1.Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 10-11 классов создана на основе государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г.С.Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011г.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета, содержание учебного предмета, учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой культуры и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние» личности. В концептуальной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004) особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала.
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.
Воспитательные задачи:
- формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;
- воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
Образовательные задачи:
- формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;
- формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
Содержание курса наиболее полно и максимально объективно отражает литературный процесс второй половины XIX века. В содержательном отношении данный курс рассматривает, как заявлено в программе, «основные потоки русской литературы XIX - XX веков как высокое патриотическое и гуманистическое единство, в основе которого лежит любовь к России и человеку - главным и непререкаемым ценностям нашей культуры».
Литература первой половины XIX века представлена обзором творчества А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, что позволяет расширить и углубить материал, изученный в 9 классе.
Литературный процесс второй половины XIX века представлен достаточно широко: творчеством А.Н. Островского, И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, Н.Г.Чернышевского, Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского и др.
В целом представленная программа литературного образования адресована ученику современной школы, человеку XXI века, наследующему духовный опыт великой русской культуры.
II. Общая характеристика учебного предмета (курса)
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы; формирование представления о литературе как социокультурной единице. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Формирование у учащихся способности воспринимать и оценивать произведения литературы с эстетической точки зрения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс).
Программа второго концентра рассчитана на 3 часа в неделю.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематических принципов.
В курсе литературы изучаются основные теоретико-литературные понятия:
- Художественная литература как искусство слова.
- Художественный образ.
- Содержание и форма.
- Художественный вымысел. Фантастика.
- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм ( символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей 19-20 веков.
- Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча, поэма, баллада, лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет, комедия, трагедия, драма.
- Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление, конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
- Деталь. Символ.
- Психологизм. Народность. Историзм.
- Трагическое и комическое. Сатира. Юмор. Ирония. Сарказм. Гротеск.
- Язык художественного произведения.
- Изобразительно- выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, гипербола, аллегория.
- Стиль.
- Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий. Анапест, ритм, рифма. Строфа
- Литературная критика.
III. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ СОШ 11 изучение курса «Литература» в 10 классе предусматривается в объеме 102 часа, 3 часа в неделю.
IV. Содержание учебного предмета, курса 10 класс (102)
Введение. К истории русской литературы XIX века (1 ч.)
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Из литературы первой половины XIX века - 11ч. (7+4ч.)
А.С. Пушкин (4ч.)
Стихотворения «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».
Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.). Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.
Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.
Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.
Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.
Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».
М.Ю. Лермонтов (2ч)
Стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору. Поэма «Демон». Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара, в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.
Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.
Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.
Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.).
Н.В.Гоголь (5ч.)
Повести «Невский проспект», «Нос».
Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.
Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.
Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.).
Литература второй половины XIX века 88 ч. (79+9ч.)
Введение (1ч.)
Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий , фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.
А.Н. Островский 7 (6+1ч.)
Пьесы «Свои люди — сочтемся!», «Гроза».
Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди — сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка — три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.
Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (НА. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).
Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.
Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).
Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.
Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».
И.А.Гончаров (6ч.)
Роман «Обломов».
Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (НА. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).
Опорные понятия: образная типизация, символика детали.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и А.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.
Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).
Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».
И.С. Тургенев 10 (8+2ч.)
Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Двабогача» и др. по выбору.
Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.
Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича). Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.
Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».
Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».
Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».
Н.Г. Чернышевский (1ч.)
Роман «Что делать? » (обзор).
«Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма»как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского.
Опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.
Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет «гепйег-уоиз» и его трансформация в романе «Что делать? ».
Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать? ».
Н.А. Некрасов 9(8+1ч.)
Стихотворения «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».
«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.
Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.
Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.
Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.
Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».
Ф.И. Тютчев (3ч.)
Стихотворения «Не то, что мните вы, природа...», «Silentium!», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа — сфинкс,и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.
«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.
Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.
Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.
Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).
А.А. Фет 5(4+1ч.)
Стихотворения «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом... », «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.
Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.
Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.
Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).
Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.
Н.С. Лесков( 3ч.)
Повесть «Очарованный странник ».
Стремление Н. Лескова к созданию «монографий » народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».
Опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.
Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.
Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».
М.Е. Салтыков-Щедрин (5ч.)
Сказки «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».
«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.
Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.
Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).
Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города », сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».
А.К. Толстой (4ч.)
Стихотворения «Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.
идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.
Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.
Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.
Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».
Л.Н. Толстой 17 (15+2ч)
Роман «Война и мир».
Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.
«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.
«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеоиа в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.
Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души »; историко-философская концепция.
Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.
Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).
Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».
Ф.М. Достоевский 11 (9+2ч.)
Роман «Преступление и наказание ».
Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.
Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».
Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).
Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание » в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).
Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».
А.П. Чехов (6ч.)
Рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.
Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.
Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.
Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пиме-нова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).
Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры».
Таблица тематического распределения часов
по литературе в 10 классе
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
| | Авторская программа | Рабочая программа |
Раздел №1 | Введение | | 1 |
Тема 1. | Из истории русской литературы 19 века. | | 1 |
Раздел №2 |
Из литературы первой половины 19 века. |
|
11 (7+4ч.) |
Тема 1. | Пушкин А.С |
| 4 |
Тема 2 | Лермонтов М.Ю. | | 2 |
Тема 3.. | Гоголь Н.В. | | 5 |
Раздел №3 |
Из литературы второй половины 19 века. |
|
88 (79+9ч) |
Тема 1. | Введение. Литература и журналистика 50-80 годов 19 века. |
|
1 |
Тема 2. | Островский А.Н. | | 7 (6+1) |
Тема 3. | Гончаров И.А. | | 6 |
Тема 4. | Тургенев И.С. | | 10(8+2) |
Тема 5. | Чернышевский Н.Г. | | 1 |
Тема 6. | Некрасов Н.А. | | 9(8+1) |
Тема 7. | Тютчев Ф.И. | | 3 |
Тема 8. | Фет А.А. | | 5(4+1) |
Тема 9. | Лесков Н.С. | | 3 |
Тема 10. | Салтыков Щедрин М.Е. | | 5 |
Тема 11. | Толстой А.К. | | 4 |
Тема 12. | Толстой Л.Н. | | 17 (15+2) |
Тема 13. | Достоевский Ф.М. | | 11(9+2) |
Тема 14. | Чехов А.П. | | 8 (7+1) |
| | 102 | 102 |
Раздел 4.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 10-11 классов
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений
Раздел5.
Календарно-тематическое планирование
№ | Содержание урока | Кол-во часов | Примечания | Дата проведения |
| | | | | План | Факт |
| Раздел 1. Введение. | 1 | | | | |
1 | Тема 1. К истории русской литературы 19 века. | | 1 | Таблица «Литературные направления» | | |
| Раздел 2. Из литературы первой половины 19 века | | | | | |
| Тема 1. А.С.Пушкин. | 4(3+1) | | | | |
2 | Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. | | 1 | Презентация по теме урока | | |
3 | Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С.Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника) | | 1 | Фонохрестома тия | | |
4 | Историческая и «частная» темы в поэме Пушкина «Медный всадник». Конфликт личности и государства. | | 1 | Иллюстрации к произведению | | |
5 | Р.р. Анализ стихотворения А.С.Пушкина | | 1 | План анализа | | |
| Тема 2. М.Ю.Лермонтов | 2 | | | | |
6 | Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики. Мотивы одиночества, неразделённой любви, невостребованности поэтического дара в поэзии М.Ю. Лермонтова | | 1 | Фонохрестома тия | | |
7 | Особенности богоборческой темы в поэме «Демон» М.Ю.Лермонтова. КУБАН. Кавказ – поэтическая родина Лермонтова. | | 1 | Живопись и рисунки Лермонтова | | |
| Тема 3. Н.В.Гоголь | 5 | | | | |
8 | Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях». Тема одиночества и затерянности «маленького человека в большом городе. | | 1 | Иллюстрации Н.Альтмана, В. Зелинского, Кукрыниксов | | |
9 | Повесть «Нос». Ирония и гротеск как приёмы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. | | 1 | Словарь литер.терминов | | |
10 | Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев. | | 1 | Презентация по теме урока | | |
11 12 | Р.р. Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя / по всему разделу «Из литературы первой половины 19 века» | | 2 | Карточки с памятками, планами написания сочинений. Эпиграфы. | | |
| Раздел 3. Литература второй половины 19 века (90часов). | | | | | |
| Тема1. Введение. | 1 | | | | |
13 | Особенности литературы и журналистики второй половины 19 века. КУБАН. Два века кубанской литературы. | | 1 | Презентация по теме урока | | |
| Тема 2. А.Н.Островский. | 7 (6+1) | | | | |
14 | Анализ сочинения по творчеству Гоголя. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди – сочтёмся!». Конфликт, характерологическая функция героев. | | 1 | Эл.приложение к учебнику | | |
15 | Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». | | 1 | Фрагменты из спектаклей и кинофильмов | | |
16 | Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. | | 1 | Иллюстрации С.В.Герасимова | | |
17 | Трагедия совести и её разрешение в пьесе. | | 1 | Презентация по теме урока | | |
18 | Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». | | 1 | Эл.приложение, фонохрестоматия | | |
19 | Многозначность названия пьесы, символика деталей специфика жанра. | | 1 | Презентация по теме урока | | |
20 | Драма «Гроза» в русской критике. Р.р. Подготовка к домашнему сочинению. | | 1 | Раздаточный материал | | |
| Р.р. Домашнее сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза» | | | Памятки | | |
| Тема 3. И.А.Гончаров. | 6 | | | | |
21 | Роман «Обломов». Быт и бытие Обломова. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. | | 1 | Фрагменты фильма Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова» | | |
22 | Анализ сочинения по творчеству Островского. Внутренняя противоречивость натуры героя, её соотнесённость с другими характерами. | | 1 | План сравнительной хар-ки героев | | |
23 | Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. | | 1 | Презентация по теме урока | | |
24 | Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». | | 1 | Презентация по теме урока | | |
25 | Роман «Обломов» в русской критике. Тестовые задания по роману И.А.Гончарова. | | 1 | Раздаточный материал (по типу ЕГЭ) | | |
26 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по роману И.А.Гончарова. | | 1 | План | | |
| Р.р. Домашнее сочинение по роману И.А Гончарова «Обломов». | | | | | |
| Тема 3. И.С.Тургенев | 10(8+2) | | | | |
27 | Анализ тестовой работы. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». | | 1 | Эл.приложение | | |
28 | Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции. | | 1 | Презентация по теме урока | | |
29 | Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. | | 1 | Презентация по теме урока | | |
30 | Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. | | 1 | План сравнительной характеристики | | |
31 | Любовная линия в романе и её место в общей проблематике произведения. | | 1 | Презентация по теме урока | | |
32 | Философские итоги романа. Смысл названия. | | 1 | Презентация по теме урока | | |
33 | Русская критика о романе и его героях. | | 1 | Раздаточный материал | | |
34 35 | Р.р. Сочинение-рассуждение по роману «Отцы и дети» | | 2 | Карточки с памятками, планами написания сочинений. Эпиграфы. | | |
36 | Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. | | 1 | Эл.приложение к учебнику, фонохрестоматия | | |
| Тема 4. Н.Г.Чернышевский | 1 | | | | |
37 | Анализ сочинения по творчеству Тургенева. Роман «Что делать?» как полемический отклик на роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». | | 1 | Презентация по теме урока | | |
| Тема 5. Н.А.Некрасов | 9 (8+1) | | | | |
38 | «Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Гражданские мотивы. | | 1 | Эл.приложение к учебнику | | |
39 | Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Некрасова разных лет. | | 1 | Презентация по теме урока | | |
40 | Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. | | 1 | Эл.приложение к учебнику | | |
41 | Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приёмы построения сюжета поэмы. | | 1 | Презентация по теме урока | | |
42 | Представители помещичьей Руси в поэме. | | 1 | Эл.приложение к учебнику | | |
43 | Стихия народной жизни и её яркие представители. | | 1 | Презентация по теме урока | | |
44 | Тема женской доли и образ Матрёны Корчагиной в поэме. | | 1 | Эл.приложение к учебнику | | |
45 | Проблема счастья и её решение в поэме. | | 1 | Презентация по теме урока | | |
46 | Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание. Р.р.Подготовка к домашнему сочинению по поэме. | | 1 | Карточки с памятками, планами написания сочинений. Эпиграфы. | | |
| Р.р. Домашнее сочинение-рассуждение по поэме «Кому на Руси жить хорошо» | | | | | |
| Тема 6. Ф.И.Тютчев | 3 | | | | |
47 | «Мыслящая поэзия» Тютчева, её философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики. | | 1 | Презентация по теме урока | | |
48 | Анализ сочинения по творчеству Некрасова. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России. | | 1 | фонохрестоматия | | |
49 | Драматизм звучания любовной лирики поэта. | | 1 | фонохрестоматия | | |
| Тема 7. А.А.Фет | 5(4+1) | | | | |
50 | Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики Фета. | | 1 | фонохрестоматия | | |
51 | «Культ мгновения». Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. | | 1 | фонохрестоматия | | |
52 | Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике Фета. | | 1 | фонохрестоматия | | |
53 | Музыкально-мелодический принцип организации стиха, роль звукописи. | | 1 | фонохрестоматия | | |
54 | Р.р. Сопоставительный анализ лирики Тютчева и Фета (сочинение). | | 1 | Раздаточный материал (по типу ЕГЭ) | | |
| Тема 8. Н.С.Лесков | 3 | | | | |
55 | Повесть «Очарованный странник». Стремление Лескова к созданию «монографий» народных типов. | | 1 | Фрагменты фильма И.Поплавской «Очарованный странник» | | |
56 | Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. | | 1 | Эл.приложение к учебнику | | |
57 | Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость повести. | | 1 | Презентация по теме урока | | |
| Тема 9. М.Е.Салтыков-Щедрин | 5 | | | | |
58 | «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. | | 1 | Презентация по теме урока | | |
59 | «Медведь на воеводстве», «Богатырь». Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в щедринских сказках. | | 1 | Эл.приложение к учебнику | | |
60 | Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрый пискарь». | | 1 | Эл.приложение к учебнику | | |
61 | Приёмы сатирического воссоздания действительности. Соотношение авторского идеала и действительности. | | 1 | Словарь литер.терминов | | |
62 | Тестирование по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина. | | 1 | Раздаточный материал (по типу ЕГЭ) | | |
| Тема 10. А.К.Толстой | 4 | | | | |
63 | Анализ тестовой работы. Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К.Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта. | | 1 | Презентация по теме урока | | |
64 | Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. | | 1 | | | |
65 | Жанрово-тематическое богатство творчества А.К.Толстого. | | 1 | Таблица | | |
66 | Проверочная работа по творчеству А.К.Толстого | | 1 | Раздаточный материал (по типу ЕГЭ) | | |
| Тема 11. Л.Н.Толстой | 17 (15+2) | | | | |
67 | Анализ проверочной работы по творчеству А.К.Толстого. «Правда» войны в « Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого. КУБАН. Л.Н.Толстой на Кубани. | | 1 | Презентация по теме урока | | |
68 | Роман «Война и мир». Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи . | | 1 | Презентация по теме урока | | |
69 | Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. | | 1 | Эл.приложение к учебнику | | |
70 | Критическое изображение высшего света в романе. | | 1 | Эл.приложение к учебнику | | |
71 | Противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев. | | 1 | Презентация по теме урока | | |
72 | Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского. | | 1 | Эл.приложение к учебнику | | |
73 | Сложность и противоречивость жизненного пути Пьера Безухова. | | 1 | Эл.приложение к учебнику | | |
74 | «Мысль семейная» и её развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации. | | 1 | Презентация по теме урока | | |
75 | Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской. | | 1 | Эл.приложение к учебнику | | |
76 | «Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Изображение войны 1812 г. | | 1 | Эл.приложение к учебнику | | |
77 | Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. | | 1 | Эл.приложение к учебнику | | |
78 | Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». | | 1 | Презентация по теме урока | | |
79 | Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. | | 1 | Эл.приложение к учебнику | | |
80 | Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. | | 1 | Эл.приложение к учебнику | | |
81 | Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы. | | 1 | Презентация по теме урока | | |
82 83 | Р.р.Сочинение по роману Л.Н.Толстого. | | 2 | Карточки с памятками, планами написания сочинений. Эпиграфы. | | |
| Тема 12. Ф.М.Достоевский. | 11(9+2) | | | | |
84 | Роман «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа. КУБАН. Ю.Селезнёв. «Великая надежда Достоевского». | | 1 | Презентация по теме урока | | |
85 | Анализ сочинения по творчеству Толстого. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. | | 1 | Иллюстрации к роману | | |
86 | Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. | | 1 | Презентация по теме урока | | |
87 | Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. | | 1 | Презентация по теме урока | | |
88 | Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя. | | 1 | Эл.приложение к учебнику | | |
89 | Раскольников и «вечная Сонечка». | | 1 | Эл.приложение к учебнику | | |
90 | Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. | | 1 | Раздаточный материал | | |
91 | Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. | | 1 | Эл.приложение к учебнику | | |
92 | Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе. | | 1 | Презентация по теме урока | | |
93 94 | Сочинение- рассуждение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». | | 2 | Карточки с памятками, планами написания сочинений. Эпиграфы. | | |
| Тема 13. А.П.Чехов | 6 | | | | |
95 | Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах «Человек в футляре», «Крыжовник» и др. | | 1 | Презентация по теме урока | | |
96 | Анализ сочинения по творчеству Достоевского. Отличительные черты чеховской прозы. | | 1 | Таблица | | |
97 | Новаторство Чехова-драматурга. Особенности сюжета в комедии «Вишнёвый сад». Лирическое и драматическое начала. | | 1 | Презентация по теме урока | | |
98 | Фигуры героев-«недотёп» и символический образ сада. | | 1 | Эл.приложение к учебнику | | |
99 | Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. | | 1 | Эл.приложение к учебнику | | |
100 | Функция ремарок, звука и цвета. Сложность и неоднозначность авторской позиции. Тестирование по комедии. | | 1 | Эл.приложение к учебнику | | |
101 | Итоговое контрольное сочинение. | | 1 | Раздаточный материал | | |
102 | Анализ сочинения. Рекомендации для летнего чтения. | | 1 | Презентация по теме урока | | |
VI. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
УМК 10-11 класс
1.Программа по литературе для 10-11 классов / авт.-сост. В.И. Чалмаев, С.Г. Меркин, С.А. Зинин // Литература .Программа,5-11 классы.-М.: ООО « ТИД» Русское слово»-РС», 2011
2.Сахаров,В.И. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч./ В.И. Сахаров, С.А. Зинин,-М.:ООО» ТИД Русское слово-РС», 2014.
3. ЛитератураXIX века 10 класс: хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2ч./ авт. сост.. С.А. Зинин, В.И. Сахаров.- М,: ООО « ТИД « Русское слово-РС», 2014
4.Сахаров,В.И. Литература. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч./ В.И. Сахаров, С.А. Зинин,-М.:ООО» ТИД Русское слово-РС», 2014.
5. ЛитератураXIX века 11 класс: хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2ч./ авт. сост.. С.А. Зинин, В.И. Сахаров.- М,: ООО « ТИД « Русское слово-РС», 2014
6. ЛитератураXIX века 11 класс: хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2ч./ авт. сост.. С.А. Зинин, В.И. Сахаров.- М,: ООО « ТИД « Русское слово-РС», 2014
Методика 10-11 класс
1. Алиева Л.Ю. Тесты по литературе. Подготовка к экзамену. Контроль. Самооценка/Л.Ю. Алиева, Т.В. Торкунова.-М.:Айрис-Пресс,2013
2. Есин, А.Б. Русская литература XIX века: задачи, тесты, полезные игры/ А.Б. Есин,-М.:Флинта,2014
3.Егорова Н.В., Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX век.10 класс, 1 полугодие-4 изд. Перераб и доп.- М,: ВАКО, 2014
4.Егорова Н.В., Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX век.10 класс, 2 полугодие-4 изд. Перераб и доп.- М,: ВАКО, 2014
5.Егорова,Н.В, Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. 1 полугодие.М,:ВАКО, 2013
6. .Егорова,Н.В, Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. 2 полугодие.М,:ВАКО, 2013
7. Зинин, С.А. Методические рекомендации по использованию учебников: В.И. Сахаров, С.А. Зинин « Литература XIX века ( 10класс); В.И. Чалмаев, С.А. Зинин « Литература ХХ века ( 11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровне / С.А. Зинин.-М.:ООО « ТИД « Русское слово- РС, 2011
8.Меркин Г.С. Развитие речи. вВыразительные средства художественной речи: пособие для учителя/ Г.С. Меркин, Т.М.Зыбина, Н.А. Максимчук,О.С.Рябикова- М.:ООО» ТИД « Русское слово-РС», 2012
9.Михайлова,И.М. Тесты. Литература 9-11 классы: учебно-метод. Пособие для учителя / И.М. Михайлова.-М: Дрофа, 2012
Перечень цифровых образовательных и электронных образовательных ресурсов
Перечень ЭОР, используемых при реализации программы по литературе
1. Всё для учителя литературы http://lit.1september.ru
2.Портал информационной поддержки ЕГЭ http://www.9151394.ru/
3. Сетевое объединение методистов http://som.fio.ru/
4. «Учительская газета» http://www.ug.ru/
5. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru/
6. Все образование Интернетаhttp://all.edu.ru/
7. Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/
8. Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm
9. Мир русского слова http://www.rusword.com.ua
10. Библиотека Максима Мошкова http://lib.ru/
11. Фундаментальная электронная библиотека “Русская литература и фольклор” (ФЭБ) http://feb-web.ru
12. Литература для школьников http://hallenna.narod.ru/
13. BiblioГид - книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки http://www.bibliogid.ru
14. Виртуальный музей литературных героев http://www.likt590.ru/project/museum/
15. Древнерусская литература http://pisatel.org/old/
16. Слова: поэзия Серебряного века http://slova.org.ru
Писатели и литературные произведения
1. Академик Дмитрий Сереевич Лихачев http://likhachev.lfond.spb.ru
2. Белинский Виссарион Григорьевич http://www.belinskiy.net.ru
3. Булгаковская энциклопедия http://www.bulgakov.ru
4. Герцен Александр Иванович http://www.gercen.net.ru
5. Гоголь Николай Васильевич http://www.nikolaygogol.org.ru
6. Гончаров Иван Александрович http://www.goncharov.spb.ru
7. Грибоедов Александр Сергеевич http://www.griboedow.net.ru
8. Добролюбов Николай Александрович http://www.dobrolyubov.net.ru
9. Достоевский Федор Михайлович http://www.dostoevskiy.net.ru
10. Жуковский Василий Андреевич http://www.zhukovskiy.net.ru
11. Лев Толстой и «Ясная Поляна» http://www.tolstoy.ru
12. Карамзин Николай Михайлович http://www.karamzin.net.ru
13. Крылов Иван Андреевич http://www.krylov.net.ru
14. Куприн Александр Иванович http://www.kuprin.org.ru
15. Лермонтов Михаил Юрьевич http://www.lermontow.org.ru
16. Островский Александр Николаевич http://www.ostrovskiy.org.ru
17. Некрасов Николай Алексеевич http://www.nekrasow.org.ru
18. Пушкин Александр Сергеевич http://www.aleksandrpushkin.net.ru
19. Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович http://www.saltykov.net.ru
20. Толстой Лев Николаевич http://www.levtolstoy.org.ru
21. Тургенев Иван Сергеевич http://www.turgenev.org.ru
22. Тютчев Федор Иванович http://www.tutchev.net.ru
23. Фонвизин Денис Иванович http://www.fonvisin.net.ru
24. Чернышевский Николай Гаврилович http://www.chernishevskiy.net.ru
25. Чехов Антон Павлович http://www.antonchehov.org.ru
Перечень Цифровых Образовательных Ресурсов (ЦОР):
1 | Хрестоматия по русской литературе | | CD-ROM | |
2 | Поэзия 20 века. Стихи и романсы. С. Есенин, В. Маяковский. Аудиокнига | | CD-ROM | |
3 | Чехов А.П. ПСС/ Электронная книга | | CD-ROM | |
4 | Русская литература. Мультимедийная энциклопедия. 8-11 кл. | | CD-ROM | |
5 | Библиотека школьника. Школьная программа по литературе. | | CD-ROM | |
6 | А.С. Пушкин в зеркале двух столетий. | | CD-ROM | |
7 | Библиотека школьника. Выпуск первый. | | CD-ROM | |
8 | Литература Красноярского края. Электронная хрестоматия. 5-8 классы | | CD-ROM | |
9 | А. Вампилов. Утиная охота. Старший сын. Электронный текст | | CD-ROM | Подборка |
10 | А. Солженицын. Матренин двор. Один день Ивана Денисовича. Два рассказа. Раковый корпус. Текст | | CD-ROM | Подборка |
11 | Саша Черный. Биография. Детские стихи. Дневник Фокса Микки. Мирная война. Сказки | | CD-ROM | Подборка |
12 | Серебряный век. Акмеизм. Символизм. Импрессионизм. Футуризм. Е. Замятин. Б. Пастернак | | CD-ROM | Подборка |
13 | Чингиз Айтматов. Биография. Пегий пес, бегущий по краю моря. Электронный текст | | CD-ROM | Подборка |
14 | А.С. Пушкин. Страницы истории России 2. А. Пушкин Фильмы | | CD-ROM | МП3книга |
15 | И. Тургенев. Отцы и дети. Ася. Аудиокнига | | CD-ROM | МП3книга |
16 | Н. Гоголь. Мертвые души. Аудиокнига | | CD-ROM | МП3книга |
17 | Н. Гоголь. Миргород. Аудиокнинга | | CD-ROM | МП3книга |
18 | Л. Толстой. Хаджи-Мурат. Набег. Рубка леса. Кавказский пленник. После бала. | | CD-ROM | МП3книга |
19 | Л. Толстой. Три смерти. Поликуша. Смерть Ивана Ильича. Холстомер. Из записок князя Нехлюдова. Ауд | | CD-ROM | МП3книга |
20 | А. Чехов. Повести и рассказы. Аудиокнига | | CD-ROM | МП3книга |
21 | Н. Лесков. Повести и рассказы. Очарованный странник Аудиокнига | | CD-ROM | МП3книга |
22 | М. Салтыков-Щедрин. История одного города. Аудиокнига | | CD-ROM | МП3книга |
23 | А. Островский. Бедность не порок. Гроза. Доходное место. Лес. Свои люди – сочтемся. Аудиокнига | | CD-ROM | МП3книга |
24 | А. Фонвизин. Недоросль. А. Грибоедов. Горе от ума. Н. Гоголь. Ревизор. Аудиокнига | | CD-ROM | МП3книга |
25 | М. Лермонтов. Герой нашего времени. Аудиокнига | | CD-ROM | МП3книга |
26 | М. Лермонтов. Маскарад. А. Островский. Бесприданница. М. Горький. На дне. Аудиокнига | | CD-ROM | МП3книга |
27 | О. Мандельштам. Раковина аудиокнига | | CD-ROM | МП3книга |
28 | Пушкин А.С. Лучшие произведения. 6 в1. Аудиокнига | | CD-ROM | |
29 | Булгаков М.А. Собачье сердце. Театральный роман. Аудиокнига | | CD-ROM | |
30 | Гоголь Н.В. Ревизор. Аудиокнига | | CD-ROM | |
31 | Грибоедов А.С. Горе от ума. Аудиокнига | | CD-ROM | |
32 | Анна Ахматова. Аудиокнига | | CD-ROM | |
33 | Бианки Приключения Муравьишки и др. Аудиокнига | | CD-ROM | |
34 | Гоголь Н.В. Мертвые души. Аудиокнига | | CD-ROM | |
35 | Гончаров И.А. Обломов. Аудиокнига | | CD-ROM | |
36 | Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. Аудиокнига | | CD-ROM | |
37 | Пастернак Б.А. Доктор Живаго. Аудиокнига | | CD-ROM | |
38 | Классическая литература. Электронная книга | | CD-ROM | |
39 | Толстой Л. Н. Война и мир. 3-4. Аудиокнинга | | CD-ROM | |
40 | Тургенев И.С. Отцы и дети. Аудиокнига. | | CD-ROM | |
41 | Единая коллекция ЦОР. Ч.1 (Образцы художественного чтения) у | | CD-ROM | КЦОР |
42 | Литературный салон. Мопассан. Пышка | | CD-ROM | |
43 | Ершов. Конек-горбунок | | CD-ROM | |
Театр:
Музеи:
Государственный Бородинский военно-исторический музей. http://www.borodino.ru
Музей-заповедник «Московский Кремль». http://www.kreml.ru
Государственный Эрмитаж. http://www.hermitage.ru
Портал «Музеи России». http://www.museum.ru
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. http://www.museum.ru/gmii/
Новгородский государственный объединенный музей-заповедник. http://www.museum.ru/M654
Всероссийский музей А.С. Пушкина. http://www.museumpushkin.ru
Музей-заповедник «Петергоф» http://www.peterhof.ru
Государственный Русский музей. http://www.rusmuseum.ru
Государственный исторический музей. http://www.shm.ru
Государственная Третьяковская галерея. http://www.tretyakovgallery.ru