения (42 + З3) • 5 - 53.
3. Составьте схему вычисления и найдите значение выражения (24 • 12 - 12) : 23 + (11 • 2 - 4).
Решите уравнение 21х + 13х - 17х = 187.
Найдите значение х, если х2 + 46 = 110.
Контрольная работа № 6 «Площади и объемы»
ВАРИАНТ 1
1. Найдите по формуле s = vt путь s, если v = 6 км/ч, t = 5 ч.
Найдите площадь прямоугольника с длиной 8 см и шириной 30 мм.
Найдите площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда, если его измерения равны 3 см, 5 см и 6 см.
Найдите площадь поверхности куба, если его объем 64 см3.
Выразите из формулы 3х = 7 : у + 5 переменную у и найдите ее значение, если х = 2.
ВАРИАНТ 2
Найдите по формуле s = vt скорость v, если s = 40 км, t = 4ч.
Найдите площадь прямоугольника с длиной 11 см и шириной 20 мм.
Найдите площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда, если его измерения равны 5 см, 6 см и 8 см.
Найдите объем куба, если площадь его поверхности равна 96 см2.
Выразите из формулы 2х = 6у + 4 переменную у и найдите ее, если х = 5.
Контрольная работа № 7 «Обыкновенные дроби»
ВАРИАНТ 1
1. Начертите координатный луч с единичным отрезком, равным 4 клеткам, и отметьте на нем точки
и
Чему равна длина отрезка АВ?
2. Сравните дроби
и 
3
3. Пешеход прошел — намеченного маршрута. Какова длина маршрута, если пешеход прошел 6 км?
4. Расположите дроби по возрастанию:
;
;
;
;
.
5. План добычи руды — 1200 т за день. Бригада рабочих выполнила
плана. Сколько тонн руды добыла бригада за день?
ВАРИАНТ 2
1. Начертите координатный луч с единичным отрезком, равным 5 клеткам, и отметьте на нем точки
и
. Чему равна длина отрезка АВ?
2. Сравните дроби
и
.
3. Автобус проехал
намеченного маршрута. Какова длина маршрута, если автобус проехал 20 км?
4. Расположите дроби по убыванию:
;
;
;
;
.
5. Торговец продает обычно за день 300 кг картошки. Сегодня у него был удачный день, и торговец продал
от своего обычного количества продажи. Сколько килограммов картошки продал торговец в этот день?
Контрольная работа № 8 «Сложение и вычитание смешанных чисел»
ВАРИАНТ 1
1. Выполните действие: 
2. Выделите целую часть из дроби 
3. Найдите значение выражения 
4. Решите уравнение
.
5. Решите уравнение, представив смешанные числа в виде неправильных дробей:
ВАРИАНТ 2
1. Выполните действие:
2. Представьте в виде неправильной дроби число
3. Найдите значение выражения
4. Решите уравнение .
5. Решите уравнение, представив смешанные числа в виде неправильных дробей:
Контрольная работа № 9 «Сложение и вычитание десятичных дробей»
ВАРИАНТ 1
Запишите в виде десятичной дроби число
Выполните действия:
а) 2,131 + 3,79;
б) 12,31 - 4,711.
3. Расставьте в порядке возрастания числа: 0,39; 0,039; 0,471; 0,53; 0,024.
4. Стороны прямоугольника равны 3,11 м и 6,124 м. Найдите его периметр и округлите получившееся значение до десятых.
5. Найдите значение выражения 3,711 - (2,11 + 1,04) + 4,816 - 3,214 + 2,444.
ВАРИАНТ 2
1. Запишите в виде дроби или смешанного числа число 1,47.
2. Выполните действия:
а) 4,117 - 2,398;
б) 2,189 + 3,748.
3. Расставьте в порядке убывания числа: 1,49; 0,37; 8,144; 3,241; 0,04.
4. Стороны треугольника равны 2,44 м, 3,11 м и 5,074 м. Найдите его периметр и округлите получившееся значение до сотых.
5. Найдите значение выражения 2,443 + (7,114 - 6,954) + 3,26 - 4,11 + 0,096.
Контрольная работа № 10 «Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число»
ВАРИАНТ 1
1. Выполните умножение: а) 3,17 • 4; б) 4,18 • 100.
2. Выполните деление: а) 13,5 : 9; б) 14,81 : 10.
3. Найдите периметр квадрата со стороной 5,13 см.
4. Автобус ехал 2 ч со скоростью 60,4 км/ч и 3 ч со скоростью 58,7 км/ч. Сколько километров проехал автобус за все это время?
5. Решите уравнение ((2,318 - 1,118) : 4 + 1,7)х = 4,8.
ВАРИАНТ 2
1. Выполните умножение: а) 2,14 • 6; б) 2,374 • 1000.
2. Выполните деление: а) 18,4 : 4; б) 12,794 : 100.
Найдите сторону квадрата, если его периметр равен 24,06 см.
Поезд ехал 4 ч со скоростью 47,5 км/ч и 6 ч со скоростью 52,4 км/ч. Сколько километров проехал поезд за все это время?
5. Решите уравнение ((3,174 - 2,074) : 11 + 1,9)х = 16,2.
Контрольная работа № 11 «Умножение и деление десятичных дробей»
ВАРИАНТ 1
1. Выполните умножение:
а) 2,14 • 3,17;
б) 0,43 • 2,18.
2. Выполните деление:
а) 7,56 : 0,6;
б) 2,44 : 1,22.
Найдите значение выражения: 2,15 • (3,24 : 0,9 - 2,37).
Найдите объем куба со стороной 2,1 см.
5. Среднее арифметическое четырех чисел равно 8. Первые три числа равны 6,1; 8,2; 13,7. Найдите четвертое число.
ВАРИАНТ 2
1. Выполните умножение:
а) 3,14 • 4,28;
б) 0,11 • 0,49.
2. Выполните деление:
а) 1,44 : 0,9;
б) 3,27 : 1,09.
3. Найдите значение выражения:
3,17 • (2,48 : 0,4 - 3,26).
Найдите объем прямоугольного параллелепипеда, если его измерения равны 6 см, 6,5 см и 7,1 см.
Среднее арифметическое четырех чисел равно 6. Первые три числа равны 3,9; 6,1 и 7,8. Найдите четвертое число.
Контрольная работа № 12 «Микрокалькулятор. Проценты»
ВАРИАНТ 1
1. Выполните действия при помощи микрокалькулятора:
а) 42,36 + 11,378;
б) 13,8 • 2,66.
Найдите значение выражения при помощи микрокалькулятора: (36,1 • 2,4 - 16,64) : 700.
Запишите в процентах десятичные дроби: 0,37; 0,856; 5,51.
Найдите при помощи микрокалькулятора объем куба со стороной 4,7 см.
Машина выехала из пункта А в пункт В. За два часа машина проехала 120 км. Машине осталось проехать 70% маршрута. Какое расстояние между пунктом А и пунктом Б?
ВАРИАНТ 2
1. Выполните действия при помощи микрокалькулятора:
а) 37,48 - 24,115;
б) 0,481 • 3,5.
Найдите значение выражения при помощи микрокалькулятора: (17,88 • 0,4 - 3,052) : 410.
Запишите в виде десятичных дробей: 34%, 122%, 71,6%.
4. Найдите при помощи микрокалькулятора объем прямоугольного параллелепипеда со сторонами 3,2 см; 4 см и 7,11 см.
5. Поезд проехал 140 км и ему осталось проехать 80% от намеченного маршрута. Какова длина маршрута?
Контрольная работа № 13 «Углы и диаграммы»
ВАРИАНТ 1
Начертите с помощью транспортира углы в 20°, 40°, 120°.
Начертите угол МОN. Отметьте точку К, лежащую внутри угла MON, и точку L, лежащую на стороне ОМ угла MON.
На сколько частей разбивают плоскость две пересекающиеся прямые?
4. Постройте треугольник АВС со стороной АВ = 5 см, ÐABC = 40°, ÐBAC = 60°.
5. Маша собирала ягоды. 80% от собранных ею ягод составляет черника, а оставшиеся 20% — земляника. Постройте соответствующую круговую диаграмму.
ВАРИАНТ 2
Начертите с помощью транспортира углы в 45°, 90°, 165°.
Начертите угол MON. Отметьте точки К и L, лежащие внутри этого угла.
На сколько частей разбивают плоскость 3 прямые, пересекающиеся в одной точке?
Постройте треугольник ABC со стороной АВ = 6 см, ÐABC = 50°, ÐBAC = 60°.
В классе 60% девочек и 40% мальчиков. Постройте соответствующую круговую диаграмму.