СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 7 класса на 2016-2017 учебный год базовый уровень

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана для учащихся 7 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин. Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по биологии (базовый уровень), с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 7 класса на 2016-2017 учебный год базовый уровень»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

города Армянска Республики Крым


РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Руководитель школьного методического объединения

__________Корчак Т.В.

Протокол № 06

от «26» августа 2016 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________ Полякова Т.А.


«29» августа 2016 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

___________ Козырь Л.Н.


Приказ №548


от «31» августа 2016 г.







РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

в 7 – А КЛАССЕ

на 2016/ 2017 учебный год



БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ










 

Составитель программы:

Корчак Т.В., учитель биологии высшей категории


















Армянск 2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа разработана для учащихся 7-А класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин. Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по биологии (базовый уровень), с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.


Рабочая программа по биологии 7 классы, базовый уровень составлена в соответствии с:

- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 (в ред. приказа от 23.06.2015 №609) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897»;

- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (ред. пр. от 03.06.2011 №1994) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

-примерной программой среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. -М.: Дрофа, 2007);

Рабочая программа ориентирована на учебник Сухорукова Л.Н. Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова.


Рабочая программа включает: пояснительную записку; требования к уровню подготовки; основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий.


Цели и задачи учебного предмета

В процессе изучения начального курса биологии формируются базовые знания и умения, необходимые учащимся в изучении дальнейших курсов биологии, происходит становление устойчивого интереса к предмету, закладываются основы жизненно важных компетенций. Изучение биологии на этой ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о методах познания живой природы;

  • овладение умениями работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Для достижения целей ставятся задачи:

Образовательные:

усвоение знаний о том, что:

- растения, животные, грибы и бактерии – целостные живые организмы. Они имеют клеточное строение, питаются, дышат, растут, размножаются, развиваются и тесно связаны со средой своего обитания;

- живые организмы обитают в природе не изолированно. Они связаны конкурентными и взаимовыгодными и другими отношениями и образуют природное сообщество.

Развивающие:

- формирование умений: наблюдать, работать с увеличительными приборами, ставить опыты, применять полученные знания для решения познавательных и практических задач, работать с текстом (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы), использовать дополнительные информационные ресурсы.

Воспитательные:

Формирование эстетического и ценностного отношения к живой природе, убеждения в необходимости личного вклада в её сохранение, ценностного отношения к природе и человеку.

Характеристика учебного курса, его место в учебном плане.

Объем всего курса рассчитан на 280 часов, с разбивкой их по разделам и темам. Часы на курс отводятся за счет федерального компонента учебного плана.


Новизна программы. Изменения в количестве часов произведены с учётом выходных (праздничными днями), утверждёнными Правительством РФ.


Учебно-методический комплект

  1. Рабочая программа разработана на основе программы линии УМК «Биология - Сферы» (5—9 классы) Сухорукова Л.Н. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников. Сферы, 5—9 классы пособие для учителей общеобразовательных учреждений / ЛН. Сухорукова, В.С. Кучменко. — М.Просвещение, 2011. — 144 с.

  2. Сухорукова Л.Н. Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова.


Технологии

Образовательные технологии

Формы организации учебной деятельности

Методы и приёмы обучения

Технология развивающего обучения

Технология проблемного обучения

Здоровьесберегающие технологии

Проектная технология

Поисковая беседа

Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы

Лабораторные практикумы

Практические занятия

Дискуссионные занятия

Экскурсии

Проекты


1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

объяснительно-иллюстративный метод

эвристический

исследовательский (проектный)

2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности

Познавательные игры

3) методы контроля

Устный опрос

Письменный опрос

(проверочные работы, тесты)

Практические работы

Взаимный контроль при групповой работе

Самоконтроль при выполнении домашнего задания

Формы и методы организации учебной деятельности, учащихся в процессе обучения.

Предлагается использовать следующие методы организации учебной деятельности:

  • создание проблемной ситуации и поиски решения проблемы на основе учебного материала по теме урока;

  • выполнение самостоятельной работы (с учетом выбранной образовательной траектории);

  • выполнение проектных работ;

  • планирование и осуществление биологического эксперимента с фиксацией наблюдений и обсуждением результатов в лабораторном тетради;

  • выполнение итоговой контрольной работы в форме теста,

  • подготовка докладов и рефератов на основе отбора и анализа информации, с использованием дополнительной литературы (справочники и энциклопедии, сетевые ресурсы, электронные библиотеки и т.д.);

  • выступление с докладом; организация дискуссии и участие в дискуссии по итогам выступления.

Основные формы работы: фронтальная; индивидуальная; парная; групповая


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА


Рабочая программа разработана основе программы линии УМК «Биология - Сферы» (5—9 классы) Сухорукова Л.Н. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников. Сферы,. 5—9 классы пособие для учителей общеобразовательных учреждений / ЛН. Сухорукова, В.С. Кучменко. — М.Просвещение, 2011. — 144 с.



Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

1. освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных, о методах познания животного организма;

2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

5. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.


Формы организации образовательного процесса: основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем; личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.


Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.

К техническим средствам обучения, которые эффективно используются на уроках биологии, относятся компьютер, интерактивная доска, проектор.

Примеры работ при использовании компьютера:

– решение тестовых заданий;

– создание текста, его коллективное обсуждение;

– создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов проектной деятельности.

Используемые технологии и формы обучения

Технологии:

Технология учебного проектирования;

Технология сопровождения учебно-исследовательской деятельности;

Информационно-коммуникативные технологии;

Здоровьесберегающие технологии;

Формы:

Индивидуальные консультации.

Обучение на основе схем и знаковых моделей учебного материала.

Проблемное обучение.

Личностно-ориентированное обучение.

Дидактические игры.

Работа малых групп;

Работа пар сменного состава.

Самостоятельная работа.

Виды и формы текущего контроля:

лабораторные и практические работы, тестирование, биологические диктанты, контрольные работы.

Логические связи предмета биология с остальными предметами учебного плана:

принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета.

Межпредметные связи при изучении общей биологии позволяют широко реализовать знания учащихся по химии, физике и географии в разделах: «Организация живой природы»,

«Эволюция живой природы», «Царство Растения», «Царство Животные», «Бактерии, грибы, лишайники», «Биологическое разнообразие и пути его сохранения». При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами, искать информацию и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс биологии относится к образовательной области естественнонаучных наук. Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

В соответствии с БУП содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Этот курс изучают в течение одного учебного года, за счет инвариативной части.



I. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7-КЛАССА
В результате изучения биологии ученик 7 класса должен

Знать/понимать


- признаки биологических объектов: живых организмов, клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; растений, животных и грибов своего региона;


- сущность биологических процессов: питания, дыхания, выделения транспорта веществ, роста, развития, размножения;

Уметь


- объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;


- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

 
- распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённые растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;


- сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;


- определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе;


- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы в экосистемах;


- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, грибами, вирусами;

- оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; 
- соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.






II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

1. Организация живой природы (5 ч)

Уровни организации живой природы. Организм — единое целое. Общие свойства организмов: обмен веществ, наследственность, изменчивость, воспроизведение, индивидуальное развитие. Средообразующая роль организмов. Вид. Общие признаки вида. Ареал вида. Приспособленность особей вида к конкретным условиям среды обитания. Популяция — часть вида. Популяции разных видов — взаимосвязанные части природного сообщества. Природное сообщество — живая часть экосистемы. Видовая и пространственная структура сообщества. Пищевые связи организмов в экосистеме. Экосистема — часть биосферы. Разнообразие экосистем.


Демонстрация: портреты ученых; гербарные экземпляры растений, чучела и рисунки животных разных видов, схемы, рисунки, таблицы, репродукции картин, модели, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие экосистемную организацию живой природы.



Лабораторные работы:
№ 1. Составление цепей питания


Экскурсия № 1. Разнообразие видов в сообществе.



2. Эволюция живой природы (4 ч)

Возникновение жизни на Земле и ее существование в форме экосистемы. Эволюция. Основные события в историческом пути развития живой природы: от архея к кайнозою. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Наследственность и изменчивость, борьба за существование и естественный отбор — движущие силы эволюции. Приспособленность организмов к условиям среды обитания, разнообразие видов. Возникновение высших форм жизни на основе более простых — результат эволюции. Доказательства эволюции: окаменелости и отпечатки, зародышевое сходство, единый план строения, рудиментарные органы, реликтовые виды. Система растений и животных — отображение эволюции. Принципы классификации.


Демонстрация: 

портреты ученых; гербарные экземпляры растений, коллекции насекомых, репродукции картин, схемы, рисунки, слайды, таблицы, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие движущие силы эволюции, многообразие живых организмов, их приспособленность к условиям среды обитания, принципы классификации.



3. Царство Растения (20 ч)



Царство Растения, общие признаки. Особая роль растений в жизни нашей планеты, как производителей органического вещества. Жизненные формы растений. Современный растительный мир — результат эволюции.
Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки. Особенности строения водорослей. Отделы: Зеленые, Бурые, Красные водоросли. Черты прогрессивной организации бурых водорослей. Роль водорослей в водных экосистемах. Использование водорослей в практической деятельности человека.
Подцарство Высшие растения. Усложнение строения растений в связи с приспособленностью к условиям наземно-воздушной среды. Происхождение высших растений. Первые наземные растения — псилофиты.
Отдел Моховидные. Мхи — самые древние высшие растения. Особенности строения мхов. Жизненный цикл мхов на примере кукушкина льна. Разнообразие мхов. Средообразующая роль сфагновых мхов. Болото как экосистема. Биосферное значение болот, экологические последствия их осушения. Торфообразование, использование торфа.
Отделы: Папоротниковидные. Хвощевидные. Плауновидные. Усложнение строения папоротников по сравнению с мхами. Цикл развития папоротников, зависимость от условий среды обитания. Вымершие древовидные формы папоротниковидных, хвощей и плаунов, их роль в древних леммах каменноугольного периода и образовании каменного угля. Разнообразие современных папоротников и их значение. Семенные растения, общие признаки.
Отдел Голосеменные — более древняя группа семенных растений. Класс Хвойные: строение и цикл развития сосны обыкновенной. Реликтовые голосеменные — саговниковые и гинкговые. Разнообразие современных хвойных. Роль голосеменных в экосистеме тайги. Биосферное значение хвойных лесов.
Отдел Покрытосеменные — общие признаки. Черты более высокой организации по сравнению с голосеменными. Происхождение. Своеобразие жизненного цикла покрытосеменных. С. Г. Навашин — выдающийся отечественный ботаник. Двойное оплодотворение. Приспособленность покрытосеменных к жизни в различных экологических условиях. Классификация покрытосеменных. Классы: Однодольные и Двудольные. А. Л. Тахтаджян, его вклад в изучение систематики покрытосеменных. Класс Двудольные, семейства: Крестоцветные, Бобовые, Пасленовые (дикорастущие виды и культурные растения). Класс Однодольные, семейства: Лилейные и Злаки (дикорастущие виды и культурные растения). Роль злаков в луговых и степных экосистемах.
Значение покрытосеменных для развития земледелия. Создание сортов из дикорастущих видов. Селекция. Зерновое хозяйство — основа земледелия. Пшеница — основная хлебная культура. Разнообразие пшениц: твердые и мягкие, озимые и яровые. Особенности выращивания пшеницы. Овощеводство. Капуста — древняя овощная культура, ее разновидности и сорта. Выращивание капусты.


Демонстрация: портреты ученых, микропрепараты, живые и гербарные экземпляры, таблицы, схемы, рисунки, репродукции картин, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие морфологические особенности отдельных растений, средообразующую деятельность; циклы развития высших растений, двойное оплодотворение покрытосеменных, разнообразие сельскохозяйственных растений, редкие и исчезающие виды.


Лабораторные работы:

2. Строение мхов: зеленый мох кукушкин лен, белый мох сфагнум.

№3. Строение папоротника.

№4. Строение шишек хвойных на примере сосны обыкновенной.

№5. Признаки однодольных и двудольных растений.


Практические работы:
№1. Определение растений класса Двудольные

№2.Определение растений класса Однодольные



Контрольная работа №1 «Многообразие и развитие растительного мира»


4. Царство Животные (24 ч)

Царство Животные. Общая характеристика. Симметрия тела у животных. Роль животных в жизни планеты, как потребителей органического вещества.
Подцарство Одноклеточные, или Простейшие. Общие признаки. Роль простейших в экосистемах, образовании известняка, мела, песчаника.
Тип Саркожгутиконосцы. Особенности строения, разнообразие. Роль в экосистемах.
Тип Споровики. Особенности организации споровиков — паразитов человека и животных. Меры профилактики заболеваний, вызываемых споровиками.
Тип Инфузории. Особенности строения. Признаки более высокой организации инфузорий по сравнению с другими простейшими.
Подцарство Многоклеточные. Общие признаки. Происхождение многоклеточных животных от колониальных жгутиковых. Исследования И. И. Мечникова. Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах.
Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Разнообразие. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. Значение кишечнополостных в водных экосистемах. Роль коралловых полипов в образовании морских рифов и атоллов.
Тип Плоские черви. Общая характеристика. Разнообразие. Класс Ресничные черви. Особенности организации в связи с обитанием в морских и пресных водоемах. Класс Сосальщики. Приспособления к паразитическому образу жизни. Цикл развития и смена хозяев у печеночного сосальщика. Класс Ленточные черви. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития бычьего цепня, черты приспособленности к паразитизму. Профилактика заболеваний, вызываемых плоскими червями.
Тип Круглые черви. Общие признаки. Разнообразие. Цикл развития аскариды человеческой. Меры профилактики заражения круглыми червями.
Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Прогрессивные черты организации по сравнению с плоскими и круглыми червями. Разнообразие.
Классы: Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки. Особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя. Видовое многообразие и роль кольчатых червей в почвенных, пресноводных и морских экосистемах. Герудотерапия.
Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Разнообразие. Класс Брюхоногие. Роль брюхоногих моллюсков в экосистемах. Виды-паразиты и вредители сельского хозяйства. Класс Двустворчатые. Роль двустворчатых моллюсков в биологической очистке водоемов. Класс Головоногие. Прогрессивные черты строения.
Тип Членистоногие. Особенности внешнего и внутреннего строения. Происхождение. Разнообразие. Класс Ракообразные, общая характеристика, разнообразие. Класс Паукообразные, отличительные особенности, разнообразие. Класс Насекомые, общие черты внешнего и внутреннего строения. Развитие насекомых. Разнообразие насекомых, их отряды (тараканы, стрекозы, клопы, жуки, бабочки, двукрылые, перепончатокрылые). Общественные насекомые. Роль насекомых в экосистемах, практическое значение.
Тип Хордовые. Общие признаки. Подтип Бесчерепные, общая характеристика. Класс Ланцетники. Строение ланцетника. Подтип Черепные, или Позвоночные, общая характеристика.
Надкласс Рыбы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с обитанием в водной среде. Класс Хрящевые рыбы, общие признаки. Разнообразие: акулы, скаты, химеры. Класс Костные рыбы. Прогрессивные черты строения по сравнению с хрящевыми. Древние костные рыбы — лопастеперые. Подкласс Лучеперые — наиболее разнообразная группа рыб. Основные отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные. Промысловые рыбы.
Класс Земноводные, или Амфибии. Происхождение первых наземных позвоночных. Особенности строения, связанные с выходом на сушу. Размножение и развитие. Связь с водной средой в период размножения. Многообразие земноводных. Роль в экосистемах.
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общие признаки как типичных обитателей суши. Происхождение. Прогрессивные черты организации по сравнению с земноводными. Отряды: Круглоголовые, Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи, Клювоголовые (гаттерия). Многообразие видов. Особенности строения, связанные со средой обитания. Роль в экосистемах и жизни человека.
Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с полетом. Происхождение. Прогрессивные черты организации птиц по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие птиц. Выводковый и птенцовый типы развития. Сезонные явления в жизни птиц. Птицы наземных и водных экосистем. Лесные птицы. Птицы открытых пространств. Птицы водоемов и побережий.
Класс Млекопитающие, или Звери. Происхождение. Особенности внешнего строения. Скелет и мускулатура. Особенности внутреннего строения. Размножение и развитие. Яйцекладущие, сумчатые и плацентарные млекопитающие. Млекопитающие различных экосистем: лесов, водоемов. Млекопитающие почвы.
Развитие животноводства. Скотоводство. Породы крупного рогатого скота: молочные, мясные и мясомолочные. Коневодство. Овцеводство. Свиноводство. Птицеводство.


Демонстрация: портреты ученых, микропрепараты, схемы, таблицы, рисунки, репродукции картин, коллекции, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие особенности внешнего и внутреннего строения, многообразие основных типов животных, их происхождение, распространение в разных жизненных средах, роль в экосистемах и жизни человека, редкие и исчезающие виды.


Лабораторные работы:
№ 6 . Строение инфузории- туфельки

№ 7. Внешнее строение дождевого червя.
№ 8. Строение раковины моллюска.
№ 9. Внешнее строение насекомого.

№ 10. Внешнее и внутреннее строение рыбы. № 11. Внешнее строение птицы.

Экскурсия №2. Лесные млекопитающие родного края (краеведческий музей).

Контрольная работа №2 Животные»

5. Бактерии, грибы, лишайники (4 ч)

Царство Бактерии. Общая характеристика. Разнообразие. Бактерии-автотрофы. Азотфиксирующие бактерии. Бактерии-гетеротрофы: сапротрофы и паразиты. Бактерии — возбудители инфекционных заболеваний человека. Значение и особенности применения антибиотиков. Роль бактерий в экосистемах и практической деятельности человека.
Царство Грибы. Общие признаки. Роль грибов в жизни нашей планеты как разрушителей органического вещества. Одноклеточные и многоклеточные грибы. Плесневые и шляпочные грибы. Пластинчатые и трубчатые шляпочные грибы. Разнообразие шляпочных грибов: съедобные, условно съедобные, ядовитые. Профилактика отравления грибами. Экологические группы грибов, их роль в экосистемах. Грибы-паразиты растений. Использование грибов в биотехнологии.
Лишайники. Общие признаки. Компоненты лишайников, их взаимоотношения. Разнообразие лишайников: накипные, листоватые, кустистые. Роль лишайников в экосистемах. Значение в жизни человека.


Демонстрация: схемы, таблицы, коллекции, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие строение и разнообразие бактерий, грибов, лишайников, съедобные и несъедобные грибы, правила сбора грибов, оказание первой помощи при отравлениях грибами; их роль в экосистемах.



Лабораторная работа:
№ 12. Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Практическая работа:

№ 3. Определение съедобных и ядовитых грибов.

6. Биологическое разнообразие и пути его сохранения (4 ч)

Видовое и экосистемное разнообразие — компоненты биологического разнообразия. Вид — результат эволюции. Сокращение видового разнообразия в результате хозяйственной деятельности человека. Видовое разнообразие — основа устойчивости экосистем. Экосистемное разнообразие — основа устойчивости биосферы. Сохранение видового разнообразия. Красная книга. Сохранение разнообразия экосистем. Особо охраняемые природные территории.
Демонстрация: схемы, модели, рисунки, таблицы, гербарные экземпляры, коллекции, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие охраняемые виды растений, животных, грибов, заповедные территории.

Экскурсия №3 Разнообразие птиц леса родного края.


ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Лабораторные работы:
1. Составление цепей питания
2. Строение мхов: зеленый мох кукушкин лен, белый мох сфагнум.
3. Строение папоротника.
4. Строение шишек хвойных на примере сосны обыкновенной.
5. Признаки однодольных и двудольных растений.

6. Строение инфузории- туфельки

7. Внешнее строение дождевого червя.
8. Строение раковины моллюска.
9. Внешнее строение насекомого.
10. Внешнее и внутреннее строение рыбы.
11. Внешнее строение птицы.

12. Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Практические работы:
1. Определение растений класса Двудольные

2.Определение растений класса Однодольные

3. Определение съедобных и ядовитых грибов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7-А классе


№ темы

Наименование темы

Кол-во часов

Кол-во Пр.р

Кол-во Л.р.

Кол-во

К.р.

Количество проектов

Экскурсии

1

Организация живой природы

5


1



1

2

Эволюция живой природы

4






3

Царство Растения

22

2

4

1

1


4

Царство Животные

28


6

1

1

1

5

Бактерии, грибы, лишайники

4

1

1




6

Биологическое разнообразие и пути его сохранения

5




1

1

И Т О Г О

68

3

12

2

3

3











КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

в 7-А классе (68 часов)


урока по плану

урока по факту

Дата плану

Дата факт

Коррекция

Тема урока

Содержание урока

Практическая часть

ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (5 ЧАСА)

1


1

05.09

05.09


Организм — единое целое.

Ведущие уровни организации живой природы, описывать общие признаки живых организмов


2


2

07.09

07.09


Вид. Общие признаки вида.

Существенные признаки организма как живой системы, приводить примеры близких видов


3



3

12.09

14.09

праздничный день в Крыму

Природное сообщество

Естественные и искусственные природные сообщества

Значение видового разнообразия


4



4

14.09

19.09


Разнообразие видов в сообществе


Черты приспособленности растений к совместному существованию в сообществе. Растения одного и разных видов

Экскурсия №1

Разнообразие видов в сообществе.

5



19.09


Экосистема

Примеры организмов производителей, потребителей, разрушителей органического вещества в экосистеме



ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (4 ЧАСА)

6



5

21.09

21.09


Эволюционное учение

Движущие силы и результаты эволюции, объяснять формирование приспособлений с позиции с позиции Ч. Дарвина

Лабораторная работа №1:
Составление цепей питания

7

6

26.09

26.09


Доказательства эволюции

Примеры реликтовых растений


8


7

28.09

28.09


История развития жизни на Земле

Эры в истории развития жизни на Земле


9


8

03.10

03.10


Систематика растений и животных

Предмет изучения систематики, естественной классификации


РАСТЕНИЯ – ПРОИЗВОДИТЕЛИ ОРГАНИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА (22 ЧАСА)

10



9

05.10

05.10


Царство растений

Царства живой природы. Характеризовать различных представителей царства Растения.

Предмет науки ботаники. Историю развития науки о растениях. Внешнее строение растений.


11


10

10.10

10.10


Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки

Характерные особенности состава и строения водорослей


12



11

12.10

12.10


Изучение одноклеточных и многоклеточных зеленых водорослей


Водоросли с наземными растениями и находить общие признаки.
Процессы размножения у одноклеточных и многоклеточных водорослей.


13


12

17.10

17.10


Роль водорослей в водных экосистемах

Водорослей в природе. Использование водорослей человеком


14


13

19.10

19.10


Подцарство высшие растения

Представители различных групп растений отдела


15



14

24.10

24.10


Отдел Моховидные

Существенные признаки мхов.
Распознавать представителей моховидных на рисунках, гербарных материалах, живых объектах.

Признаки принадлежности моховидных к высшим споровым растениям.


16




15

26.10

26.10


Изучение строения мхов


Внешнее строение зелёного мха (кукушкина льна) и белого мха (сфагнума), отмечать их сходство и различия

Лабораторная работа №2
Строение мхов: зеленый мох кукушкин лен, белый мох сфагнум

17

16


07.11

07.11


Роль мхов в образовании болотных экосистем

Значение мхов в природе и жизни человека.


18



17

09.11

09.11


Отделы Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные

Общие черты строения и размножения плаунов, хвощей, папоротников, их различия. Особенности строения и размножения мхов и папоротников, делать вывод о прогрессивном строении папоротников.

Лабораторная работа №3
Строение папоротника.

19



18

14.11

14.11


Роль папоротников, Хвощей, плаунов в образовании древних лесов

Роль папоротникообразных в природе, необходимость охраны исчезающих видов.


20


19

16.11

16.11


Отдел Голосеменные

Общие черты строения и развития семенных растений.

Строение споры и семени.

Лабораторная работа №4
Строение шишек хвойных на примере сосны обыкновенной

21

20

21.11

21.11


Разнообразие хвойных

Процессы размножения и развития голосеменных


22


21

23.11

23.11


Роль голосеменных в экосистеме тайги

Голосеменные на территории России. Их значение в природе и жизни человека


23




22

28.11

28.11


Отдел Покрытосеменные, или Цветковые


Выявлять черты усложнения организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными.

Сравнивать и находить признаки сходства и различия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных.

Лабораторная работа №5
Признаки однодольных и двудольных растений.

24



23

30.11

30.11


Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные


Основные признаки класса Двудольные.

Отличительные признаки семейств класса.

Представители семейств на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах.


25


24

05.12

05.12


Класс Двудольные. Семейство Бобовые


Отличительные признаки семейств класса.

Представители семейств на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах



26




25


07.12


07.12


Класс Двудольные. Семейство Пасленовые


Отличительные признаки семейств класса.

Представители семейств на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах

Практическая работа №1
Определение растений класса Двудольные

27


26

12.12

12.12


Класс Однодольные. Семейство Лилейные


Отличительные признаки семейств класса.

Представители семейств на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах


28

27

14.12

14.12


Класс Однодольные. Семейство Злаки

Фиксировать наблюдения, формулировать выводы

Практическая работа №2
Определение растений класса Однодольные

29



28

19.12

19.12


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 «Многообразие и развитие растительного мира»

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Многообразие и развитие растительного мира»


30


29

21.12

21.12


Роль покрытосеменных в развитии земледелия

Родина наиболее распространённых культурных растений, называть причины их широкого использования человеком.


31

30


11.01

11.01


Выращивание овощных растений в теплице


Основные признаки различия культурных и дикорастущих растений. Роль человека в появлении многообразия культурных растений.


ЖИВОТНЫЕ – ПОТРЕБИТЕЛИ ОРГАНИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА (28 ЧАСОВ)

ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ. БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ (14 ЧАСОВ)

32

31

16.01

16.01


Зоология – наука о животных, методы ее изучения

Давать определение терминам.

Методы изучения зоологии


33

32

18.01

18.01


Подцарство Одноклеточные.

Роль одноклеточных в экосистемах

Характерные признаки подцарства Простейшие, или Одноклеточные, типа Саркодовые и жгутиконосцы.

Представители класса Саркодовые на микропрепаратах, рисунках, фотографиях.


34

33

23.01

23.01


Подцарство Одноклеточные.

Тип Инфузории

Тип Споровики

Характерные признаки типа Инфузории.

Примеры и характеризовать черты усложнения организации инфузорий по сравнению с саркожгутиконосцами.

Лабораторная работа №6
Строение инфузории- туфельки

35

34

25.01

25.01


Подцарство Многоклеточные.

Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах

Основные признаки подцарства Многоклеточные.

Представители типа кишечнополостных.


36

35

30.01

30.01


Тип Кишечнополостные

Объяснять на примере наличие лучевой симметрии у кишечнополостных.


37

36

01.02

01.02


Тип Плоские черви

Основные признаки типа Плоские черви.

Основных представителей класса Ресничные черви.

Взаимосвязь строения и функций систем органов ресничных червей.


38

37

06.02

06.02


Тип Круглые черви

Характерные черты строения круглых червей. Представители класса на рисунках и фотографиях. Взаимосвязь строения и функций организма и образа его жизни.

Признаки отличия первичной полости от кишечной.


39

38

08.02

08.02


Тип Кольчатые черви. Роль червей в почвенных экосистемах


Секреты более высокой организации кольчатых червей по сравнению с круглыми.

Представители класса на рисунках, фотографиях.

Лабораторная работа №7
Внешнее строение дождевого червя.

40

39

13.02

13.02


Тип Моллюски


Особенности строения представителей различных классов моллюсков.

Основные черты сходства и различия внутреннего строения моллюсков и кольчатых червей.

Лабораторная работа №8
Строение раковины моллюска.

41

40

15.02

15.02


Тип Членистоногие: Общая характеристика.

Класс Ракообразные

Общие признаки классов типа Членистоногие.

Представители класса Ракообразные по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. Взаимосвязь строения и среды обитания речного рака.


42

41

20.02

20.02


Тип Членистоногие.

Класс Паукообразные

Характерные признаки класса Паукообразные.

Представители класса на рисунках, фотографиях, в коллекциях.

Приёмы работы с определителем животных.


43

42

22.02

22.02


Тип Членистоногие.

Класс Насекомые


Характерные признаки класса Насекомые.

Представители класса по рисункам, фотографиям, коллекциям.

Приёмы работы с определителем животных.

Лабораторная работа №9

Внешнее строение насекомого.

44

43

27.02

27.02


Тип Членистоногие.

Класс Насекомые: особенности размножения и развития.

Взаимосвязь внутреннего строения и процессов жизнедеятельности насекомых.


45

44

01.03

01.03


Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Членистоногие»

Систематизировать информацию и обобщать её в виде схем, таблиц


ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ. ПОЗВОНОЧНЫЕ (14 ЧАСОВ)

46

45

06.03

06.03


Тип Хордовые

Основные признаки хордовых.
Принципы разделения типа Хордовые на подтипы.


47

46

08.03

13.03

праздничный день

Надкласс Рыбы.


Особенности внешнего строения рыб в связи со средой обитания.

Лабораторная работа №10

Внешнее и внутреннее строение рыбы.

48


13.03

13.03

Класс Хрящевые рыбы

Принципы классификации рыб. Приёмы работы с определителем животных.

Представители классов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.


49

47

15.03

15.03


Класс Костные рыбы

Признаки организации хрящевых и костных рыб, делать выводы.


50

48

20.03

22.03

праздничный день в Крыму

Класс Земноводные

Характерные черты внешнего строения земноводных, связанные с условиями среды обитания. Приёмы работы с определителем животных.


51

49

22.03

03.04


Класс Пресмыкающиеся

Характерные признаки внешнего строения рептилий в связи со средой обитания.

Черты отличия скелета пресмыкающихся от скелета земноводных.


52

50

03.04

05.04


Класс Птицы


Особенности внешнего строения птиц в связи с их приспособленностью к полёту.

Особенности внешнего строения птиц в ходе выполнения лабораторной работы.

Лабораторная работа № 11

Внешнее строение птицы.

53

51

05.04

10.04


Птицы наземных и водных экосистем

Роль птиц в природных сообществах. Основные породы домашних птиц и цели их выведения. Вывод о происхождении птиц от древних рептилий


54

52

10.04

12.04


Класс Млекопитающие

Характерные признаки представителей класса Млекопитающие.

Выводы о более высокой организации млекопитающих по сравнению с представителями других классов.


55

53

12.04

19.04


Класс Млекопитающие: особенности размножения и развития млекопитающих

Особенности размножения млекопитающих по сравнению с прочими хордовыми.

Взаимосвязь этапов годового жизненного цикла и сезонных изменений.


56

54

17.04

24.04

праздничный день

Млекопитающие разных экосистем

Выводы о прогрессивном развитии млекопитающих.



57


19.04


Млекопитающие родного края


Экологические группы животных.

Признаки животных одной экологической группы на примерах.

Экскурсия № 2 Млекопитающие родного края

58


24.04


Роль млекопитающих в жизни человека

Необходимость применения мер по охране диких животных.

Основные направления животноводства.


59

55

26.04

26.04


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2 «Животные»

Обобщение и систематизация знаний по теме «Животные»



БАКТЕРИИ, ГРИБЫ, ЛИШАЙНИКИ (4 ЧАСА)


60

56

01.05

03.05

праздничный день

Царство Бактерии

Особенности строения бактерий.

Разнообразные формы бактериальных клеток на рисунке учебника.

Понятия: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты».


61

57

03.05

10.05


Царство Грибы


Сходство грибов с растениями и животными. Внешнее строение тела гриба, называть его части.

Лабораторная работа №12

Строение плодовых тел шляпочных грибов.

62


08.05

праздничный день

Роль грибов в природе и жизни человека


Съедобные и ядовитые грибы на таблицах и рисунках учебника.


Практическая работа №3
Определение съедобных и ядовитых грибов.

63

58

10.05

15.05


Лишайники

Особенность строения лишайников — симбиоз двух организмов — гриба и водоросли.

Типы лишайников на рисунке учебника.


64

59

15.05

17.05


Видовое разнообразие

Значение животных и растений в природе и жизни человека по рисункам учебника.

Ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе.


65


17.05



Экосистемное разнообразие и деятельность человека

Необходимость охраны природы.



66

60

22.05

22.05


Пути сохранения биоразнообразия

Ценность биологического разнообразия для природы и человека.

Роль деятельности человека в природе.

Примеры своей деятельности в природе и общения с живыми организмами.


67

61

24.05

24.05


Разнообразие птиц леса родного края

Определение птиц, обитающих на территории родного края

Экскурсия №3

Разнообразие птиц леса родного края.

68


24.05

24.05


Итоговый урок. Повторение





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!