СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 10 КЛАСС 2015-2016 учебный год БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адресность программы.

Данная рабочая программа учебного курса по биологии предназначена для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений, разработана на основе программы «Биология. 10-11 классы. Уровень стандарта» для общеобразовательных учреждений (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С.) М. Просвещение, 2011г., с учетом требований федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.

Объём программы.

Рабочая программа рассчитана на 34 часов, 1час в неделю в течение 1 учебного года, реализуется в соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ за счёт инвариативной части учебного плана. 

Настоящая рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Иванова Т.В. Биология 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2014.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 10 КЛАСС 2015-2016 учебный год БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

города Армянска Республики Крым


РАССМОТРЕНО

на заседании городского МО

Руководитель городского методического объединения

_______________Корчак Т.В.

Протокол № _______________

От «_____»___________2015 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________ Полякова Т.А.


«_____»___________2015 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

_________ Козырь Л.Н.

«_____»___________2015 г.










РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

10 КЛАСС

2015-2016 учебный год


БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ








Разработчики программы:

рабочая группа учителей биологии

общеобразовательных учреждений

города Армянска














г. Армянск – 2015 г.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Адресность программы.

Данная рабочая программа учебного курса по биологии предназначена для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений, разработана на основе программы «Биология. 10-11 классы. Уровень стандарта» для общеобразовательных учреждений (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С.) М. Просвещение, 2011г., с учетом требований федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.

Объём программы.

Рабочая программа рассчитана на 34 часов, 1час в неделю в течение 1 учебного года, реализуется в соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ за счёт инвариативной части учебного плана.

Настоящая рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Иванова Т.В. Биология 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2014.

Нормативные правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа;

Федеральный уровень

  1. Конституция Российской Федерации от 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);

  2. Федеральный закон № 273-ФЗ от 01.09.2013 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

  3. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009;

  4. Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1089 от 5 марта 2004 г.);

  5. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.02.2015 N HT 136/08 «О федеральном перечне учебников»;

  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июля 2015 года № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253.

  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации РФ от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889, от 03 июня 2011г. № 1994, от 01 февраля 2012 г. №74);

  12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

Региональный уровень

  1. Закон Республики Крым от 06 июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым». Принят Государственным Советом Республики Крым 17 июня 2015 года. Вступает в силу 1 января 2016 года.

  2. Решение коллегии Министерства образования и науки Республики Крым от 22.04.2015 г № 2/2 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке основных образовательных программ, рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в общеобразовательных учреждениях

  3. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым «Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных учреждений Республики Крым на 2015/2016 учебный год от 11.06.2015 года № 555;

  4. Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в общеобразовательных учреждениях. Приложение к письму Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 27.04.2015 №01-14/1256.

  5. Инструктивно-методические рекомендации «Об особенностях преподавания учебных дисциплин в 2015/2016 учебном году», разработанные методистами КРИППО;

Муниципальный уровень

  1. Приказ Отдела образования администрации города Армянска от 10.06.2015 г. № 429 «О создании единой системы подготовки и введения в учебно-воспитательный процесс рабочих программ учебных предметов и курсов вариативной части рабочего плана образовательных учреждениях города Армянска»;

Школьный уровень

  1. Основная образовательная программа среднего общего образования «Средняя общеобразовательная школа №1», утвержденная педагогическим советом № _от «___»____2015 г.


Цели и задачи учебного предмета:

В процессе изучения курса биологии формируются базовые знания и умения, необходимые учащимся в изучении дальнейших курсов биологии, происходит становление устойчивого интереса к предмету, закладываются основы жизненно важных компетенций.

Изучение биологии на этой ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

Цели изучения предмета

  • формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции;

  • формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления;

  • умения пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле;

  • умения давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  • формирование навыков практической деятельности, здорового образа жизни;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

  • воспитание гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности



Задачи, решаемые в процессе обучения биологии на ступени среднего общего образования в старшей школе является:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы  с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.


ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА, ЕГО МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Биология изучается учащимися с 5 по 11 класс, и как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования.

Программа данного курса реализуется за счёт инвариативной части учебного плана.

.В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 10 классе отводится 34 часа, по 1 часу в неделю.

Новизна программы

Изменения в количестве часов произведены с учётом графика проведения государственной итоговой аттестации выпускников основной школы и выходными (праздничными днями), утверждёнными Правительством РФ.

УМК (учебно-методический комплект):

  1. Авторская программа «Биология. 10–11 классы. Уровень стандарта» для общеобразовательных учреждений. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С. - М. Просвещение, 2011

  2. Сухорукова Л.Н. Биология. 10-11 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко,.Т.В. Иванова; Рос. акад. наук, изд-во "Просвещение" - 2-е изд. М.: Просвещение, 2014 – 127 с. ил.

Технологии:

В рамках преподавания курса биологии могут быть освоены и эффективно использованы современные информационно-коммуникационные технологии, технология развития критического мышления.

Используемые педагогические технологии:

Технология

Ожидаемый результат

Практическое применение

Технология критического мышления

Развитие навыков самостоятельной продуктивной деятельности по выработке собственного мнения решения проблемы.

-Повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
- культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

- «устный конспект»,

- построение кластеров – схем,

- составление планов ответа;

- мозговая атака;

- чтение с вопросами;

- синквейны,

- ключевые термины,

- перепутанные логические цепочки,

- взаимоопрос.

Технология проектного обучения

Умение взаимодействовать в команде, распределять роли. Умения конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве. Презентация результатов собственной деятельности.

Через создание проектов разного вида:

Учебные, информационные, исследовательские, творческие, ролевые, игровые.

ИКТ – технологии

Экономия времени, наглядность, своевременный индивидуальный и фронтальный контроль усвоения темы, раздела. Повышение познавательного интереса обучающихся, создание ситуации успешности на уроке.

Презентации MSPowerPoint как лекции, задания, наглядность. Индивидуальное тестирование через программу Mytest. Работа в сети Интернет по поиску, классификации информации при создании проектов, изучения новой темы.

Технология интерактивного обучения

- Постоянное, активное взаимодействие всех учащихся.

Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем через работу в парах, дискуссии, дебаты, «аквариум», «карусель».


Формы и методы организации учебной деятельности учащихся в процессе обучения:

Предлагается использовать следующие методы организации учебной деятельности:

  • создание проблемной ситуации и поиски решения проблемы на основе учебного материала по теме урока;

  • выполнение самостоятельной работы (с учетом выбранной образовательной траектории);

  • выполнение проектных работ;

  • осуществление текущего опроса учащихся в режиме "голосования";

  • планирование и осуществление биологического эксперимента с фиксацией наблюдений и обсуждением результатов в лабораторном тетради;

  • выполнение итоговой контрольной работы в форме теста, структура которого максимально приближена к требованиям ЕГЭ;

  • подготовка докладов и рефератов на основе отбора и анализа информации, с использованием дополнительной литературы (справочники и энциклопедии, сетевые ресурсы, электронные библиотеки и т.д.);

  • выступление с докладом; организация дискуссии и участие в дискуссии по итогам выступления.
    Основные формы работы:

  • урочная; внеурочная; фронтальная; индивидуальная; парная; групповая

Виды контроля:

Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля: текущий, тематический, итоговый контроль.

Формы контроля:

контрольная работы в тетради, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.

  • формы итогового контроля;

  • защита творческих, проектных, исследовательских работ;

  • тесты; самостоятельные, проверочные работы;

  • интерактивные задания;

  • практические и лабораторные работы;

  • устные зачеты; устный опрос.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА


Представленная рабочая программа по биологии для 10-х классов разработана на основе программы по биологии «Биология. 10-11 классы. Уровень стандарта» для общеобразовательных учреждений (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С.) М. Просвещение, 2011 г., составленной на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Сухорукова Л.Н. Биология. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, Т.В.Иванова;– М.: Просвещение, 2014 г.

Программа базового курса включает в себя полностью программу общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, а также количество лабораторных работ, число демонстраций и экскурсий.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности.

В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.

Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция.

В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.

Цели и задачи:

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне, направленно на достижение следующих целей:

- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема);

история развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науке в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдение за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношениях в природной среде, собственному здоровью; уважение к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдения мер профилактики заболеваний.

Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека.

Основная задача данного курса заключается в формировании основных биологических понятий, применение разнообразных типов уроков предусматривает развитие учебно-познавательной деятельности на всех этапах урока. Глубокому усвоению знаний способствует целенаправленное последовательное включение учащихся в решение познавательных задач, формирование у них практических умений.

Составной частью экологического воспитания является природоохранительная работа, включающая знакомство с редкими и исчезающими растениями, обучение правилам поведения в природе и участие в охране растений родного края.

Общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения.

Используемые основные технологии:

Технология учебного проектирования;

Технология сопровождения учебно-исследовательской деятельности;

Информационно-коммуникативные технологии;

Здоровьесберегающие технологии;

Используемые методы:

- объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ, работа с литературой и т. п.)
- репродуктивный метод 
- частично-поисковый (продуктивный метод)
- методы формирования интереса - познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха;

- методы формирования долга и ответственности в учении - разъяснение общественной и личностной значимости учения; 
- методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

Используемые формы:

Индивидуальные консультации;

Обучение на основе схем и знаковых моделей учебного материала;

Проблемное обучение;

Личностно-ориентированное обучение;

Информатизация процесса обучения;

Дидактические игры;

Работа малых групп;

Работа пар сменного состава;

Самостоятельная работа.

Формы организации образовательного процесса:

Основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем; личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.

Формы организации деятельности по развитию творческих способностей учащихся:
Это урочная деятельность: исследовательская деятельность школьников, творческие задания на уроках; уроки, основанные на развитии творческих особенностей: урок мудрости, урок-поиск, продуктивная игра, урок творческий отчет и внеурочная деятельность школьников – исследовательские и проектные работы, различные творческие работы.

Формы организации обучения: индивидуальная; парная; групповая.

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках биологии, относятся телевизор, компьютер, проектор.

Логические связи предмета биологии с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана:

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета.

Каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе – теоретических знаний и приемов самостоятельной работы;

Межпредметные связи при изучении общей биологии позволяют широко реализовать знания учащихся по химии, физике, информатике и географии в разделах: «Организм и среда». «Надорганизменные системы». «Экосистемы», «Микроэволюция, макроэволюция». «Разнообразие органического мира». При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами, искать информацию и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий. Изучение биологии основывается на тесной межпредметной интеграции её с другими общеобразовательными дисциплинами естественно-научного цикла, которая достигается в процессе знакомства с общенаучными методами (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), раскрытия значения научного знания для практической деятельности человека, гармоничного развития общества и природы. Отличительной особенностью данной предметной линии служит ориентация на взаимодействие биологического и гуманитарного знания. Ценностный компонент органически вплетается в учебную информацию, придаёт ей яркую эмоциональную окраску, экологический, нравственно-этический или эстетический смысл. Благодаря этому учебная информация становится личностно значимой, вызывает интерес, лучше воспринимается и усваивается.




ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


В соответствии с ФКГОС среднего (полного) общего образования учебный предмет «Биология» входит в предметную область «Естественные науки».

Программа данного курса реализуется за счёт инвариативной части учебного плана.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 10 классе отводится 34 часа, по 1 часу в неделю в течение 1 учебного года. Биологические знания лежат в основе развития медицины, фармакологической и микробиологической промышленности, сельского и лесного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, системы охраны окружающей среды.

Курс общей биологии должен быть направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее организации от молекулярного до биосферного уровня, ее эволюции. У школьника должно быть сформировано биоцентрическое мировоззрение, основанное на глубоком понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой материи.

При изучении общей биологии рекомендуется обращать особое внимание на то, что живая материя – это особая форма движения материи во Вселенной, управляемая законами, несводимыми к законам физики. Функционирование живой материи принципиально невозможно описать уравнениями на основе знания только физических и химических закономерностей. Живое отличается от неживого возникновением, а также хранением, передачей и развертыванием информации. Оперирование огромными объемами информации возможно только благодаря наличию многоуровневых иерархически устроенных управляющих систем, своего рода компьютеров со своими носителями данных, языками программирования, переключением программ. Понимание этой сложности живой материи должно сопровождаться и пониманием того, что изучение ее возможно только с использованием научных методов и достижений разных наук – физики, химии, математики, информатики. Этот курс изучают в течении одного учебного года, за счет инвариативной части.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать

  • знания об особенностях жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • знать фундаментальные понятия биологии;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученыхв развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь


  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • уметь пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания), решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном или животном материале;

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

  • владеть языком предмета, грамотно осуществлять поиск новой информации в литературе, Интернет-ресурсах, адекватно оценивать новую информацию, формулировать собственное мнение и вопросы, требующие дальнейшего изучения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ВЫПУСКНИКАМИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ ЯВЛЯЮТСЯ:


1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

•приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

•классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах — органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

•сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

•овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

•знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере

выявление эстетических достоинств объектов живой природы.






СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИИ В 10 КЛАССЕ



Введение ( 1 час)

Почему важно изучать общебиологические закономерности.

Демонстрация: таблицы, рисунки, слайды, отражающие значение генетической грамотности, знаний в области социальной экологии, эволюционного учения для каждого человека.

Строение и функции клетки. Размножение и развитие ( 18часов)

Важнейшие химические элементы клетки. Неорганические вещества. Вода: особенности строения молекулы, функции в живых организмах. Органические соединения. Углеводы, входящие в состав клеток (моно-, ди- и полисахариды), их функции. Липиды ( жиры и жироподобные вещества), их функции. Беокм. Строение молекулы белка: первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры. Денатурация. Биологические функции белков. Нуклеиновые кислоты. Особенности строения и функции ДНК и РНК. Аденозинтрифосфат ( АТФ)- универсальный биологический аккумулятор энергии. Строение молекулы АТФ. Макроэргическая связь.

Клетка эукариот- целостная система взаимосвязанных органоидов. Основные этапы накопления знаний о клетке, клеточная теория Т. Шванна. Значение работ Р. Вихрова, К Бэра для развития клеточной теории. Современный этап в истории развития клеточной теории. Методы цитологических исследований. Общий план строения клетки эукариот. Поверхностные структуры ( клеточная стенка, гликокаликс). Клеточные мембраны: строение и функции. Поступление веществ в клетку. Пиноцитоз. Фагоцитоз. Вакуолярная система клетки ( эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, вакуоли). Немебранные органоиды клетки : рибосомы. Опорно-двигательная система клетки ( микрофиламенты, микротрубочки, клеточный центр). Органоиды передвижения: реснички и жгутики.

Пластиды и митохондрии ( строение и функции в клетке, происхождение. Черты сходства с клеткой прокариот). Энергетическое обеспечение клетки. Анаэробы и аэробы. Сущность дыхания и брожения. Фотосинтез, продукты световой и темновой фаз. Космическая роль зелёных растений. Вклад К.А. Тимирязева в изучение фотосинтеза. Компоненты ядра: ядрышко, хроматин и хромосомы. Жизненный цикл клетки. Интерфаза. Митоз. Фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза. Амитоз. Редукционное деление- мейоз и его фазы. Интерфаза. Мейоз I.Особенности профазы. Конъюгация и кроссинговер. Метафаза I, анафаза I, телофаза I. Мейоз II, его фазы. Биологическое значение мейоза. Способы размножения организмов. Бесполое размножение и его формы. Половое размножение, значение для эволюции. Развитие половых клеток. Оплодотворение у животных. Оплодотворение у покрытосеменных растений. Приспособление цветковых растений к наземным условиям существования. Онтогенез. Особенности индивидуального развития животных. Апоптоз. Старение и его причины. Прокариоты. Особенности строения клетки прокариот. Размножение бактерий. Особенности обмена веществ. Роль бактерий в природе и хозяйственной деятельности человека. Разнообразие прокариот: цианобактерии, архебактерии, особенности их жизнедеятельности. Неклеточные формы жизни- вирусы.

Демонтсрация: устройство светового микроскопа, опыты, доказывающие результаты фотосинтеза, таблицы, схемы, слайды, портреты учёных.

Лабораторная работа №1 «Роль ферментов в клетке»

Лабораторнаяработа №2« Строение клетки эукариот: растений, животных, грибов.

Лабораторная работа №3« Движение цитоплазмы»

Лабораторная работа №4 «Явление плазмолиза и деплазмолиза»

Лабораторная работа №5«Строение половых клеток. Дробление зиготы, зародышевые листки»

Контрольная работа №1 Строение и функции клетки. Размножение и развитие

Основные закономерности наследственности ( 15 часов)

Г. Мендель- основоположник генетики. Принцип дискретной наследственности. Моногибридное скрещивание. Гибридологический метод. Закон единообразия гибридов первого поколения ( первый закон Г. Менделя). Закон расщепления в потомстве гибридов ( второй закон Г. Менделя). Генетическая символика. Промежуточный характер наследования. Анализирующее скрещивание. Закон независимого комбинирования признаков ( третий закон Г. Менделя) . Хромосомная теория наследственности. Нарушение сцепления генов, его последствия. Хромосомное определение пола. Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность. Открытие молекулярной природы гена. Репликация ДНК. Образование иРНК на матрице ДНК. Генетический код, его свойства. Роль транспортных РНК. Биосинтез белков. Роль транспортных РНК. Молекулярная теория гена. Генная инженерия.

Демонстрация: гербарные материалы, таблицы, схемы, слайды, портреты учёных.

Практическая работа №1 «Составление родословных»

Контрольная работа №2«Основные закономерности наследственности»


ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Лабораторная работа №1

«Роль ферментов в клетке»

Лабораторная работа №2

Строение клетки эукариот: растений, животных, грибов.

Лабораторная работа №3

« Движение цитоплазмы»

Лабораторная работа №4

«Явление плазмолиза и деплазмолиза»

Лабораторная работа №5

«Строение половых клеток. Дробление зиготы, зародышевые листки»

Практическая работа №1

«Составление родословных»


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10 класс

Раздел

Тема

Количество часов

Контрольных работ

Лабораторных работ

Практических работ

I

Введение

1




II

Строение и функции клетки. Размножение и индивидуальное развитие.

18

1

5


III

Основные закономерности наследственности

15

1


1


Итого:

34

2

5

1



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ. 10 КЛАСС. УМК ЛИНИИ «СФЕРЫ»

(34 часа)

п/п

Дата



Тема урока



Тип урока

Лабораторные, практические работы



Домашнее задание

по плану

по факту

ВВЕДЕНИЕ (1 ЧАС)

1.



Почему важно изучать общую биологию

Вводный


§ 1стр.8-9

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ КЛЕТКИ .РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ( 18 Ч.)

2.



Неорганические вещества клетки

Комбинированный


§2 стр.10-11

3.



Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды.

Комбинированный




§3 стр.12-13

4.



Белки. Строение белковых молекул.


Комбинированный




§ 4 стр.14-15

5.



Функции белков.


Комбинированный

Лабораторная работа №1

«Роль ферментов в клетке»

§4 стр.16-17

6.



Нуклеиновые кислоты. Аденозинтрифосфорная кислота.

Комбинированный


§5 стр.18-19

7.



Клеточная теория- первое теоретическое построение биологии

Урок обобщения и систематизации знаний


Проверочная работа: «Вещества и химические процессы в клетке»

§ 6 стр.20-21

8.



Строение клеток эукариот. Цитоплазма. Плазматическая мембрана.


Комбинированный

Лабораторная работа №2

« Строение клетки эукариот: растений, животных, грибов.

§7 стр.22-23

9.



Вакуолярная и опорно-двигательная системы клетки.



Комбинированный

Лабораторная работа №3« Движение цитоплазмы»

Лабораторная работа №4 «Явление плазмолиза и деплазмолиза»


§8 стр. 24-25

10.



Особенности строения и функционирования пластид и митохондрий. Рибосомы.

Комбинированный


§9 стр.26-27

11.



Энергетическое обеспечение клетки.

Комбинированный


§10 стр. 28-29

12.



Строение и функции клеточного ядра.


Комбинированный


§11 стр. 30-31

13.



Деление клетки. Митоз. Мейоз.


Урок обобщения и систематизации знаний


Проверочная работа: «Клетки эукариотических организмов»

§12 стр. 32-33

14.



Способы размножения организмов.


Комбинированный


§13 стр. 34-35

15.



Образование половых клеток. Оплодотворение.

Комбинированный


§14 стр. 36-37

16.



Индивидуальное развитие клеток ( онтогенез)

Комбинированный

Лабораторная работа №5 «Строение половых клеток. Дробление зиготы, зародышевые листки»

§15 стр.38-39

17.



Особенности строения и жизнедеятельности прокариот

Комбинированный




§16 стр. 40-41

18.



Вирусы- неклеточные формы жизни.

Комбинированный


§17 стр. 42-43

19.



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

по теме

« Строение и функции клетки. Размножение и развитие»


Урок контроля и проверки знаний



ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ ( 15 Ч.)

20.



Закономерности наследственности. Первый и второй законы Г. Менделя.

Комбинированный


§ 18 стр.46-47

21.



Объяснение закона Г. Менделя с позиции гипотезы чистоты гамет

Урок приобретения новых знаний


§ 19 стр. 48-49

22-23.



Дигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя.Решение генетических задач.

Урок приобретения новых знаний


§ 20 стр.50-51

24.



Хромосомная теория наследственности. Цитологическое обоснование законов Г. Менделя.

Урок приобретения новых знаний



§21 стр.52-53

25-26.



Сцепленное наследование генов. Генетические карты хромосом.

Решение генетических задач.


Урок контроля и проверки знаний


§22 стр.54-55

27-28.



Хромосомное определение пола. Наследование, сцепленное с полом.

Урок контроля и проверки знаний

Практическая работа №1 «Составление родословных»

Проверочная работа: «Основные законы наследственности»

§23 стр. 56-57

29.



Взаимодействие генов . Цитоплазматическая наследственность.

Комбинированный


§24 стр. 58-59

30.



Молекулярная природа гена. Удвоение ДНК. Транскрипция.

Комбинированный


§ 25 стр.60-61

31.



Генетический код, его свойства. Биосинтез белков.

Урок приобретения новых знаний



§26 стр. 62-63

32.



Итоговая контрольная работа

Урок контроля и проверки знаний


§26 стр. 64-65

33.



Молекулярная теория гена. Генная инженерия.

Урок обобщения и систематизации знаний



34



Повторение. Обобщение

Урок обобщения и систематизации знаний




КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Основой для определения уровня знаний обучающихся являются критерии оценивания - полнота знаний, их обобщенность и системность:

  • полнота и правильность - это правильный, полный ответ;

  • правильный, но неполный или неточный ответ;

  • неправильный ответ;

  • нет ответа.

При балльной системе оценивания обучающихся всех уровней обучения применяются следующие общедидактические критерии:

Отметка «5 (отлично)» ставится в случае:

  • знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объема программного материала;

  • умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации;

  • отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах, устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов педагога;

  • соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «4 (хорошо)» ставится в случае:

  • знания всего изученного материала;

  • умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;

  • наличие незначительных (негрубых) ошибок при воспроизведении изученного материала;

  • соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «3 (удовлетворительно)» ставится в случае:

- знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, необходимости незначительной помощи учителя;

  • умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы;

  • наличия 1-2 грубых ошибок, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материла;

  • незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «2 (неудовлетворительно)» ставится в случае:

  • знания и усвоения учебного материала на уровне ниже минимальных требований программы;

  • отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы;

  • наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала;

- значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «1 (неудовлетворительно)» ставится в случае:

- отказ обучающегося от ответа, выполнения работы, теста, отсутствие выполненного (в том числе, домашнего) задания.

При выставлении отметок необходимо учитывать классификацию ошибок и их количество:

  • грубые ошибки;

  • однотипные ошибки;

  • негрубые ошибки;

  • недочеты.


К ГРУБЫМ ОШИБКАМ СЛЕДУЕТ ОТНОСИТЬ:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

  • незнание наименований единиц измерения;

  • неумение выделять главное в ответе;

  • неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;

  • неумение делать выводы и обобщения;

  • неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;

  • неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;

  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочником;

  • нарушение техники безопасности.

К ОДНОТИПНЫМ ОШИБКАМ относятся ошибки на одно и то же правило.

К НЕГРУБЫМ ОШИБКАМ следует относить:

  • неточность формулировок, определений, понятий, законов, правил, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или замена 1-2 из этих признаков второстепенными;

  • ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;

  • ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы приборов, оборудования;

  • ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика и др.;

  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

  • нерациональные методы работы с учебной и справочной литературой;

  • неумение решать задачи, выполнять задание в общем виде.

НЕДОЧЁТАМИ ЯВЛЯЮТСЯ

  • нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опыта, наблюдений, заданий;

  • ошибки в вычислениях;

  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;

  • орфографические и пунктуационные ошибки.


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа

При организации учебно-образовательной деятельности предполагается использование учебно-методического комплекта.



ОЦЕНИВАНИЕ УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:

- правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;

- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;

- самостоятельность ответа;

- речевую грамотность, логическую последовательность ответа.

Отметка «5»:

- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;

- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

- раскрыто основное содержание материала;

- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

- ответ самостоятельный;

- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, на всегда последовательно;

- определения понятий недостаточно четкие;

- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2»:

- основное содержание учебного материала не раскрыто;

- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии;

Отметка «1»:

Отказ отвечать


ОЦЕНИВАНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,

ЛАБОРАТОРНЫХ) РАБОТ, ОПЫТОВ


Отметка "5" ставится, если ученик:

    • правильно определил цель опыта;

    • выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

    • самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

    • научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

    • проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

    • эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

    • опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

    • или было допущено два-три недочета;

    • или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

    • или эксперимент проведен не полностью;

    • или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

    • правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

    • или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

    • опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

    • допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

    • не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

    • или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

    • или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к отметке "3";

    • допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка "1" ставится, если ученик:

    • не приступал к выполнению опыта


ОЦЕНИВАНИЕ УМЕНИЙ СТАВИТЬ ОПЫТЫ.

Учитель должен учитывать:

- правильность определения цели опыта; - самостоятельность подбора оборудования и объектов;

- последовательность в выполнении работы по закладке опыта; - логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.


Отметка «5»:

- правильно определена цель опыта;

- самостоятельно, с необходимой последовательностью проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

- научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта;

Отметка «4»:

- правильно определена цель опыта;

- самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов, при закладке опыта допускается 1-2 ошибки;

- научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта;

- в описании наблюдений из опыта допускаются небольшие неточности.

Отметка «3»:

- правильно определена цель опыта;

- подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

- допускается неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов.

Отметка «2»:

- не определена самостоятельно цель опыта;

- не отобрано нужное оборудование;

- допускаются существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.

.

ОЦЕНИВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ПИСЬМЕННЫХ И

КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

( в том числе, биологические диктанты)

Отметка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

    • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

    • или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Отметка"1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;

Примечание.

1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.


2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.


ОЦЕНИВАНИЕ УМЕНИЙ ПРОВОДИТЬ НАБЛЮДЕНИЯ.


Отметка"5" ставится, если ученик:

  • правильно по заданию учителя провел наблюдение;

  • выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

  • логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.

Отметка"4" ставится, если ученик:

  • правильно по заданию учителя провел наблюдение;

  • при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные;

  • допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка"3" ставится, если ученик:

  • допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

  • при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;

  • допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

  • допустил 3 - 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

  • неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);

  • опустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка "1" ставится, если ученик:

  • Не владеет умением проводить наблюдение.


ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ.

 При проведении тестирования обучающихся применяется следующий порядок оценивания качества выполнения тестовых заданий:

Отметка «5» ставится при правильном выполнении обучающимся тестового задания

на 91-100%;

Отметка «4» ставится при правильном выполнении тестового задания на 76-90%;

Отметка «3» ставится при правильном выполнении тестового задания на 61-75%;

Отметка «2» ставится при правильном выполнении тестового задания менее чем на 60%.

Отметка «1» ставится, если обучающийся отказался от выполнения теста.



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПОРНО-СХЕМАТИЧЕСКОГО КОНСПЕКТА (ОСК) ПО БИОЛОГИИ:

Перед учащимися ставится задача научиться «сворачивать» конспекты до отдельных слов (словосочетаний), делать схемы с максимальным числом логических связей между понятиями. Полнота использования учебного материала.

  • Объём ОСК для 11 классов один лист формата А 4).

  • Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями).

  • Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость ОСК).

  • Грамотность (терминологическая и орфографическая).

  • Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы.

  • Самостоятельность при составлении.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТ УЧАЩИХСЯ В ГРУППЕ

(КОМАНДЕ) В ИГРАХ КВН И ДР.

  • умение распределить работу в команде;

  • умение выслушать друг друга;

  • согласованность действий;

  • правильность и полнота выступлений.

  • Активность

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕФЕРАТА

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых учителем и обучающимися вопросов и сформулировать точные ответы на них.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для учителя:

  1. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Методические рекомендации. Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 2013.

  2. Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C. Биология. Программы общеобразовательных учреждений.10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учрежд. – М.: Просвещение, 2012.

  3. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред.В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М.:Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения).

Для учащихся:

  1. Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C. Биология. Программы общеобразовательных учреждений.10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учрежд. – М.: Просвещение, 2012.

Интернет-ресурсы

http://www.bio.nature.ru – научные новости биологии

http://www.eidos.ru – Эйдос-центр дистанционного образования

http://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

http://biology.asvu.ru/ - Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека.

http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.

http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.

http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета.

http://college.ru/biology/ - Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты.

http://www.informika.ru/text/database/biology/ - Электронный учебник, большой список Интернет-ресурсов.

http://school.holm.ru/predmet/bio/ - Школьный мир. Биология. Ссылки на Ресурсы Интернет в области биологии. К сожалению, не все ссылки работают.

http://www.informika.ru/text/inftech/edu/edujava/biology/ - бесплатные обучающие программы по биологии.

http://www.kozlenkoa.narod.ru/ - Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам.

http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".

http://www.bril2002.narod.ru/biology.html - Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: Общая биология, Ботаника, Зоология, Человек.

http://ic.krasu.ru/pages/test/005.html -тесты по биологии.

http://learnbiology.narod.ru/ - Сетевой ресурс биология в Интернете на

http://dronisimo.chat.ru/homepage1/ob.htm - электронный учебник по биологии

педагогических идей (план проведения недели биологии в школе).

http://www.kokch.kts.ru/cdo/ - тестирование On-line по биологии для учащихся 5-11классов.

http://www.science.up-life.ru/biologiya.html - Школа интерактивного обучения, виртуальные лабораторные работы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!