РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОЯБРЬСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей предметной области ««Естественно-научные предметы» Протокол № 1 от «30» августа 2016 года Руководитель методического объединения:____/ Беренкеева Т.М. | Согласовано заместитель директора __________ Мезина О.М. от «31» августа 2016 года | Утверждаю директор МБОУ СОШ №7 ______________А.А. Голиков Приказ от 31.08.2016г. № 296-од |
Рабочая программа
по биологии
для изучения на профильном уровне
для 10в класса
3 часа в неделю (всего 105 часов)
Автор-составитель:
учитель Разуменко О.Е.
2016 / 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии (профильный уровень) составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»); примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии профильный уровень (Природоведение. Биология. Естествознание: содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов/авт.-сост.: Т.Б. Васильева, И.Н. Иванова/ М.: Вентана-Граф, 2007).
Общая характеристика учебного предмета
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (профильный уровень):
освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии), о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;
овладение умениями: характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию, пользоваться биологической терминологией и символикой; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
воспитание убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью, выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Биология» относится к предметной области «Естественнонаучные предметы».
Реализуется за счет часов учебного плана, составляющих обязательную часть.
Программа рассчитана на 105 часов в год (3 часа в неделю).
Годовая промежуточная аттестация проводится в соответствии с положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, в форме утвержденной учебным планом на 2016-2017 учебный год.
Учебно-методический комплект
Учебник: Захаров В.Б.. Биология: Общая биология. Углубленный уровень. 10 кл.: учебник/ В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов,Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова.-3-е издл., стереотип.-М.:Дрофа, 2015. – 349, 3с.:ил.
CD «Биология. Общие закономерности». 10-11 класс. Мультимедийное приложение к учебнику С. Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, Н. И. Сонина – М.: Дрофа, 2008.
«Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс» (учебное электронное издание). Республиканский мультимедиа центр, 2004.
CD «Основы общей биологии». 11 класс. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией И.Н. Пономаревой – 1С:Школа, Вентана-Граф, 2013.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен
знать /понимать:
основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений;); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя;); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов;
современную биологическую терминологию и символику;
уметь:
объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций;
устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; решать задачи разной сложности по биологии;
составлять схемы скрещивания;
описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, готовить и описывать микропрепараты;
выявлять приспособления организмов к среде обитания; источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий,), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
грамотного оформления результатов биологических исследований;
обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Содержание учебного предмета
Биология как наука. Методы научного познания (6 ч)
Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками1. Объект изучения биологии — биологические системы. Общие признаки биологических систем. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Демонстрации:
- Биологические системы.
- Уровни организации живой природы.
- Методы познания живой природы.
Клетка (30 ч)
Цитология - наука о клетке. М. Шлейден и Т. Шванн — основоположники клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения клетки.
Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Строение и функции молекул неорганических и органических веществ. Взаимосвязи строения функций молекул. Редупликация молекулы ДНК.
Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения функций частей и органоидов клетки. Ядро. Хромосомы. Химический состав, строение и функции хромосом. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Вирусы. Меры профилактики распространения инфекционных заболеваний.
Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Пластический обмен.
Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Матричный характер реакций биосинтеза. Клетка — генетическая единица живого. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз, его фазы. Развитие половых клеток у растений и животных.
Демонстрации:
- Элементарный состав клетки.
- Строение молекул воды, углеводов, липидов.
- Строение молекулы белка.
- Строение молекулы ДНК.
- Редупликация молекулы ДНК.
- Строение молекул РНК.
- Строение клетки.
- Строение плазматической мембраны.
- Строение ядра.
- Хромосомы.
- Строение клеток прокариот и эукариот.
- Строение вируса.
- Половые клетки.
- Обмен веществ и превращения энергии в клетке.
- Энергетический обмен.
- Биосинтез белка.
- Хемосинтез.Фотосинтез.
- Характеристика гена.
- Митоз.
- Мейоз.
- Развитие половых клеток у растений.
- Развитие половых клеток у животных.
Лабораторные и практические работы:
- Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, изучение и описание.
- Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
- Опыты по определению каталитической активности ферментов.
- Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.
- Изучение клеток дрожжей под микроскопом.
- Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке, I
- Изучение фаз митоза в клетках корешка лука.
- Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.
- Сравнение процессов брожения и дыхания.
- Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза.
- Сравнение процессов митоза и мейоза.
- Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных.
Организм (56)
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы системы органов, их взаимосвязь как основа целостности организма. Гомеостаз. Гетеротрофы. Сапротрофы, паразиты. Автотрофы (хемотрофы и фототрофы).
Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Оплодотворение. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие. При чины нарушений развития организмов. Жизненные циклы и чередование поколений. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ ил развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика. Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Закономерности сцепленного наследовании. Закон Т. Моргана. Определение пола. Типы определения пола. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система Развитие знаний о генотипе. Геном человека. Хромосомная теория наследственности. Теория гена. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Виды мутаций, их причины. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.
Селекция, ее задачи. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции, их генетические основы. Особенности селекции растений, животных, микроорганизмов. Биотехнология, ее направления. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома).
Демонстрации:
- Одноклеточные и многоклеточные организмы.
- Ткани растений и животных.
- Способы бесполого размножения.
- Оплодотворение у растений и животных.
- Внешнее и внутреннее оплодотворение.
- Стадии развития зародыша позвоночного животного.
- Постэмбриональное развитие.
- Партеногенез у животных.
- Моногибридное скрещивание и его цитологические основы.
- Дигибридное скрещивание и его цитологические основы.
- Сцепленное наследование.
- Неполное доминирование.
- Наследование, сцепленное с полом.
- Перекрест хромосом.
- Взаимодействие генов.
- Наследственные болезни человека.
- Модификационная изменчивость. Норма реакции.
- Мутационная изменчивость.
- Механизм хромосомных мутаций.
- Центры многообразия и происхождения культурных растений.
- Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.
- Методы селекции.
- Селекция растений.Селекция животных.
- Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.
- Исследования в области биотехнологии.
Лабораторные и практические работы:
- Составление схем скрещивания.
- Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание.
- Решение генетических задач на промежуточное наследование признаков.
- Решение генетических задач на сцепленное наследование.
- Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом.
- Решение генетических задач на взаимодействие генов.
- Построение вариационного ряда и вариационной кривой.
- Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно).
- Выявление изменчивости у особей одного вида.
- Сравнение процессов бесполого и полового размножения.
- Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночныx животных.
- Сравнительная характеристика пород (сортов).
- Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований биотехнологии.
Программой предусмотрено проведение текущего контроля успеваемости обучающихся по разделам курса; проведение практических и лабораторных работ.
№ раздела | Наименование разделов | Количество часов | Контрольные работы (количество) | Практическая часть (лабораторные, практические работы) |
| Биология как наука. Методы научного познания | 6 | 1 | |
| Клетка | 40ч (30ч + 10ч из рез. врем) | 2 | 2/10 |
| Организм | 59 (56ч + 3ч из рез. врем) | 4 | 9/4 |
| Итого: | 105 часа | К.р.-7 | П.р.-11 / Л.р.-14 |
Тематическое планирование
№ | Дата по плану | Дата по факту | Наименование темы | Количество часов | Примечание |
Раздел «Биология как наука. Методы научного познания». Всего часов: 6 |
-
| | | Инструктаж по ОТ и ТБ (первичный) Биология как наука. | 1 | |
-
| | | Уровни организации живой материи | 1 | |
-
| | | Критерии живых систем | 1 | |
-
| | | Методы познания живой природы. Экскурсия. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы) | 1 | |
-
| | | Современная естественнонаучная картина мира. | 1 | |
-
| | | Контрольная работа №1 (входная) | 1 | |
Раздел «Клетка». Всего часов: 40 |
-
| | | Цитология — наука о клетке. Клеточная теория. | 1 | |
-
| | | Методы изучения клетки. | 1 | |
-
| | | Лабораторная работа №1 «Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание». | 1 | |
-
| | | Химический состав клетки. | 1 | |
-
| | | Неорганические вещества. | 1 | |
-
| | | Органические вещества входящие в состав клеток. Биологические полимеры- белки. | 1 | |
-
| | | Свойства и функции белков. | 1 | |
-
| | | Практическая работа №1 «Опыты по определению каталитической активности ферментов». . | 1 | |
-
| | | Органические молекулы-углеводы. | 1 | |
-
| | | Органические молекулы-жиры и липоиды. | 1 | |
-
| | | Биологические полимеры -нуклеиновые кислоты. | 1 | |
-
| | | Взаимосвязи строения и функций молекул АТФ | 1 | |
-
| | | «Химический состав клетки». Контрольная работа №2 | 1 | |
-
| | | Строение и функции клеток. Наружная плазматическая мембрана. Практическая работа №2 «Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке». | 1 | |
-
| | | Цитоплазма. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. | 1 | |
-
| | | Митохондрии. Особенности строения растительной клетки. | 1 | |
-
| | | Лабораторная работа №2 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений». Лабораторная работа №3 «Изучение клеток дрожжей под микроскопом». | 1 | |
-
| | | Рибосомы. Клеточный центр. Жгутики и реснички | 1 | |
-
| | | Клеточное ядро | 1 | |
-
| | | Хромосомы. Лабораторная работа №4 «Изучение хромосом на готовых микропрепаратах» | 1 | |
-
| | | Лабораторная работа №5 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий». | 1 | |
-
| | | Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. | 1 | |
-
| | | Вирусы. | 1 | |
-
| | | Зачет №1 по теме «Клеточные структуры и их функции» | 1 | |
-
| | | Метаболизм- основа существования живых организмов | 1 | |
-
| | | Энергетический обмен. Лабораторная работа№6 «Сравнение процессов брожения и дыхания» | 1 | |
-
| | | Генетический код | 1 | |
-
| | | Реализация наследственной информации -биосинтез белков | 1 | |
-
| | | Матричный характер реакций биосинтеза. | 1 | |
-
| | | Фотосинтез. | 1 | |
-
| | | Хемосинтез. Лабораторная работа №7 «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза». | 1 | |
-
| | | Зачет №2 по теме «Обмен веществ и превращения энергии в клетке». | 1 | |
-
| | | Деление клеток | 1 | |
-
| | | Митоз. Лабораторная работа №8 «Изучение фаз митоза в клетках корешка лука». | 1 | |
-
| | | Мейоз, его фазы. | 1 | |
-
| | | Лабораторная работа №9 «Сравнение процессов митоза и мейоза». | 1 | |
-
| | | Развитие половых клеток (гаметогенез). | 1 | |
-
| | | Гаметогенез у растений. Лабораторная работа №10 «Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных». | 1 | |
-
| | | Соматические и половые клетки. | 1 | |
-
| | | Контрольная работа №3 по теме «Клетка — генетическая единица живого» | 1 | |
Раздел «Организм». Всего часов: 59 |
-
| | | Одноклеточные и многоклеточные организмы. | 1 | |
-
| | | Ткани и органы. | 1 | |
-
| | | Автотрофный тип обмена веществ. Гетеротрофный тип обмена веществ | 1 | |
-
| | | Гомеостаз. | 1 | |
-
| | | Размножения организмов. Бесполое размножение Лабораторная работа №11 «Сравнение процессов бесполого и полового размножения». | 1 | |
-
| | | Оплодотворение у цветковых растений. | 1 | |
-
| | | Оплодотворение у позвоночных животных. | 1 | |
-
| | | Лабораторная работа №12 «Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных». | 1 | |
-
| | | Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный период развития | 1 | |
-
| | | Постэмбриональный период развития | 1 | |
-
| | | Индивидуальное развитие организма (онтогенез) у растений. | 1 | |
-
| | | Развитие организма и окружающая среда | 1 | |
-
| | | Контрольная работа № 4 по теме «Индивидуальное развитие и размножение организмов» | 1 | |
-
| | | Основы генетики и селекции. | 1 | |
-
| | | Основные понятия генетики | 1 | |
-
| | | Гибридологический метод изучения наследственности (метод Г. Менделя) | 1 | |
-
| | | Семинар №1 по теме «Генетика- наука о наследственности и изменчивости организмов» | 1 | |
-
| | | Законы Менделя. Первый закон Менделя-закон единообразия первого поколения гибридов. Практическая работа №3 «Составление схем скрещивания». | 1 | |
-
| | | Неполное доминирование. Множественный аллелизм | 1 | |
-
| | | Практическая работа №4 «Решение генетических задач на промежуточное наследование признаков». | 1 | |
-
| | | Второй закон Менделя (закон расщепления) Анализирующее скрещивание. | 1 | |
-
| | | Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя- закон независимого комбинирования скрещивание. | 1 | |
-
| | | Практическая работа №5 «Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание» | 1 | |
-
| | | Хромосомная теория наследственности. | 1 | |
-
| | | Сцепленное наследование признаков. | 1 | |
-
| | | Практическая работа №6 «Решение генетических задач на сцепленное наследование» | 1 | |
-
| | | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом | 1 | |
-
| | | Практическая работа №7«Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом». | 1 | |
-
| | | Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных генов. | 1 | |
-
| | | Взаимодействие неаллельных генов. | 1 | |
-
| | | Практическая работа №8 «Решение генетических задач на взаимодействие генов». | 1 | |
-
| | | Контрольная работа №5 по теме «Закономерности наследственности» | 1 | |
-
| | | Закономерности изменчивости | 1 | |
-
| | | Наследственная (генотипическая) изменчивость | 1 | |
-
| | | Наследственная (генотипическая) изменчивость | 1 | |
-
| | | Лабораторная работа №13 «Выявление изменчивости у особей одного вида». | 1 | |
-
| | | Последствия влияния мутагенов на организм. | 1 | |
-
| | | Практическая работа №9 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно)». | 1 | |
-
| | | Зависимость проявления генов от условий внешней среды (фенотипическая изменчивость) | 1 | |
-
| | | Норма реакции. | 1 | |
-
| | | Практическая работа № 10 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой» | 1 | |
-
| | | Закономерности изменчивости. | 1 | |
-
| | | Контрольная работа №6 по теме «Закономерности изменчивости» | 1 | |
-
| | | Геном человека. | 1 | |
-
| | | Методы изучения наследственности человека. | 1 | |
-
| | | Наследственные заболевания человека. | 1 | |
-
| | | Семинар №2 по теме «Генетика человека» | 1 | |
-
| | | Основы селекции. Создание пород животных, сортов растений | 1 | |
-
| | | Центры многообразия и происхождения культурных растений | 1 | |
-
| | | Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости | 1 | |
-
| | | Методы селекции растений и животных | 1 | |
-
| | | Искусственный мутагенез | 1 | |
-
| | | Селекция микроорганизмов | 1 | |
-
| | | Лабораторная работа №14 «Сравнительная характеристика пород (сортов»). Экскурсия№2. Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (Сельсхозяйственная зона) | 1 | |
-
| | | Семинар №3 по теме «Селекция организмов» | 1 | |
-
| | | Достижения и основные направления современной селекции | 1 | |
-
| | | Клеточная и генная инженерия. Практическая работа №11 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии». | 1 | |
-
| | | Обобщение знаний по биологии за курс 10 класса | 1 | |
-
| | | Итоговая контрольная работа №7 | 1 | |
Приложение 1
Учебно-тематический план
№ п/п | Тематика | Кол-во часов | В том числе |
Лабораторные работы | Практические работы | Контрольные |
1. | Биология как наука. Методы научного познания | 6 | - | Экскурсия №1. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы) | К.р. № 1 (входная) |
2. | Клетка | 40ч (30ч + 10ч из резервного времени) | Л.р. № 1 Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание. Л.р. № 2 Приготовление и описание микропрепа-ратов клеток растений. Л.р. № 3 Изучение клеток дрожжей под микрокпом. Л.р. № 4 Изучение хромосом на готовых препаратах Л.р. № 5 Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий Л.р. № 6 Сравнение процессов брожения и дыхания. Л.р. № 7 Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза. Л.р. № 8 Изучение фаз митоза в клетках корешка лука. Л.р. № 9 Сравнение процессов митоза и мейоза. Л.р. № 10 Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных. | П.р. №1. Опыты по определению каталитической активности ферментов. П.р. №2 Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке | К.р. № 2 Зачет № 1 Зачет № 2 К.р. № 3 |
3. | Организм | 59 (56ч + 3ч из резервного времени) | Л.р. № 11 Сравнение процессов бесполого и полового размножения. Л.р. № 12. Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных. Л.р. № 13 Выявление изменчивости у особей одного вида. Л.р. № 14 Сравнительная характеристика пород (сортов). | П.р. № 3 Составление схем скрещивания. П.р. № 4 Решение генетических задач на промежуточное наследование признаков. П.р. №5 Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание. П.р. №6 Решение генетических задач на сцепленное наследование. П.р. №7 Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование. П.р. № 8 Решение генетических задач на взаимодействие генов П.р.№ 9 Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно). П.р. № 10 Построение вариационного ряда и вариационной кривой П.р. № 11 Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. Экс №2 . Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (Сельсхозяйственная зона) | К.р. № 4 Семинар № 1 К.р. № 5 К.р. № 6 Семинар № 2 Семинар № 3 К.р. № 7 |
Итого: | 105 часа | | Л.р.-14 | П.р.-11/ Экскурс.-2 | К.р.-7 |
1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников