СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для учащихся 10 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК:

Программа обеспечена учебником: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В., Биология.10- 11 класс: профильный уровень, М., Издательский центр "Вентана-Граф", 2013 г.

учебник (Пономарева И.Н., Биология: 10 класс: профильный уровень: учеб.для учащ. общеобраз. учрежд. / И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова, под редИ.Н.Пономарёвой. –М.: Вентана-раф, 2011.

Рабочая тетрадь с печатной основой (Козлова Т.А. Биология : профильный уровень 10- 11 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.А. Козлова, И.Н. Пономарёва. –М. : Вентана-Граф, 2010)

Методические пособия для учителя (Пономарёва И.Н. Биология : 10 - 11 класс: профильный уровень: методическое пособие : /И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова ; под ред. Проф. И.Н. Пономарёвой. –М. : Вентана-Граф, 2010.-272 с.), указанные в списке литературы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для учащихся 10 класса»

Приложение

к основной образовательной программе

среднего общего

образования






Рабочая программа

по биологии

для учащихся 10 класса



Составитель:

Чучалина К.В.,

учитель биологии








Пояснительная записка


Компоненты

Содержание

Количество часов для реализации программы

70 часов в год, 2 часа в неделю

Цель и задачи реализации программы

Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

 освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о

живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно

научной картины мира; методах научного познания;

 овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных

технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить

и анализировать информацию о живых объектах;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений

биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей,

теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками

информации;

 воспитание убеждѐнности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде,

собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

 использование приобретѐнных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к

окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил

поведения в природе.

Используемые учебники и пособия

(краткая информация об учебно-методическом обеспечении (используемые УМК, предметные линии и др.).

УМК:

Программа обеспечена учебником: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В., Биология.10- 11 класс: профильный уровень, М., Издательский центр "Вентана-Граф", 2013 г.

учебник (Пономарева И.Н., Биология: 10 класс: профильный уровень: учеб.для учащ. общеобраз. учрежд. / И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова, под редИ.Н.Пономарёвой. –М.: Вентана-раф, 2011.

Рабочая тетрадь с печатной основой (Козлова Т.А. Биология : профильный уровень 10- 11 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.А. Козлова, И.Н. Пономарёва. –М. : Вентана-Граф, 2010)

Методические пособия для учителя (Пономарёва И.Н. Биология : 10 - 11 класс: профильный уровень: методическое пособие : /И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова ; под ред. Проф. И.Н. Пономарёвой. –М. : Вентана-Граф, 2010.-272 с.), указанные в списке литературы


Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны уметь называть (приводить примеры):

  • основные положения клеточной теории;

  • общие признаки живого организма;

  • основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;

  • причины и результаты эволюции;

  • законы наследственности;

  • примеры природных и искусственных сообществ, изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания.


Учащиеся должны характеризовать (описывать):

  • строение, функции и химический состав клеток бактерий, грибов, растений и животных;

  • деление клетки;

  • строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов, организма человека, лишайника как комплексного организма;

  • обмен веществ и превращение энергии;

  • роль ферментов и витаминов в организме;

  • особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

  • иммунитет, его значение в жизни человека, профилактика СПИДа;

  • размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;

  • особенности строения и функционирования вирусов;

  • среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);

  • природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

  • искусственные сообщества, их сходство и различия с природными сообществами, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.


Учащиеся должны обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

  • взаимосвязь строения и функций клеток, органов и систем органов, организма и среды как основу целостности организма;

  • родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас, их генетическое единство;

  • особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;

  • роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека, особенности высшей нервной деятельности человека;

  • влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека, вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; нарушения осанки, плоскостопие;

  • роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, последствия этой деятельности, меры сохранения видов растений, животных, природных сообществ;

  • необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам; ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.

Учащиеся должны определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

  • организмы бактерий, грибов, растений, животных и человека; клетки, органы и системы органов растений, животных и человека;

  • наиболее распространенные и исчезающие виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы.

Учащиеся должны соблюдать правила:

  • приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

  • наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;

  • проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений, поведения животных;

  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;

  • здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями;

  • выращивания культурных растений и ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.

Учащиеся должны владеть умениями:

излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы по учебнику.

Методы и формы оценки результатов освоения. (краткая информация о системе оценивания результатов освоения программы)

1.Оценка практических умений учащихся. Оценка умений ставить опыты.

Отметка «5»:

правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта; научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

Отметка «4»:

правильно определена цель опыта;

самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускаются: 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта; в описании наблюдений допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

Правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов; работы по закладке опыта проведены с помощью учителя; Допущены неточности и ошибки в закладке опыта, написании наблюдения, формировании выводов.

Отметка «2»:

не определена самостоятельно цель опыта, не подготовлено нужное оборудование; допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.


2.Оценка умений проводить наблюдения.

Учитель должен учитывать: правильность проведения;

умения выделять существенные признаки, логичность и биологическую грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.

Отметка «5»:

правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаки, логичность и научная грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.

Отметка «4»:

правильно по заданию проведено наблюдение; при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные; допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «3»:

допущены неточности, 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «2»:

Допущены 3-4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя; неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса); допущены 3-4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.


3.Контроль знаний в форме устных ответов учащихся

Отметка «5» - ставится, если логически последовательно полностью раскрыт ответ на вопрос, самостоятельно обоснован и проиллюстрирован, сделан вывод, во время ответа использовалась научная терминология.

Отметка «4» - ставится, если при правильном ответе учащийся не способен самостоятельно и полно обосновать и проиллюстрировать его.

Отметка «3» - ставится, если учащийся даёт не точный или не полный ответ на поставленный вопрос, не правильно произносит биологические термины, не может точно сформулировать, обосновать свой ответ.

Отметка «2» - ставится, если учащийся даёт не правильный ответ на поставленный вопрос, не демонстрирует умение использовать при ответе иллюстративный материал.


4.Оценка деятельности учащихся при работе с рисунками, схемами, таблицами

Отметка «5» - ставится, если работа выполнена точно, есть обозначения и подписи, правильно установлены причинно-следственные, пространственные и временные связи, при описании используются только существенные признаки, сделаны выводы.

Отметка «4» - ставится, если есть неточность при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы, отсутствуют обозначения и подписи; есть ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам.

Отметка «3» - ставится, если при описании объектов преобладают несущественные его признаки, учащийся не может подтвердить свой ответ схемой, рисунком.

Отметка «2» - ставится, если учащийся не знает фактический материал, проявляет отсутствие умения выполнять рисунки, схемы, неправильно заполняет таблицы.


5. Оценка ответов учащихся при проведении практических и лабораторных работ

Оценка «5» ставится в следующем случае:

лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерении;

учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;

в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполнил анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится в следующем случае: выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.

Оценка «3» ставится в следующем случае: результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится в следующем случае: результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

6.Ожидаемые результаты в конце изучения курса:

-выработка представлений о научной картине мира;

-выработка умений систематизировать, обобщать и делать выводы;

-повысить экологическое мировоззрение;

-происходит осознание самого себя и своего места в биосфере.

-овладеть умением пользоваться теоретическими знаниями для

обобщения, систематизации и прогнозирования;

-овладеть практическими навыками обращения с биосистемами;

7.Оценивание тестовых заданий:

«5»- правильно выполнено 100-83% заданий;

«4» - правильно выполнено 82-67%;

«3» - правильно выполнено 66 – 50%;

«2» - правильно выполнено менее 50%








Структура курса


Тема (раздел)

Кол-во часов

Лабораторные работы

1

Введение в курс общебиологических понятий

12

№1 «Определение и морфологическое описание вида. Работа с определителями»

2

Биосферный уровень жизни

15

№ 2 «Оценка состояния окружающей среды»

3

Биогеоценотический уровень организации жизни

16

№ 3 «Черты приспособленности растений, животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе»

4

Популяционно-видовой уровень организации жизни

25

№ 4 «Изучение морфологических свойств вида»

5

Резерв

2


6

Всего

70



Содержание


Раздел 1. Введение в курс биологии 10-11 классов ( 12часов)

1.Биология как наука и её прикладное значение

Введение: задачи курса биологии в старшей школе. Биология как наука о живом. Отрасли биологии, её связи с другими науками. Биологическое разнообразие как проблема в истории науки биологии. Практическая биология и её значение. Биотехнология. Бионика. Роль биологических знаний в формировании современной естественнонаучной картины мира. Осознание ценности изучения биологических видов Экскурсия. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе.

2.Общие биологические явления и методы их исследования

Основные свойства жизни. Общие признаки биологических систем. Отличительные признаки живого от неживого.Определение понятия «жизнь».Биосистема как объект изучения биологии и как структурная единица живой материи. Структурные уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный..Методы биологических исследований. Наблюдение, эксперимент, описание, измерение и определение видов как методы изучения природы. Моделирование и мониторинг. Определение видов растений и животных.

Лабораторные работы. Приготовление микропрепарата для рассмотрения клеточного строения листа элодеи и наблюдение за движением цитоплазмы в клетках листа элодеи под влиянием факторов внешней среды. Рассмотрение под микроскопом разнообразия инфузорий и их движения. Методика работы с определителями растений и животных. Морфологическое описание и определение одного вида растений.

Раздел 2. Биосферный уровень организации жизни (15часов)

3.Учение о биосфере

Понятие о биосфере. Границы и структура биосферы. Функциональная структура биосферы. Учение В.И.Вернадского о живом веществе биосферы. Живое вещество и его особенности. Функции живого вещества в биосфере.

4. Происхождение живого вещества

Гипотезы происхождения живого вещества на Земле , их анализ и оценка. Современные гипотезы происхождения жизни (А.И.Опарин и Дж. Холдейн). Предыстория происхождения живого на Земле. Физико-химическая эволюция в развитии биосферы. Этапы возникновения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира и её значение в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Хронология развития жизни на Земле.

5.Биосфера как глобальная биосистема

Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Функциональная неоднородность живого вещества. Особенности распределения биомассы на Земле. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот и его значение. Биогенная миграция атомов. Механизмы устойчивости биосферы.

6.Условия жизни в биосфере

Условия жизни на Земле. Среды жизни на Земле. Экологические факторы и их значение. Комплексное действие факторов среды на организмы. Общие закономерности влияния экологических факторов на организм. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Человек как житель биосферы. Понятие о ноосфере. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы. Особенности биосферного уровня живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Живой мир и культура.

Лабораторные работы. Определение пылевого загрязнения воздуха в помещении и на улице. Определение химического загрязнения воздуха с помощью биоиндикаторов. Определение загрязнения воды в водоёме. Исследование водозапасающей способности зелёных и сфагновых мхов. Экскурсия.Живой мир вокруг нас. Приёмы описания растительного покрова возле школы.

Раздел 3. Биогеоценотический уровень организации жизни(16 часов)

7. Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема

Биогеоценоз как часть биосферы. Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценозы как структурные компоненты биосферы. Понятия: «биогеоценоз», «биоценоз», «экосистема». Структура экосистемы. Функциональные компоненты экосистемы. Понятия: «экотоп» и «биотоп». Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Характеристики биогеоценоза. Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пирамиды чисел. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Строение и свойства биогеоценоза (экосистемы).Экологические ниши и жизненные формы организмов в биогеоценозе. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Системы «хищник-жертва», «паразит- хозяин». Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Понятие о сукцессии. Стадии развития биогеоценозов. Суточные изменений в биогеоценозе. Сезонные изменения в биогеоценозе. Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни.

8.Многообразие биогеоценозов и их значение

Многообразие биогеоценозов (экосистем) в природе. Водные экосистемы. Сухопутные биогеоценозы. Искусственные биогеоценозы- агроэкосистемы(агробиоценозы). Сравнительная характеристика естественных экосистем и агроэкосистем. Сохранение разнообразия экосистем. Влияние деятельности человека на биогеоценозы. Использование биогеоценозов в истории человечества. Экологические законы природопользования. Живая природа в литературе и народном творчестве.

Лабораторные работы. Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе. Рассмотрение примеров жизненных форм у растений, экологических ниш животных. Сравнение особенностей организмов из разных ярусов.Оценка экологического состояния газона, прилегающего к школе. Описание природного сообщества. Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях. Решение экологических задач.

Экскурсия. Антропогенное влияние на природный биогеоценоз. Природная экосистема(лес, луг, водоём). Агроэкосистема (поле, сад).

Раздел 4. Популяционно-видовой уровень жизни (25часов)

9.Вид и видообразование

Вид, его характеристика и структура. Критерии вида.Популяция как структурная единица вида и как форма его существования. Типы популяций. Популяция как структурный компонент биогеоценозов. Популяция как элементарная единица эволюции. Понятие о генофонде популяции. Исследования С.С.Четверикова. Понятие о микроэволюции и образовании видов. Элементарные факторы эволюции. Движущие силы эволюции. Естественный отбор- главный движущий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Искусственный отбор как фактор увеличения биологического разнообразия. Видообразование –процесс увеличения видов на Земле.

Лабораторные работы. Значение искусственного отбор.

10.Происхождение и этапы эволюции человека

Видообразование-путь происхождения человека. Место человека в системе живого мира. Понятия «гоминиды» и «понгиды».Предшественники человека. Популяционная концепция происхождения человека. Этапы эволюции человека. История изучения антропогенеза. Особенности эволюции человека. Человек как уникальный вид живой природы. Политипичный характер вида Человек разумный. Расселение человека по земному шару. Человеческие расы и гипотезы происхождения рас. Находки палеолитического человека на территории России.

11.Учение об эволюции и его значение

Развитие эволюционных идей в истории биологии. Значение работ К.Линнея. Значение работ Ж.Б.Ламарка и эволюционной теории Ч.Дарвина. Теория Ч.Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Современное учение об эволюции. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства (закон Бэра).Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация (А.Н Северцов, И.И.Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Система живых организмов на Земле. Основные закономерности эволюции. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Микро- и макроэволюция. Сохранение многообразия видов- основа устойчивости биосферы. Новая система органического мира. Особенности популяционно-видового уровня организации жизни.

Лабораторные работы. Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у организмов.

12.Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества

Проблема сохранения биологического разнообразия. Значение диких видов растений и животных. Генофонд и охрана редких и исчезающих видов на примере Тульской области. Проблема утраты биологического разнообразия. Всемирная стратегия сохранения природных видов.

Лабораторные работы. Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях. Выявление морфологических признаков у разных видов рода. Изучение результатов искусственного отбора на примере яблони и золотых рыбок. Выявление особенностей сорта у растений. Выявление свойств ароморфозов у растений и идиоадаптаций у животных.

Экскурсия. Выявление способов размножения в природе. Знакомство с многообразием сортов растений и пород КРС в ЕАО.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

К — комбинированный урок

УИНМ — урок изучения нового материала

Э — экскурсия

Л.р. - лабораторная работа

КЗ— урок проверки и оценивания знаний


урока


Кол-во

часов

Тема урока

Тип

учебного

занятия



Требования к уровню подготовки обучающихся

Домашнее

задание

ТЕМА 1. Ведение в курс общебиологических явлений (12 часов)

1.

1

Содержание и структура курса общей биологии. Онлайн-экскурсия №1 «Многообразие видов в родной природе»



УИНМ

Знать определение биологии, как науки о живом, о дифференциации биологии на ряд новых наук, о современных тенденциях в развитии науки, о связи биологии с другими науками.

Уметь объяснять значение практической биологии.

Характеризовать сохранение биоразнообразие как научную проблему


§1

2.

1

Основные свойства жизни

К

Знать основные свойства организма (раздражимость, размножение, рост и развитие, упорядоченность и др.).

Уметь характеризовать свойства жизни.

Сравнивать химические основы живого и неживого

§2

3

1

Осенние явления в живой природе

Э


Уметь характеризовать сезонные явления в живой природе.

Повторить

§2

4,5

2

Структурные уровни организации жизни

К

Знать уровни организации жизни.

Уметь характеризовать свойства уровней организации живой материи.

Выявлять иерархию структурных уровней биосистем.

§3

6

1

Практические аспекты биологии

УИНМ

Знать пути развития прикладной биологии, значение знаний биологических законов для развития сельского хозяйства, промышленности.

Уметь анализировать понятия биотехнологии, бионики, интродукции, акклиматизации.

Повторить опорный конспект в тетради, §4

7

1

Значение биологических знаний

К

Знать применение биологических знаний в разных отраслях народного хозяйства.

Уметь работать с дополнительной литературой.

§4, повторить

§3


8,9

2

Методы биологических исследований

К

Знать методы биологических исследований (эмперические и теоретические). Уметь применять биологическое исследование на практике.

§5, стр.18 вопросы (устно ответить)

10

1

Методика определения видов растений и животных

К

Знать понятия основных таксонов, что такое определители.

Уметь определять виды растений и животных.


11

1

Л.р №1 «Определение и морфилогическое описание вида»

Л/р №1

Уметь составлять морфологическое описание вида растения( пастушья сумка),

определять виды растений по определительным карточкам.

Повторить опорный конспект в тетради, на стр 24 выполнить рубрику «Проверьте себя» - 7 вопросов

12

1

Обобщающий урок «Живой мир и культура»

КЗ

Знать биологические явления, методы исследования биологических явлений.

Стр 24 выполнить задания рубрик «Подумайте», «Докажите ошибочность утверждений»

ТЕМА 2. Биосферный уровень организации жизни (9 часов)

13

1.

Учение В.И. Вернадского о биосфере.

УИНЗ

Знать понятие о биосфере, ее границах, о понятии биосфера в учении Вернадского. Знать о силах организации единства биосферы.

Уметь сравнивать функции живого и биокостного вещества.

§6

14

1

Роль живого вещества в биосфере

К

Знать понятие живого вещества, его роль и функции в биосфере. Уметь характеризовать особенности живого вещества, приводить примеры.

Стр 31-34

15

1

Теории абиогенеза и биогенеза о происхождении живого вещества

К

Знать ранние гипотезы происхождения жизни(креационизм, теория вечности жизни), идеалистические и материалистические позиции. Уметь анализировать и оценивать гипотезы происхождения жизни.

§7 стр 34-35

16

1

Теории А.И.Опарина и С.Миллера о происхождении жизни на Земле

К

Знать белково-коацерватную гипотезу Опарина, генетическую гипотезу Холдейна, роль Мюллера.

Уметь объяснять вклад ученых в формирования представлений о происхождении жизни на Земле

Уметь работать с дополнительной литературой и Интернет-рескрсами.

§7 стр 35-38

17

1

Физико-химическая эволюция в развитии Земли

К

Знать химические процессы ранней Земли, уникальную роль углерода в создании живой материи. Уметь анализировать факты для доказательства сути природного явления.

Повторить стр 39 -43

18

1

Появление и услажнение первоначальных форм жизни в биосфере

УИНЗ

Знать этапы биологической эволюции, роль гетеротрофов и автотрофов в развитии жизни на Земле. Знать важнейшие ароморфозы Уметь использовать сведения о явлениях в живом мире для доказательства эволюции биосферы

§8 стр 45-448

19

1

История развития жизни на Земле

К

Знать основные этапы развития по эрам, особенности флоры и фауны разных эр. Уметь анализировать геохронологические данные.

Стр 50-54

20

1

Биосфера как глобальная экосистема на Земле

К

Знать понятие о биосфере как экосистеме, уметь характеризовать ее. Знать основные группы живых организмов (продуценты, консументы, редуценты). Уметь характеризовать функции живых организмов в природе, приводить примеры организмов.

§10

21

1

Круговорот веществ в природе

К

Знать о взаимосвязи живого и неживого вещества, о биохимических циклах. Уметь анализировать и оценивать роль компонентов круговорота веществ, составлять упрощенные схемы биохимических циклов.

§11, повтор.§10

22

1

Понятие о ноосфере как новом состоянии биосферы.Человек как житель биосферы.

К

Знать понятие ноосферы как новом состоянии биосферы. Уметь выявлять этапы воздействия человека на биосферу, Анализировать и оценивать причины воздействия человека на биосферу, оценивать значение биоразнообразия для биосферы..

§12

23


Л.р №2 «Оценка состояния окружающей среды»

Л.р №2



24

1

Особенности биосферного уровня организации жизни и его роль на Земле

УИНЗ

Знать о биосфере как высшем уровни организации жизни, его особенностях, значении в природе. Уметь выявлять структурные компоненты биосферы, анализировать и оценивать происходящие в ней процессы.

§12, повторить опорный конспект в тетради

25

1

Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы

К

Знать понятие о человеке как экологическом факторе биосферы, о необходимости сохранения биосферы, поддержании ее устойчивости. Уметь анализировать и оценивать роль человека в биосфере..

§13

26

1

Экологические факторы и их значение

К


Повторить опорный конспект в тетради

27

1

Обобщающий коле по теме «Биосферный уровень жизни»

КЗ

Знать понятие о биосфере как особом уровни организации жизни, о структуре и границах биосферы, о гипотезах происхождения жизни, экологических типах организмов, о взаимоотношениях человека и природы.


Стр 73-74 — выполнить задания рубрик «Проверьте себя», «Выберите верную дату» и «Докажите верность или ошибочность утверждений»

ТЕМА 3. Биогеоценотический уровень организации жизни (16 часов)

28

1.

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни

УИНЗ

Знать понятия «биоценоз», «биогеоценоз», «биотоп». Знать структуру биогеоценотического уровня. Уметь характеризовать отличие биогеоценотического уровня организации от биосферного уровня.

§14

29

1

Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема

К

Знать учение В.Н.Сукачева о биогеоценозе и А.Тенсли об экосистеме, о функциональной роли популяций видов в биогеоценозе. Уметь сравнивать понятия биогеоценоз, экосистема, биосистема, характеризовать биоценоз и биотоп.

§15

30

1

Строение и свойства биогеоценоза

К

Знать понятие о пищевых связях в биогеоценозе (о пищевой цепи, пищевой сети), о правиле 10 процентов, о правиле экологических пирамид. Уметь сравнивать понятия «пастбищная цепь» и «детритная цепь», выявлять роль вида в трофическом уровне. Уметь анализировать и оценивать значение ярусного строения биогеоценоза, характеризовать приспособленность организмов к ярусному размещению.

§16

31

1

Типы связей и зависимостей в биогеоценозе

К

Знать типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Роль коэволюции и коадаптации у организмов, о системах «хищник- жертва», «паразит-хозяин». Уметь анализировать и оценивать типы взаимоотношений, сравнивать понятия коэволюция и коадаптация.

§17, повтор. §16

32

1

Приспособленность видов к совместной жизни в биогеоценозе

К

Знать разнообразие типов биоценотических связей, их роль в поддержании устойчивости биогеоценоза. Уметь приводить конкретные примеры взаимоотношений организмов в биогеоценозе, сравнивать мутуализм и симбиоз.

Стр 91-95 (повторить)

33

1

Л.р. № 3«Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе»

Л.р №3


Стр 91-95

34

1

Причины устойчивости биогеоценозов

К

Знать понятия об устойчивости экосистемы, о факторах. Определяющих устойчивость, о влиянии человека на устойчивость экосистемы. Уметь характеризовать условия, необходимые для устойчивого развития биогеоценоза, анализировать и оценивать роль видов в биогеоценозах.

§18

35

1

Зарождение и смена биогеоценозов

К

Знать понятие о смене биогеоценоза, причинах сиен, типах смен, роли человека (сукцессии, пионерные, временные, конечные биогеоценозы). Уметь характеризовать типы смен биогеоценозов(первичные. Вторичные, восстановительные. Вековые), сравнивать свойства временных и конечных биогеоценозов. Объяснять как совершается саморазвитие биогеоценозов.

§19, повторить §18

36

1

Суточные и сезонные изменения биогеоценозов

К

Знать о циклических изменениях в биогеоценозах, причинах суточных , сезонных, годичных ритмах, динамическом характере функционировании биогеоценозов. Уметь сравнивать причины суточных и годичных ритмов развития биогеоценозов, приводить примеры видов, участвующих в сукцессионных процессах.

Повторить стр 103-107

37

1

Многообразие морских биогеоценозов

К

Знать о многообразии водных экосистем, об условиях обитания их населения. Уметь характеризовать особенности водных экосистем, сравнивать морские о пресноводные экосистемы, объяснять роль планктона в гидроэкосистеме, оценивать состояние озерных экосистем по биоиндикаторам, объяснять роль эвтофикации

Стр 107-108

38

1

Многообразие биогеоценозов суши

К

Знать о многообразии сухопутных биогеоценозов, их типах, об особенностях древесных, кустарниковых систем. Уметь сравнивать древесные и травянистые биогеоценозы, характеризовать особенности лесных, луговых, болотных биогеоценозов.

Стр 11-114 (повторить)

39

1

Агробиоценозы, их свойства и значение

К

Знать понятие об агроценозах (агроэкосистемах), об отличительных особенностях агроценозов, о причинах их неустойчивости, о значении. Уметь характеризовать агробиоценоз, объяснять причины неустойчивости, давать оценку роли человека в поддержании существования агроценозов, сравнивать их с естественными биогеоценозами.

Стр 114-115, повторить опорный конспект в тетр.

40

1

Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем)

К

Знать понятие об агроценозах (агроэкосистемах), об отличительных особенностях агроценозов, о причинах их неустойчивости, о значении. Уметь характеризовать агробиоценоз, объяснять причины неустойчивости, давать оценку роли человека в поддержании существования агроценозов, сравнивать их с естественными биогеоценозами.

Стр. 116-118

41

1

Природопользование в истории человечества

К

Знать о влиянии человека на природу в разные периоды развития человечества, о необходимости развития у людей экологической культуры. Уметь определять собственную позицию по решению экологических проблем, анализировать и оценивать свою деятельность и поведение в природе.

Стр. 119-123

42

1

Экологические законы природопользования

К

Знать о биогеоценозе как источнике существования людей, о причинах мешающих природосообразному поведению человека в биосфере. Об экологических законах природопользования. Уметь характеризовать сущность экологических законов, оценивать противоречия, возникающие между потребностями человека и ресурсами природы.

Стр 123-125

43

1

Обобщающий урок по теме «Биогеоценотический уровень жизни»

КЗ


Стр 126 — выпонить рубрику «Проверьте себя»

ТЕМА 4. Популяционно-видовой уровень организации жизни (24 часа)

44.

1.

Вид, его критерии и структура

УИНЗ

Знать понятие о виде как структурной единице в системе организмов, о популяционной структуре, критериях вида, об эволюции понятия «вид» в истории биологии. Уметь давать характеристику вида с использованием основных критериев, доказывать важность репродуктивного критерия, описывать вид по морфологическому критерию.

§20

45

1

Л.р.4 «Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях и коллекциях животных»

Л.р № 4


Повторить §20

46.

1

Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система

К

Знать понятие популяции как форме существования вида, о составе и структуре популяции, о значении пространственной и функциональной структурированности популяции. Уметь характеризовать структуру популяции, сравнивать между собой свойства особей и популяций, сравнивать понятия плотность популяции и численность популяции.

Стр 133-134

47.

1

Популяция как структурный компонент биогеоценоза

К

Знать о популяции как структурной и функциональной единице биогеоценоза, о закономерностях существования популяций в биогеоценозе, о колебаниях численности популяций и их причинах, об участии популяций в круговороте веществ и потоке энергии. Уметь анализировать популяцию как функционально-энергетическую единицу биогеоценоза, характеризовать динамику численности популяции, объяснять понятие волны жизни, называтьпричины изменения численности популяций.


Стр 135-136

48

1

Популяция как основная единица эволюции

УИНЗ

Знать понятие о популяции как основной единице эволюции, о реальности существования вида, о популяционных основах эволюции. Уметь характеризовать популяцию как генетическую систему, сравнивать понятия генотип, генофонд, дивергенция и изоляция.

§22

49

1

Понятие о микро- и макроэволюции

УИНЗ

Знать понятие о микро- и макроэволюции, о факторах микроэволюции, о значении мутаций и изоляции, о роли дрейфа генов и колебаний численности в микроэволюции. Уметь характеризовать процесс микроэволюции сравнивать понятия элементарная структура эволюции и элементарное явление эволюции, объяснять изменение генофонда популяции, объяснять действие движущих сил эволюции.

Стр 141-143

50

1

Видообразование и его способы

УИНЗ

Знать понятие о видообразовании как результате микроэволюции, о причинах образования новых видов организмов, о географическом и биологическом водообразовании, о причинах вымирания видов. Уметь характеризовать процесс и результат видообразования, объяснять способы видообразования, сравнивать причины и способы образования видов.

§23

51

1

Система живых организмов на Земле как результат эволюции

К

Знать понятие о традиционной системе живых организмов, о значении понятия вид в систематике, о многообразии групп живых организмов в системе живого мира, о распределении организмов по таксономическим группам, о трудности в систематике. Уметь объяснять особенности крупных таксонов, анализировать и оценивать морфофизиологические свойства организмов для их принадлежности к растениям и животным.

§24

52

1

Сохранения биоразнообразтя — несущая задача человечества

К

Знать понятие биоразнообразие. Уметь характеризовать значение биологического разнообразия для жизни человека .

Стр 154-157

53

1

Человек как уникальный вид живой природы

К

Знать понятие о биосоциальной сущности человека и еѐ становлении, роли социальных факторов, о полиморфности вида Человек разумный. Уметь анализировать содержание схем и рисунков иллюстрирующих антропогенез для конструирования новых знаний.

§25

54

1

Этапы происхождения человека

К

Знать понятие о антропогенезе, стадиях антропогенеза, о предшественниках рода Человек, о видах австралопитеков, образе жизни древнейших , древних, современных людей. Уметь сравнивать предков человека между собой, объяснять причины эволюции гоминид, характеризовать стадии антропогенеза.

§26

55

1

Расы человека, их происхождение и родство

К

Знать о роли труда в происхождении и развитии современного человека, об особенностях рас человека, их происхождении, генетическом единстве рас. Уметь доказывать единство рас человека, объяснять равноценность рас,характеризовать признаки основных рас человека.


§26 (стр 163-164)

56

1

Особенности популяционно-видового уровня жизни

К

Знать особенности популяционно-видового уровня организации жизни, его значение, структурные компоненты, управление. Уметь анализировать его основные процессы, объяснять механизмы управления в биосистеме.

§27

57.

1

Основные закономерности эволюции

К

Знать основные понятия об основных закономерностях эволюции, о необратимости и непредсказуемости процессов эволюции, о прогрессивном усложнении форм жизни, роли естественного отбора. Уметь характеризовать закономерности эволюции, объяснять роль естественного отбора, приводить примеры прогрессивного усложнения форм жизни, характеризовать явление приспособленности.

Повторить опорный конспект в тетради

58

1

Современное учение об эволюции органическогго мира

К

Знать о развитии учения об эволюции в конце 19-20 века, об обогащении эволюционного учения идеями других наук, о синтетической теории эволюции. Уметь оценивать вклад различных наук в создание синтетической теории эволюции, сравнивать понятия «элементарные единица эволюции», «элементарные факторы», «элементарный материал», «эволюционные механизмы», доказывать роль естественного отбора, мутаций, изоляции.

Повторить § 26,27

59

1

Естественный отбор и его формы

УИНЗ

Знать понятия о движущей, стабилизирующей, дизруптивеой формах отбора. Уметь характеризовать формы отбора, объяснять условия проявления в природе стабилизирующей формы, сравнивать проявление в природе движущей и дизруптивной форм отбора, приводить примеры иллюстрирующие действие форм отбора.

§28

60

1

Искусственный отбор т его роль в увеличении биологического разнообразия

К

Знать понятие «искусственный отбор», его формы и значение. Уметь характеризовать значение работ Ч.Дарвина об искусственном отборе, объяснять роль дивергенции. Различать формы искусственного отбора. Сравнивать действие искусственного и естественного отбора.

Стр 177 -180

61

1

Основные напрвления эволюции

К

Знать понятия биологический прогресс, биологический регресс, о трех направлениях эволюции, о взаимосвязи эволюционных преобразований. Уметь объяснять различие между понятиями ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Называть основные ароморфозы

§ 30

62

1

Прогресс и регресс в эволюции живой природы

УИНЗ

Знать основные крупные ароморфозы, обеспечившие морфофизиологический прогресс организмов, Уметь приводить примеры ароморфозов разных групп живых организмов и объяснять их значение.

Стр 192-193

63

1

Современное состояние изучения видов

К

Знать понятие о необходимости изучения популяций и видов. Уметь анализировать и оценивать роль видов в природе и для человека.

§31

64

1

Значение изучения популяций и видов

К

Знать понятие о генетических свойствах природных популяций и видов. О значении изучения генофонда диких видов растений, животных. Грибов, бактерий. Уметь использовать приобретенные знания и умения дляпрактической деятельности в повседневной жизни.


Стр 196-199

65

1

Промежуточная аттестация за курс 10 класса

КЗ


Повтрить стр192

66

1

Анализ промежуточной аттестации




67

1

Генофонд и охрана видов

К


Знать понятие «генофонд», значение генофонда диких видов. Уметь решать задачи охраны природы при общении с окружающей средой. Использовать знания и умения в практической и повседневной деятельности

Стр 199

68,

69

1

Всемирная стратегия охраны природных видов

К

Знать о проблеме сохранения видов, стоящей перед человечеством на протяжении всей его истории, о редких и исчезающих видах. О Красной книге, о международной программе сохранения биоразнообразия. Уметь характеризовать понятие «устойчивое развитие», сравнивать понятие редкие и исчезающие виды. Объяснять содержание Конвенкции о биоразнообразии.

§32

70

1

Обобщающий урок по теме «Популяционно-видовой уровень организации»

КЗ




Контрольно-измерительные материалы для проведения

в 2020 - 2021учебном году промежуточной аттестации

по биологии для учащихся 10-го класса


Вариант 1

Часть А: При выполнении заданий А1-А15 из четырех предложенных вариантов выберите один верный.

А1Исследование этапов биосинтеза белка осуществлено методами науки

  1. биохимии

  2. генетики

  3. анатомии

  4. экологии

А2 Белки – ферменты, которые выполняют функцию

  1. ускорения протекания биохимических реакций

  2. обеспечение иммунных реакций

  3. хранение наследственной информации

  4. запасания энергии

А3 Развитие современной биологической науки подтвердило положение клеточной теории о том, что

  • новые клетки возникают путем деления существующих клеток

  • новые клетки создаются из неклеточного вещества

  • сходные по строению клетки образуют системы органов

  • клетки разных организмов обладают разным планом строения

А4 Постэмбриональное развитие организма без превращения характерно для

  1. комнатной мухи

  2. медоносной пчелы

  3. колорадского жука

  4. перелетной саранчи

А5 Транспорт молекул аминокислот внутри клетки обеспечивает

  1. рибонуклеиновая кислота

  2. полисахарид целлюлоза

  3. глицерин и жирные кислоты

  4. моносахарид дезоксирибоза

А6 На первом этапе энергетического обмена веществ происходит

  • расщепление макромолекул до глюкозы

  • образование кислорода

  • синтез молекул АТФ

  • расщепление молекулы воды

А7 Собственный генетический аппарат содержат органоиды клетки

  1. центриоли клеточного центра

  2. аппарат Гольджи

  3. эндоплазматическая сеть

  4. хлоропласты

А8 В профазе первого деления мейоза клетки происходит

  • обмен участками между гомологичными хромосомами

  • выстраивание хромосом на экваторе клетки

  • расхождение гомологичных хромосом к полюсам

  • формирование ядерной оболочки и ядра

А9 Вирус, как организм, представляет собой

  • прокариотическую клетку

  • спору бактерии

  • эукариотическую животную клетку

  • нуклеиновую кислоту в белковой оболочке

А10 В основе полового способа размножения особей лежит процесс

  1. митоза

  2. мейоза

  3. деления клетки пополам

  4. спорообразования

А11 В темновую фазу фотосинтеза происходит

  1. образование молекул глюкозы

  2. образование кислорода

  3. запасание энергии в связях молекул ТФ

  4. синтез молекул воды

А12 Прокариотическими организмами являются

  1. вирусы

  2. бактерии

  3. простейшие животные

  4. зеленые водоросли

А13 Матрицей для синтеза белка в клетке служит молекула

  • дезоксирибонуклеиновой кислоты

  • информационной РНК

  • аденозинтрифосфорной кислоты

  • рибосомной РНК

А14 По набору хромосом отличаются клетки, которые образуются в результате

  1. митотичесого деления

  2. бесполого размножения

  3. вегетативного размножения

  4. мейоза

А15 Верны ли следующие суждения

А. Хлоропласты имеются в клетках растений и животных.

Б. Кдвумембранным органоидам клетки относятся: рибосомы, лизосомы, митохондрии, пластиды.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

Часть В: Ответом к заданиям этой части (В1-В4) является последовательность цифр. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.

В заданиях В1-В2 выберите три верных ответа из шести

В1 Липиды в клетке выполняют функции

  1. запасающую

  2. регуляторную

  3. транспортную

  4. ферментативную

  5. двигательную

  6. энергетическую

Запишите в таблицу выбранные цифры.




В2 В процессе гаметогенеза

  1. образуются половые клетки

  2. образуются соматические клетки

  3. уменьшается вдвое число хромосом

  4. образуются клетки с разным генотипом

  5. образуются клетки с одинаковым генотипом

  6. образуются клетки с диплоидным набором хромосом

Запишите в таблицу выбранные цифры.




В заданиях В3-В4 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

В3: Установите соответствие между характеристикой обмена веществ в клетке и его видом

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИД ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

А) происходит в лизосомах, митохондриях 1) энергетический

Б) происходит в рибосомах, хлоропластах 2) пластический

В) органические вещества расщепляются

Г) органические вещества синтезируются

Д) используется энергия, заключенная в молекулах АТФ

Е) освобождается энергия и запасается в молекулах АТФ

Запишите в таблицу соответствующие цифры.

А

Б

В

Г

Д

Е







В4: Установите соответствие между характеристикой органоида клетки и его видом

ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОИД КЛЕТКИ

А) система канальцев, пронизывающих

цитоплазму 1) комплекс Гольджи

Б) система уплощенных

мембранных цилиндров 2) эндоплазматическая сеть

и пузырьков

В) на мембранах могут размещаться рибосомы

Г) участвуют в формировании лизосом

Д) обеспечивает перемещение органических веществ

в клетке

Запишите в таблицу соответствующие цифры.

А

Б

В

Г

Д







Для ответов на задания С1-С3 запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.

В 5:Что произойдет с клеткой, если будут разрушены мембраны лизосом?

В 6: Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

  1. Генетический код представляет собой форму записи наследственной информации в молекулах нуклеиновых кислот. 2. Каждый ген кодирует информацию об одной молекуле органических соединений: липидов, углеводов, белков. 3. Код включает все возможные сочетания из двух нуклеотидов. 4. У разных организмов один и тот же кодон несет информацию о разных аминокислотах. 5. Избыточность кода выражается в том, что некоторые аминокислоты кодируются несколькими кодонами, или триплетами.

В7: Известно, что синтезирована белковая молекула, состоящая из 11 разных аминокислот. Определите, сколько видов тРНК участвовало в синтезе и число нуклеотидов на иРНК.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!