СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 9 КЛАСС на 2016-2017 учебный год базовый уровень

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена для учащихся 9 классов средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин. Рабочая программа разработана на основе  Примерной программы основного общего образования по биологии (базовый уровень), с учетом требований федерального компонента государственного  стандарта основного общего образования. 

Данная программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю в течение 1 учебного года.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 9 КЛАСС на 2016-2017 учебный год базовый уровень»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

города Армянска Республики Крым


РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Руководитель школьного методического объединения

__________Корчак Т.В.

Протокол № 06

от «26» августа 2016 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________Полякова Т.А.


«29» августа 2016 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

___________ Козырь Л.Н.


Приказ №548


от «31» августа 2016 г.






РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

9 КЛАСС

на 2016/2017 учебный год


БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ







 

Составитель программы:

Корчак Т.В., учитель биологии высшей категории



















г. Армянск – 2016 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена для учащихся 9 классов средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин. Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по биологии (базовый уровень), с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю в течение 1 учебного года.

Рабочая программа по биологии 9 классы, базовый уровень составлена в соответствии с:

- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 (в ред. приказа от 23.06.2015 №609) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897»;

- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (ред. пр. от 03.06.2011 №1994) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

-примерной программой среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. -М.: Дрофа, 2007);

Рабочая программа ориентирована на учебник Сухорукова Л.Н. Биология Живые системы и экосистема. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. Биология. Человек Культура человека. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе / Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.

Рабочая программа включает: пояснительную записку; требования к уровню подготовки; основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий.


Цели и задачи учебного предмета


Целью биологического образования в основной школе является формирование у подрастаю­щего поколения представления о ценности здоровья и культуре по­ведения. Системный, экологический и эволюционный подходы в обучении биологии дополнены сведениями о познавательном, практическом значении разнообразия живых организмов для человека.

Содержание разных разделов курса биологии помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и гуманитар­ных дисциплин, природы и общества.

Содержание курса биологии в основной школе направлено на формирование и развитие личности обучающегося в процессе использования разнообразных видов учебной деятельности. При обучении биологии вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь использовать полученные результаты в практической деятельности.

Основные задачи курса:

– усиление внутрипредметной интеграции и обеспечение целостности биологии как общеобразовательной дисциплины;

– реализация межпредметной интеграции биологии с другими естественно-научными дисциплинами;

– отражение интеграции биологического и гуманитарного знания, связей биологии с нравственно-этическими и экологическими ценностями общества;

– воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, гигиенической и генетической грамотности; культуры поведения в природе.


Характеристика учебного курса, его место в учебном плане. Объем всего курса рассчитан на 280 часов, с разбивкой их по разделам и темам. Часы на курс отводятся за счет федерального компонента учебного плана.


Новизна программы. Изменения в количестве часов произведены с учётом графика проведения государственной итоговой аттестации выпускников основной школы и выходными (праздничными днями), утверждёнными Правительством РФ.


Технологии

Образовательные технологии

Формы организации учебной деятельности

Методы и приёмы обучения

Технология развивающего обучения

Технология проблемного обучения

Здоровьесберегающие технологии

Проектная технология

Поисковая беседа

Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы

Лабораторные практикумы

Практические занятия

Дискуссионные занятия

Экскурсии

Проекты


1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

объяснительно-иллюстративный метод

эвристический

исследовательский (проектный)

2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности

Познавательные игры

3)методы контроля

Устный опрос

Письменный опрос

(проверочные работы, тесты)

Практические работы

Взаимный контроль при групповой работе

Самоконтроль при выполнении домашнего задания


Формы и методы организации учебной деятельности, учащихся в процессе обучения.

Предлагается использовать следующие методы организации учебной деятельности:

  • создание проблемной ситуации и поиски решения проблемы на основе учебного материала по теме урока;

  • выполнение самостоятельной работы (с учетом выбранной образовательной траектории);

  • выполнение проектных работ;

  • осуществление текущего опроса учащихся в режиме "голосования";

  • планирование и осуществление биологического эксперимента с фиксацией наблюдений и обсуждением результатов в лабораторном тетради;

  • выполнение итоговой контрольной работы в форме теста, структура которого максимально приближена к требованиям ЕГЭ;

  • подготовка докладов и рефератов на основе отбора и анализа информации, с использованием дополнительной литературы (справочники и энциклопедии, сетевые ресурсы, электронные библиотеки и т.д.);

  • выступление с докладом; организация дискуссии и участие в дискуссии по итогам выступления.
    Основные формы работы:

  • урочная;

  • внеурочная;

  • фронтальная;

  • индивидуальная;

  • парная;

  • групповая


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА


Рабочая программа разработана основе программы линии УМК «Биология - Сферы» (5—9 классы) Сухорукова Л.Н. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников. Сферы,. 5—9 классы пособие для учителей общеобразовательных учреждений / ЛН. Сухорукова, В.С. Кучменко. — М. Просвещение, 2011. — 144 с.

В процессе изучения курса биологии формируются базовые знания и умения, необходимые учащимся в изучении дальнейших курсов биологии, происходит становление устойчивого интереса к предмету, закладываются основы жизненно важных компетенций.

Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле. Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственны ми ценностями. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников.

Цели и задачи:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о методах познания живой природы, человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим, для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики травматизма, заболеваний, ВИЧ-инфекции.



Формы организации образовательного процесса: основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем; личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.

К техническим средствам обучения относятся телевизор, компьютер, проектор.

Примеры работ при использовании компьютера:

– решение тестовых заданий;

– создание текста, его коллективное обсуждение;

– создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов проектной деятельности.

При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами, искать информацию и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

Используемые технологии и формы обучения

Технологии:

Технология учебного проектирования;

Технология сопровождения учебно-исследовательской деятельности;

Информационно-коммуникативные технологии;

Здоровьесберегающие технологии;

Формы:

Индивидуальные консультации;

Обучение на основе схем и знаковых моделей учебного материала;

Проблемное обучение;

Личностно-ориентированное обучение;

Информатизация процесса обучения;

Дидактические игры;

Работа малых групп;

Работа пар сменного состава;

Самостоятельная работа;

Виды и формы текущего контроля

Лабораторные и практические работы, тестирование, биологические диктанты, контрольные работы.

Логические связи предмета биологиис остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана: принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета. Межпредметные связи при изучении общей биологии позволяют широко реализовать знания учащихся по химии, физике и географии в разделах: « Организм», «Вид. Популяция. Эволюция видов», «Биоценоз». Экосистема, Биосфера».


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс биологии относится к образовательной области естественнонаучных дисциплин. Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Этот курс изучают в течении одного учебного года, за счет инвариативной части.


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ БИОЛОГИИ


В результате изучения биологии на базовом уровне выпускник основной школы должен: знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Т. Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схе­мы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах,

справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).



  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИИ В 9 КЛАССЕ



Введение (2 ч)

Биология – наука о живых организмах. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование. Признаки живых организмов.


Организм (19 ч)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетиче­ская непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Ритмы сна и бодрствования. Сон и его значение. Биологические основы сна. Нарушение сна. Стресс. Влияние алкоголя и наркотиков на организм. Влияние наркотиков и токсинов на поведение человека.

Лабораторные работы:

1. Оценка температурного режима учебных помещений

Семинар: Влияние курения, употребления алкоголя, наркотиков на организм подростка..



Вид. Популяция. Эволюция видов (26 ч)

Критерии вида: морфологический, географический, экологический, биохимический, физиологический, этологический, генетический. Структура вида. Популяция — структурная единица вида, генетически открытая система. Важнейшие показатели состояния популяции — численность и плотность, их зависимость от рождаемости, смертности, выживаемости, плодовитости особей. Возрастная и половая структура популяции. Развитие эволюционных взглядов Ч. Дарвин. Формирование синтетической теории эволюции (СТЭ). Видообразование — результат микроэволюции. Способы видообразования: географический и экологический. Селекция – эволюция, направляемая человеком. Место человека в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Качественные особенности процесса эволюции человека. Биологические и социальные факторы эволюции человека. Особенности действия отбора в популяциях людей. Высшая нервная деятельность человека. Безусловные рефлексы, инстинкты. Условные рефлексы, их значение. Виды и формы условных рефлексов. Торможение условных рефлексов. Динамический стереотип. Навыки и привычки. Физиологические основы речи. Восприятие и память. Типы памяти. Развитие памяти. Эмоции и мотивации. Нарушение высшей нервной деятельности и их влияние на организм.

Физиологические основы сознания. Мышление и сознание. Функциональная асимметрия мозга. Биологические основы психофизиологической индивидуальности человека. Характер. Черты характера, и их формирование.

Лабораторные работы:

2.Изучение критериев вида

3.Объяснение возникновения приспособленности организмов к среде обитания

4. Искусственный отбор и его результаты

5.Приспособленность руки человека к трудовой деятельности

Практические работы:

1.Выявление объема смысловой памяти

2.Выявление объема кратковременной памяти

3. Определение типа темперамента

Контрольная работа №1


Биоценоз. Экосистема (14 ч)

Биоценоз — самая сложная живая система. Видовая и пространственная структура биоценоза. Биологическое разнообразие, его ценность. Типы взаимоотношений популяций разных видов в биоценозе: мутуализм, симбиоз, комменсализм, хищничество, паразитизм, конкуренция. Агроценоз, его высокая продуктивность и неустойчивость.Круговорот веществ и потоки энергии. Биоразнообразие и пути его сохранения.

Семинар: Фитоценоз естественной пресноводной экосистемы

Экскурсия: Парк как искуственная экосистема



Биосфера (7 ч)

Биосфера — единая глобальная экологическая система Земли. В.И. Вернадский — выдающийся мыслитель, лидер естествознания XX века. Живое вещество, его свойства и геохимические функции. Круговорот веществ — основа целостности биосферы.

Контрольная работа № 2

Проектная работа: Болезни цивилизации


ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ


Лабораторная работа № 1


Оценка температурного режима учебных помещений

Лабораторная работа №2

Изучение критериев вида

Лабораторная работа №3

Объяснение возникновения приспособленности организмов к среде обитания

Лабораторная работа №4

Искусственный отбор и его результаты

Лабораторная работа №5

Приспособленность руки человека к трудовой деятельности



Практическая работа №1

Выявление объема смысловой памяти

Практическая работа №2

Выявление объема кратковременной памяти

Практическая работа №3

Определение типа темперамента


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 9 класс


Изучаемая тема

Кол-во часов

Лабораторные работы

Практические работы

Контрольные работы

Семинары, проекты

Экскурсия

Введение

2






Организм

19

1



1


Вид. Популяция. Эволюция видов

26

4

3

1



Биоценоз. Экосистема

14




1

1

Биосфера

7



1

1


ИТОГО:

68

5

3

2

3

1




III.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ В 9 КЛАССАХ

( 68 часов)


по плану

по факту

Дата

Коррекция

урока

в разделе, теме

Тема урока

Содержание урока

Практическая часть


Домашнее задание

по плану

по факту

ВВЕДЕНИЕ (2Ч)


1

1

01.09

01.09


1

Живые системы и экосистемы. Почему их следует изучать

Биология – наука о живых организмах. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование. Признаки живых организмов.


§1

2

2

05.09

05.09


2

Методы биологического познания.


§2

ОРГАНИЗМ (19Ч)


3

3

08.09

08.09


1

Организм – целостная саморегулирующаяся система

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов

Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни

Закономерности изменчивости.

Влияние природных факторов на организм.



§3

4

4

12.09

15.09

праздничный день в Крыму

2

Размножение и развитие организмов


§4

5

5

15.09

19.09


3

Определение пола.


§5, стр 18

6

6

19.09

22.09


4

Общая характеристика возрастных периодов онтогенеза человека


§5, стр19-20

7

7

22.09

26.09


5

Половое созревание


§5, стр.21

8

8

26.09

29.09


6

Наследственность и изменчивость – свойства организма.


§6

9

9

29.09

03.10


7

Основные законы наследования признаков


§7, стр24-26

10

10

03.10

06.10


8

Основные законы наследования

признаков


§7, стр26-

27


11

11

06.10

10.10


9

Решение генетических задач


задачи


12

12

10.10

13.10


10

Закономерности наследственной изменчивости


§8, повт. §3-7

13

13

13.10

17.10


11

Урок-обобщение

Проверочная работа №1


14

14

17.10

20.10


12

Экологические факторы и их действие на организм


§9

15

15

20.10

24.10


13

Адаптация организмов к условиям среды.

Адаптивные особенности организмов.

Ритмы сна и бодрствования. Сон и его значение. Биологические основы сна. Нарушение сна.

Влияние экстремальных факторов на организм. Влияние наркотиков и токсинов на поведение человека.

Лабораторная работа №1 «Оценка температурного режима учебных помещений»

§10

16

16

24.10

27.10


14

Влияние природных факторов на организм человека.


§11

17

17

27.10

07.11


15

Ритмичная деятельность организма.


§12

18

18

07.11

10.11


16

Ритмы сна и бодрствования. Значение сна.


§13

19

19

10.11

14.11


17

Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс.


§14

20

20

14.11

17.11


18

Влияние курения, употребления алкоголя, наркотиков на организм подростка.

Семинар

§15,16, повт.

§9-14

21

21

17.11

21.11


19

Урок-обобщение

Проверочная работа №2





ВИД. ПОПУЛЯЦИЯ. ЭВОЛЮЦИЯ ВИДОВ. (26Ч)


22

22

21.11

24.11


1

Вид и его критерии

Критерии вида: морфологический, географический, экологический, биохимический, физиологический, этологический, генетический. Структура вида.

Важнейшие показатели состояния популяции — численность и плотность, их зависимость от рождаемости, смертности, выживаемости, плодовитости особей. Популяция — структурная единица вида, генетически открытая система. Возрастная и половая структура популяции. Развитие эволюционных взглядов Ч. Дарвин. Ф

Формирование синтетической теории эволюции (СТЭ).

Лабораторная работа №2

«Изучение критериев вида»

§17

23

23

24.11

28.11


2

Популяционная структура вида.



§18

24

24

28.11

01.12


3

Динамика численности популяций.


§19

25

25

01.12

05.12


4

Саморегуляция численности популяций.


§20

26

26

05.12

08.12


5

Структура популяций


§21

27

27

08.12

12.12


6

Учение Ч. Дарвина об эволюции видов


§22

28-29

28

12.12


15.12

15.12


7-8

Современная эволюционная теория


§23

30

29

19.12

19.12


9

Формирование приспособлений – результат эволюции.

Лабораторная работа №3«Объяснение возникновения приспособленности организмов к среде обитания»

§24

31

30

22.12

22.12


10

Видообразование – результат действия факторов эволюции.


§25

32

31

12.01

12.01


11

Селекция – эволюция, направляемая человеком

Видообразование — результат микроэволюции. Способы видообразования: географический и экологический. Селекция – эволюция напрвляемая человеком.

Место человека в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Качественные особенности процесса эволюции человека.

Биологические и социальные факторы эволюции человека. Особенности действия отбора в популяциях людей.



Высшая нервная деятельность человека. Безусловные рефлексы, инстинкты. Условные рефлексы, их значение.

Физиологические основы сознания. Мышление и сознание. Функциональная асимметрия мозга. Физиологические основы речи. Восприятие и память. Типы памяти. Развитие памяти.

Черты характера, и их формирование

Лабораторная работа 4 «Искусственный отбор и его результаты»

§26

33

32

16.01

16.01


12

Систематика и эволюция


§27

34-35

33-


34

19.01


23.01

19.01


23.01


13-14

Доказательства и основные этапы антропогенеза.


§28

36

35

26.01

26.01


15

Биологические и социальные факторы эволюции человека.

Лабораторная работа5 «Приспособленность руки человека к трудовой деятельности»





§29

37

36

30.01

30.01


16

Высшая нервная деятельность


§30

38

37

02.02

02.02


17

Особенности высшей нервной деятельности человека.


§31

39

38

06.02

06.02


18

Сознание – высший уровень развития психики, свойственной человеку.


§31, стр.85

40

39

09.02

09.02


19

Мышление и воображение


§32

41

40

13.02

13.02


20

Речь.


§33

42

41

16.02

16.02


21

Память.

Практическая работа №1«Выявление объёма смысловой памяти»

Практическая работа №2

«Выявление объёма кратковременной памяти»

§34

43

42

20.02

20.02


22

Эмоции.

Эмоции и мотивации.

Биологические основы психофизиологической индивидуальности человека. Характер.


§35

44

43

23.02

27.02

праздничный день

23

Чувство любви – основа брака и семьи.


§36




45

44

27.02

02.03


24

Типы высшей нервной деятельности


§37, стр97

46

45

02.03

06.03


25

Темперамент.

Практическая работа№3

«Определение типа темперамента»

§37, стр.96, потр. §17-36

47

46

06.03

09.03


26

Урок-обобщение

Контрольная работа №1



БИОЦЕНОЗ. ЭКОСИСТЕМА. (14 Ч)


48

47

09.03

13.03


1

Биоценоз. Видовая и пространственная структура.

Биоценоз — самая сложная живая система. Видовая и пространственная структура биоценоза. Типы взаимоотношений популяций разных видов в биоценозе: мутуализм, симбиоз, комменсализм, хищничество, паразитизм, конкуренция

Круговорот веществ и потоки энергии. Биоценозы суши и воды




§38

49

48

13.03

16.03


2

Конкуренция – основа поддержания видовой структуры биоценоза


§39

50

49

16.03

23.03


3

Неконкурентные взаимодействия между видами.


§40

51

50

20.03

03.04

праздничный день в Крыму

4

Разнообразие видов в природе – результат эволюции


§40, конспект

52

51

23.03

06.04


5

Организация и разнообразие экосистем.


§41

53

52

03.04

10.04


6

Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме.


§42

54

53

06.04

13.04


7

Разнообразие и ценность естественных биогеоценозов суши.


§43

55


10.04

13.04


8

Разнообразие и ценность естественных водных экосистем.


§44

56

54

13.04

20.04


9

Фитоценоз естественной пресноводной экосистемы

Агроценоз, его высокая продуктивность и неустойчивость. Биологическое разнообразие, его ценность Биоразнообразие и пути его сохранения

Семинар

Тв. задание

57


17.04

20.04

Праздничный

день

10

Развитие и смена сообществ и экосистем.


§45

58

55

20.04

24.04


11

Агроценоз. Агроэкосистема.


§46

59


24.04



12

Парк как искусственная экосистема

Экскурсия

Тв. задание

60

56

27.04

27.04


13

Биологическое разнообразие и пути его сохранения.


§47, повтр. §38-46

61

57

01.05

04.05

Праздничный

день

14

Урок-обобщение

Обобщение и закрепление знаний по теме.

Проверочная работа



БИОСФЕРА (7 Ч)


62

58

04.05

11.05


1

Среды жизни. Биосфера и её границы.

Биосфера — единая глобальная экологическая система Земли. В.И. Вернадский — выдающийся мыслитель, лидер естествознания XX века. Живое вещество, его свойства и геохимические функции.

Круговорот веществ — основа целостности биосферы.


§48

63

59

08.05

15.05

Праздничный

день

2

Живое вещество биосферы его функции Средообразующая деятельность живого вещества.


§49

64

60

11.05

18.05


3

Круговорот веществ – основа целостности биосферы


§50

65


15.05



4

Биосфера и здоровье человека.


§51

66

61

18.05

22.05


5

Контроль знаний

Контрольная работа №2

§52, повтр.

§ 48-51

67

62

22.05

25.05


6

Болезни цивилизации

Проектная работа

Тв. задание

68


25.05



7

Урок-обобщение


Тв. задание